В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 5 по 7 ноября 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие"

Юлия Ромасюкова
Тип материала: Урок
просмотров: 5035
Краткое описание
Урок по теме "Наречие как часть речи" с применением приемов технологии развития критического мышления.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
narechie-kak-chast-rechi-_otkrytyy-urok_.docx Скачать

uchmet_120_60.gif

Тема урока: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок - лингвистическая экспедиция.

Использованные технологи: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология, использование исследовательского метода в обучении, элементы игровой педагогической технологии.

Цели урока:

Образовательные:

  • проконтролировать уровень усвоения знаний определений самостоятельных частей речи,

  • сформировать понятие о наречии как части речи,

  • формировать умение определять значение наречий,

  • их морфологические признаки и синтаксическую роль,

  • находить наречия в тексте.

Развивающие: формирование умения работать с информацией (выделения главного в тексте), развивать исследовательские навыки, учить самооценке и самоанализу, рефлексии деятельности.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку как к предмету исследований.

ХОД УРОКА

Этап

Время, цель


1.Повторение

Определение

темы урока









































































2. Постановка целей и задач урока































































































3. Объяснение нового материала











































































































































































4. Закрепление

























































5.Вывод











6. ДЗ

(2МИН)

На доске: экспедиция

СЛАЙД1

























Приём прогнозирования



СЛАЙД2





Ц: повторить

определения

самостоятельных

частей речи, проконтролировать

уровень усвоения

материала

(2 МИН)

























Ц: определить тему и задачи исследования

(заполнение 1-2 граф таблицы «ЗХУ»)

(1+2+1)



























































































Приём «Мозговой штурм»

(1МИН)









Задание по группам

(2МИН)



















(2МИН)













Приём «Кластер»













(2МИН)

























(2мин)

















(1+1+1мин)

Изменяются ли наречия?















































(1+1 мин)





Отличие наречий от омонимичных частей речи

(самостоятельная исследовательская работа) (1 мин)







(3 МИН)

















































Роль наречия в тексте





Заполнение графы «Узнал»

( 2-3 МИН)







Дифференци-

рованное (1 МИН)


СУ: Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Садитесь, приготовьтесь к работе. Сегодня урок у нас необычный, я предлагаю отправиться в лингвистическую экспедицию.

Словарная работа:

Словарь С.И.Ожегова даёт 4 лексических значения слова ЭКСПЕДИЦИЯ

ЭКСПЕДИЦИЯ – 1. Отправка и приём грузов.

2. Учреждение или отдел учреждения для отправки, пересылки чего-нибудь.

3. Путешествие, поездка группы лиц с какой-нибудь специальной целью (исследовательской, военной, просветительской и т.п.), со специальным заданием.

4. Коллектив, группа лиц, совершающих такое путешествие, поездку.

Мы будем использовать это слово в значении Путешествие, поездка группы лиц с какой-нибудь специальной целью (исследовательской, военной, просветительской и т.п.), со специальным заданием. Обратите внимание на написание слова.

Составьте предложение с этим словом, запишите его в тетрадь.

А какой может быть наша цель? Исследовательской: Собрать и проанализировать

Определить тему нашего исследования мы сможем, восстановив надписи на стене. Я читаю определение, вы записываете понятие.

Повторение:

  1. Назовите часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

  2. Назовите часть речи, которая обозначает действие предмета

  3. Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном

  4. Назовите часть речи, которая обозначает предмет

  5. Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию

  6. Назовите часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте

  7. Назовите часть речи, которая обозначает признак предмета






























































п

р

и

ч

а

с

т

и

е



ч

и

с

л

и

т

е

л

ь

н

о

е


п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

о

е




Темой нашего исследования будет наречие как часть речи.

Запишите её в тетради. (Пишу на доске)

Посмотрите внимательно на тему, как мы будем рассматривать наречие? (Как часть речи)

Что вы знаете уже по теме нашего урока? Заполните самостоятельно первую колонку в таблице №1 (поставьте +,если считаете, что этот материал вам известен).

ТАБЛИЦА№1.

Знаю

(что я уже знаю о наречии)

Хочу узнать

(что хочу узнать о наречии)

Узнал

(Всё ли я понял? На все вопросы ответил?)








Определим задачи, заполнив 2-ю графу таблицы «Знаю-хочу узнать-узнал»

Наречие лингвисты считают самостоятельной частью речи, поэтому сформулируем вопросы в соответствии с этим условием.

(Какие вопросы мы рассматриваем, изучая самостоятельную часть речи?)

Хочу узнать: (проговариваем устно)

Что обозначают наречия?

На какие вопросы отвечают?

К каким частям речи относятся?

Изменяются ли наречия?

Каким членом предложения являются?

Для чего употребляются в речи?

Как отличаются от других частей речи?



В ходе нашего исследования мы сделаем выводы, которые предлагаю записывать в ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Наречия обозначают



Отвечают на вопросы



Относятся


Член предложения


Отличие от других частей речи


Цель употребления в речи




СУ: Задачи нашей экспедиции определены. Отправляемся дальше!



Проанализируем записанные словосочетания. Нас будет интересовать:

Какие вопросы задаём к зависимому слову?

Что обозначает зависимое слово?





ТАБЛИЦА №2

Словосочетание

Частное значение

(в данном случае)

Общее значение

(как часть речи)




ВМЕСТЕ на доске: Раздавался (где?) вдали – обозначает место (признак действия)



Интересный (как?) чрезвычайно - обозначает меру (признак признака)

Принимая (как?) постепенно – обозначает способ действия (признак добавочного действия)

Всплакнувший (как?) слегка – обозначает способ действия (пдд)

Ехать (куда?) далеко – обозначает место (признак действия)

Приехать (когда?) завтра – обозначает время действия (признак действия)

Выглянуло (откуда?) сзади – место, признак действия

Дом (какой? где?) напротив – обозначает место (признак предмета)

Долго (как?) очень – обозначает степень (признак признака)



Вывод: ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ДРУГОГО ПРИЗНАКА

Предлагаю систематизировать полученные сведения, составив КЛАСТЕР (схему)

Каковы 2 основных значения наречий?

Кроме того наречия, обозначающие признак действия и признак признака можно ещё более конкретизировать…



Наречие обозначает







признак действия признак признака



образ время место причина цель мера степень качество способ действия

На какие вопросы отвечает наречие?

Вывод: 7 ВОПРОСОВ – ПРОСТО ЧУДО!

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И Как?

А к каким членам предложения мы можем задать эти вопросы?

(К обстоятельствам)

Обратите внимание, в словосочетании дом напротив правомерным будет и вопрос КАКОЙ?

Значит наречие может быть и ….? (определением)



Вывод: НАРЕЧИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, РЕЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

Определите, какими частями речи являются главные слова в словосочетаниях. Какие выводы мы можем сделать?

Вывод: НАРЕЧИЕ ЧАЩЕ ВСЕГО БУДЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ГЛАГОЛУ

НАРЕЧИЕ ТАКЖЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, ОСОБЫМ ФОРМАМ ГЛАГОЛА



Прочитайте стихотворение.
    

      И однажды к тебе я приду

      Навсегда, навсегдой, навсегду.

      Я тебя за собой увлеку

      Вдалеке, вдалекой, вдалеку.

       Мы поселимся вместе с тобой

      Наверху, наверхе, наверхой.

Найдите наречия. Что попытался сделать автор с наречием? (Автор попытался просклонять наречие) Как будет выглядеть исправленный вариант?

И однажды к тебе я приду навсегда.

      Я тебя за собой увлеку далеко. (Уместна замена вдалеке на далеко, тк вопрос куда?)

       Мы поселимся вместе с тобой наверху.

Сделаем вывод: наречие – изменяемая часть речи? НАРЕЧИЕ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ



Посмотрите на словосочетания, на что обратили внимание?

На силу не надейся - насилу добрались

(Различное написание омонимов) Предлагаю провести собственное исследование «Как отличить наречие от омонимичных частей речи?» Познакомьтесь с работой профессора Александра Николаевича Гвоздева (учебник стр.71) и составьте алгоритм действий.

А теперь давайте зайдём в одну из школ нашего города. И что же мы слышим?

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- Обратно в 7 "б".

- А дружно вы живёте в классе?

- Клёво! Жутко дружно, ужасно весело...

- А учитесь-то хорошо?

- Ништяк! Мальчишки - стрёмно! А девчонки - нормально!

- Да, болезнь серьёзная. Что бы тебе посоветовать?

Необходимо заменить неуместные наречия на общеупотребительные литературные варианты.

Клёво! (Отлично!) Жутко (очень) дружно, ужасно весело



Ништяк (ничего)! Мальчишки – стрёмно(плохо)! А девчонки - нормально! Проанализируйте диалог. Определите случаи неверного употребления наречий. Предложите свой "рецепт" по предупреждению лексических ошибок. (Не употреблять в речи жаргонизмы)

Какую роль играют наречия в тексте? Как изменился бы текст, если бы мы исключили из него наречия? (Утратилась бы конкретика)



Итак, наша экспедиция завершается. Но разговор о наречии на этом не закончен, он продолжится на следующих уроках.

Вернёмся к ДНЕВНИКУ НАБЛЮДЕНИЙ. На все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили? Что мы узнали о наречии?

Подумайте, всё ли было понятно, заполните графу «Узнал» в таблице «ЗХУ»

Внесите только те вопросы, которые, по вашему мнению, поняты и усвоены.

Сильные уч-ся: составляют текст, где было бы употреблено не менее 10 наречий, анализируют текст

Слабые: упр.179













narechie-kak-chast-rechi-_otkrytyy-urok_.docx Скачать

uchmet_120_60.gif

Тема урока: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок - лингвистическая экспедиция.

Использованные технологи: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология, использование исследовательского метода в обучении, элементы игровой педагогической технологии.

Цели урока:

Образовательные:

  • проконтролировать уровень усвоения знаний определений самостоятельных частей речи,

  • сформировать понятие о наречии как части речи,

  • формировать умение определять значение наречий,

  • их морфологические признаки и синтаксическую роль,

  • находить наречия в тексте.

Развивающие: формирование умения работать с информацией (выделения главного в тексте), развивать исследовательские навыки, учить самооценке и самоанализу, рефлексии деятельности.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку как к предмету исследований.

ХОД УРОКА

Этап

Время, цель


1.Повторение

Определение

темы урока









































































2. Постановка целей и задач урока































































































3. Объяснение нового материала











































































































































































4. Закрепление

























































5.Вывод











6. ДЗ

(2МИН)

На доске: экспедиция

СЛАЙД1

























Приём прогнозирования



СЛАЙД2





Ц: повторить

определения

самостоятельных

частей речи, проконтролировать

уровень усвоения

материала

(2 МИН)

























Ц: определить тему и задачи исследования

(заполнение 1-2 граф таблицы «ЗХУ»)

(1+2+1)



























































































Приём «Мозговой штурм»

(1МИН)









Задание по группам

(2МИН)



















(2МИН)













Приём «Кластер»













(2МИН)

























(2мин)

















(1+1+1мин)

Изменяются ли наречия?















































(1+1 мин)





Отличие наречий от омонимичных частей речи

(самостоятельная исследовательская работа) (1 мин)







(3 МИН)

















































Роль наречия в тексте





Заполнение графы «Узнал»

( 2-3 МИН)







Дифференци-

рованное (1 МИН)


СУ: Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Садитесь, приготовьтесь к работе. Сегодня урок у нас необычный, я предлагаю отправиться в лингвистическую экспедицию.

Словарная работа:

Словарь С.И.Ожегова даёт 4 лексических значения слова ЭКСПЕДИЦИЯ

ЭКСПЕДИЦИЯ – 1. Отправка и приём грузов.

2. Учреждение или отдел учреждения для отправки, пересылки чего-нибудь.

3. Путешествие, поездка группы лиц с какой-нибудь специальной целью (исследовательской, военной, просветительской и т.п.), со специальным заданием.

4. Коллектив, группа лиц, совершающих такое путешествие, поездку.

Мы будем использовать это слово в значении Путешествие, поездка группы лиц с какой-нибудь специальной целью (исследовательской, военной, просветительской и т.п.), со специальным заданием. Обратите внимание на написание слова.

Составьте предложение с этим словом, запишите его в тетрадь.

А какой может быть наша цель? Исследовательской: Собрать и проанализировать

Определить тему нашего исследования мы сможем, восстановив надписи на стене. Я читаю определение, вы записываете понятие.

Повторение:

  1. Назовите часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

  2. Назовите часть речи, которая обозначает действие предмета

  3. Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном

  4. Назовите часть речи, которая обозначает предмет

  5. Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию

  6. Назовите часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте

  7. Назовите часть речи, которая обозначает признак предмета






























































п

р

и

ч

а

с

т

и

е



ч

и

с

л

и

т

е

л

ь

н

о

е


п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

о

е




Темой нашего исследования будет наречие как часть речи.

Запишите её в тетради. (Пишу на доске)

Посмотрите внимательно на тему, как мы будем рассматривать наречие? (Как часть речи)

Что вы знаете уже по теме нашего урока? Заполните самостоятельно первую колонку в таблице №1 (поставьте +,если считаете, что этот материал вам известен).

ТАБЛИЦА№1.

Знаю

(что я уже знаю о наречии)

Хочу узнать

(что хочу узнать о наречии)

Узнал

(Всё ли я понял? На все вопросы ответил?)








Определим задачи, заполнив 2-ю графу таблицы «Знаю-хочу узнать-узнал»

Наречие лингвисты считают самостоятельной частью речи, поэтому сформулируем вопросы в соответствии с этим условием.

(Какие вопросы мы рассматриваем, изучая самостоятельную часть речи?)

Хочу узнать: (проговариваем устно)

Что обозначают наречия?

На какие вопросы отвечают?

К каким частям речи относятся?

Изменяются ли наречия?

Каким членом предложения являются?

Для чего употребляются в речи?

Как отличаются от других частей речи?



В ходе нашего исследования мы сделаем выводы, которые предлагаю записывать в ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Наречия обозначают



Отвечают на вопросы



Относятся


Член предложения


Отличие от других частей речи


Цель употребления в речи




СУ: Задачи нашей экспедиции определены. Отправляемся дальше!



Проанализируем записанные словосочетания. Нас будет интересовать:

Какие вопросы задаём к зависимому слову?

Что обозначает зависимое слово?





ТАБЛИЦА №2

Словосочетание

Частное значение

(в данном случае)

Общее значение

(как часть речи)




ВМЕСТЕ на доске: Раздавался (где?) вдали – обозначает место (признак действия)



Интересный (как?) чрезвычайно - обозначает меру (признак признака)

Принимая (как?) постепенно – обозначает способ действия (признак добавочного действия)

Всплакнувший (как?) слегка – обозначает способ действия (пдд)

Ехать (куда?) далеко – обозначает место (признак действия)

Приехать (когда?) завтра – обозначает время действия (признак действия)

Выглянуло (откуда?) сзади – место, признак действия

Дом (какой? где?) напротив – обозначает место (признак предмета)

Долго (как?) очень – обозначает степень (признак признака)



Вывод: ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ДРУГОГО ПРИЗНАКА

Предлагаю систематизировать полученные сведения, составив КЛАСТЕР (схему)

Каковы 2 основных значения наречий?

Кроме того наречия, обозначающие признак действия и признак признака можно ещё более конкретизировать…



Наречие обозначает







признак действия признак признака



образ время место причина цель мера степень качество способ действия

На какие вопросы отвечает наречие?

Вывод: 7 ВОПРОСОВ – ПРОСТО ЧУДО!

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И Как?

А к каким членам предложения мы можем задать эти вопросы?

(К обстоятельствам)

Обратите внимание, в словосочетании дом напротив правомерным будет и вопрос КАКОЙ?

Значит наречие может быть и ….? (определением)



Вывод: НАРЕЧИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, РЕЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

Определите, какими частями речи являются главные слова в словосочетаниях. Какие выводы мы можем сделать?

Вывод: НАРЕЧИЕ ЧАЩЕ ВСЕГО БУДЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ГЛАГОЛУ

НАРЕЧИЕ ТАКЖЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, ОСОБЫМ ФОРМАМ ГЛАГОЛА



Прочитайте стихотворение.
    

      И однажды к тебе я приду

      Навсегда, навсегдой, навсегду.

      Я тебя за собой увлеку

      Вдалеке, вдалекой, вдалеку.

       Мы поселимся вместе с тобой

      Наверху, наверхе, наверхой.

Найдите наречия. Что попытался сделать автор с наречием? (Автор попытался просклонять наречие) Как будет выглядеть исправленный вариант?

И однажды к тебе я приду навсегда.

      Я тебя за собой увлеку далеко. (Уместна замена вдалеке на далеко, тк вопрос куда?)

       Мы поселимся вместе с тобой наверху.

Сделаем вывод: наречие – изменяемая часть речи? НАРЕЧИЕ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ



Посмотрите на словосочетания, на что обратили внимание?

На силу не надейся - насилу добрались

(Различное написание омонимов) Предлагаю провести собственное исследование «Как отличить наречие от омонимичных частей речи?» Познакомьтесь с работой профессора Александра Николаевича Гвоздева (учебник стр.71) и составьте алгоритм действий.

А теперь давайте зайдём в одну из школ нашего города. И что же мы слышим?

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- Обратно в 7 "б".

- А дружно вы живёте в классе?

- Клёво! Жутко дружно, ужасно весело...

- А учитесь-то хорошо?

- Ништяк! Мальчишки - стрёмно! А девчонки - нормально!

- Да, болезнь серьёзная. Что бы тебе посоветовать?

Необходимо заменить неуместные наречия на общеупотребительные литературные варианты.

Клёво! (Отлично!) Жутко (очень) дружно, ужасно весело



Ништяк (ничего)! Мальчишки – стрёмно(плохо)! А девчонки - нормально! Проанализируйте диалог. Определите случаи неверного употребления наречий. Предложите свой "рецепт" по предупреждению лексических ошибок. (Не употреблять в речи жаргонизмы)

Какую роль играют наречия в тексте? Как изменился бы текст, если бы мы исключили из него наречия? (Утратилась бы конкретика)



Итак, наша экспедиция завершается. Но разговор о наречии на этом не закончен, он продолжится на следующих уроках.

Вернёмся к ДНЕВНИКУ НАБЛЮДЕНИЙ. На все ли вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили? Что мы узнали о наречии?

Подумайте, всё ли было понятно, заполните графу «Узнал» в таблице «ЗХУ»

Внесите только те вопросы, которые, по вашему мнению, поняты и усвоены.

Сильные уч-ся: составляют текст, где было бы употреблено не менее 10 наречий, анализируют текст

Слабые: упр.179













Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос