Говорят мы бяки, буки.. или детская агрессия: виды, причины возникновения и методы коррекции
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Новоаганский детский сад присмотра и оздоровления «Солнышко»
Проект
«Говорят мы бяки, буки.. или детская агрессия: виды, причины возникновения и методы коррекции»
Автор: Кравцова
Анастасия Владимировна
Новоаганск 2015
Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающй его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений.
Ценность дошкольного детства в общем цикле психологического развития А.В. Леонтьев определяет с точки зрения «непроходящих приобретений», а именно формирования таких психологических свойств и способностей, которые входят в структуру личности и определяют весь дальнейший путь ее развития.
Одним из важнейших качеств, которые формируется у ребенка в дошкольный период, это способность к конструктивному общению. Для дошкольника общение со взрослыми и сверстниками является важным средством освоения окружающей действительности, у него складываются социальные потребности, формируется умение устанавливать продуктивные контакты с другими людьми. Эти изменения входят в структуру психологической готовности ребенка к школе от того насколько ребенок освоил деятельность общения, зависит успешность его адаптации к школьному обучению. Умение действовать сообща, взаимодействовать в различных коммуникативных условиях показывают насколько ребенок готов к новым условиям общения в учебной деятельности.
ФГОС внедряемый в дошкольном образовании, выделяет социально – коммуникативное развитие дошкольников как один из важнейших, интегрированных компонентов всего процесса воспитания и обучения ребенка в целом, и сохранения его психологического здоровья в частности.
Таким образов, перед психологом ДОУ стоит задача содействовать профилактике, и психологической коррекции нарушения психологического здоровья ребенка, в том числе и нарушений в социально – коммуникативной сфере.
Детская агрессия – одно из наиболее часто встречающихся проявлений, свидетельствующих о том, что у ребенка недостаточно развиты умения и навыки к конструктивному общению со взрослыми и сверстниками.
Мной была выдвинута следующая гипотеза: формирование у ребенка испытывающего затруднения в межличностном общении навыков социально приемлемых форм поведения и личностных качеств, способствующих закреплению этих навыков, приведет к улучшению психологического здоровья детей, снижению уровня проявления негативных поведенческих особенностей и в конченом итоге к улучшению социально – психологического климата в группе ДОУ.
В связи с этой гипотезой мной были поставлены следующие цели и задачи.
Цель данного проекта - создание системы психологического сопровождения детей с высоким уровнем агрессии.
Задачи проекта:
-
Теоретическое изучение проблемы.
-
Выявить факторы влияющие на проявления детской агрессии (физиологические, социальные, личностные)
-
Разработать систему мероприятий психолого-педагогического сопровождения детей испытывающих трудности в межличностном общении по развитию способности находить и применять социально приемлемые формы поведения, формирование навыков общения со сверстниками.
-
Содействовать накоплению детьми положительного опыта общения с другими людьми
В результате реализации проекта дети должны:
-
Овладеть навыками конструктивного выражения эмоций
-
Овладеть способами поведения в типичных социальных ситуация
-
Узнать этически нормы общения
-
Развить умение отбирать и использовать вербальные и невербальные способы общения адекватно ситуации
На основании изученной литературы, можно сделать вывод что основными факторами способствующими возникновению и проявлению детской агрессии можно выделить следующие:
-
Физиологические факторы (нарушение психического развития, имеющие органическую основу; недостаточность двигательной активности; неврологические нарушения)
-
Социальные факторы ( семейное неблагополучие, недостаточность или избыток родительского внимания)
-
Личностные факторы (неразвитость коммуникативных навыков, нарушения в эмоционально – волевой сфере)
Среди психологических особенностей детей склонных к проявлениям агрессии современные исследователи выделяют следующие:
• недостаточное развитие интеллекта;
• сниженная самооценка;
• низкий уровень самоконтроля;
• неразвитость коммуникативных навыков;
• повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).
На основании теоретического материала были разработаны мероприятия по следующим направлениям психолого – педагогической деятельности, включающие в себя всех субъектов образовательного процесса приведенные в таблице. (Приложение 2)
Содержание деятельности
-
Психодиагностика
На первом этапе было проведено анкетирование воспитателей старшей и подготовительной групп с целью выявления детей с признаками агрессивности и тревожности. (Приложение 1)
По результатам диагностики были получены следующие результаты.(Приложение 3)
На втором этапе была проведена индивидуальная диагностика детей с целью выявления личностной тревожности (Методика "Выбери нужное лицо"), уровня самооценки (Методика "Лесенка"), а так же статусного положения детей в группе ДОУ (Методика "Подарок").
По результатам диагностики были получены следующие данные (Приложение 4).
На основании полученных данных были отобраны дети по следующим критериям:
-
Высокий и выше среднего уровень агрессивности
-
Высокий или выше среднего уровень тревожности
-
Низкая или заниженная самооценка
-
Низкий статус в группе ДОУ
На третьем этапе с этими детьми был проведены диагностики с целью выявления особенностей детско – родительских отношений (Методика «Цветовая социометрия» и методика «Эмоциональные отношения в семье»)
Также родители этих детей были приглашены на индивидуальные консультации, с целью определения наличия или отсутствия семейных факторов, способствующих возникновению или проявлению детской агрессивности.
-
Психопрофилактика
По результатам психодиагностики были сформированы коррекционные группы, с которыми проводится и планируется проводить в дальнейшем психопрофилактические игры и упражнения и игры, способствующие снятию эмоционального напряжения и овладения социально – коммуникативными навыками.
-
Психоконсультирование
На основании изученного теоретического и практического материала для педагогов и родителей были разработаны консультации, целью которых является повышения психологической культуры взрослых.
С родителями, регулярно проводятся индивидуальные консультации по вопросам связанным с особенностями воспитания и обучения детей с нарушениями в эмоционально – волевой сфере.
Коррекционно - развивающая работа ведется на основе программы "Я и ты - друзья" разработанной Ю.А. Афонькиной
Конспект психокоррекционного занятия
(старшая группа, первый год обучения, дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы)
Тема: "Расскажу о себе - узнаю другого"
Цель: способствовать становлению у ребенка положительного отношения к эмоциональным проявлениям и поведенческим особенностям других детей
Задачи:
-
создание положительного эмоционального отношения к себе и сверстникам;
-
формирование у детей навыка конструктивного взаимодействия со развитие у дошкольников способности к саморегуляции
-
умения находить приемлемые формы выхода отрицательной энергии
Оборудование и материалы
-
аудиозаписи со звуками природы
-
паралоновый мячик
-
карточки со схематичными изображениями эмоций на веревочках "медали - смайлики"
-
цветные картонные медальки разнообразных цветов условно "положительных" (красный, оранжевый, зеленый, желтый), так и условно "отрицательных" (синий, серый, фиолетовый, белый, черный)
-
черно - белые изображения отрицательных героев мультфильмов
-
цветные краски
Ход занятия
ВСТУПЛЕНИЕ
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас начинаются необычные занятия. На них мы будем много
разговаривать, играть, общаться и, самое главное, отправимся в путешествие в «Страну хорошего настроения». Мы узнаем, чем можно помочь людям, когда у них плохое настроение, и что нужно сделать, чтобы в пасмурный день стало весело и радостно.
Дети встают в кружок. Психолог просит поздороваться друг с
другом
Но здороваться друг с другом мы будем необычным способом, давайте скажем друг другу "Здравствуй", назовем свое имя и скажем какой я, назовите три слова которыми вы смогли бы себя описать. Например "Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Владимировна, я добрая, веселая и вежливая", и выберем себе рожицу с тем настроением, какое у меня сейчас.
Дети передают друг другу мячик и называют сове имя и три своих качества и выбирают себе "смайлик", с изображением соответствующего настроения .
УПРАЖНЕНИЕ 1 ЦВЕТНОЕ НАСТРОЕНИЕ
А теперь, когда мы познакомились, давайте расскажем какие наши соседи по кругу, но сделаем это без слов, а с помощью цветных медалей. Давайте по очереди выберем друг другу медали такого цвета, каким мы представляем соседа справа.
Дети по очереди, выбирают медали из предложенных разноцветных, такого цвета каким они видят соседа справа. опыт применения данного задания показывает, что дети в подгруппе из 6 - 8 человек, как правило дарят друг другу медали разнообразных цветов, как условно "положительных,", так и условно "отрицательных".
А теперь ребята объясните почему вы выбрали такие цвета друг для друга
Дети, объясняют, приписываю тому или иному цвету определенные моральные качества.
Какие вы молодцы ребята, а теперь давайте подумаем, как помочь тем у кого "плохие цвета". что надо сделать чтобы из черного кружочка получилось что нибудь веселое?
Дети предлагают перекрасить что - нибудь вырезать расскрасить.
Вот давайте так и сделаем, у вас есть полная свобода в своих действиях.
Дети из "плохих" медалей делают "хорошие" вырезают перекрашивают, или украшают "плохие" кружочки.
Вот видите ребята, если человеку плохо, ему всегда можно помочь. что для этого надо сделать?
Дети отвечают, что сделать для того, кому грустно, одиноко, кто злится, кто обижен и так далее.
УПРАЖНЕНИЕ 2 ЦАРЕВНА - НЕСМЕЯНА
Ребята, вы знаете, кто такая царевна несмеяна? а почему она никогда не смеялась?
(Дети выдвигают свои версии)
Давайте поиграем в игру, которая так и называется "царевна - несмеяна"
или Царевич, если ведущим будет мальчик. Для начала давайте выберем с помощью, кубика с цифрами кто будет ведущий. у кого выпадет цифра больше тот и будет у нас несмеянной.
Дети кидают кубик, выявляем ведущего.
Наша царевна (или царевич) садится на трон и его задача, чтобы мы не делали не рассмеяться. А остальные пытаются по очереди его рассмешить. В нашей игре победит тот, кто ни разу не засмеется, чтобы мы не делали.
Моя практика применения данной игры с дошкольниками, показывает, что не т детей, которые бы не рассмеялись. повторяя эту игру периодически, приучаем детей, как бы им не хотелось рассмеяться сдерживать свои эмоции.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ПОЛЕТ ЛЕБЕДЯ
А теперь ребята, представте что вы сказочные птицы и летите над сказочно страной. Вы летели летели устали. Давайте пока звучит музыка быстрая, будем летать по кабинету, но как только музыка смолкнет, вы найдете себе место на коврики и ляжите и под звук природы будете понарошку спать, и вам будут снится хорошие сны. Послушайте музыку. Вы слышите как звучит лес? Как журчит ручей? как поют птички? Вы спящие лебеди и вас снится что вы летите. Не вставая изобразите ручками полет, а теперь раслабте руки. Вытяните шею как будто увидели что то интересно и раслабте ее, подожмите ножки как будто вас снится что вы сидите и раслабте их. А теперь немножко полежите и отдахните. А теперь потихоньку просыпайтесь, и присаживайтесь на наш коврик..
Данное упражнение призванно снизить эмоциональную возбужденность, успокоится, расслабится, прислушаться к внутренним ощущенииям.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А теперь расскажем друг другу о том, что было хорошего на занятии, чем
оно понравилось. Берем в руки мячик. Я начну с себя. Я увидела сегодня,
какие вы все добрые и как вам хочется, чтобы все были радостными и
счастливыми. Мне было интересно играть и заниматься с вами. Мне было
весело.
Взрослый передает мячик по кругу Дети передают мячик друг другу и высказывают свое мнение.
МАЛЕНЬКИЙ «АГРЕССОР»
Агрессивным чаще называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).
ПО – ЭТОМУ/ ДАВАЙТЕ ДЛЯ НАЧАЛА ОПРЕДЕЛИМСЯ/ ВАШ РЕБЕНОК СКЛОНЕН К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ИЛИ «АГРЕССИВНОСТЬ»/ ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ У НЕГ В КРОВИ.
К первой группе мы будем относить детей/ которые:
-
Проявляют агрессию/ когда им больно или они чего то очень хотят, но не получают этого. (например, на отказ мамы купить шоколадку, ребенок маму бьет)
-
Становится агрессивным, когда претендуют на его личное пространство. (дерется со сверстниками, которые забирают у него игрушки, или не дают ему свои)
-
С помощью агрессии привлекает к себе внимание взрослых (оставшись на какое то время один, начинает мучить кошку, или ломать игрушки, или безпричинно истерить)
Можно назвать еще массу ситуаций, в которых обычный, нормальный ребенок может проявлять агрессию, но в чем же тогда причина такого поведения. Современные психологи утверждают, что причиной агрессивного поведения, у детей, являются нарушения в социально – коммуникативной сфере. Проще говоря, такие дети просто не умеют общаться со сверстниками или взрослыми, они не умеют добиваться своих целей, посредством других методов кроме агрессии например, мальчик Саша/ начинает драться, когда воспитатели в группе какое то время не обращают на него внимания, он просто привлекает к себе внимание, он не хочет никому сделать больно, он просто не знает как заявить о себе. Или другой пример, девочка походит и с громким криком «Отдай это мое» забирает у сверстницы куклу, Это не значит что она плохая, просто она тоже хочет кукулу, а просить и договаривается она не умеет.
Что же делать с таким маленьким агрессором?
Во – первых, дорогие родители запомните одно просто правило: дети берут пример с нас, взрослых, и прежде всего с вас уважаемые родители! Избегайте конфликтов в присутствии ребенка, выяснения отношений, грубых слов в адрес других людей. Не разговаривайте с ребенком грубо, как бы он не заслужил этого, старайтесь все таки держать себя в руках.
И во – вторых, что уж тут поделаешь, но современные дошкольники весьма продвинуты в мультимедия технике. С утра до вечера, жестокие фильмы, с реками крови, мультяшные герои, иод страшнее другого, компьютерные игры, где «бац!» и мозги по экрану. А бедный малыш, в силу своего возраста еще не способен отличить реальность от вымышленного, и постепенно в подсознание ребенка формируется установка «Кто сильнее, тот и прав». Если вы любите своего ребенка, НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ЕМУ смотреть мультики с агрессивным содержанием, фильмы для взрослых. Соблюдайте, пожалуйста, возрастные ограничения, которыми телевизионные каналы маркирует сейчас абсолютно все программы. И когда пускаете ребенка поиграть в компьютер, задумайтесь над тем, какую «реальность он там увидит»
И, наконец, в третьих, но пожалуй самое главное. Любовь спасет мир, но именно любовь, забота и внимание, а не вседозволенность, вседоступность и полное отсутствие в лексиконе слова «нельзя».
А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АГРЕССИВНОСТЬ ЭТО УСТОЙЧИВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА?
Ну во- первых как понять, что это уже не просто поведенческая особенность, а именно черта характера.
Распознать это можно по нескольким признакам:
-
Агрессивность как устойчивое проявление характера, зачастую сопровождается другими проявлениями. Таким детям буду свойственны, повышенная тревожность, страхи, низкая самооценка, низкое статусное положение в группе.
-
Неадекватная реакция на эмоционально положительные ситуации ( получив в подарок новую игрушку, ребенок тут же запускает ее в стену, или за завтраком, в хорошем настроении, но вдруг ни стого не с сего с размаху скидывает на пол стакан сока и т.д).
-
Стремление все ломать, рвать, раскидывать.
В таких случаях как никогда, важна помощь специалиста. Прежде всего, чтобы понять, не является ли это следствием заболевания нервной системы. Зачастую, таких детей, называют плохими, драчунами, их не любят в группе, но причина здесь не в том что дети плохо воспитаны или глупы, а в том что они просто ФИЗИЧЕСКИ, не в состоянии справится с собой.
Как же самостоятельно помочь такому ребенку?
Во - первых, следует помнить, что агрессия здесь это проявление чрезмерной нервной возбудимости, и ваша задача помочь ребенку ее снять. А сделать это очень просто. Спокойная музыка перед сном, ванна ароматическим маслом, чтение хороших книжек на ночь глядя. Или просто … поговорите с ребенком. Дайте возможность ребенку верббально высказать все свои малышовые обиды, горести, радости. Проявите заинтересованность, не отмахивайтесь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
АНКЕТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГОГ РЕБЕНКА |
|
|
АНКЕТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА |
|
Злой дух, временами вселяется в него |
|
Не может долго работать не уставая |
|
|
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен |
|
Ему трудно сосредоточиться на чем-то |
|
|
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же |
|
Любое задание вызывает излишнее беспокойство |
|
|
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться |
|
Во время выполнения задания очень напряжен, скован |
|
|
Бывает что он с удовольствием ломает игрушки |
|
Сму9щается, чаще других |
|
|
Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение |
|
Часто говорит о возможных неприятностях |
|
|
Он не прочь подразнить животных |
|
Как правило, краснеет, в незнакомой обстановке |
|
|
Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним. |
|
Жалуется, что сняться страшные сны |
|
|
Кажется, что иногда у него вспыхивает желание, сделать плохое, шокирующие окружающих. |
|
Руки обычно холодные и влажные |
|
|
В ответ на обычное распоряжение стремиться все сделать наоборот |
|
Нередко бывает расстройство стула |
|
|
Часто не по возрасту ворчит |
|
Сильно потеет, когда волнуетсяя |
|
|
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного |
|
Не обладает хорошим аппетитом |
|
|
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других |
|
Спит бесспокойно, засыпает с трудом |
|
|
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых. |
|
Пуглив, многое вызывает у него страх |
|
|
Легко ссориться, вступает в драку |
|
Обычно бесспокоен, легко расстраивается |
|
|
Старается общаться с младшими и физически более слабыми |
|
Часто не может сдержать слезы |
|
|
У него нередки периоды мрачной раздражительности |
|
Плохо переносит ожидание |
|
|
Не считается ос сверстниками, не уступает не делиться |
|
Не любит браться за новое дело |
|
|
Уверен, что любое задание выполнит лучше других |
|
Не уверен в себе, в своих силах |
|
|
|
|
Боиться сталкиваться с трудностями |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты анкетирования соспитателей с целью выявления детей с признаками агрессивности и тревожности
|
Группа оздоровительной направленности воспитанников от 5 до 6 лет |
Группа оздоровительной направленности воспитанников от 6 до 7 лет |
||
|
Агрессивность |
Тревожность |
Агрессивность |
тревожность |
Низкий уровень |
18 |
15 |
20 |
18 |
Средний уровень |
3 |
3 |
3 |
4 |
Высокий уровень |
1 |
4 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты диагностики уровня личностной тревожности (Методика "Выбери нужное лицо")
|
Группа оздоровительной направленности воспитанников от 5 до 6 лет |
Группа оздоровительной направленности воспитанников от 6 до 7 лет |
Низкий уровень |
14 |
15 |
Средний уровень |
4 |
6 |
Высокий уровень |
4 |
4 |
Результаты диагностики уровня самооценки (Методика "лесенка")
Ребенок думает что его постаят |
На 1-ю ступеньку |
На 2-ю или 3-ю юступеньку |
На 4-ю ступеньку |
На 5-ю или 6-ю ступеньку |
||||||||
|
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
||||
Сам себя |
17 |
18 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
||||
Воспитатели |
14 |
16 |
4 |
3 |
2 |
3 |
5 |
3 |
||||
Друзья |
16 |
12 |
2 |
2 |
3 |
5 |
4 |
6 |
Результаты диагностики статусного положения в группе (Методика "Подарок")
|
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Суперзвезда |
2 |
1 |
Звезда |
5 |
5 |
Принимаеммый |
15 |
17 |
Не принимаемый |
3 |
|
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС