В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

«Предлоги – это просто!» Игры для формирования навыка употребления предложно-падежных конструкций у детей 5-6 лет

«Предлоги – это просто!» Игры для формирования навыка употребления предложно-падежных конструкций у детей 5-6 лет

Ирина Мельникова
Тип материала: другое
просмотров: 94
Краткое описание
       Формирование предложно-падежных конструкций рекомендуется проводить в игре. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Ребенку важно понять, что предлог – слово, имеющее  самостоятельное значение и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания. Главное – это доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 15300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Предлоги УЧМЕТ.docx Скачать

https://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif




Наталия Михайловна Ушенина
учитель-логопед
высшая квалификационная категория
МАДОУ «Детский сад № 173» г.о. Самара»;
Ирина Валерьевна Мельникова
учитель-логопед
высшая квалификационная категория
МАДОУ «Детский сад № 173» г.о. Самара»;



«ПРЕДЛОГИ – ЭТО ПРОСТО!»

Игры для формирования навыка употребления
предложно - падежных конструкций у детей 5-6 лет

(из опыта работы)









Проблема формирования навыка употребления предложно - падежных конструкций существительных занимает важнейшее место в современной логопедии. Этот вопрос является предметом исследования многих ученых, но проблема его изучения продолжает оставаться актуальной.
Предложно-падежная конструкция это единый функциональный комплекс предлога и падежа.
Предложно-падежная конструкция является целостной единицей в языковой системе. Предлоги в составе речи играют важную организующую роль. Они занимают значительное место и по частоте использования в языке.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
1.
Пропуск или замена предлогов (Положил шкаф, На столе (вместо над столом);
2.
Замена одной предложно-падежной конструкции другой (Дом стоит на реке);
3.
Неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака);
4.
Неправильное употребление предлога и падежного окончания (Собака ест у миска).
Этапы работы над предлогами

1.Уточнение понимания пространственного расположения предметов, выраженного данным предлогом, каждый предлог отрабатывается отдельно от других предлогов (наглядный и неоднократный показ на конкретных предметах);уточняется конкретное значение предлога
2. Ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.
Большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением ( «Поймай маленькое слово НА» и т.д.).
3. Понимание обобщенного значения предлогов.
Предлагаются задания (например, книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.) При этом следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание.
Формирование предложно-падежных конструкций рекомендуется проводить в игре. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Ребенку важно понять, что предлог – слово, имеющее самостоятельное значение и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания. Главное – это доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.
Закрепление предложно-падежных конструкций можно проводить на логопедических занятиях, на занятиях воспитателей и в режимных моментах.
Игры для формирования предложно-падежных конструкций
1. Дидактические игры с использованием предметов («Где карандаш?»,
«Выполни действие», «Скажи, куда мы положили», «Что изменилось?»,
«Определи место игрушки», «Из чего сделан?».
2. Дидактические игры с использованием картинного материала.
(«Кто где живёт», «Что в чём?», «Что где растет?», «Кто на чём поедет?», «Что где лежит?», «С чем корзинка?», «Кто с кем? Кто с чем?», «С чем ты



будешь есть?», «У кого какие детёныши?», «Заботливые дети», «О чём мечтает Оля?», «Расставим мебель в комнате», «Скажи наоборот», «Поезд».
3. Дидактические игры с использованием схем.
Таблицы, схемы представляют собой прием, облегчающий восприятие темы. При объяснении материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов.
4.Компьютерные игры, электронно-дидактические пособия.
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного воздействия.
Предлагаем несколько игр из авторской методической разработки для детей 5-6 лет «ПРЕДЛОГИ - ЭТО ПРОСТО!»
Пособие выполнено в виде презентации
Microsoft PowerPoint



Название




Рекомендации к использованию


C:\Users\Дмитрий\Desktop\предложения.jpg






1. «Подбери действие»
Котёнок (что сделал?):залез, уснул, поиграл, притаился…(что делает?): залезает, спит, играет, прячется…
2.«Подбери признак»
Котёнок (какой?)-серый, маленький, пушистый, озорной, шаловливый и т.д. (пчёлка, гусеница, трава )
3.Составь предложения, используя схемы.
4.«Куда ещё ?»
Куда ещё может залезть котёнок? смотреть девочка и т.д.
5.«Вспомни» (пособие убрать)
Куда смотрела девочка? Где был котёнок? Куда летела пчёлка? Где ползала гусеница?












C:\Users\Дмитрий\Desktop\Предлог!!!.jpg



1. «Исправь ошибки»
Чтение стихотворения с пропуском предлогов (при чтении делать паузу)
Варианты:
- вместо пропуска предлогов показывать схему пропущенного предлога
(более простой вариант)

- при чтении ввести своё обозначение пропуска предлогов, например, хлопок в ладоши.
(дети должны озвучить после прочтения свои варианты).
2.«Выбери схемы»
Среди предложенных схем-предлогов выбрать те, которые встретились в стихотворении
3.Изобразить самостоятельно схемы предлогов при зачитывании стихотворения.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\сорока2.jpg



1.Послушай стихотворение

2. «Назови предлог»

Вспомни предлоги, которые встретились в стихотворении.

3.«Вспомни предлог»

Педагог называет слово из стихотворения, предлагает вспомнить, какой предлог употреблялся с ним вместе

4.«Покажи схему предлога»

Педагог читает стихотворение по строчке, дети находят нужную схему предлога среди других схем.

5.«Верни предлог на место»

Педагог читает стихотворение по частям, предлог пропускается.

6.«Вспомни по схеме» (вариант заучивания наизусть)

Даны схемы предлогов по порядку использования в стихотворении.





1.Посмотри внимательно, кто спрятался ЗА забором?

Ребёнок отвечает ЗА забором коза (собака, корова, свинья).

2. Составь схему предложений, используя соответствующую схему предлога. Посчитай количество слов в предложении.



3. Где спряталась коза (собака, корова, свинья)? Ребёнок: коза спряталась ЗА забором.

4. Убрать картинку. Вспомни, кто прятался за забором. Как назвать одним словом козу, собаку, корову, свинью? – Домашние животные.




«Белкины запасы»



Предлоги на, над, под, между, около.

Белка сделала запасы.

  1. Назови, что, что лежит на нижней полке (верхней, средней).

  2. Примерные вопросы:
    Что находится над помидором? Под яблоком? Между помидором и лимоном? Около моркови?

  3. Скажи, где лежит кабачок? – Кабачок лежит НА средней полке, МЕЖДУ лимоном и помидором, ПОД морковью, НАД апельсином.

  4. Назови только овощи. Как назвать одним словом яблоко, виноград, лимон? – Это фрукты.




Использование в работе данного пособия имеет ряд преимуществ:
1. Компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу;
2. Позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному;
3. Позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;
4. Открывает быстрый доступ к различным тренажерам, необходимым для отработки умений и навыков, а  также позволяет закрепить пройденный материал в игровой форме;
5.Позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подходить к выбору заданий;
6. Экономит время на занятии (высокая скорость обновления дидактического материала на экране)
7.Реализует социальный заказ, обусловленный информатизацией современного общества;
8. Расширяет творческие способности педагога.
Материальное обеспечение: компьютер с Microsoft PowerPoint, интерактивная доска или ноутбук.


Список литературы

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» / Оформление обложки С. Л. Шапиро, А. А. Олексенко. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с.

  2. Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: уч.-метод. пособие / Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2005.

  3. Ткаченко Т. А. В первый класс -- без дефектов речи: Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

  4. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. - М. Гном и Д, 2005

  5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит Т.А. Ткаченко СП6., 1997.

  6. ФГОС дошкольного образования: https://fgos.ru/





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос