В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Психопрофилактическая программа работы с родителями

Психопрофилактическая программа работы с родителями

Яна Андрющенко
Тип материала: Программа
просмотров: 22
Краткое описание
Содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса, а также равные стартовые возможности детям.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Психопрофилактическая программа работы с родителями.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»










Психопрофилактическая программа

работы с родителями


Срок реализации: 1 год








Автор-составитель:

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

Год разработки программы – 2019












с. Кочубеевское.

Паспорт программы

Наименование организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

Наименование программы: психопрофилактическая программа работы с родителями

Цель программы: содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса, а также равные стартовые возможности детям.

Срок реализации программы: 1 год.

Участники программы: основным звеном программы являются родители и дети, а также педагоги, педагог-психолог и социальный педагог.



Составитель программы:

Педагог-психолог

Андрющенко Яна Алексеевна


Содержание:

Пояснительная записка

План работы с родителями

Диагностический материал








Пояснительная записка

Работа педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыты потенциальные возможности каждого ребенка.

Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимым является профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, организованное так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей. При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных психологу методов и форм взаимодействия с родителями. Сегодня в работе с семьей актуальными и востребованными становятся активные методы.

Психопрофилактическая программа работы с родителями соответствует законодательной базе:

  1. Закон об образовании 2013 – ФЗ от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Конвенция о правах ребенка.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  4. Закон СК от 30.07.2013г. № 72 – кз «Об образовании».

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций ДОД».

  6. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творческого».

  7. Положение о дополнительной общеразвивающей программе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творческого».

Актуальность

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного процесса вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

Успешность сотрудничества семьи и образовательного учреждения в современной образовательной ситуации зависит от успешности взаимодействия психолога с родителями, которое способствует увеличению позитивных связей в семье и качественно изменяет структуру отношений.

Объединение усилий психолога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для ее решения заключается в создании особой формы общения между родителями и психологом, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Цель программы: помощь родителям сформировать позитивный стиль общения с детьми, обучения их навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, решение проблемы дисциплины, найти поддержку и понимание со стороны педагога-психолога.

Задачи:

  1. Обучить родителей эффективным приемам общения с ребенком.

  2. Формировать активную педагогическую позицию родителей.

  3. Вооружить родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

  4. Оказать помощь родителям в организации педагогического самообразования.

  5. Повысить воспитательный потенциал семьи.

Поставленные цели и задачи реализуются путём взаимодействия родителей, педагогов, направленного на включение естественных механизмов развития и формирования у детей и подростков здорового мировоззрения.

Работа с родителями старшеклассников как компонент психолого-педагогического сопровождения выбора профессии

Срок реализации: 1 год.

Приоритетные направления:

  • профилактическое и просветительское – содействие повышению психологической компетентности родителей;

  • диагностическое – выявление особенностей детско-родительских отношений, условий и факторов, влияющих на развитие ребенка в семье;

  • консультативное – помощь родителям в решении актуальных вопросов воспитания и развития ребенка.

Психологическое просвещение и профилактика осуществляется посредством использования педагогом-психологом групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы.

1.Групповые формы работы с родителями наиболее распространенные. Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей:

  • родительские собрания, включающие выступления педагога-психолога;

  • групповые беседы, лекции и консультации педагога-психолога;

  • психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга;

  • дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций;

  • психологические разминки;

  • круглые столы, родительские конференции;

  • семинары-практикумы.

Участвуя в тренингах, дискуссиях родители не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более точные формы, заменять нежелательные конструктивными.

2.Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (другими членами семьи) воспитанников. К ним относятся индивидуальные психологические консультации и беседы. Широкое использование педагогом-психологом в своей практике индивидуальных консультаций с родителями позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины обращения родителей к психологу:

  • проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

  • проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

  • детские страхи;

  • проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.);

  • внутрисемейные конфликты (ситуации развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

  • воспитание ребенка в неполной семье;

  • нарушение речи у ребенка;

  • консультации по результатам психодиагностики, мониторингов;

  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

3.Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения психолога с родителями:

  • информационный стенд психолога;

  • страница на сайте учреждения;

  • памятки;

  • буклеты.

