В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Движение заряженной частицы в однородных магнитном и электрическом полях

Людмила Павлова Людмила Павлова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 913    комментариев: 1
Краткое описание
Комбинированный урок по теме "Движение заряженной частицы в однородных магнитном и электрическом полях", 11 класс.
Задачи: сформировать представление о влиянии однородных магнитных и электрических полей на движение зарядов.
Пожаловаться 20 октября 2015
Файлы
план коспект урока.docx
HTML Войдите для скачивания файлов










Автор: Павлова Людмила Юрьевна

Место проживания: г. Тверь

Наименование учебного заведения: МБОУ СОШ № 17

Дисциплина: Физика

Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н. «Физика. 11 класс. Учебник»: 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010



Комбинированный урок по теме: Движение заряженной частицы в однородных магнитном и электрическом полях.

11 класс

Продолжительность урока: 45 минут

Использование информационных технологий: презентация Microsoft Power Point, мультимедийные средства обучения, бланки с заданиями.


План-конспект урока

Тема: Движение заряженной частицы в однородных магнитном и электрическом полях.

Цель:

Совершенствование знаний и умений учащихся с использование дифференцированного подхода по теме «Движение заряженной частицы в магнитном и электрическом полях».

Образовательные задачи:

  1. сформировать представление о влиянии однородных магнитных и электрических полях на движение заряженной частицы;

  2. рассмотреть различные типы задач с учетом индивидуальных особенностей и фактических знаний учащихся.

Развивающие задачи:

  1. совершенствовать навыки решения задач;

  2. развивать сообразительность, гибкость мышления.

Воспитательные задачи:

  1. формировать положительную мотивацию учащихся;

  2. укреплять и поддерживать интерес к предмету;

  3. развить коммуникационные навыки работы в группах.

Ожидаемый результат:

  1. освоение основных понятий и вычислительных навыков всеми учащимися;

  2. применение полученных знаний при решении нестандартных задач.

Тип урока: комбинированный.

Техническое обеспечение урока: доска школьная, интерактивная доска, презентация в Microsoft Power Point, мультимедийные средства обучения, бланки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Приветствие. Создание позитивного настроя урока. Учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают ее в тетрадь.

  1. Актуализация изученного материала при помощи интерактивной доски, повторение и закрепление теоретических знаний и практических навыков с помощью теста. Совместная работа учащихся и учителя.

Тест:

  1. Как называется сила, которая в магнитном поле действует на движущейся в нем электрический заряд? (сила Лоренца).

  2. Как вычислить силу Лоренца? (F=qvBsinα).

  3. С помощью какого правила можно найти направление силы Лоренца? (правило левой руки).

  4. Сформулируйте и решите задачи (рис. 1)

рис 1.

  1. Как движется частица в однородном магнитном поле, когда ее скорость направлена вдоль линий магнитной индукции? Обоснуйте ответ.

  2. Как движется заряженная частица в однородном магнитном поле, когда ее скорость перпендикулярна вектору магнитной индукции? Ответ обоснуйте.


  1. Основной этап урока.

Учитель формулирует вопрос: как будет двигаться заряженная частица, когда ее скорость направлена под углом к вектору магнитной индукции?

Работа по группам. Учитель разбивает класс на две группы, которые получают задания.

Задания для первой группы:

Электрон движется в однородном магнитом поле со скоростью, направленной под углом 60° к направлению поля. Сделайте рисунок:

  1. Представьте вектор скорости в виде суммы двух векторов, один из которых направлен вдоль линии магнитного поля, а второй перпендикулярно. По каким формулам можно определить параллельную v||и перпендикулярную vсоставляющие скорости?

  2. Определите направление силы Лоренца;

  3. Будет ли изменяться параллельная составляющая скорости? Почему?

  4. Как будет двигаться электрон перпендикулярно силовым линиям магнитного поля. Почему?

  5. Сделайте вывод о видах движения вдоль и перпендикулярно линиям поля. Определите вид траектории;

  6. Решите задачу:

Электрон, вылетающий в однородное магнитное поле с индукцией 0,6 мкТл под углом 60° со скоростью 6км/с. Чему равен радиус траектории? Период обращения?

Ответы: 5см; 60мкс.

Задания для второй группы:

Протон влетает в область, где существуют однородные электрическое и магнитное поля, силовые линии которых параллельны друг другу. Начальная скорость протона перпендикулярна силовым линиям этих полей:

  1. Сделайте рисунок (изобразите силовые линии электрического и магнитного поля, направление начальной скорости);

  2. Какая сила действует на протон со стороны магнитного поля? Определите ее направление.

  3. Опишите влияние магнитного поля на движение протона при отсутствии электрического поля.

  4. Как будет влиять на движение протона электрическое поле?

  5. По каким формулам можно вычислить ускорение протона в магнитном поле и электрическом поле?

Совместная работа учащихся с учителем.

Заслушиваются ответы учащихся по групповым заданиям, формулируются выводы. Учитель демонстрирует интерактивную модель траектории движения заряда в магнитном поле, формулирует понятие «шаг винтовой линии».

  1. Первичное закрепление и коррекция знаний. Предлагается решить задачу из интерактивной учебной программы «Наглядная физика»:

В магнитном поле, индукция которого 2 мТл, по винтовой линии радиусом 2см и шагом 5см движется электрон. Определите его скорость. Заряд электрона 1,6*10-19 Кл, его масса 9,1*10-31 кг.

  1. Итог урока. Учителем задаются контрольные вопросы на усвоение материала:

  1. Чему равно отношение шага второго витка траектории к шагу первого витка траектории при движении заряда в однородном магнитном поле? Почему?

  2. Чему равно отношение шага второго витка траектории к шагу первого витка траектрии при движении в электрическом и магнитном поле, силовые линии которых параллельны друг другу (начальная скорость перпендикулярна силовым линиям)? Почему?

Выставляются оценки учащимся.

  1. Домашнее задание: § 6, вопросы после параграфа, задачи из сборника задач по физике 10-11 А.Р. Рымкевич №853, 855.

  2. Используемая литература:

  1. Пособие для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 классы «Контрольные работы базовый и профильный уровень», - М: Мнемозина, 2011;

  2. Рымкевич А.П. Сборник задач «Физика 10-11»: 16 изд., - М.: Дрофа, 2001;

  3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н. «Физика. 11 класс. Учебник»: 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010



План урока.pptx
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Елена Афанасьева
    22 октября 201522:54
    Елена Афанасьева

    Людмила Юрьевна! Добавьте, пожалуйста, презентацию к уроку, на которую Вы ссылаетесь в конспекте урока.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru