Примерный алгоритм итогового сочинения в 11 классе "Может ли природа быть источником вдохновения и переживания человека?"
С. Ф. Бахтин , МОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа»
Республика Марий Эл
Примерный алгоритм сочинения
Может ли природа быть источником вдохновения и переживания человека?
Эпиграф
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.
С. Есенин
Примерное вступление
Одна из вечных и волнующих тем в русской и мировой литературе – может ли природа быть источник вдохновения и переживаний человека? Роль природы и в прозе, и в поэзии всегда заключалась в том, чтобы очищать души, потому что перед лицом природы пропадает всё нечистое и скверное, всё мелкое и суетное. 50 слов.
Примерное рассуждение
Многие художники слова не только видят, слышат и понимают природу, но и через неё отражают свои чувства, переживания и настроения. 20 слов.
Аргументация. Примеры из произведений русской литературы.
1 пример
Так, Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение “Еще майская ночь.”. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: “Какая ночь! На всём
какая нега!” Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: “Благодарю, родной полночный край!” И все дальнейшее развитие сюжета стиха передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью.
Стихотворение особенно замечательно тем, что переполненный восторгом от красоты поэт стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове, в песне, дать ему новую и вечную жизнь, чтобы все могли пережить то, что пережил он. В эти трогательные, святые минуты человек готов любить всю Вселенную и каждое существо. А. А. Фет переполнен чувством наслаждения красотой ночи, которое передаётся и нам, читателям:
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за трелью соловьиной
Разносится тревога и любовь
Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцанием красоты природы, которая является источником вдохновения для человека. 202 слова.
2 пример
Все русские поэты верят в целительную силу и мощь поэзии. Так, Н. М. Рубцов в стихотворении “Звезда полей” называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников “горит звезда моих полей”.Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льёт духовный свет на всю жизнь, делая её осмысленной и желанной. И трепетно, и нежно выражает он самые глубокие чувства:
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей. 71 слово.
Примерное заключение
Своим творчеством А. А. Фет и Н. М. Рубцов учат нас радоваться тому, что создано природой, которая есть источник вдохновения и переживаний для человека.
- Вебинар «Игры-эксперименты с дошкольниками: воспитываем потребность в познавательном общении со взрослыми, стремление наблюдать, сравнивать, исследовать, устанавливать причинно-следственные связи (ФОП ДО)»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Международный вебинар «Приоритетные ориентиры в системе “государство – отдых – ребёнок”, принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления детей, современные формы, методы и технологии организации отдыха и оздоровления детей»
- Международный вебинар «Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации в рамках реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”»
- Международный вебинар «Цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в работе с обучающимися с нарушениями зрения»