Ожидаемые практические результаты:

  • создание педагогами и родителями совместной воспитательной платформы для воспитания обучающихся;

  • формирование у учащихся способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;

  • развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;

  • психологическое благополучие ребенка в семье;

  • устранение дефицита психологических знаний, умений и навыков;

  • оптимизация отношений между детьми и родителями;

  • позволит сделать родителей активными участниками педагогического процесса;

  • повысит готовность родителей к взаимодействию с педагогами;

  • углубляется воздействие на родителей: они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психологических знаний и навыков.










План работы педагога-психолога с родителями

п/п

Содержание деятельности (мероприятие)

Сроки

Ответственные

Направление: Диагностическая работа

1

Диагностическая работа по запросу: администрации, родителей, педагогов, обучающихся.

В течение учебного года

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

2

Диагностика обучающихся на выявление потенциальной творческой одаренности.

По запросу в течение учебного года

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

3

Диагностика уровня удовлетворенности родителей содержанием и формами взаимодействия с педагогом-психологом.

В течение учебного года

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

4

Диагностика уровня удовлетворенности родителей содержанием и формами работы летнего лагеря с дневным пребыванием.

Июнь – июль

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

Направление: Коррекционно-развивающая работа

1

Тренинги, направленные на совершенствование форм и методов работы с родителями.

В течение учебного года

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

2

Тренинги по оптимизации детско-родительских отношений.

В течение учебного года

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

Направление: Консультирование

1

Консультативная работа по результатам диагностик.

В течение учебного года

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

2

Групповые консультации родителей по вопросам воспитания талантливых и одаренных детей.

В течение учебного года

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

3

Письменная консультация для родителей: «Родительский авторитет. Зачем он нужен?».

Сентябрь

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

4

Письменная консультация для родителей: «Возможности дополнительного образования вашего ребенка».

Октябрь

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

5

Письменная консультация для родителей: «Что такое талант. И где его взять?».

Ноябрь

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

6

Письменная консультация для родителей: «Как наши страхи становятся страхами наши детей?».

Декабрь

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

7

Групповая консультация для родителей по вопросам воспитания талантливых и одаренных детей.

Февраль

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

8

Письменная консультация для родителей: «Как воспитать ребенка счастливым?».

Март

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

9

Письменная консультация для родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?».

Апрель

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

Направление: Просветительская работа

1

Разработка информационных брошюр для педагогов и родителей.

В течение учебного года

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

2

Оформление информационного стенда для родителей и педагогов на тему: «Трудности периода адаптации младших школьников и пути их преодоления».

Сентябрь

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

3

Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Кодекс поведения в семье, зачем он нужен?».

Октябрь

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

4

Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Нужны ли семейные традиции?».

Ноябрь

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

5

Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Умеем ли мы говорить с нашими детьми?».

Декабрь

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

6

Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Дети и компьютер».

Январь

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

7

Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Бить или не бить? Вот в чем вопрос.».

Февраль

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

8

Оформление информационного стенда для родителей и педагогов на тему: «Выбор профессии. Чье это дело?».

Март

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

9

Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Секреты успешного родителя».

Апрель

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.

10

Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Секреты родителям первоклашки».

Май

Педагог-психолог

Андрющенко Я.А.





















Диагностический материал


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»


Анкета

«Влияние дополнительного образования на развитие ребенка»

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.Как Вы относитесь к дополнительному образованию Вашего ребенка в ДДТ? _____________________________________________________________

2.По Вашему мнению влияет ли благотворно данная деятельность на развитие Вашего ребенка? ___________________________________________________

3.Каким образом данная деятельность влияет на развитие Вашего ребенка? _____________________________________________________________________________________________________________________________

4.Может ли опыт, полученный на занятиях пригодиться Вашему ребенку в жизни? ____________________________________________________________

5.Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок продолжительное время посещал выбранную им студию? ______________________________________________




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»



Анкета

«Удовлетворенность родителей дополнительными занятиями ребенка»

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.Как Вы относитесь к дополнительному образованию Вашего ребенка в ДДТ? _____________________________________________________________

2.Вкакой студии занимается Ваш ребенок? _______________________________

3.Вы ознакомлены с программой студии? _______________________________

4.Мешают ли дополнительные занятия учебе в школе? ____________________

__________________________________________________________________

5.Вы считаете, что ребенок должен заниматься одним видом деятельности в ДДТ или несколькими? ______________________________________________

__________________________________________________________________

















Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»


Анкета обратной связи

Ваше мнение о полученной консультации важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать работу психологической службы еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив на шкале от 0 до 10:


1.Мое настроение до консультации.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2.Мое настроение после консультации.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


3.Насколько мне все было ясно и понятно во время консультации.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


4.В следующий раз я обращусь за помощью именно сюда.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10














Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»


Анкета для родителей


1.Ваш ребенок посещал летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей потому, что….

а) нет возможности организовать семейный отдых в данный период;

б) ребенку необходима адаптация в новых условиях взаимодействия со сверстниками;

в) ребенок в прошлом году посещал лагерь и ему понравилось.

2.Ваш ребенок посещал лагерь чаще с…

а) с желанием

б) без желания

3.Ежедневно после посещения ребенком лагеря Вы, обсуждая с ним прошедший день, делали вывод:

а) об интеллектуальном, творческом развитии ребенка и укреплении его здоровья через мероприятия, организованные в летнем лагере;

б) об общей удовлетворенности ребенка;

в) о бесполезном проведении времени Вашим ребенком.

4.Работа и действия администрации, воспитателей, вожатых в отношении детей, по Вашему мнению:

а) направлены на создание комфортных условий для детей, и это им удается;

б) не удовлетворяет потребностям Вашего ребенка;

в) Вы затрудняетесь ответить.

5.По Вашему мнению программа лагеря:

а) насыщена, интересна, всесторонне развивает ребенка;

б) оставляет ребенка равнодушным;

в) Вам об этом ничего не известно.

6.Оцените, пожалуйста, качество организации питания в лагере с дневным пребыванием детей:

а) хорошая организация;

б) удовлетворительная организация;

в) Вам об этом ничего не известно.

7.На данный момент Вы:

а) абсолютно удовлетворены результатами участия ребенка в лагере;

б) не пожалели о том, что ребенок стал его участником;

в) сожалеете, разочарованы.

8.Вы уже сейчас четко понимаете, что:

а) Ваш ребенок станет участником лагеря в следующем году;

б) Ваш ребенок и Вы не удовлетворены деятельностью лагеря и в следующем году отдых ребенка будет организован иначе;

в) нет однозначного решения.




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Анкета для детей

1.Понравилось ли Тебе в лагере?

  • Да

  • Нет

2.Было ли Тебе скучно в лагере?

  • Да

  • Нет

  • Иногда

3.Какое мероприятие Тебе понравилось больше всего?

  • Фольклорный праздник «Русская березка»

  • Квест посвященный Дню России

  • Дискотека «Диско шоу – бум»

  • Спортивный турнир «В сильном теле – сильный дух»

  • Закрытие смены «Пусть всегда будет солнце»

4.Какой кружок Тебе понравился больше всего?

  • Декоративный кружок «Флора» (Тарасова В.А.)

  • Декоративный кружок «АРТ-дизайн» (Ольховченко Э.А.)

  • Декоративный кружок «Юный моделист» (Крамаренко А.В.)

  • Хореографический кружок «Фантазия» (Карташева О.А.)

5.Как Ты считаешь, то еще нужно добавить в работу лагеря?

  • Конкурсы без подготовки

  • Спортивные соревнования

  • Свободное время для общения


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru