В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Классификация методов оценивания на городских мероприятиях на базе образовательных организаций

Классификация методов оценивания на городских мероприятиях на базе образовательных организаций

Надежда Марьина
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 749
Краткое описание
Работа предлагает классификацию педагогических методов оценки на городских мероприятиях, основанной на типологии профессора ТГУ Емельяновой И.Н. , определения их типов и выявление наиболее популярных.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Марьина Н.Г. Классификация методов оценивания на городских мероприятиях на базе образовательных организаций.docx Скачать

МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи

«Одаренность и технологии»
















Классификация методов оценивания на городских мероприятиях

на базе образовательных организаций






Марьина Надежда Геннадьевна, методист

















г.Екатеринбург

2022

В системе выявления талантливой молодежи города Екатеринбурга особое место занимает направление конкурсных мероприятий, которые проводятся образовательными организациями города «под ключ» от идеи до воплощения, ставящие перед собой цель не только выявления, но и сопровождения, поддержки одаренных детей, реализации их личностного потенциала, социализации, профессионального самоопределения.

Организаторы мероприятий аккумулируют лучшие педагогические практики детских садов, школ, лицеев и гимназий, транслируя свой опыт в образовательное сообщество города Екатеринбург.

События направления разнообразны не только по содержанию, категориям участия (индивидуальное и командное), формам организации (очные, очно-заочные, дистанционные) и проведения (квесты, турниры, олимпиады и др.), но и по используемым методам оценивания на мероприятиях. Методы лежат в основе каждого конкурсного мероприятия.

Метод (от греч. metodos) – способ достижения какой-либо цели; путь познания, способ организации процесса познания.

Методы оценки призваны не только эффективно проверять знания участников и определять сформированность компетенций, но и вызывать интерес у обучающихся, стимулировать самостоятельный поиск информации, мотивировать к продуктивному творчеству. На мероприятиях в различных сочетаниях могут использоваться разные методы контроля знаний и навыков обучающихся. Какой метод выбрать – решает только организатор. Его выбор будет зависеть от многих факторов: от целей, задач и содержания материала; от времени, отведенного на проведение мероприятия; от возрастных особенностей участников; от формы участия и т.п.

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения и оценивания. Разные авторы используют разные основания для их классификации. Существует классификация по источнику передачи информации и характеру ее восприятия (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант); классификация методов на основе структуры личности (методы формирования сознания, формирования поведения, формирования чувств); в соответствии с решением дидактических задач (М. А. Данилов, Б. П. Есипов) и др. [2, с. 117]

Провести классификацию методов оценки на мероприятиях мне стало интересно после знакомства с типологией профессора ТГУ Емельяновой И.Н.  [1, с.14], а приближающееся формирование графика городских мероприятий на следующий учебный год, выдвинуло в разряд актуальных вопрос о применяемых педагогических методах оценивания на городских мероприятиях, определения их типов и выявление наиболее популярных.

Типология И.Н. Емельяновой базируется на двух критериях: интеллектуальная и деятельностная активность обучающегося, относительно которых были разделены способы оценки на репродуктивные, продуктивные, активные и интерактивные (рис.1).

Рис. 1. Типология методов оценки И.Н. Емельяновой.


В соответствии с данной типологией под репродуктивными методами оценки результатов обучения понимаются методы, направленные на проверку знаний, полученных в готовом виде, и умений качественно воспроизводить полученный результат. Репродуктивные методы не подразумевают высокой мыслительной и деятельностной активности обучающихся.

Низкий уровень деятельностной и высокий уровень мыслительной активности определяет продуктивные методы. С их помощью может быть проверена способность обучающегося к созданию нового интеллектуального продукта.

При использовании активных методов задействована высокая деятельностная и низкая мыслительная активность, позволяющая оценить готовность включаться в деятельность и осуществлять продуктивное взаимодействие.

Высокая деятельностная и мыслительная активность характерна для интерактивных методов. Результатом интерактивной деятельности обучающихся становится новое знание, основанное на умении принимать обоснованное решение в проблемной ситуации.

На основе приведенной типологии рассмотрим методы, применяемые в городских мероприятиях (табл.1).


Таблица 1. Классификация применяемых педагогических методов в мероприятиях на базе образовательных организаций (ОО) (на основании анализа конкурсных мероприятий за 2021/2022 уч.год)

Метод

Форма применения метода на мероприятии

Кол-во раз применения метода на мероприятиях / процент от общ. числа методов на меропр. ОО/ДОО

для ДОО

для ОО

Репродуктивный

тест, кроссворд, пазл, письменные задания, опрос (викторина), чтение стихов, рассказ / представление своей работы, решение задач

11/ 23%

22 / 42%

Продуктивный

эссе, статья, разработка проектов, в т.ч. виртуальных, поиск достоверной информации в сети интернет, создание анимации

12 / 26%

12 / 23%

Активный

игровые имитационные ситуации, организационно-деятельностные игры, дискуссии, «семейное древо», создание макета / плаката/игры/постера, задания практической направленности, буктрейлер, театральная постановка

6 / 13%

9 / 16%

Интерактивный

комплексные ситуационные задачи, решение логических задач, веб-квести, кейс-стади, демонстрация и обучение любимой игре, создание музея и экскурсии, видеометод, ТРИЗ-технологии, рецензирование работ, выполнение эксперимента с обоснованием

18 / 38%

10 / 19%

Репродуктивных методов оценки довольно много, в педагогике их часто называют «традиционными». В таблице 1 представлены основные, используемые организаторами: решение тестовых задач, кроссвордов, письменных задач, составление пазлов, опросы (викторина), чтение стихов, рассказ или представление своей работы.

К группе продуктивных методов относится разработка проектов, в т.ч. виртуальных, написание эссе, статьи, создание анимации.

Среди активных методов оценивания организаторы применяют игровые имитационные ситуации, организационно-деятельностные игры, дискуссии, предлагают создать семейное древо, макеты, плакаты, игры, буктрейлеры, театральные постановки.

Интерактивные методы, развивающие деятельностную и мыслительную активность, применяются в рамках решения логических задач, комплексных ситуационных задач, веб-квести, кейс-стади и др. Отдельная методика, ТРИЗ-технологии, которая по данной классификации входит в интерактивные методы, также применяется организаторами.

Сравнивая количественные показатели об уровне использования методов оценки, получаем следующие результаты:

  • в мероприятиях для школьников излюбленным методом оценки результатов является репродуктивный метод. Метод позволяет быстро получить результат (тестирование, анкетирование, опорос и проч.). Остальные методы, способствующие активной самостоятельной мыслительной и практической деятельности, к сожалению, применяются почти в два раза реже (рис.2).


Рис. 2. Виды методов, применяемые на мероприятиях для школьников.


  • у дошкольников ситуация отличается - формы интерактивного метода оценки являются наиболее востребованными – 38% от общего числа применяемых методов на мероприятиях для дошкольников (рис. 3). Репродуктивные методы оценки являются дополнением к интерактивным или продуктивным методам, самостоятельно не используются.


Рис. 3. Виды методов, применяемые на мероприятиях для дошкольников.


В соответствии с приведенной классификацией наблюдается различие в выборах методов оценки для разных возрастных групп участников.

Высокий интерес к репродуктивным методам в мероприятиях для школьников, очевидно, связан с чисто предметным содержанием конкурсных заданий. Например, на Олимпиаде по математике «Математический дебют» используется метод теста. Развитие метапредметных навыков требует использование иных (продуктивных, активных и интерактивных) методов обучения и оценивания. Наличие данных методов отмечается, но в сравнительно меньшем количестве: 23%, 16% и 19% соответственно.

Методы, применяемые на мероприятиях для дошкольников, способствуют интеллектуальной и деятельностной активности. Используются соответствующие методы: интерактивные (38%), продуктивные (26%), чуть меньше активные методы (13%). Каждый из приведенных методов, в силу специфики мероприятий (наличие отборочных и заключительных этапов), дополняется репродуктивными методами (23%).

Процедура оценивания конкурсных продуктов на мероприятиях производится не только с целью ранжирования или фиксирования результатов участников, но и с целью «содействия обучению обучающихся» [1, с.14], выявления зон знаний и незнаний в мотивации познания нового.

Для реализации цели, «содействия обучению обучающихся», перед организатором стоит задача предоставления обратной связи по итогам участия в мероприятии. Данная задача реализуется двумя способами:

  1. личная обратная связь от членов жюри участникам прямо на мероприятиях (обычно реализуется на мероприятиях, где конкурсным продуктом является проект);

  2. «Сводный анализ выполнения конкурсных работ участников» готовится и размещается в открытом доступе в форме отдельного документа, где организатор проводит глубокий анализ качества выполнения работ с представлением наглядного подтверждения своих выводов.

Городские мероприятия на базе образовательных организаций – это «живой организм», который чутко реагирует на внешнюю обстановку, «вбирая» в себя все самое лучшее, ориентируясь на передовые педагогические практики. Организаторы стараются применять современные формы оценки и обучения. Мало какие мероприятия остаются в неизменном виде на протяжении многих лет. Как правило, проведя мероприятие и проанализировав опыт, организатор вносит некие изменения, относящиеся, в том числе, и к методам оценки.

На сегодня картина применяемых методов оценки выглядит в соответствии с приведенной классификацией (табл.1), но будет интересно посмотреть её динамику в следующем учебном году.


Список использованной литературы:

  1. Емельянова И.Н., Теплякова О.А., Ефимова Г.3. Практика использования современных методов оценки на разных ступенях образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 6. С. 9-28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-9-28

  2. Жук О.Л. Педагогика: Учеб.-метод.комплекс для студентов пед.специальностей / О.Л. Жук. – Мн.: БГУ, 2003


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос