Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие"
Тема урока: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок - лингвистическая экспедиция.
Использованные технологи: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология, использование исследовательского метода в обучении, элементы игровой педагогической технологии.
Цели урока:
Образовательные:
-
проконтролировать уровень усвоения знаний определений самостоятельных частей речи,
-
сформировать понятие о наречии как части речи,
-
формировать умение определять значение наречий,
-
их морфологические признаки и синтаксическую роль,
-
находить наречия в тексте.
Развивающие: формирование умения работать с информацией (выделения главного в тексте), развивать исследовательские навыки, учить самооценке и самоанализу, рефлексии деятельности.
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку как к предмету исследований.
ХОД УРОКА
Этап |
Время, цель |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Повторение Определение темы урока 2. Постановка целей и задач урока 3. Объяснение нового материала 4. Закрепление 5.Вывод 6. ДЗ |
(2МИН) На доске: экспедиция СЛАЙД1 Приём прогнозирования СЛАЙД2 Ц: повторить определения самостоятельных частей речи, проконтролировать уровень усвоения материала (2 МИН) Ц: определить тему и задачи исследования (заполнение 1-2 граф таблицы «ЗХУ») (1+2+1) Приём «Мозговой штурм» (1МИН) Задание по группам (2МИН) (2МИН) Приём «Кластер» (2МИН) (2мин) (1+1+1мин) Изменяются ли наречия? (1+1 мин) Отличие наречий от омонимичных частей речи (самостоятельная исследовательская работа) (1 мин)
(3 МИН) Роль наречия в тексте Заполнение графы «Узнал» ( 2-3 МИН) Дифференци- рованное (1 МИН) |
СУ: Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Садитесь, приготовьтесь к работе. Сегодня урок у нас необычный, я предлагаю отправиться в лингвистическую экспедицию. Словарная работа: Словарь С.И.Ожегова даёт 4 лексических значения слова ЭКСПЕДИЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЯ – 1. Отправка и приём грузов. 2. Учреждение или отдел учреждения для отправки, пересылки чего-нибудь. 3. Путешествие, поездка группы лиц с какой-нибудь специальной целью (исследовательской, военной, просветительской и т.п.), со специальным заданием. 4. Коллектив, группа лиц, совершающих такое путешествие, поездку. Мы будем использовать это слово в значении Путешествие, поездка группы лиц с какой-нибудь специальной целью (исследовательской, военной, просветительской и т.п.), со специальным заданием. Обратите внимание на написание слова. Составьте предложение с этим словом, запишите его в тетрадь. А какой может быть наша цель? Исследовательской: Собрать и проанализировать Определить тему нашего исследования мы сможем, восстановив надписи на стене. Я читаю определение, вы записываете понятие. Повторение:
Темой нашего исследования будет наречие как часть речи. Запишите её в тетради. (Пишу на доске) Посмотрите внимательно на тему, как мы будем рассматривать наречие? (Как часть речи) Что вы знаете уже по теме нашего урока? Заполните самостоятельно первую колонку в таблице №1 (поставьте +,если считаете, что этот материал вам известен). ТАБЛИЦА№1.
Определим задачи, заполнив 2-ю графу таблицы «Знаю-хочу узнать-узнал» Наречие лингвисты считают самостоятельной частью речи, поэтому сформулируем вопросы в соответствии с этим условием. (Какие вопросы мы рассматриваем, изучая самостоятельную часть речи?) Хочу узнать: (проговариваем устно) Что обозначают наречия? На какие вопросы отвечают? К каким частям речи относятся? Изменяются ли наречия? Каким членом предложения являются? Для чего употребляются в речи? Как отличаются от других частей речи? В ходе нашего исследования мы сделаем выводы, которые предлагаю записывать в ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
СУ: Задачи нашей экспедиции определены. Отправляемся дальше! Проанализируем записанные словосочетания. Нас будет интересовать: Какие вопросы задаём к зависимому слову? Что обозначает зависимое слово? ТАБЛИЦА №2
ВМЕСТЕ на доске: Раздавался (где?) вдали – обозначает место (признак действия) Интересный (как?) чрезвычайно - обозначает меру (признак признака) Принимая (как?) постепенно – обозначает способ действия (признак добавочного действия) Всплакнувший (как?) слегка – обозначает способ действия (пдд) Ехать (куда?) далеко – обозначает место (признак действия) Приехать (когда?) завтра – обозначает время действия (признак действия) Выглянуло (откуда?) сзади – место, признак действия Дом (какой? где?) напротив – обозначает место (признак предмета) Долго (как?) очень – обозначает степень (признак признака) Вывод: ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ДРУГОГО ПРИЗНАКА Предлагаю систематизировать полученные сведения, составив КЛАСТЕР (схему) Каковы 2 основных значения наречий? Кроме того наречия, обозначающие признак действия и признак признака можно ещё более конкретизировать… Наречие обозначает признак действия признак признака
образ время место причина цель мера степень качество способ действия На какие вопросы отвечает наречие? Вывод: 7 ВОПРОСОВ – ПРОСТО ЧУДО! Их запомнить можно так: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И Как? А к каким членам предложения мы можем задать эти вопросы? (К обстоятельствам) Обратите внимание, в словосочетании дом напротив правомерным будет и вопрос КАКОЙ? Значит наречие может быть и ….? (определением) Вывод: НАРЕЧИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, РЕЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ Определите, какими частями речи являются главные слова в словосочетаниях. Какие выводы мы можем сделать? Вывод: НАРЕЧИЕ ЧАЩЕ ВСЕГО БУДЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ГЛАГОЛУ НАРЕЧИЕ ТАКЖЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, ОСОБЫМ ФОРМАМ ГЛАГОЛА
Прочитайте
стихотворение. И однажды к тебе я приду Навсегда, навсегдой, навсегду. Я тебя за собой увлеку Вдалеке, вдалекой, вдалеку. Мы поселимся вместе с тобой Наверху, наверхе, наверхой. Найдите наречия. Что попытался сделать автор с наречием? (Автор попытался просклонять наречие) Как будет выглядеть исправленный вариант? И однажды к тебе я приду навсегда. Я тебя за собой увлеку далеко. (Уместна замена вдалеке на далеко, тк вопрос куда?) Мы поселимся вместе с тобой наверху. Сделаем вывод: наречие – изменяемая часть речи? НАРЕЧИЕ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ Посмотрите на словосочетания, на что обратили внимание? На силу не надейся - насилу добрались (Различное написание омонимов) Предлагаю провести собственное исследование «Как отличить наречие от омонимичных частей речи?» Познакомьтесь с работой профессора Александра Николаевича Гвоздева (учебник стр.71) и составьте алгоритм действий. А теперь давайте зайдём в одну из школ нашего города. И что же мы слышим? - В каком классе ты учишься, молодой человек? - Обратно в 7 "б". - А дружно вы живёте в классе? - Клёво! Жутко дружно, ужасно весело... - А учитесь-то хорошо? - Ништяк! Мальчишки - стрёмно! А девчонки - нормально! - Да, болезнь серьёзная. Что бы тебе посоветовать? Необходимо заменить неуместные наречия на общеупотребительные литературные варианты. Клёво!
(Отлично!) Жутко (очень) дружно, Ништяк (ничего)! Мальчишки – стрёмно(плохо)! А девчонки - нормально! Проанализируйте диалог. Определите случаи неверного употребления наречий. Предложите свой "рецепт" по предупреждению лексических ошибок. (Не употреблять в речи жаргонизмы) Какую роль играют наречия в тексте? Как изменился бы текст, если бы мы исключили из него наречия? (Утратилась бы конкретика) Итак, наша экспедиция завершается. Но разговор о наречии на этом не закончен, он продолжится на следующих уроках. Вернёмся к ДНЕВНИКУ НАБЛЮДЕНИЙ. На все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили? Что мы узнали о наречии? Подумайте, всё ли было понятно, заполните графу «Узнал» в таблице «ЗХУ» Внесите только те вопросы, которые, по вашему мнению, поняты и усвоены. Сильные уч-ся: составляют текст, где было бы употреблено не менее 10 наречий, анализируют текст Слабые: упр.179 |
Тема урока: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок - лингвистическая экспедиция.
Использованные технологи: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология, использование исследовательского метода в обучении, элементы игровой педагогической технологии.
Цели урока:
Образовательные:
-
проконтролировать уровень усвоения знаний определений самостоятельных частей речи,
-
сформировать понятие о наречии как части речи,
-
формировать умение определять значение наречий,
-
их морфологические признаки и синтаксическую роль,
-
находить наречия в тексте.
Развивающие: формирование умения работать с информацией (выделения главного в тексте), развивать исследовательские навыки, учить самооценке и самоанализу, рефлексии деятельности.
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку как к предмету исследований.
ХОД УРОКА
Этап |
Время, цель |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Повторение Определение темы урока 2. Постановка целей и задач урока 3. Объяснение нового материала 4. Закрепление 5.Вывод 6. ДЗ |
(2МИН) На доске: экспедиция СЛАЙД1 Приём прогнозирования СЛАЙД2 Ц: повторить определения самостоятельных частей речи, проконтролировать уровень усвоения материала (2 МИН) Ц: определить тему и задачи исследования (заполнение 1-2 граф таблицы «ЗХУ») (1+2+1) Приём «Мозговой штурм» (1МИН) Задание по группам (2МИН) (2МИН) Приём «Кластер» (2МИН) (2мин) (1+1+1мин) Изменяются ли наречия? (1+1 мин) Отличие наречий от омонимичных частей речи (самостоятельная исследовательская работа) (1 мин)
(3 МИН) Роль наречия в тексте Заполнение графы «Узнал» ( 2-3 МИН) Дифференци- рованное (1 МИН) |
СУ: Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Садитесь, приготовьтесь к работе. Сегодня урок у нас необычный, я предлагаю отправиться в лингвистическую экспедицию. Словарная работа: Словарь С.И.Ожегова даёт 4 лексических значения слова ЭКСПЕДИЦИЯ ЭКСПЕДИЦИЯ – 1. Отправка и приём грузов. 2. Учреждение или отдел учреждения для отправки, пересылки чего-нибудь. 3. Путешествие, поездка группы лиц с какой-нибудь специальной целью (исследовательской, военной, просветительской и т.п.), со специальным заданием. 4. Коллектив, группа лиц, совершающих такое путешествие, поездку. Мы будем использовать это слово в значении Путешествие, поездка группы лиц с какой-нибудь специальной целью (исследовательской, военной, просветительской и т.п.), со специальным заданием. Обратите внимание на написание слова. Составьте предложение с этим словом, запишите его в тетрадь. А какой может быть наша цель? Исследовательской: Собрать и проанализировать Определить тему нашего исследования мы сможем, восстановив надписи на стене. Я читаю определение, вы записываете понятие. Повторение:
Темой нашего исследования будет наречие как часть речи. Запишите её в тетради. (Пишу на доске) Посмотрите внимательно на тему, как мы будем рассматривать наречие? (Как часть речи) Что вы знаете уже по теме нашего урока? Заполните самостоятельно первую колонку в таблице №1 (поставьте +,если считаете, что этот материал вам известен). ТАБЛИЦА№1.
Определим задачи, заполнив 2-ю графу таблицы «Знаю-хочу узнать-узнал» Наречие лингвисты считают самостоятельной частью речи, поэтому сформулируем вопросы в соответствии с этим условием. (Какие вопросы мы рассматриваем, изучая самостоятельную часть речи?) Хочу узнать: (проговариваем устно) Что обозначают наречия? На какие вопросы отвечают? К каким частям речи относятся? Изменяются ли наречия? Каким членом предложения являются? Для чего употребляются в речи? Как отличаются от других частей речи? В ходе нашего исследования мы сделаем выводы, которые предлагаю записывать в ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
СУ: Задачи нашей экспедиции определены. Отправляемся дальше! Проанализируем записанные словосочетания. Нас будет интересовать: Какие вопросы задаём к зависимому слову? Что обозначает зависимое слово? ТАБЛИЦА №2
ВМЕСТЕ на доске: Раздавался (где?) вдали – обозначает место (признак действия) Интересный (как?) чрезвычайно - обозначает меру (признак признака) Принимая (как?) постепенно – обозначает способ действия (признак добавочного действия) Всплакнувший (как?) слегка – обозначает способ действия (пдд) Ехать (куда?) далеко – обозначает место (признак действия) Приехать (когда?) завтра – обозначает время действия (признак действия) Выглянуло (откуда?) сзади – место, признак действия Дом (какой? где?) напротив – обозначает место (признак предмета) Долго (как?) очень – обозначает степень (признак признака) Вывод: ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ДРУГОГО ПРИЗНАКА Предлагаю систематизировать полученные сведения, составив КЛАСТЕР (схему) Каковы 2 основных значения наречий? Кроме того наречия, обозначающие признак действия и признак признака можно ещё более конкретизировать… Наречие обозначает признак действия признак признака
образ время место причина цель мера степень качество способ действия На какие вопросы отвечает наречие? Вывод: 7 ВОПРОСОВ – ПРОСТО ЧУДО! Их запомнить можно так: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И Как? А к каким членам предложения мы можем задать эти вопросы? (К обстоятельствам) Обратите внимание, в словосочетании дом напротив правомерным будет и вопрос КАКОЙ? Значит наречие может быть и ….? (определением) Вывод: НАРЕЧИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, РЕЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ Определите, какими частями речи являются главные слова в словосочетаниях. Какие выводы мы можем сделать? Вывод: НАРЕЧИЕ ЧАЩЕ ВСЕГО БУДЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ГЛАГОЛУ НАРЕЧИЕ ТАКЖЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, ОСОБЫМ ФОРМАМ ГЛАГОЛА
Прочитайте
стихотворение. И однажды к тебе я приду Навсегда, навсегдой, навсегду. Я тебя за собой увлеку Вдалеке, вдалекой, вдалеку. Мы поселимся вместе с тобой Наверху, наверхе, наверхой. Найдите наречия. Что попытался сделать автор с наречием? (Автор попытался просклонять наречие) Как будет выглядеть исправленный вариант? И однажды к тебе я приду навсегда. Я тебя за собой увлеку далеко. (Уместна замена вдалеке на далеко, тк вопрос куда?) Мы поселимся вместе с тобой наверху. Сделаем вывод: наречие – изменяемая часть речи? НАРЕЧИЕ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ Посмотрите на словосочетания, на что обратили внимание? На силу не надейся - насилу добрались (Различное написание омонимов) Предлагаю провести собственное исследование «Как отличить наречие от омонимичных частей речи?» Познакомьтесь с работой профессора Александра Николаевича Гвоздева (учебник стр.71) и составьте алгоритм действий. А теперь давайте зайдём в одну из школ нашего города. И что же мы слышим? - В каком классе ты учишься, молодой человек? - Обратно в 7 "б". - А дружно вы живёте в классе? - Клёво! Жутко дружно, ужасно весело... - А учитесь-то хорошо? - Ништяк! Мальчишки - стрёмно! А девчонки - нормально! - Да, болезнь серьёзная. Что бы тебе посоветовать? Необходимо заменить неуместные наречия на общеупотребительные литературные варианты. Клёво!
(Отлично!) Жутко (очень) дружно, Ништяк (ничего)! Мальчишки – стрёмно(плохо)! А девчонки - нормально! Проанализируйте диалог. Определите случаи неверного употребления наречий. Предложите свой "рецепт" по предупреждению лексических ошибок. (Не употреблять в речи жаргонизмы) Какую роль играют наречия в тексте? Как изменился бы текст, если бы мы исключили из него наречия? (Утратилась бы конкретика) Итак, наша экспедиция завершается. Но разговор о наречии на этом не закончен, он продолжится на следующих уроках. Вернёмся к ДНЕВНИКУ НАБЛЮДЕНИЙ. На все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили? Что мы узнали о наречии? Подумайте, всё ли было понятно, заполните графу «Узнал» в таблице «ЗХУ» Внесите только те вопросы, которые, по вашему мнению, поняты и усвоены. Сильные уч-ся: составляют текст, где было бы употреблено не менее 10 наречий, анализируют текст Слабые: упр.179 |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»