В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Открытый урок литературного чтения и развития речи: творческая работа по теме «Сказка»

Открытый урок литературного чтения и развития речи: творческая работа по теме «Сказка»

Лариса Бартова
Тип материала: Урок
просмотров: 2100
Краткое описание
В действующих образовательных стандартах начального общего образования особое внимание уделяется содержательной линии «Развития речи». К тому же программный материал каждого учебного комплекса предполагает проведение уроков развития речи и написание сочинений.
Почему бы не попробовать написать свою сказку на основе признаков русских народных сказок? Это очень интересная и увлекательная работа для учеников начальной школы, которые большие фантазеры и выдумщики.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
открытый урок творческая работа по теме Сказка.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_bnr_wdg.gif


Открытый урок литературного чтения и развития речи:

творческая работа по теме «Сказка»

Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «СОШ № 44» г. Перми – Бартовой Ларисы Геннадьевны.

В действующих образовательных стандартах начального общего образования особое внимание уделяется содержательной линии «Развития речи». К тому же программный материал каждого учебного комплекса предполагает проведение уроков развития речи и написание сочинений. Работа над сочинением вырабатывает у учеников навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения. Работа над сочинением играет важную роль в развитии логического мышления учащихся, а также в развитии их фантазии и воображения. Одно дело писать сочинение по картинам, и совсем другое дело, придумывать свою собственную сказку, учитывая признаки, по которым строится русская народная сказка.

Все дети любят читать сказки. Еще А.С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки»!

В каждом учебнике литературного чтения есть хотя бы одна русская народная сказка. Работая по этой сказке, можно вывести некие признаки (сходства) в построении сказок:

  1. Борьба добра со злом, в сказке всегда побеждает добрый герой;

  2. Один герой или героиня (все остальные действующие лица сказок называются персонажами). Этот герой самый младший – нелюбимый, неумный, неумелый, но добрый и сердечный;

  3. Связь героя с волшебным миром, который присутствует в сказке в виде волшебных животных (Сивка- Бурка) или в виде волшебным предметов (шапка-невидимка);

  4. Волшебное число «3» - управляет построением сказки. На третью ночь идет ловить коня Иванушка, три дочери было у мачехи Хаврошечки, три раза надо крикнуть, чтобы конь появился.

  5. Композиция – зачин, основная часть, концовка.



Почему бы не попробовать написать свою сказку на основе данных признаков? Это очень интересная и увлекательная работа для учеников начальной школы, которые большие фантазеры и выдумщики.



Представляю вашему вниманию открытый урок литературного чтения и развития речи (2 часа) в 3 классе.

Тема:

Творческая коллективная работа по теме «Сказка»


Планируемый результат:

Учиться создавать текст сказки в определенной композиционной форме.


Предметный результаты:

1. Обогатить словарный запас учащихся,

2. Развивать устную и письменную речь учащихся,

3. Овладевать видами речевой деятельности, правилами использования языка в построении текста сказки.




Универсальный учебные действия:

Регулятивные:

  • Учить ставить учебные задачи и планировать свои действия в соответствии с ними и условиями их реализации;

  • Учить выполнять учебные действия в различной форме, вносить необходимые коррективы в выполненные задания после их завершения на основе контроля, оценки и учета характера сделанных ошибок;


Познавательные:

  • Осваивать различные способы решения проблем творческого характера при выполнении учебных заданий;

  • Понимать и анализировать текст с целью выделения его существенных признаков;

  • Осуществлять синтез (составление целого текста из отдельных частей), устанавливать причинно-следственные связи между словом и его лексическим значением

Коммуникативные:

  • Осваивать разные формы учебной кооперации (работа в паре, группе),

  • Осваивать разные социальные роли (ведущего, исполнителя),

  • Осваивать умение культурного общения со сверстниками в групповой работе.

Форма контроля:

Письменная творческая работа (сочинение).

Подготовительная работа:

Чтение нескольких русских народных сказок (волшебных), например «Сивка-Бурка», «Хаврошечка».



Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему урока:

Давайте, ребята, учиться творить:

Читать, понимать, составлять, говорить.

Запомните все-

Без фантазий полета

Не сдвинется с места

Вся наша работа!


- Я вас заинтриговала? Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Понять тему урока вам поможет кроссворд:





1

С

И

В

К

А






2

К

О

Л

О

Б

О

К


3

Щ

У

К

А











4

З

А

Я

Ц





5

В

О

Л

К







К

О

Р

О

В

А









Вопросы:

1. Как звали волшебного коня, который помогал Иванушке? У него на гриве одна шерстинка была золотая, а другая серебренная.

2. Кто убежал от бабушки, дедушки, зайца, волка и медведя?

3. Кого поймал в проруби Емеля?

4. Какой зверь был заперт в сундуке, висевшем на волшебном дубу, где хранилась смерть Кащея?

5. Кто съел коня Ивана-Царевича, когда тот поехал за Жар-птицей?

6. Кто помогал Хаврошечке делать всю непосильную работу?



2. Целеполагание:

- Кто скажет, какая тема нашего урока? (Это слово кроссворда, которое получилось по вертикали).

На сегодняшних двух уроках литературного чтения и развития речи, мы будем заниматься творчеством! Вспомните, какие творческие работы мы уже делали? (написание сочинений, изложений, сочинение собственных загадок, составление кроссвордов)

А сегодня мы все вместе будем писать сказку!


3. Постановка проблемы:


На свете миллион сказок. Есть сказки народные, а есть авторские. Некоторые сказки написаны в стихах, а некоторые в прозе. Они такие разные и непохожие друг на друга; или все-таки в сказках есть что-то общее? Вот это вам и предстоит выяснить в группах. Но прежде чем приступить к групповой работе, давайте сузим круг поиска. Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то поймете, какие сказки мы будем сегодня анализировать (русские народные сказки - волшебные). Какие русские народные сказки мы читали недавно на уроках литературного чтения?( «Сивка-Бурка», «Хаврошечка»)

Давайте на основе этих двух сказок выявим общие признаки построения русских народных сказок.


4. Групповая работа:


Дети по собственному желанию делятся на группы и в течение 5-7 минут обсуждают и записывают на листке свои признаки построения русских народных сказок. По окончанию работы, каждая группа представляет свой листок с результатом работы.

Таким образом, на доске появляется единый план построения сказки:

1. Наличие одного положительного героя.

2. Наличие волшебного помощника.

3. Борьба добра со злом.

4. Трёхкратное повторение действия, волшебное число «3».

5. Композиция: зачин, основная часть, концовка.


5. Коллективная творческая работа:


-Давайте попробуем на основе полученного плана написать коллективную сказку.

Я предлагаю начать с названия.

Кто у нас будет главный герой? (Алёша)

Кто у него будет волшебный помощник? (куница)

Соответственно, наша сказка будет называться: «Алеша-Царевич и куница».

Поговорим о событиях, которые будут происходить в сказке (женитьба на Елене-Прекрасной) .

Трехкратное повторение действий (три испытания Елены-Прекрасной)

Давайте вспомним композицию построения сказки: (зачин, основная часть, концовка).

Какими обычно словами начинаются сказки? («Жил – был», «В некотором царстве, некотором государстве»)

Как заканчиваются сказки? («И жили они долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец»)

Ну а теперь, попробуйте в группе составить текст сказки об Алеше-Царевиче и его волшебной кунице.


5. Самостоятельная работа в группах по написанию сказки.


6. Рефлексия:


-Поднимите руки те, кому нравится их сказка?

- Поднимите руки те, кто считает, что сказка получилась неинтересной!

- Какая группа хочет прочитать свою сказку? (чтение творческих работ детей)


-Пришло время подвести итог нашей работы. Выскажитесь по плану, начало каждой фразы вы видите на доске:


1. Сегодня я работал над…

2. Было трудно…

3. Мне понравилось…

4. Я понял, что…


-Я хочу поблагодарить вас за работу. Вы были активными, собранными и творческими учениками. Ну а если у кого-то из вас не получилось написать, не расстраивайтесь! Даже у великих писателей не всё сразу получалось. Вспомните слова пажа феи Золушки: «Я еще не волшебник, а только учусь». Спасибо вам за работу!




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru