Урок литературы в 11 классе : "Одиночество - крик души"
Домашнее задание:
|
Домашнее задание: 1.Прочитайте текст стихотворения М.И.Цветаевой «Август- астры» . Путь 2.Составьте кластер. 3.Запишите собственную интерпретацию текста в виде сочинения – рассужения « Как я понимаю стихотворение М.И.Цветаевой» |
Август -
астры, |
Август -
астры, |
Домашнее задание: 1.Прочитайте текст стихотворения М.И.Цветаевой «Август- астры» . Путь 2.Составьте кластер. 3Запишите собственную интерпретацию текста в виде сочинения – рассужения « Как я понимаю стихотворение М.И.Цветаевой» |
Домашнее задание: 1.Прочитайте текст стихотворения М.И.Цветаевой «Август- астры» . Путь 2.Составьте кластер. 3.Запишите собственную интерпретацию текста в виде сочинения – рассужения « Как я понимаю стихотворение М.И.Цветаевой» |
Август -
астры, |
Август -
астры, |
Урок по теме «Одиночество - крик души!?»
Тип урока: анализ художественного текста
Тема метапредмета «Содержание и форма»
Класс - 11
Цель урока: продолжить совершенствование навыков анализа стихотворного текста
Цель метапредмета: извлекать информацию, данную в явном и неявном виде
Концентрировать внимание при слушании
Тип урока: анализ художественного текста.
Фундаментальные понятия: знание и информация, содержание и форма
Форма реализации учебной деятельности: совместная деятельность с учителем и сверстниками
Познавательные универсальные действия:
-
построение логической цепи рассуждений
-
умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами
Коммуникативные действия:
-
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Технологии, методики, подходы, ориентированные на развитие метазнаний:
-
технология развития критического мышления
-
приемы сворачивания информации: графический организатор (кластер)
Метаумения:
-
умение видеть невысказанные позиции.
-
Умение сворачивать информацию и представлять её в новом виде.
Цели урока:
Образовательные:
-
закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного текста;
-
исследовать внутренние ресурсы слова;
-
совершенствовать такие коммуникативные умения и навыки, как организация и произнесение монологической речи
Развивающие:
-
развивать образное мышление, речь, логику;
-
развивать умение сопоставлять, сравнивать,
-
развивать интерес к родному слову, к русской литературе;
-
совершенствовать навык парной работы учащихся в сочетании с самостоятельной исследовательской работой.
Воспитательные:
-
показать, что нравственные ценности русского слова, русской классической литературы не имеют ни временных, ни возрастных ограничений;
-
воспитывать толерантность.
Оборудование к уроку: раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока:
Этап |
Содержание |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Время |
Средства |
Орг. момент |
Приветствие эмоц.настрой |
Приветствую |
|
1 мин. |
|
Введение в урок |
Репродукции художников - экспрессионистов |
Предлагаю рассмотреть и ответить на вопрос: «Что их объединяет?» Ответы записываю на доске |
Отвечают в виде 1 ключевого слова Выходят на понятие «депрессия» |
2 мин. |
Презентация по теме «Пессимизм» |
Работа со словарем |
Словарные статьи: понятие «депрессия» |
Предлагаю рассмотреть разные определения этого понятия, выявив общность |
Зачитывают, отвечают фронтально |
4 мин. |
Словари С.И.Ожегова, БЭС, википедия |
Целеполагание |
|
Озвучиваю цель, подвожу к пониманию проблемы урока ПРОБЛЕМА: «Неужели женщины менее стрессоустойчивы? Неужели мужчины не способны страдать и легче переживают боль утраты, одиночество?» |
|
1 мин |
|
Установка на работу |
Дидактический материал |
Раздаю рабочие листы |
Изучают листы |
2 мин. |
Рабочие листы ученика |
Работа с текстом |
Анализ по алгоритму |
|
Работают самостоятельнои в парах, выделяют ключевые слова |
7 мин. |
Стихотворение И.А.Бунина «Одиночество» алгоритм работы |
Проверка |
Опрашиваю по желанию |
Отвечают фронтально |
2 мин |
|
|
Работа с текстом |
Составление кластера |
Поясняю на примере 1 строфы |
Работают самостоятельно и в парах, составляют кластер |
5 мин. |
Текст А.Странник, алгоритм работы |
Проверка |
Опрашиваю по желанию |
|
2 мин |
|
|
Вывод |
|
Заполняют таблицу. Озвучивают варианты ответа |
3 мин. |
Таблица |
|
Срез понимания приемов ролевая игра, ситуация |
Проблемный вопрос Кластер |
Возвращаю к проблемному вопросу: « Одинаково ли восприятие одиночества мужчиной и женщиной?» Предлагаю ответы аргументировать примерами из текстов стихотворений. Справиться с таким состоянием возможно. Прежде всего, люди нуждаются в помощи специалистов. Каких? На этот вопрос я предлагаю ответить вам ( психологи и медицинские работники, священники) Задание: дать несколько советов людям, подверженным депрессивному состоянию. Составить совет – антидепрессант в виде кластера |
Отвечают Составляют кластер – антидепрессант по выбору |
5 мин 5 мин |
|
Рефлексия |
Продолжи предложение |
|
Выбирают 1 предложение, заканчивают его и озвучивают По желанию составляют кластер «Мои действия на уроке» |
2 мин |
Предложения в рабочих листах |
|
Комментирую оценки |
|
1 мин |
|
|
Итог |
Высказывания великих Позитивные фотографии |
|
|
1 мин. |
Презентация по теме «Оптимизм» |
Домашнее задание |
Кластер по тексту М.И.Цветаевой |
|
|
|
|
|
|
ВИКИПЕДИЯ
1.Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость , нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
-
Причины (этиология) депрессии
1.Депрессия может быть результатом драматических переживаний, например потери близкого человека, работы, общественного положения
2. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет, из них две трети — женщины. Во многих работах подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройств в этом возрасте соответствует и бо́льшая частота суицидов.
ДЕПРЕ́ССИЯ, -и, жен.
1. Угнетённое, подавленное психическое состояние (спец.). Невротическая д. Впасть в депрессию.
2. Прекращение упадка, застоя в экономике (в ряде случаев сменяющих собой кризис перепроизводства).
| прил. депрессионный, -ая, -ое.
Из толкового словаря С.И.Ожегова
ДЕПРЕССИЯ в медицине - психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.
ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio - подавление) в экономике - фаза экономического цикла, наступающая после кризиса перепроизводства. Характеризуется прекращением упадка производства, постепенным рассасыванием "излишка" товарных масс, вялой хозяйственной конъюнктурой, большой безработицей. Синоним депрессии - стагнация.
Из энциклопедического словаря
Ударение: депре́ссия
-
ж.
-
Болезненное состояние, характеризующееся угнетенным, подавленным настроением; вид психического расстройства.
-
Упадок, застой в хозяйственной, общественной жизни страны.
-
Область пониженного атмосферного давления (в метеорологии).
-
Любое понижение земной поверхности; впадина или котловина, лежащая ниже уровня океана (в геоморфологии).
-
Из словаря Т.Ф.Ефремовой
Рабочий лист учебного занятия
по теме «Одиночество – крик души?!»
Проблемный вопрос: « Неужели женщины менее стрессоустойчивы, чем мужчины? Неужели мужчины не способны страдать и легче воспринимают боль утраты и одиночество?»
Задание №1: Прочитайте стихотворение выразительно.
И.А. Бунин «Одиночество» 1903 г. |
Александра Странник «Одинокое стихотворение» 02.01.2010 г. |
И
ветер, и дождик, и мгла |
Одиночество…
Тихая смерть, |
Вчера
ты была у меня, |
Одиночество...
Странный бред: |
Мне
крикнуть хотелось вослед: |
Одиночество...
Пей до дна! |
|
Одиночество...
Крик души! |
Задание №2 |
Задание №2 |
1.Подчеркните в тексте КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, которые помогают понять смысл стихотворения (исключите второстепенную информацию) 2. Отметьте непонятные слова, выражения. Попытайтесь разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратитесь к словарям. 3.После прочтения каждой строфы попытайтесь определить, о чем в ней говорится? 4.При необходимости, обсудите ваш ответ с напарником. 5. Ответьте на вопросы. |
1.Прочитайте текст стихотворения нашей современницы, поэтессы Александры Странник. 2.Составьте КЛАСТЕР по каждой строфе к слову ОДИНОЧЕСТВО (Кластер - выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди). 3.Прокомментируйте слова, вошедшие в кластер 4.После прочтения каждой строфы попытайтесь определить, о чем в ней говорится? 5.При необходимости, обсудите ваш ответ с напарником 6.Ответьте на вопросы. |
Вопросы: |
Вопросы: |
1.О чем думает герой стихотворения? 2. Надеется ли герой вернуть былое счастье? 3.Как герой пытается справиться с душевной болью? 4..Видит ли герой выход из душевного тупика? |
1.С чем сравнивает одиночество героиня стихотворения в первой строфе? 2.Видит ли выход из душевного тупика героиня стихотворения? 3.Есть ли будущее в стихотворении? 4.Оправдан ли повтор слова ОДИНОЧЕСТВО? |
Задание № 3. Запишите в сравнительную таблицу 2 - 3 ключевых слова, выделенных вами в текстах стихотворений. Ответьте на вопрос:
в чем сходство и различие восприятия одиночества лирическими героями стихотворений?
НАБЛЮДЕНИЕ |
И.А. Бунин |
А. Странник |
общее |
|
|
различное |
|
|
Задание № 4. Дайте несколько советов людям, подверженным депрессивному состоянию.
Составьте СОВЕТЫ – АНТИДЕПРЕССАНТЫ в виде кластера
Домашнее задание : 1. Составить кластер по стихотворению М.Цветаевой «Август- астры» . 2. Написать вашу интерпретацию стихотворного текста (о чем текст?) |
Домашнее задание : 1. Составить кластер по стихотворению М.Цветаевой «Август- астры» . 2. Написать вашу интерпретацию стихотворного текста (о чем текст?) |
Август
- астры, |
Август
- астры, |
Домашнее задание : 1. Составить кластер по стихотворению М.Цветаевой «Август- астры» . 2. Написать вашу интерпретацию стихотворного текста (о чем текст?) |
Домашнее задание : 1. Составить кластер по стихотворению М.Цветаевой «Август- астры» . 2. Написать вашу интерпретацию стихотворного текста (о чем текст?) |
Август - астры, |
Август
- астры, |
Начало – презентация творчества художников- экспрессионистов (см. приложение к уроку)
Для вступительного слова учителя: У этого термина существуют и другие значения, см. Депрессия (значения).
Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
Как психическое расстройство является нарушением аффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет, из них две трети — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5 % детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет[1]. Общая распространённость депрессии (всех разновидностей) в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %[2]. Во многих работах подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройств в этом возрасте соответствует и бо́льшая частота суицидов[3].
Причины (этиология) депрессии
Депрессия может быть результатом драматических переживаний, например потери близкого человека, работы, общественного положения. В таких случаях речь идёт о реактивной депрессии. Она развивается как реакция на некое внешнее событие, ситуацию. Согласно некоторым теориям, депрессия иногда возникает при чрезмерной нагрузке мозга в результате стресса, в основе которого могут лежать как физиологические, так и психосоциальные факторы.
Но если психологические или соматические (см. ниже) причины депрессии отсутствуют или не очевидны, такая депрессия называется эндогенной, то есть как бы «происходящей изнутри» (организма, психики). Приблизительно в одной трети (около 35%) случаев манифестные депрессии возникают аутохтонно, то есть без каких-либо внешних воздействий. По структуре такие депрессии с самого начала являются эндогенными.[5]
Обращаем внимание на статистику: Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет, из них две трети — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще
ПРОБЛЕМА: Неужели женщины менее стрессоустойчивы? Неужели мужчины не способны страдать и легче переживают боль утраты, одиночество?
Работа по заданиям
Возвращаемся к проблемному вопросу.
Одинаково ли восприятие одиночества мужчиной и женщиной? Свой ответ аргументируйте примерами из текстов стихотворений.
Справиться с таким состоянием возможно. Прежде всего, люди нуждаются в помощи специалистов.
Каких? На этот вопрос я предлагаю ответить вам ( психологи и медицинские работники, священники)
Задание: дать несколько советов людям, подверженным депрессивному состоянию.
Составить совет – антидепрессант в виде кластера
Уныние – большой грех
Рефлексивный момент
Привожу в пример высказывания великих и заканчиваю позитивной презентацией.
Страдать, но жить – таков удел людей. Ж.Лафонтен
ВИКИПЕДИЯ
1.Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость , нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
-
Причины (этиология) депрессии
1.Депрессия может быть результатом драматических переживаний, например потери близкого человека, работы, общественного положения
2. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет, из них две трети — женщины. Во многих работах подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройств в этом возрасте соответствует и бо́льшая частота суицидов.
ДЕПРЕ́ССИЯ, -и, жен.
1. Угнетённое, подавленное психическое состояние (спец.). Невротическая д. Впасть в депрессию.
2. Прекращение упадка, застоя в экономике (в ряде случаев сменяющих собой кризис перепроизводства).
| прил. депрессионный, -ая, -ое.
Из толкового словаря С.И.Ожегова
ДЕПРЕССИЯ в медицине - психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.
ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio - подавление) в экономике - фаза экономического цикла, наступающая после кризиса перепроизводства. Характеризуется прекращением упадка производства, постепенным рассасыванием "излишка" товарных масс, вялой хозяйственной конъюнктурой, большой безработицей. Синоним депрессии - стагнация.
Из энциклопедического словаря
Ударение: депре́ссия
-
ж.
-
Болезненное состояние, характеризующееся угнетенным, подавленным настроением; вид психического расстройства.
-
Упадок, застой в хозяйственной, общественной жизни страны.
-
Область пониженного атмосферного давления (в метеорологии).
-
Любое понижение земной поверхности; впадина или котловина, лежащая ниже уровня океана (в геоморфологии).
-
Из словаря Т.Ф.Ефремовой
Рабочий лист учебного занятия
по теме «Одиночество – крик души?!»
Проблемный вопрос: « Неужели женщины менее стрессоустойчивы, чем мужчины? Неужели мужчины не способны страдать и легче воспринимают боль утраты и одиночество?»
Задание №1: Прочитайте стихотворение выразительно.
И.А. Бунин «Одиночество» 1903 г. |
Александра Странник «Одинокое стихотворение» 02.01.2010 г. |
И
ветер, и дождик, и мгла |
Одиночество…
Тихая смерть, |
Вчера
ты была у меня, |
Одиночество...
Странный бред: |
Мне
крикнуть хотелось вослед: |
Одиночество...
Пей до дна! |
|
Одиночество...
Крик души! |
Задание №2 |
Задание №2 |
1.Подчеркните в тексте КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, которые помогают понять смысл стихотворения (исключите второстепенную информацию) 2. Отметьте непонятные слова, выражения. Попытайтесь разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратитесь к словарям. 3.После прочтения каждой строфы попытайтесь определить, о чем в ней говорится? 4.При необходимости, обсудите ваш ответ с напарником. 5. Ответьте на вопросы. |
1.Прочитайте текст стихотворения нашей современницы, поэтессы Александры Странник. 2.Составьте КЛАСТЕР по каждой строфе к слову ОДИНОЧЕСТВО (Кластер - выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди). 3.Прокомментируйте слова, вошедшие в кластер 4.После прочтения каждой строфы попытайтесь определить, о чем в ней говорится? 5.При необходимости, обсудите ваш ответ с напарником 6.Ответьте на вопросы. |
Вопросы: |
Вопросы: |
1.О чем думает герой стихотворения? 2. Надеется ли герой вернуть былое счастье? 3.Как герой пытается справиться с душевной болью? 4..Видит ли герой выход из душевного тупика? |
1.С чем сравнивает одиночество героиня стихотворения в первой строфе? 2.Видит ли выход из душевного тупика героиня стихотворения? 3.Есть ли будущее в стихотворении? 4.Оправдан ли повтор слова ОДИНОЧЕСТВО? |
Задание № 3. Запишите в сравнительную таблицу 2 - 3 ключевых слова, выделенных вами в текстах стихотворений. Ответьте на вопрос:
в чем сходство и различие восприятия одиночества лирическими героями стихотворений?
НАБЛЮДЕНИЕ |
И.А. Бунин |
А. Странник |
общее |
|
|
различное |
|
|
Задание № 4. Дайте несколько советов людям, подверженным депрессивному состоянию.
Составьте СОВЕТЫ – АНТИДЕПРЕССАНТЫ в виде кластера
Рефлексия (интеллектуальная): 1 вариант Выберите один вариант предложения и закончите его исходя из опыта, полученного на уроке. Ответ зачитайте.
1.Рефлексия (интеллектуальная): 2 вариант Учебное занятие: -привлекло меня тем…. -показалось интересным… -взволновало… -заставило задуматься…. -навело на размышления… |
Рефлексия (интеллектуальная): 1 вариант Выберите один вариант предложения и закончите его исходя из опыта, полученного на уроке. Ответ зачитайте.
1.Рефлексия (интеллектуальная): 2 вариант Учебное занятие: -привлекло меня тем…. -показалось интересным… -взволновало… -заставило задуматься…. -навело на размышления… |
Рефлексия (интеллектуальная): 1 вариант Выберите один вариант предложения и закончите его исходя из опыта, полученного на уроке. Ответ зачитайте.
1.Рефлексия (интеллектуальная): 2 вариант Учебное занятие: -привлекло меня тем…. -показалось интересным… -взволновало… -заставило задуматься…. -навело на размышления… |
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «“Нейространички”: эффективные упражнения на синхронизацию работы правого и левого полушарий головного мозга детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Основы развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФООП»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
предложенные Вами презентации содержат репродукции изображений, принадлежащих другим авторам. Одна из презентаций создана другим человеком. Ссылки на источники отсутствуют. Поэтому материал будет опубликован без презентаций.