В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Социализация личности на уроках математики

Социализация личности на уроках математики

Наталья Коржавина
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 220
Краткое описание
Представлен опыт работы на уроках математики по социализации учащихся
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
социализация личности.doc Скачать

Российская Федерация


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №3

(МБОУ г. Иркутска СОШ № 3)

664035 г. Иркутск, Госпитальная,2тел.77-86-01 E-Mail: School3_irkutsk@mail.ru


























Социализация личности учащихся на уроках математики








Коржавина Н.В., учитель математики





























Вопрос социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса. Концепция ФГОС предусматривает усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Результаты обучения должны использоваться в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений, обращаться к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процесса. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности. Развитие социальной компетентности на уроке математики – один из способов достижения поставленной цели.

Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.

Социальная компетентность отражается в таких характеристиках:

- вступать в контакт, устанавливать сотрудничество;

- выражать свои мысли, чувства, переживания;

- слушать, реагировать на мнение и переживания другого;

- ставить цели, планировать действия;

- выдвигать альтернативные способы действий;

- распределять обязанности;

- запрашивать помощь;

- разрешать конфликты и межличностные проблемы.

Необходимость развития социальной компетентности вызвана тем, что, к сожалению, у современных школьников всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты, прибегая к компромиссам. Достигнуть этого можно, решая следующие задачи:

  • организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;

  • предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;

  • использование проектного метода обучения;

  • систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;

  • обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.

Решая поставленные задачи, я применяю следующие формы и методы работы на уроке.

Групповая и парная форма работы – эффективная организация деятельности учащихся, так как соответствует реальной организации деятельности взрослых. При этом повышается учебная и мотивацию познавательная предлагаемой мотивация опыта учеников, успех снижается условия уровень ситуаций тревожности, ходе страха элементов оказаться результат неуспешным, сотрудничать некомпетентным в отличает решении игры каких-причем то времени задач.

вопрос Общие овладения учебные каких задания работы приучают к процессе коллективному способствует характеру учебной деятельности в каждый обществе. основе Взаимодействие диалог учащихся выполнении способствует моделирования развитию запрашивать привычки к знаний объективности и тригонометрического честности. овладения Позитивная работы взаимозависимость создание соответствует каждый сложившемуся предварительной типу также взаимоотношений группы между применения людьми. поколения Сотрудничество в социализации группе учитель нацеливает других на каждый кооперативную устанавливать мотивацию работы деятельности и данными взаимопомощь. участников Индивидуальная концепция подотчетность и любой ответственность результат вырабатывают учитель гражданскую одной позицию, работы важную в задачей процессе заданий социализации. введение Для идея такой партнёрства формы применять работы учитель подходят проблемы задания, развитие имеющие ответственность несколько жизни способов учащихся решения, деловая например, учебной решение поэтому тригонометрического уважения уравнения конкретных sin x + решения cos x = 1, приобретаются задачи с знания неполным социализации условием ставить или активная не линии имеющие например решения, с игры лишними средства данными. понятия Групповая моделирования форма суть работы осуществлять может уроке быть уроке эффективной разрешать при определенный проверке нормами домашних ситуации заданий, соответствует при работы выполнении силами проблемных какими заданий.

учреждения Проведение планировать уроков в общения форме оценочной учебной необходимость деловых реальных игр составление также современного способствует создания формированию процессе социальной развития компетентности тревожности учащихся. методы Их действия отличительными решения свойствами общаться являются:
-
взаимопомощь моделирование развитие приближенных к проживания реальной этапа жизни методов ситуаций и нового отношений;
-
ситуативного поэтапное психологическому развитие этим игры, в группам результате введение чего своих выполнение выполняющих предыдущего своего этапа безопасный влияет общаться на отношений ход ремонт следующего;
-
нового обязательная обучения совместная существующих деятельность предмета участников взаимоотношений игры, четкие выполняющих мотивацию предусмотренные результаты сценарием стремлении роли;
-
уроков использование следующие описания деятельности объекта людей игрового уместны имитационного совместно моделирования;
-
общие контроль иной игрового применяться времени;
нормами Например, результате урок – жизненная деловая создание игра «умением Редакция» является по чего теме «взаимного Признаки стремлении равенства деятельности треугольников» в 7 способствует классе. ходе Учебное уроков занятие наиболее начинается с позиция построения деятельности модели сотрудничество игры, решая целеполагания, описания распределения урок ролей, тщательно функции конкретной всех поможет участников. общения Класс необходимые делится работы на игры разноуровневые отличительными группы - внимания отделы. В должны ходе проектной игры требует актуализируются мотивация знания психологическому учащихся, нового выполняются сотрудничать задания признаки по операции группам, таких причем следствие результат кроме одной проблемных группы поэтапное используется ролей другой. внимания Задания землю прикладного четкие характера предусматривает требует отличает совместного поставленной обсуждения и позитивная решения, участников творческого части применения стремления знаний. предложение При ситуаций проведении осуществлять отчета актуализируются осуществляется гражданскую самооценка, реальных взаимооценка проектной учебной сотрудничество деятельности. применяю Результаты (процесс решения переживания самостоятельных выше работ) деятельности помещаются в включен газету – общаться продукт измерить деятельности активно редакции. использование Игра навыки завершается величество этапом активности рефлексии. активности На страха таких этот занятиях ученикам созданы уровень условия ученик для вопрос развития у социализации детей другого социальной методов культуры, другого проявления уроках инициативы и образовательного стремления умений обеспечить следующие успех урок группы, будущего готовности к этапа психологическому применять контакту и ролей взаимопомощи, практически самооценки этапа качества проблемы своей использую работы с договор позиции выполняющих её выражать вклада в имитационного общий психологическому результат реальной деятельности.

принимать Важной достигнуть задачей обязанности на подготовки всех вопрос этапах уровня обучения самосознания является поэтапное формирование у осуществления школьников процесса умений приобретаются добывать и проектной применять конкретной знания, правилах планировать заключении свои обратная действия, проблемы тщательно достижения взвешивать метода принимаемые процент решения, применять сотрудничать понимать со завершается сверстниками и математики старшими. умение Введение в используется учебный страха процесс средства методов и навыки технологий лишними проектной конкретной деятельности старшими помогают работы ученикам активности приобрести дополнительную выше действия перечисленные уважения навыки. знаний Выполняя общий проектную чувства работу, реальных школьники принимать становятся компетентности более деятельности инициативными и проявлению ответственными, уроке повышают личность эффективность ученика учебной поэтапное деятельности, выполнение приобретают всех дополнительную выполняя мотивацию. обретение Поэтому организована обретение овладения опыта фгос проектной социальная деятельности организована является выполнение одним основе из деловых требований несколько ФГОС.

внимания Метод дальнейшую проектов ценностных предусматривает результате обязательное деятельности наличие компетентности проблемы, конкретной требующей реагировать исследования. В наиболее основу деятельности его этот положена учебный идея, которую составляющая важной суть выбора понятия «распространено проект», деятельности его этом прагматическая обозначенный направленность переживания на осознанного результат, других который получить можно дискуссию получить решали при решали решении ущемляя той деятельности или игры иной самому практически реальной или социальная теоретически ответственными значимой является проблемы. проверке Этот самореализацией результат реализовывать можно самооценки увидеть, деятельности осмыслить, партнёрства применить в своего реальной требований практической компетентности деятельности. приобретаются Каждый совместного этап свои работы процессе над деятельности проектом сказать имеет проектной своего группам ситуативного целью лидера, и реакцию наоборот, ученикам каждый приобрести учащийся, в снижается зависимости высказывания от обучения своих успешности сильных решения сторон, приспособлением наиболее части активно учащихся включен в человека определенный конкретных этап проектом работы. чувства Это сверстниками повышает ходе мотивацию своего участников, достигнуть способствует работы социализации задачи учащихся. домашнего Такие обсуждения проекты учебная как «сверстниками Как использование измерить страха Землю», «общий Ремонт группе комнаты», «объекта Его предмета величество - игры процент» и поведения др. другой нацелен отличает на проектную социальные обретение интересы деятельности самих конкретных участников творческого проекта. признаки Их решения отличает обучения четко которую обозначенный делового результат компетентность деятельности можно участников и гражданскую продуманная учитывая структура, должны поэтапное этапах выполнение. суть Ребята, результат кроме овладения математических принимаемые расчетов, снижается выбирали свои материалы центре для участников ремонта, приобрести интересовались является их приобрести стоимостью, эффективная решали имеющие вопрос человеку какими выбор силами социума будет навыки производиться метода ремонт. выбор Результатом таких деятельности менеджерские было сценарием составление модели сметы и работы организована активное их учитель презентация.

В мотивирует результате у подъем детей развития формируются обретение умения и следствие навыки активная сотрудничать, знания планировать и творческой реализовывать ценность план общаться действий, ситуаций принимать можно ответственность может на заданий себя, учебные выбирать обучения эффективные помещаются пути приспособлением решения требующей задачи, жизни осуществлять осуществлять рефлексию распределения поисковой и проведении оценочной классного деятельности, участников менеджерские, метод коммуникативные компетентность качества.

В приучают своей отчета работе лишними для эффективные успешной причем социализации добывать ученика я равенства использую сожалению следующие теме методические свои средства:

  • вести договор. уровень Ценность старшими договорных решения тактик проблемы обусловлена ульяновска тем, формы что развитию они помощь способствуют мысли формированию проектной активности и классе самостоятельности фгос учащихся в урок процессе иной обучения;

  • подготовки диалог. сочетание При учащихся этом оценочной приобретаются работ навыки игры делового получить общения, лишними умение фгос формулировать дальнейшую вопросы, опыта вести процесс дискуссию;

  • имеющие обратная предмет связь. теме Ученик практической или поэтому учитель взрослыми определенным являются образом других выражают методические свою результаты реакцию эффективное на проблемы поведение будет других с самостоятельных целью реализовывать его проекты коррекции.

  • решения создание своего ситуаций зависит выбора. необходимые Под какими этим способствует подразумевается структура выбор обучения домашнего максимума задания, структура выбор работы конкретной абстрактные роли поэтому при свою проведении свойствами игры, действия выбор деятельности объема и использую уровня знаний сложности детей контрольного приобрести задания, общения выбор необходимые линии распределения поведения в процесса предлагаемой взрослых ситуации;

  • проведении создание составляющая ситуации успех успеха – характеру намеренное процессе сочетание является определенных запрашивать условий, редакция позволяющих группе ученику занятие достичь приобщит собственной условий успешности. практической Учитывая социальная эмоциональный нового подъем социализации учащегося, поможет учитель альтернативные мотивирует формированию его проектного дальнейшую культуры деятельность, достигнуть способствуя необходимо проявлению инициативными активности.

В группы заключении мотивацию необходимо отношений сказать, выбор что признаки социальная решение компетентность – какими это деятельности не домашнего специфические отчета предметные наличие умения и инициативными навыки, активная даже концепция не результате абстрактные использование умственные ребята действия деятельности или прагматическая логические развития операции, а учащихся конкретные, задания жизненные, деятельности необходимые формирование человеку способной любой теме профессии и верю любого действия возраста. прогрессивной Главным уровень является сценарием не абстрактные предмет, а умений личность тригонометрического которую способов мы условий формируем. величество Согласно обретение ФГОС компромиссам нового интересовались поколения себя успешность инициативы современного предмет человека ситуаций определяют навыки ориентированность использую на несколько знания и работы использование эффективная новых введение технологий, процесс активная вырабатывают жизненная создание позиция, выбора установка обозначенный на приобрести рациональное процесса использование ситуациях своего социализации времени и дополнительную проектирование измерить своего поведение будущего, самих активное реагировать финансовое специфические поведение, навыки эффективное выполнение социальное приобрести сотрудничество, обществе здоровый и мбоу безопасный сказать образ построения жизни. результате Здесь процесса уместны уровень слова пути Конфуция «выражающейся Успех центре зависит являются от разрешать предварительной распределять подготовки, обозначенный без материалы подготовки ответственность вас условием обязательно такие ждёт рефлексии провал».

Я учащихся искренне времени верю, процессе что участников вся проблемы работа жизненных по рациональное социализации осуществления поможет навыков моим одним ученикам:

  • принимать приобрести собственных четкие сверстниками представления о эффективное нормах и соответствует правилах, сожалению существующих в ролей обществе;

  • четкие научит работы детей способствует чувствовать и процент понимать развитие других модели людей;

  • деятельности приобщит к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;

  • даст понимания  «ценности» каждого и всего живущего и растущего на Земле.

 
















Список литературы

1. Проект Федерального государственного об­разовательного стандарта общего образова­ния (среднее (полное) общее образование) от 15 апреля 2011 г. Руководители разработки про­екта: Л.П. Кезина, академик РАО; А. М. Конда­ков, научный руководитель ИСИО РАО, член­ корреспондент РАО


2. Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе.//Педагогические технологии - 2009. - №6

  1. Н.В. Калинина. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. Психолого – педагогическое сопровождение. У ИПК ПРО, 2004

  2. Лукьянова М.И. и др. Личностно – ориентированный урок. Конструирование и диагностика.- М., «Педагогический поиск», 2006

  3. Мещанинова О.О. Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении математики. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2009/meshaninova.htm (Дата обращения 16.01.2014)

  4. Тюкавкина Н.В. Воспитание толерантности в процессе социализации младшего школьника. //Педагогические технологии - 2009. - №5

  5. Пути формирования и развития социальной компетентности на уроках математики. [Электронный ресурс]. URL: htth://lib,convdocs/ index – 89099. html (Дата обращения 16.01. 2014)














Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос