В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Методическая разработка занятия на тему «Ступеньки обучения чтению и письму»

Методическая разработка занятия на тему «Ступеньки обучения чтению и письму»

Светлана Нечаева
Тип материала: Урок
просмотров: 20
Краткое описание
Познакомить с новой буквой «Д», обозначающими согласными звуками [Д],  [Д']. В результате проведенного занятия дети научатся писать букву «Д» (печатным вариантом), правильно произносить  звук  [Д];  у детей   разовьется фонематический слух, внимание, память, мышление,  словарный запас,  связная речь, а так же любознательность, интерес к занятию и любовь к родному языку.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
План-конспект занятия.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования Центр

внешкольной работы пгт. Джубга муниципального

образования Туапсинский район



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ

«Ступеньки обучения чтению и письму»


ТЕМА: «Согласный звук и буква Д»

Форма урока: урок-путешествие

Тип урока: изучение нового материала






Педагог дополнительного образования

Нечаева Светлана Александровна

2020 г


План-конспект занятия по разделу

«Ступеньки обучения чтению и письму»

ТЕМА : «Согласный звук и буква Д»

Цель : - познакомить с новой буквой «Д», обозначающими согласными звуками [Д], [Д'];

Задачи :

- предметные: учить давать характеристику звукам, которые обозначает буква «Д»; учить правильной артикуляции звуков [Д] [Д'] ; учить писать букву «Д» (печатным вариантом);

- личностные: развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, словарный запас, связную речь, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

- метапредметные: воспитывать любознательность, творческую активность, навык самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Методы и приёмы, используемые на занятии

- словесные: пояснение, объяснение, педагогическая оценка, оценка сверстника;

- наглядные: рассматривание картинного материала, символов;

- практические: игровые упражнения, поисковые действия, обведение, раскрашивание.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.


Оборудование: бумажные корзинки синего и зеленого цвета, буквы на магнитах, большая буква «Д», картинка большого дома, картинка с домиком , стихом про буву «Д» и буквой «Д», символы мякого и твердого звуков (синяя и зеленая карточки), счетные палочки для выкладования буквы, листы с рисунками предметов на букву «Д», карта слогов для чтения, рисунки: дятел, белка, лесовичок, домевенок, листы с заданими.


Планируемые результаты:

В результате проведенного занятия дети научатся писать букву «Д» (печатным вариантом), правильно произносить звук [Д]; у детей разовьется фонематический слух, внимание, память, мышление, словарный запас, связная речь, а так же любознательность, интерес к занятию и любовь к родному языку.



1


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока:

1. Организационный момент. Вступление 1 мин.

2. Постановка учебных задач и

формулирование темы занятия 1 мин.

3. Основная часть 20 мин.

4. Физминутка 1 мин.

5. Закрепление 5 мин.

6. Рефлексия 1 мин.

7. Итоги урока 1 мин.

________________________________________________________


30 мин.


ХОД ЗАНЯТИЯ

(30 мин.)

1.Организационный момент. Вступление (1 мин.)

(Создание эмоционально положительного фона занятия)

Педагог:

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес –

Чудеса посмотреть.

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в  лес. Для чего можно пойти в лес? 
- А мы пойдем в  сказочный лес за новой буквой и звуками.  

2. Постановка учебных задач и формулирование темы

занятия (1 мин.)

Педагог: 

- Ребята, послушайте стихотворение:

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по белу свету

Отправиться с утра?

Как путь ни был бы долог,

Идти прямой дорогой,

Идти, мой друг, всегда идти

Дорогою добра.

Педагог: Какой первый звук в слове «дорога»? (педагог голосом выделяет звук [Д]).

Педагог: Кто догадался, с какой буквой будем сегодня работать на занятии? Тема сегодняшнего занятия: «Согласный звук и буква Д».

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками [Д], [Д']; с буквой обозначающей эти звуки, научимся писать букву «Д», будем развивать внимание, память, мышление, словарный запас, связную речь, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, воспитывать в себе любознательность и любовь к родному языку.

3. Основная часть (20 мин.)

Педагог:  - Девиз сегодняшнего занятия:

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден,

Никогда не давались легко

Достижения людям.

    1. Актуализация знаний (5 мин)

Педагог:

- Итак, сегодня мы с вами идем в сказочный лес  и возьмем с собой  корзинки. 
- Эти корзинки для букв (
выставляются корзинки синяя и красная). 
- А вот корзинки – для звуков. Вы их видите? А почему?
- А почему корзинки для букв пустые, мы ведь с вами столько букв  изучили, давайте  соберем  их в корзинки? (
буквы на доске)

- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные; дети собирают гласные в красную корзинку, согласные в синюю).
- Какие звуки называются гласными? 
- Какие звуки  называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (
При ответе пользуйтесь схемой)
- Итак, в добрый путь! (
звучит легкая музыка).

 

    1. Работа над новой темой (5 мин)

Педагог:

- Стоп.

- Перед нами – дом. Из дома доносится звук дудочки. Как звучит звук дудочки? (Ду-ду-ду)

Теперь мы слышим звук колокольчика. Как звенит колокольчик? (Динь-динь-динь)

- Какие звуки слышим в начале этих слов?

- Что вы можете сказать об этих звуках? Охарактеризуйте эти звуки.

Уточнение артикуляции звуков [Д] и [Д'] (5 мин)

Педагог показывает картинку большого дома.

- Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[Д] легко произнесем.

(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)

Педагог показывает картинку маленького дома.

- Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[Д'] легко произнесем.

(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [Д'] – согласный, звонкий, твердый.) Педагог показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.

Знакомство с буквой «Д»

Педагог:

- Звуки [Д], [Д'] обозначаются буквой Д. (показ буквы). Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в  алфавите стоит буква Д  на 5 месте. 
- Ребята, а что похожа буква Д? (
Крыша домика, печная труба, колокольчик)
На что еще похожа буква «Д» послушайте стихотворения.

Этот домик - буква «Д»

В домике окошко.

Из трубы идет дымок

А в окошке – кошка.

(Педагог показывает картинку с домиком, знакомит с буквой «Д»)









Педагог:

- Ребята, в какую корзинку положим букву «Д»?

(Букву «Д» положим в синюю корзинку)

- Почему?

(Это согласная буква)

- Нарисуйте букву «Д» в воздухе, выложите из палочек.

Педагог:

- В доме, который мы встретили в лесу, живет лесовичок  Дима. У него много друзей, они приготовили для вас интересные игры - задания.  

Игра «Определи мягкий или твердый звук». (Формирование умений различать звуки [д] и [д'].)

(Работа в парах)

Педагог:

- Друг лесовичка Димы - домовенок Дося просит вас
определить, звуки [д] или [д'] в словах Дима, Дося. Возьмите карандаш и нарисуйте под рисунками зеленый или синий кружок. Почему слова Дима и Дося написаны с большой буквы?

(Это собственные имена)

- Найдите место звука в слове, и аналогично выполните работу со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук. (Взаимопроверка)

Педагог:

- Задание домовенка Доси выполнено – можно идти дальше.


4. Физкультминутка (1 мин.)

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке. 
По тропинке побежим,
До лужайки побежим. 
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Педагог:

- Стоп. Знакомый нашего лесовичка Димы - Дядюшка  Ау,  предлагает

Вам поиграть в игру «Эхо»

Игра «Эхо». Дети читают с доски (сначала читает педагог) дети повторяют за педагогом (чтение хором) цепочки слогов и находят лишний.

Да – да – дя – да,

до – ди – ду – да,

ды – ды – до – ды,

дя – дю – де – ду.

Педагог:

- Продолжаем путешествие.

-Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель,

Трудится весёлый … (дятел)

-Дятел приготовил для вас игру «Все на букву Д».

Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.

5. Закрепление (5 мин.)

Педагог:

- С ветки прыгает на ветку,

По земле гуляет редко.

Домик сделала в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (белка)

- Ребята, Белочка просит вас выполнить письменные задания на листочках.


(детям раздаются листочки с заданиями)

Педагог:

- Нам пора возвращаться.  
(
музыка)

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке. 
По тропинке побежим,
До лужайки побежим. 
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.


Стоп. Немного отдохнем и мы дома.
– Какую букву мы принесли из сказочного леса? – Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.

6. Рефлексия (1 мин.)

- Как вы думаете, у нас сегодня на уроке все справились с заданиями?
- Понравился ли вам урок?

7. Итог занятия (1 мин.)

Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии.



Список литературы:

  1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 2014 год.

  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 2011 год.

  3. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.

  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.

  5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е.


Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2012/12/23/konspekty-zanyatiy-po-obucheniyu-gramote-v-podgotovitelnoy

  2. http://sad27.oskoluno.ru/upload/sad27/konspekt-zanjatia-po-podgotovke-k-obuchenia-gramote-podgotowitelnoy-gruppe.doc





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru