В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Создание условий развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроке изобразительного искусства, в том числе и у детей с ОВЗ

Создание условий развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроке изобразительного искусства, в том числе и у детей с ОВЗ

Елена Фролова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 779
Краткое описание
Предоставление собственного инновационного педагогического опыта учителя Изобразительного искусства. 2022-2023 учебный год. «Создание условий развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроке изобразительного искусства, в том числе и у детей с ОВЗ».
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Предоставление собственного инновационного педагогического опыта учителя Изобразительного искусства.docx Скачать

Предоставление собственного инновационного педагогического опыта учителя Изобразительного искусства. 2022-2023 учебный год.

«Создание условий развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроке изобразительного искусства, в том числе и у детей с ОВЗ».


Предоставление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства Фроловой Елены Александровны, г. Жуковский. 2022г.


Изобразительное искусство объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Изобразительное искусство – это язык чувств.

В условиях социально – культурного развития общества актуальной для школы становится задача воспитания растущего человека как культурно-исторического субъекта, способного к разному виду творчества, саморазвитию и самореализации. Я работаю по проблеме «создание условий развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроке изобразительного искусства, в том числе и у детей с ОВЗ»


Актуальность и перспективность опыта.


Процесс образования в школе направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения общеобразовательных программ новых знаний, умений, навыков, а так же формирования компетенций, необходимых для жизни человека в современном обществе. Очень важно, чтобы выпускники школы вышли во «взрослую» жизнь самостоятельными, успешными, социально адаптированными, разносторонне развитыми гражданами с активной жизненной позицией, способными делать ответственный выбор в своей жизни.

Работая учителем, я убедилась, что уроки для детей это по большей уроки жизни, а школа дает фундамент, на котором ребенок будет строить всю свою дальнейшую жизнь.

Не существует урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами», в том числе и на моих уроках изобразительного искусства.

Задачи, которые стоят перед каждым учителем изобразительного искусства – введение детей в мир творчества, приобщение их к разному виду искусства и в связи с этим расширение их духовной сферы, воспитание чувств, преодоление себя (например, когда необходимо развить усидчивость, внимательность и аккуратность), и даже сделать выбор в пользу будущей профессии, ведь в наше время очень много современных профессий базируются на умении рисовать, создавать и думать творчески.

Занятие изобразительным искусством формируют духовность личности, ее нравственный стержень, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека. Богатство эмоциональной жизни – условие нравственного роста человека.

На своих уроках я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. Это не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни в целом, и жизни каждого отдельного человека, в том числе и школьника.

Главная задача моего предмета - изобразительного искусства – раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка, пусть и в разной степени, и научить их самовыражаться через искусство.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником в мир искусства, я, как учитель, чувствую себя ответственным за творческое восприятие учащихся.

Я стараюсь пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности, как программного, так и дополнительного материала. Наши уроки и внеурочные занятия – это постоянное общение. Общение между искусством, учителем и детьми. Учимся смотреть вглубь себя, доставать эмоции, раскрывать фантазию и претворять это все в жизнь.

Уроки изобразительного искусства должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы художественно развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления жизни с творческим подходом.


Формирование ведущей идеи опыта.


Свою воспитательную роль изобразительное искусство может выполнить только в том случае, если учащийся имеет интерес и получает радость от общения с ним. Для меня, как для учителя, мало дать сумму знаний, необходимо создать атмосферу увлеченности, заинтересованности, завоевать детские сердца и души.

Как же достичь этого, как сделать так, чтобы урок взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности, и в тоже время конкретности, которые бы давали пищу для развития творческого начала, образного мышления у каждого ребенка, учитывая его художественный и жизненный опыт, склонности и способности?

Я уверена, что развивая творческие способности учащихся, мы сможем добиться таких результатов, когда учащиеся смогут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Поэтому для себя я так определила цель и задачи своей педагогической деятельности:


  • способствовать формированию творческой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствовать свои навыки, делать вклад в построение нового общества;

  • выявлять и развивать творческие способности учащихся и давать им почувствовать уверенность в себе, своих силах и способностях (особенно это важно для детей с ОВЗ);

  • создавать творческую, художественно-образовательную среду с включением в ее содержание различных видов и приемов изобразительного искусства, на основе использования активных форм, методов, технологий обучения и восприятия;

  • приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

  • художественное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача данному поколению накопленного нашими предками опыта в форме материальной и духовной культуры. Применение современных типов и методов проведения урока позволяет существенно повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает различные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал;

  • с другой стороны внеклассная работа, которая будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.


Стимулированию интереса к художественной деятельности способствует создание ситуации успеха. Это особенно необходимо, когда ребенок проявляет старание, но испытывает затруднение в выполнении практических заданий. Поощряя детей, учитель создает ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенности преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Успех, радость достижения цели многим учащимся помогает поверить в свои силы, утвердиться в собственных глазах и мнении товарищей.


Теоретическая база опыта.


Каждый из нас воспринимает любое произведение изобразительного искусства по-своему. Это зависит от уровня общей образованности и воспитанности. К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем культуры. И я вижу свое предназначение в том, что при помощи правильного воздействия техниками изобразительного искусства можно сформировать культурного человека.

Мне, как учителю изобразительного искусства, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься рисованием, когда дети начинают сами «хотеть» рисовать, познавать и изучать новые техники по средствам современных технологий, и сами попытаются постигнуть «тайну» творчества.

Изобразительное искусство по программе дается ученикам с 1 по 7 класс. За это время они должны от точек, закорючек и пятен краски, пройти долгий путь до сложных необычных картин, чтобы постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в художественные образы, найти свой стиль изображения.

Возможно ли это? Возможно!

Главное не быть равнодушной к происходящему. В нашей профессии много трудностей (не заметных на первый взгляд), но и очень большое количество радостей.

В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения. Так я открыла для себя, и в последствии для моих учеников, Арт- терапию. Я прошла несколько обучающих курсов, и они существенно расширили мои возможности как педагога. Уникальные техники арт-терапии сочетают в себе и психологию и искусство. Я стала лучше понимать детей и их творчество, а они же, в свою очередь, стали более контактными, появилась хорошая обратная связь. А как помогают подобные уроки с элементами арт-терапии при работе с детьми с ОВЗ. Дети открываются, становятся очень вовлеченными в процесс и нацеленными на результат, и уже через непродолжительное время наблюдается положительная динамика усвоения школьной программы.

Смысл моей педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого ребятами на данный момент и значимостью проделанной к этому моменту работы, а для этого необходимы:


  • проявление интереса к каждой работе ученика с художественной и личной точки зрения;

  • увлеченность и рост художественных способностей;

  • интерес к импровизации, развитию фантазии и визуализации идей, сочинению историй и изложению их в виде изображений, к самообразованию (просмотр обучающих видео и мастер-классов по изобразительному искусству);

  • осознанное отношение к качеству и технике изображения;

  • интерес к другим видам искусства.


Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках изобразительного искусства позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в каждом классе собственную атмосферу творчества и соворчества, уровня доверия и увлеченности.

Начиная с первого класса, уроки изобразительного искусства приучают детей к высокому, творческому к любви к природе, окружающему миру и видению прекрасного. На своих уроках я хочу увлечь учеников тем, что люблю сама и хочу чтоб они почувствовали то же, что и я, «достучаться» до их сердца, взрастить в них семена добра и красоты. Поэтому стараюсь идти «в ногу со временем», интересоваться тем, чем интересуются ребята разных возрастов, использовать современные технологии, которые предлагает нам наше общество.

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.


Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.


На своих уроках изобразительного искусства, а так же на внеклассных мероприятиях я применяю разнообразные технологии. Так, например, использование компьютерных презентаций позволяют экономить время на объяснении нового материала, на закрепление изученного, повышают эффективность воздействия учебного материала на обучающихся. Способствуют повышению интереса к изучаемому предмету. Для того чтобы дети легко справлялись с поставленными творческими задачами, на уроках использую различные методы и приемы обучения.

Для выполнения различных заданий в начальных классах я часто использую «прописи рисунков» или технику «дорисуй картинку», где в раздаточном материале уже есть примеры того, что должно получиться в итоге. Это позволяет «набить руку», научиться азам рисования и существенно снизить стресс для учащегося, ведь многие дети в начальных классах совсем не умеют рисовать и очень переживают по этому поводу.

Для более взрослых ребят, я часто провожу «викторины» где можно проверить знания по различным художественным темам.

Для изучения художников и их работ, я использую «Энциклопедию изобразительного искусства от А до Я». В ней представлены биографии художников, изображение их работ, описание, истории создания известных произведений искусства, комментарии к ним. Часто обращаюсь к помощи различных популярных среди молодежи сайтов с видео мастер-классами по рисованию, и рекомендую учащимся ознакомиться с ними дома. Ребятам очень нравится самостоятельно получать знания из «модных» источников, это очень повышает интерес даже тех детей, которые ранее не очень интересовались искусством.

Используя элементы арт – терапии на своих уроках, я могу психологически и физически разгрузить детей после «стрессовых» школьных мероприятий, всевозможных контрольных работ, добиться тем самым улучшения дисциплины, атмосферы в классе, и опять таки интереса к моему предмету.

В наше время учащиеся очень много времени проводят в смартфонах, и не желают расставаться с ними не на перемене, не даже на уроке. И тут у меня тоже есть своя хитрость. Я рекомендую ребятам простые и полезные графические программы для смартфона, такие как: Paint, photoshop, ibis paint x, sketchbook, picsart color и др., для этого у меня есть целые презентации, о том, какие это интересные программы, что при помощи них можно сделать, и как данные навыки помогут при выборе творческой профессии в будущем. Это удивительно, неожиданно и крайне приятно, но многие ребята последовали моему совету и на переменах показывают результаты своего внеурочного творчества в данных программах.

Таким образом, я, как учитель изобразительного искусства, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для меня – работа, а для моих учеников – обучение становятся радостнее и увлекательнее.


Анализ результативности


Работая над проблемой «создание условий для развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроке изобразительного искусства, в том числе и у детей с ОВЗ», урок строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, интересной, неожиданной в какой-то мере и менее утомляемой. Благодаря систематическому использованию такого подхода, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению изобразительного искусства, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат деятельности. Главным считаю, не заставлять, а заинтересовывать, приглашать учащегося к сотрудничеству.

Результатом творческой работы служат участия в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах и выставках. За время моей работы ребята получили множество наград за первые места на конкурсах и выставках, поучаствовали в творческих состязаниях и многое другое.

Изобразительное искусство пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, стенды – все это требует творческого оформления, которым с удовольствием занимаются наши учащиеся, даже те, кто уже перешел в старшие классы и не имеет в программе урока «ИЗО». «День матери», «Новый год», «8 марта», «Последний звонок» и др. все праздники оформляются красивыми плакатами, рисунками, открытками, сделанными руками ребят на внеурочной деятельности.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении изобразительного искусства мне удалось:


  • раскрыть всесторонние способности учащихся;

  • привлечь детей к внеурочной деятельности;

  • научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях;

  • стабильность качества знаний учащихся;

  • использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности, в практической жизнедеятельности.


Показатели качества знаний учащихся подтверждают результативность используемых технологий, методов, и приемов обучения. Во всех классах 98 -100% качество знаний.

Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности обучающихся. Думаю, многие мои ученики запомнят наши увлекательные уроки. Для многих это станет запоминающийся и интересной страницей в школьной жизни.

Передо мной, как перед учителем, никогда не стояла задача – сделать из своих учеников профессиональных художников. Для меня главное – оказать благоприятное влияние, как на развитие личности ребенка, так и на повышение самооценки. Воспитать личность активную, интересную, небезразличную и целеустремленную.

Изобразительное искусство в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к искусству, поиски необычных и новых техник, совершенствование навыков, раскрытие врожденных талантов является весьма актуальным.


Трудности и проблемы данного опыта


В современных условиях, благодаря развитию различных технологий и интернету «без фильтров», ориентации школьников в области изобразительного искусства формируется главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению «творчества» сомнительного эстетического качества, рассчитанных на «быстрое» потребление, неизысканный вкус, в силу легкости восприятия (простые картинки, мэмы, смайлы, примитивные граффити и надписи). Такие разновидности «современного искусства» носят сугубо развлекательные и коммуникативные функции, но совершенно не имеют эстетики и творческого замысла, в данном творчестве отсутствует «душа».

Если мы внимательно присмотримся к тому, как входит изобразительное искусство в жизнь наших учащихся, то мы заметим многообразие путей, форм и в тоже время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в творческом развитии и воспитании подрастающего поколения.

Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио, онлайн-музеям и экскурсиям и широкому распространению современных технологий настолько насыщена искусством, что беспокоиться о творческом развитии детей не приходится. Но все же многие современные дети, с учетом доступности интернета, без контроля родителей и преподавателей, больше склонны впитывать вредную и «мусорную» информацию, нежели самостоятельно творчески развиваться.

Сейчас, когда для улучшения проблемы эстетического воспитания ребенка создана реальная почва. Особенно важно хорошо понимать, как, когда и чем «засеивать» эту почву. Число «сеятелей» творческой культуры в школах сейчас не ограничивается учителем изобразительного искусства, ими так же являются: классные руководители, организаторы внеклассных мероприятий, различные культурно-воспитательные учреждения и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.

Для верного построения художественного воспитания важно правильно понимать его цели и сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач художественного воспитания нет. Нередко его сводят то к узкотехническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний об изобразительном искусстве без достаточного приобщения к самому искусству. Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью формирования творческой культуры школьников и, недостаточной разработанной практики художественно – просветительской деятельности.

Изобразительное искусство, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в художественных образах выполняет особую задачу эстетического познания мира, поэтому оно занимает значительное место в системе общего образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.


Адресные рекомендации по использованию опыта


Чего же я, как педагог, достигла в своей работе?


  • Устойчивый интерес к предмету;

  • Работа без неуспевающих;

  • Стабильность качества знаний;

  • Авторитет среди учеников


И пусть мои ученики станут лучше меня!

В перспективе я продолжу работать над проблемой «создание условий для развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроке изобразительного искусства, в том числе и детей с ОВЗ» (что мне хотелось бы проработать более глубоко), буду использовать различные технологии в моей работе. Это приносит удовлетворение и радость от творчества. Изобразительное искусство в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к изобразительному искусству, поиски действенной методики художественной работы в школе является весьма актуальным.





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос