В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально — волевой сферы у детей с ОВЗ

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально — волевой сферы у детей с ОВЗ

Галина Зинченко
Тип материала: другое
Рейтинг: 123 голосов:7просмотров: 3781
Краткое описание
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Существует много форм работы и технологий для коррекции эмоциональной сферы, но обратим внимание на такие эффективные современные технологии, как анималотерапия, аутотренинг, информационные технологии.
Размещено в разделе: Дошкольное образование Психолог

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сообщение из опыта работы Использование современных образовательных технологий.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Использование современных образовательных технологий

в коррекции эмоционально — волевой сферы у детей с ОВЗ


Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие.

В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально - волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М Соловьев, Ж.И. Шиф и др.

Эмоционально - волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

Среди детей с ОВЗ можно выделить 3 группы нарушений, которые проявляются наиболее остро. Это агрессивные, эмоционально-расторможенные и застенчивые (робкие) дошкольники. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание, прежде всего, на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. Эмоционально-расторможенные дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением «заводят весь коллектив»; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. Дети третьей группы постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать, боясь обратить на себя внимание.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Существует множество технологий, которые позволяют скорректировать каждую из этих проблем.

Внедрением новых технологий и методик сейчас никого уже не удивишь. Однако следует отметить некоторые из них, которые применяются мною в работе и являются наиболее эффективными и современными.

  1. Анималотерапия.

Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Еще Гиппократ заметил положительное влияние животных на душевное состояние человека. Однако как самостоятельное направление анималотерапия появилась сравнительно недавно — во второй половине ХХ века, благодаря детскому психиатру Борису Левинсону.

Особенность анималотерапии заключается в возможности расширения опыта невербального поведения. Через взаимодействие с животными у детей формируется эмпатия, т.е. способность сопереживать, сочувствовать и понимать состояние окружающих. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно: оно умиротворяет, расслабляет и дает массу позитивных переживаний. Кроме того, наблюдение за четвероногими друзьями расширяет репертуар эмоций и положительно сказывается на развитии когнитивных способностей детей. В практике, в основном, используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. В детской психотерапии животное может компенсировать эмоциональную депривацию, быть эффективным при коррекции привязанности, расстройств, связанных со сложностями в общении (тревожности, застенчивости, заикания, пониженной самооценки и т.п.). Эффективно использование животных для коррекции гиперактивности у детей, стимуляции интеллектуального и эмоционального развития. Животное может стать «проводником» в налаживании взаимодействия с другими людьми, обретении крута общения, повышении самооценки и т.п. Дети с ОВЗ легче воспринимают животный мир, больше доверяют ему и коррекционная работа проходит эффективнее.

  1. Аутогенная тренировка.

Эта технология основана на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением. Не имея побочных последствий, он позволяет восстановить некоторые функции центральной и периферической нервной системы, стабилизирует резервные возможности коры головного мозга, восстанавливает проходимость сосудов, снимает мышечное и эмоциональное напряжение. Особенно эффективна она по отношению к расторможенным, гиперактивным детям и замкнутым. Опыт показал, что использование аутогенной тренировки при СДВГ способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания.

В настоящее время существует ряд разработок по АТ, но хочется обратить внимание на модифицированный вариант аутогенной тренировки по Шульце. Наиболее подходящий для нас – это вариант для детей 4 – 9 лет.

Модель релаксационного тренинга по Шульце – это переработанная специально для детей модель АТ, используемая для взрослых. Её можно применять как в дошкольных, в школьных общеобразовательных учреждениях, так и дома. На отработку каждого упражнения уходит около 2 недель тренинга с интенсивностью два раза в неделю по 10-15 минут под руководством специалиста

Если научить детей расслаблять мышцы, это поможет им снять общее напряжение.

Релаксационный тренинг можно проводить во время индивидуальной и групповой психологической работы, в физкультурных залах или в обычной группе.

Для обучения детей расслаблению различных групп мышц не обязательно, чтобы они знали, где и как расположены эти мышцы. Необходимо использовать детскую фантазию: включать в инструкции определённые образы так, чтобы, воспроизводя их, дети автоматически включали в работу определённые мышцы. Использование фантазийных образов помогает также привлечь и удержать интерес детей. Включены упражнения для рук, плечевого пояса (руки – плечи, плечи – шея), лица, живота, тела, ног.

Плечи и шея. Упражнение «Черепашки».

Представьте, что вы - маленькие черепашки. Сидите вы на камушке, на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, на солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала, и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните головку, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте головку сильнее. Прочувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть вашу головку. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

  1. Занимательный аутотренинг.

Для проведения занимательного аутотренинга особых условий не требуется. Однако неплохо, если в помещении, где он проводится, будет сенсорное освещение, удобные кресла или матики на каждого ребенка, аудио- и видеотехника. Упражнения занимательного аутотренинга весёлые, интересные и воспринимаются детьми любой категории хорошо.

Упражнение «Полёт на космическом корабле»

- Сегодня мы будем космонавтами. Вот наш космический

корабль. Садитесь в креста поудобнее. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Корабль стартует. Начались перегрузки. Тело стало тяжелым. Дышать стало трудно. Напрягитесь, выдохните и не дышите сколько можно.

Уф! Тяжело, когда такие перегрузки. Еще раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как можно дольше. Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло пилота. Кому уже трудно, вдохните. Повторим еще раз. На выдохе тяжесть нарастает, мышцы скованы. Но вот наш корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко. Вдохнули свободно, полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили.

Вздохнули глубоко еще раз, раскинули руки и взлетели. Тело невесомое. Мы парим в пространстве, кружимся, поднимаемся вверх, опускаемся (дети с ведущим изображают полеты в невесомости). Наконец, наш корабль прилунился. Мы устали от полета. Давайте отдохнем. Спокойно посидели в кресле в позе кучера (гонг).

А теперь скажите, пожалуйста, что вы переносили легче тяжесть или невесомость? В каких местах вашего тела вы ощущали тяжесть? В каких местах тела вы ощущали легкость? Вы отличные космонавты!

  1. Информационные технологии.

Какой бы скучной ни была тема, она становится интересна детям, если материал представлен в красках, со звуком и анимированными эффектами.

Проектор удобно использовать и на массовых мероприятиях, когда дети становятся активными участниками и с удовольствием выполняют задания, которые видят на проекционном экране, что значительно повышает эмоциональный фон. Там же можно использовать показ видео в режиме реального времени, когда дети видят на проекционном экране то, что в данный момент снимает на видеокамеру оператор. Они учатся передавать чувства и эмоции, видя перед собой объекты в движении, подражают им. Эмоционально-расторможенные дети становятся более усидчивыми, тревожные - расслабляются. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению» (Ж.А. Тимофеева).

Все эти современные технологии должны найти место в коррекционной работе с детьми, особенно с ОВЗ. Эффективность их воздействия доказана на практике. Уже за год удаётся снизить количество негативных эмоционально-волевых моментов в 2 раза. Планомерная работа значительно облегчает состояние дошкольников. На базе стабилизации эмоциональной сферы повышается способность познания, что немаловажно при подготовке детей с ОВЗ к обучению в школе.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением занимался, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных нетрадиционных технологий, в том числе и компьютерных.


Литература.

  1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство // В. Агафонычев. – СПб.: Наука и Техника, 2006. – 304 с.

  2. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/ С.В.Крюкова, Слободяник Н.П. – М.: Генезис, 2000.

  3. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/Н.Л. Кряжева. - Екатеринбург: У – Фактория, 2004.

  4. Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей/Н.Л. Кряжева. — Ярославль: Академия Развития, Академия и К°, 2000.

  5. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004.- 68 с.

  6. Занимательный аутотренинг. http://www.eti-deti.ru/autotrening/160.html

  7. Компьютер в специальном образовании. / www.logopunkt.ru/viz.htm


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru