Живет сказка в каждом доме
Методические рекомендации по использованию презентации родительского собрания «Живет сказка в каждом доме»
Презентация состоит из 18 слайдов, выполнена в редакторе Microsoft Power Point.
Цель презентации:
Информационно-демонстрационная;
Вовлечение родителей в игровую ситуацию средствами сказочных героев, появляющихся на экране.
Гревцева Оксана Фаритовна
1 кв.категория
Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский район, ст.Сторожевая – 2.
Д/с № 3 «Колокольчик» в/ч 01485.
Родительское собрание «Живет сказка в каждом доме» с использованием презентации.
Пояснительная записка
Родительское собрание «Живет сказка в каждом доме» разработано и реализовано в рамках годовой задачи детского сада.
Собрание предназначено для родителей детей 3-4 лет.
Основной целью собрания является обращение родителей на существующие проблемы при вовлечении детей в мир художественной литературы. Кроме этого не маловажным является и педагогическое просвещение родителей, поскольку в рамках реализации ФГОС ДО, родители являются партнерами педагогического процесса.
Таким образом, в ходе собрания были рассмотрены приемы и формы работы, позволяющие привлечь внимание ребенка к чтению художественной литературы согласно возрастной группе. Подобранный материал может быть использован не только педагогами, но и родителями, в домашних условиях.
План проведения.
-
Введение в тему. Знакомство с целевыми ориентирами художественного –эстетического развития.
-
Игра «Угадай героя по голосу»
-
Разбор проблемных ситуаций.
-
Знакомство с формой работы по знакомству с художественной литературой «Домашний театр»
-
Д.И «Чей предмет»
-
Релаксационная пауза «Полет на ковре самолете»
-
Театрализованная игра «Покажи стихотворение»
-
Итог. Обратная связь.
Использованная литература
А.Барто «Игрушки»
Живет сказка в каждом доме
(тематическое родительское собрание во 2мл.группе «Карусель»)
Цель.
Обратить внимание родителей на важность чтения художественной литературы в младшем дошкольном возрасте как сенситивном периоде развития ребенка.
Задачи.
-
Познакомить родителей с целевыми ориентирами художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста;
-
Познакомить родителей с многообразием дидактических игр для привлечения детей к чтению;
-
Познакомить родителей с различными формами восприятия художественной литературы детьми;
-
Способствовать эмоциональному раскрепощению, доверительному общению родителей друг с другом;
-
Вызвать у родителей заинтересованность к поставленным задачам, желание читать детям художественную литературу согласно возрасту.
Место проведения – методическая игровая детского сада.
Музыка.
Слайд 1. Детский сад
В некотором царстве, в военном государстве,
Стоял терем-теремок, был не низок – не высок,
В тереме том дети жили, веселились и дружили.
А как вечер наступал, терем, будто засыпал,
Чтобы встретить утром снова,
Веселых, любопытных гномов!
Слайд 2 Сказка.
Чудо в тереме живет
В гости очень-очень ждет!
В сказку всех вас приглашаем.
Закрываем все глаза - начинаем чудеса!
Музыка волшебства…
Слайд 3 Закрытые двери с названием страны
Вот мы и оказались в сказочной стране. «Читалочка»
Но как видите, двери в страну закрыты. Я думаю, мы сможем подобрать для них ключи.
А для этого ответить нужно на несколько вопросов.
-
Назовите любимую книгу ваших детей?
1й ключ.
-
Когда обычно вы читаете детям книги?
2й ключ
-
Назовите свою любимую книгу?
3й ключ
Музыка.
Слайд 4. Открывание двери.
Слайд 5 Волшебный сказочный город. Карта.
Дорогие, родители! Нас ждет интересное путешествие по сказочному городу «Читалочка». Мы побываем в волшебных местах и узнаем много интересного, ну и какая же сказка без испытаний, после прохождения которых, героев всегда ждет клад.
Вы готовы? Тогда вперед!!!
Чтобы узнать, к кому мы сейчас попадем в гости, вам нужно отгадать загадку.
Он
все по цепи гуляет,
Все
про всех на свете знает,
Он
в очках и страсть серьезный,
Только с виду очень грозный.
Слайд 6.(кот Ученый)
Слайд 7. Дом Ученого кота. Библиотека.
Добро пожаловать в дом самого умного кота! Он для нас оставил много интересного. Давайте заглянем в его библиотеку и посмотрим, что он нам расскажет.
надпись
Если
хочешь много знать,
Вслушайся в
советы.
Научись распознавать
Книжные
секреты.
В каждой книжке — свой
секрет,
И ненужных книжек нет!
Какой же секрет сможет открыть нам Ученый кот?
Слайд 8. Открытая книга.
Давайте, заглянем в его кладовую знаний!
По щелчку
Секрет 1
Чтение – лучшее учение!
Секрет 2
Необходимо читать знакомые, любимые детьми художественные произведения.
Секрет 3
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Секрет 4
Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Секрет 5
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Слайд 9 Закрытая книга
Вот такими секретами поделился с нами сказочный герой. Эти секреты, не что иное, как задачи, которые мы перед собой ставим при знакомстве детей с художественными произведениями.
Слайд 10 Семейное чтение
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни: в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Важно, чтобы чтение стало доброй традицией вашей семьи. Только тогда мы сможем привить ребенку интерес к книге, а значит, разовьем его воображение, память, мышление и речь.
И сможем достичь тех целевых ориентиров, которые ставит перед нами программа, по которой мы ведем образовательную деятельность. А именно ребенок сможет
Слайд 11 Целевые ориентиры
-
Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослых.
-
Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
-
с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
-
Эмоционально и заинтересованно следить за развитием действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
-
Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.
Всего этого мы сможем с вами достичь, используя ту литературу, которая соответствует возрасту ребенка и конечно его интересам.
А насколько вам знакома детская литература, мы сейчас и узнаем.
В нашей сказочной стране живет много персонажей, голоса которых вам наверняка известны.
Слушайте внимательно, от этого зависит, найдем мы сегодня клад или нет.
Игра «Угадай по голосу героя»
Слайд 12. Ученый кот.
Так и думал, удивите!
Часть награды получите!
После игры родителям вручается часть картинки.
Прощаясь с гостеприимным хозяином, мне хочется лишь отметить
Слайд 13 Семейное чтение
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители не просто давали им красивую книгу для просмотра, но и читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте.
Кроме того, чтение - это особое общение. Это общение на темы, важные для самого ребенка. Ребенку важно, то время, которое вы отдаете только ему, обсуждая героев книг и их поступки, обращая внимание на особенности его поведения и характера.
Я думаю, об этом нам расскажет следующий сказочный герой.
Слайд 14. Волшебная поляна.
Впереди нас ждет волшебная поляна, но нам нужно туда добраться. Я знаю волшебные слова, которые нас и выведут.
Отправляемся в путь!
(родители встают с мест)
Раз, два, три, четыре, пять!
По сказке мы идем гулять,
Вот по мостику идем,
В речку мы не упадем,
Между елками пойдем,
По тропинке как по змейке
На полянку мы придем!
Выходим на ковер, садимся.
На ковре разложены картинки и герои сказок –пальчиковый театр, книги со сказками.
Посмотрите, сколько всего интересного нам оставил хозяин леса – леший. Вот уж любитель всех запутать.
Внимательно посмотрите, что это?
Ответ родителей.
Это герои сказок, предметы, которые им принадлежат, книги со сказками,
И какая-то записка.
Все предметы изучите,
Книгу малышу прочтите,
Поиграйте с ним потом,
Сказка пусть придет в ваш дом!
Как вы думаете, что со всем нам этим делать?
Ответ родителей.
Читать, играть.
Совершенно верно, давайте мы с вами сначала немного почитаем.
Я предлагаю смоделировать ситуацию, которая могла бы происходить в вашей семье.
Я буду маленьким ребенком, которому мама хочет почитать. (выбирается мама)
Ситуация 1
Мама открывает книгу, начинает читать, ребенок начинает переворачивать страницы, начинает задавать вопросы не по теме, уходить, просить попить, играть в игрушки.
Обсуждение ситуации.
Какие эмоции вы испытываете или испытывали бы, когда такое происходит?
Ответ родителей.
А как всего этого избежать?
-
Сначала рассмотреть все иллюстрации, ответить на все вопросы ребенка
-
Прочитать ту сказку, рассказ или стихотворение, которую выбрал ребенок.
-
Обсудить прочитанное, задать вопросы о героях, что они делали, попросить описать их.
Если же ребенок не проявляет интерес к книге, попросите его вам помочь разобраться, что же все-таки произошло на картинке, что те или иные герои здесь
делают, таким образом, у вас получится своя сказка. А затем, можно спросить, а хочешь узнать, что на самом деле произошло с лисой, зайчиком и так далее.
Это один из способов привлечь внимание ребенка к книге.
Но я бы хотела рассмотреть еще одну ситуацию, которая очень часто происходит в семьях.
Ситуация 2
Теперь нам нужно выбрать очень любопытного и желающего почитать книгу малыша. Я буду мамой.
Ребенок подходит с книгой, просит прочесть, маме некогда, она устала – весь день порядок навожу, стираю, готовлю, утюжу, а тут еще ты со своими сказками, иди сам посмотри картинки, отстань от меня.
Обсуждение ситуации.
Какие вы испытывали эмоции, когда вам так отвечали. (обида, ощущение ненужности, ваш мир никому неинтересен)
Ответ родителя-участника.
Как вы думаете, ребенок чувствует то же самое?
Ответ родителей.
Ребенок чувствует все намного острее, у ребенка возникает много вопросов, он хочет все знать, ему нужны ответы.
Как вы думаете, что произойдет после нескольких подобных ситуаций?
Ответ родителей.
Ребенок перестанет обращаться за помощью и отдаст предпочтение планшету, телевизору. А через несколько лет мы с вами и не вспомним, с чего все началось. А началось все с того, что мы не смогли уделить 15 минут времени своему ребенку и исправить все будет уже сложно. А что еще печальнее невозможно!
И если вдруг так случится, что подобная ситуация сложится именно у вас, просто вспомните эти ощущения, эмоции и я думаю у вас найдется время для общения со своим малышом.
Но я все-таки считаю, что мы очень ответственные и любящие родители, поэтому давайте посмотрим, что еще есть на нашей поляне, как еще можно знакомить ребенка со сказкой.
Самым ценным и главным в жизни ребенка является игра. И без нее нам никак не обойтись, в том числе и при знакомстве детей с художественными произведениями.
Перед вами элементы пальчикового театра. Здесь герои разных сказок. Наденьте их на свои пальчики и оживите их. Самим становится интересно, правда?
-
можно разыграть сказку самим, используя персонажи из разных сказок,
-
можно спросить ребенка, из какой сказки пришел к нам гость;
-
можно просто поговорить с ребенком от имени героя.
И, конечно, сам ребенок должен стать активным участником игрового процесса. В процессе такого пальчикового театра, ребенок запоминает сказки, ее героев и получает массу впечатлений от такой игры, кроме того формируется умение пересказывать
знакомые тексты. Это еще одна форма знакомства с художественными произведениями.
Давайте и мы с вами вспомним те сказки, которые слушали или читали в детстве. На нашей волшебной поляне «Дерево сказок», но оно, к сожалению, без плодов, нам необходимо его оживить.
Перед вами герои сказок и предметы, которые им принадлежат. Возьмите себе по картинке, и найдите свою пару; затем прикрепите получившийся рисунок к яблоку и повесьте на яблоню.
Музыка.
Д.И «Чей предмет»
1) Телефон – герои из сказки «Телефон» (крокодил в болоте) («Телефон» К. Чуковский) ;
2) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К Чуковский) ;
3) Метла-баба яга
4) Сковорода, перчатки, билеты («Вот какой рассеянный» С. Маршак) ;
5) Мячик, зайчик, мишка, кораблик («Игрушки» А. Барто) ;
6) Туфелька («Золушка» Ш. Перро) ;
7) Пара сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро) ;
8) Шапочка красная («Красная шапочка» Ш. Перро) ;
9) Чашка с горохом («Принцесса на горошине» Г. Андерсен).
10) печь – Емеля
11) кровати – три медведя
Назовите сказку, которую вы нашли
Вот наше сказочное дерево и ожило. Я думаю, Леший будет доволен. А за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями, «Дерево сказок» дарит вам еще один кусочек пазла.
Поляна раскрыла нам много тайн, а самое главное, научила нас бережнее относится к чувствам наших малышей, о них мы и поговорим дальше.
Вы готовы?
Впереди нас ждет удивительный мир воображения и эмоций. Попасть туда можно только на ковре самолете.
Занимайте места (проходят на спортивные модули, фитболы)
Я попрошу вас взяться за руки. Закрывайте глаза и наслаждайтесь полетом.
Музыка. Релаксационная пауза.
Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, ветерок нежно убаюкивает, все отдыхают… Далеко внизу проплывают сказочная страна со своими замками, избушками, дремучими лесами, молочными реками и озерами надежд…
Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется на волшебном облаке. Мы в замке воздушной феи.
Потягиваемся
Делаем
вдох и выдох и медленно открываем глаза.
Слайд 15 Замок в облаках. Театральные маски. Эмоции.
Вот мы и прибыли туда, где все мечты сбываются, где все, что не придумаешь обязательно воплотиться – это наше воображение. Где мы можем позволить себе быть совершенно разными.
Обратите внимание на замок. Что на нем изображено?
Ответ родителей.
Это наши эмоции
По щелчку Надпись на замке.
А это видимо еще одно послание, на этот раз от феи воздушного замка.
Мы все, несомненно, умеем читать,
Но хорошим чтецом можно назвать,
Того кто проявит свое здесь уменье,
И радость, и грусть нам показать!
Как вы думаете, о чем нам хочет сказать фея замка?
Ответ родителей.
Конечно, прежде всего, о выразительности чтения, интонации.
Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. А как, кроме иллюстраций, мы можем еще передать события, историю?
Ответ родителей.
Мимикой, эмоциями, интонацией голоса.
При чтении можно играть голосом: читать то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста, нужно стараться передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.
Слайд 16 Замок
Я предлагаю вам попробовать выразить разные эмоции при прочтении одного и того же стихотворения.
(радостно, печально, возмущенно, с гордостью)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок!
Молодцы! Настоящие таланты!
Но, конечно, самое главное, чтобы все наши эмоции были адекватны тому произведению, которые вы читаете, нам важно, чтобы ребенок правильно представлял себе картину происходящих в истории событии.
Ну и следующие, на чтобы хотелось обратить внимание - это мимика и жесты. Это очень важно. Рассказывая, читая сказки детям, мы используем те или иные жесты радости, возмущения, мимику печали и злости.
Как вы думаете, чем это может помочь ребенку?
Ответ родителей.
Ребенок ярче представляет внутренний мир героя, учиться различать хорошие поступки от плохих.
В целом выразительное чтение легче воспринимается, чем, если вы будете монотонно прочитывать текст, в таком случае пропадает интерес к чтению, и ребенку будет казаться, что книга скучная, будь хоть в ней миллион ярких красочных иллюстраций.
Давайте мы с вами на практике покажем, как важно точно передать мимику и жесты, чтобы вас правильно поняли.
Я предлагаю вам сыграть в известную игру «Крокодил» или на современном языке «Активити».
Ведущему предлагается слово, в данном случае это будет название детского очень известного стихотворения, его нужно будет показать только жестами и мимикой, а всем остальным участниками нужно отгадать это название.
БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Слон.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Кораблик
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Козлёнок
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду —
Я в траве его найду.
Молодцы! Со всеми испытаниями справились на «отлично»!
За это вы получаете еще одну часть вашего клада.
Ну что ж в самых загадочных уголках страны «Читалочка» вы побывали, пришло время возвращаться в наш детский сад.
А спуститься с небес на землю нам помогут ступеньки…
Слайд 17 Ступеньки
Мне понравилось…
Мне больше всего запомнилось…
Я поняла, что…
Я думаю, что…
Слайд 18 детский сад.
Вот и закончилось наше путешествие.
За интересное путешествие я дарю вам последний кусочек пазла. Давайте посмотрим, что у нас получилось
Ответ родителей.
Посмотрите внимательно, где же наши сокровища…
Находим.
Открываем.
Музыка. Разбирают свитки.
У вас в руках список произведений, которые рекомендуют специалисты нашей образовательной программы, и настольный театр «Заюшкина избушка», тема этой сказки будет прослеживаться на новогоднем утреннике, поэтому повторите с ребенком эту сказку средствами домашнего театра.
Я думаю, вам самим будет интересно наблюдать за своими маленькими актерами.
Слайд 19
И в заключение сегодняшнего путешествия хочется сказать словами С.Я.Маршака.
«Детская книга должна быть «открытием мира» для ребёнка, должна расширить его знания о земле и людях, воспитывать в детях высокие, благородные стремления и чувства, прививать любовь к родному языку, вкус к поэзии».
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Все предметы изучите,
Книгу малышу прочтите,
Поиграйте с ним потом,
Сказка пусть придет в ваш дом!
БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Слон.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Кораблик
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Козлёнок
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду —
Я в траве его найду.
(радостно)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок!
(печально)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок!
(возмущенно)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок!
(с гордостью)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок!
- Международный вебинар «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через сказки народов России в условиях реализации ФОП ДО»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Дизайн группы детского сада своими руками по теме «Времена года. Зима»: правила и варианты оформления, творческие находки, возможности использования в образовательной деятельности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»