В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально — волевой сферы у детей с ОВЗ

Галина Зинченко Галина Зинченко
Тип материала: другое
Рейтинг: 123  голосов:7    просмотров: 2282
Краткое описание
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Существует много форм работы и технологий для коррекции эмоциональной сферы, но обратим внимание на такие эффективные современные технологии, как анималотерапия, аутотренинг, информационные технологии.
Размещено в разделе: Дошкольное образование Психолог
Пожаловаться 05 июня 2015
Файлы
Сообщение из опыта работы Использование современных образовательных технологий.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Использование современных образовательных технологий

в коррекции эмоционально — волевой сферы у детей с ОВЗ


Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие.

В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально - волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М Соловьев, Ж.И. Шиф и др.

Эмоционально - волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

Среди детей с ОВЗ можно выделить 3 группы нарушений, которые проявляются наиболее остро. Это агрессивные, эмоционально-расторможенные и застенчивые (робкие) дошкольники. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание, прежде всего, на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. Эмоционально-расторможенные дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением «заводят весь коллектив»; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. Дети третьей группы постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать, боясь обратить на себя внимание.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Существует множество технологий, которые позволяют скорректировать каждую из этих проблем.

Внедрением новых технологий и методик сейчас никого уже не удивишь. Однако следует отметить некоторые из них, которые применяются мною в работе и являются наиболее эффективными и современными.

  1. Анималотерапия.

Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Еще Гиппократ заметил положительное влияние животных на душевное состояние человека. Однако как самостоятельное направление анималотерапия появилась сравнительно недавно — во второй половине ХХ века, благодаря детскому психиатру Борису Левинсону.

Особенность анималотерапии заключается в возможности расширения опыта невербального поведения. Через взаимодействие с животными у детей формируется эмпатия, т.е. способность сопереживать, сочувствовать и понимать состояние окружающих. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно: оно умиротворяет, расслабляет и дает массу позитивных переживаний. Кроме того, наблюдение за четвероногими друзьями расширяет репертуар эмоций и положительно сказывается на развитии когнитивных способностей детей. В практике, в основном, используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. В детской психотерапии животное может компенсировать эмоциональную депривацию, быть эффективным при коррекции привязанности, расстройств, связанных со сложностями в общении (тревожности, застенчивости, заикания, пониженной самооценки и т.п.). Эффективно использование животных для коррекции гиперактивности у детей, стимуляции интеллектуального и эмоционального развития. Животное может стать «проводником» в налаживании взаимодействия с другими людьми, обретении крута общения, повышении самооценки и т.п. Дети с ОВЗ легче воспринимают животный мир, больше доверяют ему и коррекционная работа проходит эффективнее.

  1. Аутогенная тренировка.

Эта технология основана на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением. Не имея побочных последствий, он позволяет восстановить некоторые функции центральной и периферической нервной системы, стабилизирует резервные возможности коры головного мозга, восстанавливает проходимость сосудов, снимает мышечное и эмоциональное напряжение. Особенно эффективна она по отношению к расторможенным, гиперактивным детям и замкнутым. Опыт показал, что использование аутогенной тренировки при СДВГ способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания.

В настоящее время существует ряд разработок по АТ, но хочется обратить внимание на модифицированный вариант аутогенной тренировки по Шульце. Наиболее подходящий для нас – это вариант для детей 4 – 9 лет.

Модель релаксационного тренинга по Шульце – это переработанная специально для детей модель АТ, используемая для взрослых. Её можно применять как в дошкольных, в школьных общеобразовательных учреждениях, так и дома. На отработку каждого упражнения уходит около 2 недель тренинга с интенсивностью два раза в неделю по 10-15 минут под руководством специалиста

Если научить детей расслаблять мышцы, это поможет им снять общее напряжение.

Релаксационный тренинг можно проводить во время индивидуальной и групповой психологической работы, в физкультурных залах или в обычной группе.

Для обучения детей расслаблению различных групп мышц не обязательно, чтобы они знали, где и как расположены эти мышцы. Необходимо использовать детскую фантазию: включать в инструкции определённые образы так, чтобы, воспроизводя их, дети автоматически включали в работу определённые мышцы. Использование фантазийных образов помогает также привлечь и удержать интерес детей. Включены упражнения для рук, плечевого пояса (руки – плечи, плечи – шея), лица, живота, тела, ног.

Плечи и шея. Упражнение «Черепашки».

Представьте, что вы - маленькие черепашки. Сидите вы на камушке, на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, на солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала, и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните головку, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте головку сильнее. Прочувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть вашу головку. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

  1. Занимательный аутотренинг.

Для проведения занимательного аутотренинга особых условий не требуется. Однако неплохо, если в помещении, где он проводится, будет сенсорное освещение, удобные кресла или матики на каждого ребенка, аудио- и видеотехника. Упражнения занимательного аутотренинга весёлые, интересные и воспринимаются детьми любой категории хорошо.

Упражнение «Полёт на космическом корабле»

- Сегодня мы будем космонавтами. Вот наш космический

корабль. Садитесь в креста поудобнее. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Корабль стартует. Начались перегрузки. Тело стало тяжелым. Дышать стало трудно. Напрягитесь, выдохните и не дышите сколько можно.

Уф! Тяжело, когда такие перегрузки. Еще раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как можно дольше. Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло пилота. Кому уже трудно, вдохните. Повторим еще раз. На выдохе тяжесть нарастает, мышцы скованы. Но вот наш корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко. Вдохнули свободно, полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили.

Вздохнули глубоко еще раз, раскинули руки и взлетели. Тело невесомое. Мы парим в пространстве, кружимся, поднимаемся вверх, опускаемся (дети с ведущим изображают полеты в невесомости). Наконец, наш корабль прилунился. Мы устали от полета. Давайте отдохнем. Спокойно посидели в кресле в позе кучера (гонг).

А теперь скажите, пожалуйста, что вы переносили легче тяжесть или невесомость? В каких местах вашего тела вы ощущали тяжесть? В каких местах тела вы ощущали легкость? Вы отличные космонавты!

  1. Информационные технологии.

Какой бы скучной ни была тема, она становится интересна детям, если материал представлен в красках, со звуком и анимированными эффектами.

Проектор удобно использовать и на массовых мероприятиях, когда дети становятся активными участниками и с удовольствием выполняют задания, которые видят на проекционном экране, что значительно повышает эмоциональный фон. Там же можно использовать показ видео в режиме реального времени, когда дети видят на проекционном экране то, что в данный момент снимает на видеокамеру оператор. Они учатся передавать чувства и эмоции, видя перед собой объекты в движении, подражают им. Эмоционально-расторможенные дети становятся более усидчивыми, тревожные - расслабляются. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению» (Ж.А. Тимофеева).

Все эти современные технологии должны найти место в коррекционной работе с детьми, особенно с ОВЗ. Эффективность их воздействия доказана на практике. Уже за год удаётся снизить количество негативных эмоционально-волевых моментов в 2 раза. Планомерная работа значительно облегчает состояние дошкольников. На базе стабилизации эмоциональной сферы повышается способность познания, что немаловажно при подготовке детей с ОВЗ к обучению в школе.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением занимался, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных нетрадиционных технологий, в том числе и компьютерных.


Литература.

  1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство // В. Агафонычев. – СПб.: Наука и Техника, 2006. – 304 с.

  2. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/ С.В.Крюкова, Слободяник Н.П. – М.: Генезис, 2000.

  3. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/Н.Л. Кряжева. - Екатеринбург: У – Фактория, 2004.

  4. Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей/Н.Л. Кряжева. — Ярославль: Академия Развития, Академия и К°, 2000.

  5. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004.- 68 с.

  6. Занимательный аутотренинг. http://www.eti-deti.ru/autotrening/160.html

  7. Компьютер в специальном образовании. / www.logopunkt.ru/viz.htm


Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru