Музыкальное искусство как средство нравственного воспитания личности младшего школьника
Данные автора |
|
Область (регион) |
Республика Крым |
Город |
Армянск |
Полное наименование ОУ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска Республики Крым |
ФИО автора материала |
Кузьменко Елена Васильевна |
Должность |
Учитель музыки, 1 квалификационная категория |
E-mail и телефон |
iva6868@rambler.ru |
Данные о публикуемом материале |
|
Вид материала (конспект урока, статья, методическая разработка и т.д.) |
статья |
Предмет |
музыка |
Класс |
1-4 |
Тема |
Музыкальное искусство как средство нравственного воспитания личности младшего школьника |
Краткое описание материала |
Тема статьи позволяет определить основные направления педагогической деятельности относительно организации процесса нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки |
Ваш комментарий |
В сборник |
учитель музыки
Кузьменко Елена Васильевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска Республики Крым
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В педагогических исследованиях выделяется два основных подхода к разработке теоретико-методологических основ нравственного воспитания:
1) интеллектуалистический, направленный на вооружение школьников нравственными знаниями;
2) поведенческий, связанный с формированием у школьников нравственных навыков и привычек поведения.
Эти два подхода представляют собой две стороны единого процесса нравственного воспитания личности.
Психологические аспекты данной проблемы представлены в исследованиях И. Беха, А. Бодалёва, Б. Братуся, В. Чудновского, С. Якобсона.
Раскрывая психологическую природу нравственных качеств личности, И. Бех отмечает, что его истоки следует искать в эмоциональной сфере индивида, поскольку первично именно эмоциональное переживание, которое является источником действия, толчком к нему, выступает как мотив. При этом особенно важным представляется положение о том, что эмоция может являться толчком к действию в том случае, если переживается с достаточной силой [2, с. 176].
И. Бех справедливо заметил, что нравственные качества являются результатом, с одной стороны, обобщения конкретного эмоционального переживания, а с другой – обобщения повторяемых конкретных ситуаций, событий или явлений [2, с. 177].
В исследованиях А. Липкиной, Б. Николаичева [5] представлен материал о взаимосвязи нравственного опыта ребёнка и его осознанности. В их статье подчёркивается, что между нравственным опытом ребёнка и его осознанностью нет однозначного соответствия. С одной стороны, нравственное поведение предполагает осознанность мотивов и последствий поступков. С другой стороны, нравственное отношение может быть объективно реализовано в поступке и в тех случаях, когда суждение о нём не является достаточно расчленённым и нравственная регуляция выступает в форме лишь эмоционального переживания (стыд, вина, гордость, удовлетворённость) [5, с. 14]. Поэтому мы должны учитывать в практической работе сложность перехода от мысли к действию, поскольку налицо особые требования к мотивационным установкам формирующейся личности, что сталкивает её с необходимостью выбора и последующей оценки. На психологическом уровне процесс воспитания нравственной культуры личности основывается на механизмах сопереживания и идентификации, представления как эмоционально обогащённого, подвижного образа, наполненного личностным смыслом.
Педагогически направленный процесс нравственного воспитания личности, по нашему мнению, должен осуществляться поэтапно и предусматривает: развитие и углубление интереса к осмыслению знаний нравственной направленности, моральных аспектов жизнедеятельности; осмысление сути нравственных ценностей и возникновение позитивного отношения к ним; развитие способности к персонализации личности в другом лице; осознание личностью себя субъектом морального действия, поступка; приведение своего поведения в соответствие с нормами нравственной культуры; развитие потребности в саморазвитии, самосовершенствовании.
Изложенное выше позволяет определить направления педагогической деятельности. Прежде всего, необходимо:
-
способствовать освоению знаний о ценностях нравственной культуры; об историко-культурных корнях обычаев и традиций разных времён и народов;
-
стимулировать понимание сути нравственных норм, принципов, идеалов, понятий, нравственных качеств личности; развивать способность к нравственной оценке, суждению, этико-психологическому анализу; развитие эмпатии и рефлексии как основы нравственных чувств;
-
организовать процесс практического освоения социально одобренных образцов поведения в проблемных ситуациях, норм культуры общения, средств самовоспитания, саморегуляции.
Идеальным образцом воплощения нравственного опыта человечества является музыкальное искусство. Методологической основой выделения музыкального искусства как одного из оптимальных способов нравственного воспитания младших школьников выступает положение о том, что «именно в искусстве представлены во всём многообразии нравственные конфликты эпох, цивилизаций, нравственные эталоны чувств и поведения человека. Каждый вид искусства создаёт одухотворённый, идеальный, поэтический образ определённого времени с характерными для него чертами и в то же время показывает и антиидеалы» [7, с. 65].
Музыкальное искусство выступает в качестве могущественного воздействия на духовный мир человека и, прежде всего, на формирование его нравственного облика. Эту свою функцию музыкальное искусство выполняет путём художественного полноценного воплощения нравственно-эстетического идеала, через всю сложную систему художественной образности воздействуя на ум, волю и чувства человека.
Процесс нравственно-эстетического «очищающего» воздействия музыкального искусства сложен. Он включает в себя элемент субъективности. Восприятие музыкального искусства человеком зависит, в конечном счёте, от общей и эстетической культуры, жизненного опыта и настроя, желания и умения воспринимать музыкальное произведение. Г.-В.Ф.Гегель справедливо подчёркивал: «… каждый человек оценивает художественные произведения или характер действия или события по мере своего понимания и душевной глубины» [3, с. 241].
Механизм влияния музыкального искусства на личность строится на основе психологических особенностей сопереживания. Б. Неменский отмечает, что «воспринимающий должен всеми чувствами, всем существом, как бы уподобиться художнику, передающему свой опыт чувств, чтобы его действительно пережить, прожить как личный, собственный опыт чувств – и только тогда его можно считать воспринятым и подлинно усвоенным» [6, с. 37]. Далее педагог подчёркивает, что важно не просто сопереживать автору, а больше – вводить эти мысли-чувства в свой сегодняшний повседневный опыт.
Действительно, роль музыкального искусства в накоплении опыта сопереживания незаменима. Музыкальное искусство позволяет обогатить эмоциональную сферу ребёнка, создаёт условия для построения в сознании младшего школьника целостной нравственно-эстетической картины мира.
Выдающийся музыкант и педагог Д. Кабалевский, оценивая роль музыки в формировании духовной культуры человека, писал: «Почти любое сочинение – как с текстом, так и без текста – даёт возможность одной – двумя фразами указать на связь с тем или иным чувством или мыслью человека, с тем или иным жизненным фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроках обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь» [4, с. 36].
Специфика и логика музыкального воздействия могут быть выявлены при понимании музыкального искусства как средства общения, феномена культуры, обеспечивающего единство чувств и целеустремлений. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состоянию человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, радостью за другого.
В качестве философского основания музыкального восприятия как художественного общения можно использовать теорию художественного восприятия М. Бахтина [1]. Музыкальное произведение – это «живое художественное событие», обязательные участники которого – «герой» и «автор-созерцатель» – обеспечивают воспринимающему возможность вхождения в содержательный мир музыки [1, с. 164–165]. М. Бахтин выделяет следующие этапы: вживание в «героя», с целью пережить то, что чувствует он (для этого необходимо встать на место героя); «возврат в себя», «материал вживания может быть осмыслен этически, познавательно или эстетически» (здесь осуществляется переход на позицию «автора-созерцателя», сопереживание его творческой установке); принятие «индивидуальной позиции в бытии», то есть слушатель сознательно занимает одну из позиций по отношению к интонационно-музыкальному высказыванию героя (позиции – одобрение, согласие, поддержка авторской точки зрения, несогласие, неприятие, отказ; здесь и происходит труд души и соответственно нравственно-возвышающий эффект музыки).
Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки – это не изучение теоретических основ морали, формирование этических представлений и понятий, а активное овладение красотою разножанровой музыкальной палитры, выявление нравственно-эстетической ценности художественных образов, развитие аксиологических ориентаций в сокровищнице национальной и мировой музыкальной культуры.
Анализ психолого-педагогических основ нравственного развития личности позволяет определить процесс нравственного воспитания младших школьников как присвоения им нравственного опыта человечества, преобразование общечеловеческих и национальных нравственных ценностей, заложенных в музыкальном искусстве в горизонт собственного «Я», реализация личностных ценностных ориентаций в социальных отношениях.
Методологические основы музыкального искусства в процессе нравственного воспитания базируются на взаимосвязи этического и эстетического в формировании целостной картины мировосприятия младших школьников, взаимосвязи искусства и морали. В контексте культурологического осмысления проблем этического и эстетического следует отметить, что этическое можно рассматривать как сферу нашей жизни, а эстетическое как способ восприятия мира и внутренних ощущений человека.
Приёмы и средства использования музыкального искусства в процессе нравственного воспитания младших школьников многообразны и вариативны. Среди них можно выделить: композиционное моделирование урока музыки (или бинарного урока как произведения искусства (завязка-кульминация-развязка); индивидуально-творческие задания; вербализация личностных ощущений в процессе общения с произведением искусства; игровая деятельность; обеспечение субъект-субъектных диалоговых отношений в процессе восприятия произведений искусства, создающие условия для самоизменения личности; создание художественно-педагогических ситуаций, стимулирующих рефлексию, самооценивание, идентификация; визуализация эмоциогенных ситуаций.
Основой содержания начального обучения на уроке является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды музыкальной деятельности. Активное восприятие (слушание) музыкального материала должно стоять на первом месте по значимости, так как наша задача – научить ребенка вслушиваться в музыку и понимать её, но не менее важной на первом этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.
Рассмотрим методы для формирования навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, расширения кругозора, воспитания культуры слушания и интереса к музыке, формирования эстетического вкуса, нравственных принципов:
– «метод размышления о музыке» (Д. Кабалевский) направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками [4, с. 64];
– «метод забегания вперед и возвращения к пройденному» (Д. Кабалевский) устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников [4, с. 58].
Установление связей предполагается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.
«Метод музыкальных обобщений» (Э. Абдуллин) направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.
«Метод эмоциональной драматургии» (Э. Абдуллин) направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.
«Метод создания художественного контекста» (Л. Горелова) направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды.
Близок вышеописанному «метод жизненных ассоциаций» (С. Португалов), направленный на создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения.
В процессе анализа музыкального произведения целесообразно предложить школьникам определённый алгоритм нравственного обобщения:
1. Сформулируйте сущность отражённого в музыкальном произведении поступка (действия).
2. В чём заключается мотив данного поступка?
3. Что же вызвало этот мотив, была ли породившая его потребность нравственной?
4. Какие чувства, переживания вызывает у героев произведения (у Вас) эти поступки (действия)?
5. Какую потребность удовлетворяют эти чувства?
6. Какую реакцию со стороны других людей (с вашей стороны) вызвал этот поступок, эти действия?
7. В каких ещё других музыкальных произведениях нашло выражение это нравственное чувство?
Эффективны в работе с младшими школьниками музыкально-дидактические игры. Они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. В образной, игровой форме детям объясняются такие важнейшие музыкальные понятия, как темп, динамика, регистр, высота звуков, длительности нот. Дети испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Методы, приёмы и средства работы на уроках музыки по нравственному воспитанию младших школьников должны, с одной стороны, ставить их участников в состояние активного деятеля, а с другой – отличаться высоким потенциалом воспитательного влияния, информационно-эмоциональной насыщенностью, способствовать активизации воспитательного процесса.
Таким образом, изложенное выше позволяет определить основные направления педагогической деятельности относительно организации процесса нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки: способствовать освоению знаний о нравственных ценностях отражённых в музыке; об историко-культурных корнях обычаев и традиций разных народов; стимулировать понимание сути нравственных норм, принципов, идеалов, понятий, моральных качеств личности; развивать нравственные чувства, способность к моральной оценке, суждению; организовать процесс практического освоения социально одобренных образцов поведения в проблемных ситуациях. Содержание воспитательного процесса охватывает комплекс теоретических и прикладных знаний о нравственных аспектах жизнедеятельности общества, духовный опыт предшествующих поколений, направленных на раскрытие историко-культурных основ и национального своеобразия общечеловеческих нравственных ценностей, заложенных в музыке.
Литература:
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – 2-е изд. – М. : Искусство, 1986. – 444 с.
2. Бех И. Нравственность личности в психологическом ракурсе / И. Бех // Філософська і соціологічна думка. – 1994. – № 3–4. – С. 177–178.
3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2-х т. Система отдельных наук / Г. В. Ф. Гегель / ред. В. М. Камнев, Ю. В. Петров, К.А.Сергеев и др. – СПб. : Наука, 1999. – Т. 2. – Ч. 3. – С. 241–289.
4. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления : избр. ст. и доклады / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
5. Липкина А. И. Психология ребёнка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения / А. И. Липкина // Вопросы психологии. – 1980. – №1. – С. 11–21.
6. Неменский Б. М. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы круглого стола / Б. М. Неменский // Вопросы философии. – 1996. – №2. – С. 3–40.
7. Шевченко Г. П. Поэтический образ морали в искусстве: опыт нравственного воспитания старшеклассников / Шевченко Г.П., Бутенко Л.Л., Шкурин А.И. – Луганск: Альма Матер, 2002. – 166 с.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Международный вебинар "Музыка как вид искусства. Три кита в музыке. Вокальная музыка"
- Международный вебинар "Музыкальные инструменты. Рождение фортепиано"
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)