В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Литературное краеведение как фактор...

Литературное краеведение как фактор...

Евгения Батуринец
Тип материала: другое
просмотров: 28
Краткое описание
Размышление учителя о миссии школы по обеспечению учащихся знаниями и навыками управления информационными потоками, технологиями в современном мире, посредством соединения  внеурочной деятельности (литературное краеведение) и литературного чтения с помощью различных средств коммуникаций.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Литературное краеведение как фактор.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Литературное краеведение как фактор…

Я думаю, что мои размышления о том, что делать с огромным потоком информации, которая обрушивается сегодня на учителя и учащихся начальной школы, как управлять этим потоком, интересны не только мне, потому что в современном обществе информационные технологии (ИТ) занимают ведущее место, а информация – приоритетное. Информационные процессы лежат в основе всех глобальных изменений в окружающем мире. В результате «информационного взрыва», свидетелями которого мы являемся, отмечается неизмеримый рост возможностей получения, обработки и передачи информации. Однако, технологические знания и умения довольно быстро устаревают. Сегодня в первый класс поступили дети, которые среднюю школу окончат в 2031 году, получат высшее образование в 2036 году. И если сравнить средства коммуникации сегодня и 20 лет назад(2000-ый год), то очевидны значительные различия. Видимо, к 2031-ому году будет заметен быстрый рост возможностей технологической переработки информации. Следовательно, миссия образования состоит в том, чтобы дать человеку нечто, что окажется устойчивым на протяжении всей его жизни – знания, умение, навыки пользования информационными технологиями и способность их развивать.
Педагогический процесс является по своему характеру информационным, где фактологический материал выступает в качестве единицы информационного обмена. И учителю необходимо всемерно стимулировать мотивацию усвоения информации школьниками. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей в психическом развитии ребенка является учебная деятельность (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), развитию мотивации информационного обмена именно в этот период необходимо уделять внимание.

Сегодня редко встретишь первоклассника, который бы не был знаком с компьютером и не использовал бы его для получения информации и игр, то есть, у современного ребенка нет препятствий для общения с информационным полем. Первостепенной задачей начальной школы является переориентация ребенка с игрового интереса в общении с ПК на учебный. Это сложно.
Начальная школа – это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение и интеллектуальное развитие учащихся.

Младший школьный возраст характеризуется тем, что это «период впитывания, накопление знаний, период усвоения по преимуществу» (Н.С.Лейтес).

Именно в этот период жизни ребенка особое значение имеют не только уроки, но и внеурочные занятия, в частности, по изучению истории родного края, которые способствует усвоению учащимися духовно богатого материала «малой родины».

Демократические процессы, происходящие в российском обществе, вдохнули новую жизнь в такой предмет, как краеведение, повысили его значимость, способствовали оживлению краеведческой деятельности.
Таганрог – город-музей под открытым небом, здесь все дышит историей, знаменитыми именами писателей и поэтов. В разные годы здесь жили и бывали: В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Толстой, К.Паустовский, К.Федин, Б.Изюмский, А.Сафронов и др., которые отразили в той или иной степени в своем творчестве наш город и природу его окрестностей. Здесь родился и вырос А.П.Чехов, здесь были написаны и увидели свет его первые литературные опыты. И главным аспектом литературного краеведения в нашем регионе является жизнь и творчество великого писателя А.П.Чехова.

В настоящее время школьное краеведение рассматривается как перспективное направление педагогической практики (Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.В. Ивановым, Т.А. Морозовой и др.)

В последнее время у школьников упал интерес к литературе, как к предмету, и чтению, как увлечению. Это имеет свое объяснение: значительная засоренность информационного поля учащегося различными видами современных информационных технологий (телевидение, интернет, компьютеры и др.).

С моей точки зрения, интерес к чтению, равно как и интерес к работе с компьютером, можно сформировать через изучение литературного краеведения.
Литературное краеведение «Педагогическая энциклопедия» определяет как знакомство с творчеством писателей – земляков, ярко отразившие в своих работах родной край, что помогает учащимся по-новому оценить его, глубже понять его красоту. Это – специфическая область знания о литературе «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения. Литературное краеведение вычленяет из общего объема краеведческих сведений те, которые имеют отношение к литературному наследию края»

Д.С.Лихачев писал, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».

Дидактический потенциал краеведения заключается в том, что он позволяет учитывать конкретно-образный характер мышление младших школьников и способствует у них выработке умений и навыков практического применения полученных знаний в жизни.

Сегодня компьютер выступает одним из основных средств обучения школьников. Преимущества использования компьютера как средства обучения заключается в следующем:

  1. возможность неоднократного повторного обращения к усваиваемой информации;

  2. выбор оптимального для конкретного субъекта темпа обучения;

  3. варьирование объема и содержания информации;

  4. варьирование характера выполняемых заданий в зависимости от потребностей и уровня подготовки обучающихся;

  5. возможность контроля и оценки результатов усвоения.

В литературе (Н.Н. Булгакова, В.И.Ковальков, В.А.Хребетов и др.) мы находим опыт включения детей дошкольного и младшего школьного возраста в обучение с помощью компьютерных технологий, которые вызывают положительные эмоции у детей при оценке компьютером результатов их работы. Общение с ПК усиливает эффект непроизвольного запоминания у детей, активизирует их внимание, в целом – способствует повышению качества закрепления учебного материала.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учение, психологическими новообразованиями данного периода выступают произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самоконтроль (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). В этот период у детей проявляется особая сензитивность к усвоению информации об окружающем мире. Естественно, в наш компьютерный век младшие школьники очень сензитивны к овладению компьютерной грамотностью.

Социальная ситуация развития младшего школьника характеризуется, в частности, значимостью учителя в жизни ребенка, когда учитель является для него безоговорочным авторитетом.

В третьем-четвертом классе начальной школы для учащихся приобретают особую значимость социальные мотивы учения и мнения товарищей по классу. В силу этого следует предлагать детям групповые творческие задания, включать их в ситуации коллективно-распределенной учебной деятельности (Г.А.Цукерман и др.).

Персональный компьютер является средством самоутверждения младшего школьника в учебной деятельности, помогает в творческой самореализации ученика. Ребенок приобретает новые навыки пользователя, учится использовать мультимедийные справочники, работать в диалоговом режиме. Учитель выступает для ребенка, работающего с персональным компьютером, не только как транслятор знаний, но и как интерпретатор информации, реализатор междисциплинарных связей.

Работа с компьютером в начальных классах предполагает соблюдение особых требований к санитарным правилам и нормам в целях снижения рисков и сохранения здоровья детей. Выполнение этих требований обеспечивается проведением комбинированных уроков, на которых чередуется формы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников с различными средствами обучения (тетрадь, книга, электронные образовательные издания, электронные образовательные ресурсы).

Краеведческий материал в нашем случае является не просто средством наглядности, но и средством ознакомления с окружающем миром. Литературное краеведение позволяет не только познакомить учащихся с художественными произведениями писателей, поэтов, культурой, историей края, но и показать их роль в историческом развитии нашего города и области.

Использование краеведческого материала для овладения

компьютерной грамотностью учащимися младших классов позволяет реализовать взаимосвязь урочной (чтение) и внеурочной (литературное краеведение) деятельности на основе поисково-исследовательской краеведческой деятельности, где постепенно увеличивается доля самостоятельности в соответствие с их возрастными особенностями и возможностями.

В то же время, внеурочная деятельность с ее находками и открытиями еще более привлекательна и интересна для младших школьников.
В общем виде знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы – общекраеведческие и региональные. К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с тем или иным краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России.

Региональными являются знания о фольклоре, литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев и писателей, приезжавших в него или его описавших.

Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив (кружок).

Прочным знаниям младших школьников по литературному краеведению будет способствовать правильно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования.

Знания по литературному краеведению способствуют формированию у учащихся уважения к истории и культуре родного края, гордость, за свою малую родину.

В процессе работы по литературному краеведению могут быть использованы следующие умения и навыки пользования персональным компьютером:

-поиск текстовых и иллюстрированных материалов в сети Интернет;

-копирование и сохранение материалов на диске;

- редактирование материалов;

- печать текстов по материалам, собранным самим учеником;

-работа с программой MS PowerPoint;

-выбор или составление макета;

-набор и редактирование текста;

- вставка объектов(картинок, фотографий, музыки, видеофрагментов);

- демонстрация презентаций.

Работа в начальных классах таганрогских школ по литературному краеведению связана, прежде всего, с творчеством А.П.Чехова. Таганрогский период жизни Антона Павловича – значительный этап в духовном развитии великого русского писателя. В Таганроге пробудился серьезный интерес Чехова к литературе и театру, началась литературная деятельность писателя. Таганрогская действительность послужила для наблюдательного художника источником многих тем, мотивов, образов.

Не прошли бесследно для творчества Чехова и годы пребывания в Таганрогской гимназии. Таганрогская гимназия чеховской поры – это типичное казенное учебное заведение, характерное для царской России.

Мне кажется, что младшие школьники с интересом могут выполнять задания по поиску в рассказах Чехова описания Таганрога и его жителей.

Ученые обратили внимание на большие возможности развития двигательных (моторных) и интеллектуальных (мыслительных) навыков младших школьников.
Навыки формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития навыков.
Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие навыка, она должна удовлетворять некоторым условиям:

  1. Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, стремление, по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею, что и предоставляет краеведение в общем, литературное краеведение в частности. Здесь играет большую роль интерес школьников к материалам краеведческой деятельность и способ ее реализации через «общение» с компьютером. Большой интерес ребенка к краеведческой деятельности вовлекает в работу и родителей, как помощников реализации различных задумок, т.к. эта тема им тоже близка и понятна, а многие родители достаточно хорошо владеют навыком пользования персональным компьютером, и здесь они тоже могут оказать помощь своему ребенку в развитие темы проекта и его реализации.

  2. Деятельность ребенка должна носить, по возможности, творческий характер, а не репродуктивный. Например, для развития литературных способностей полезны постоянные упражнения в написании коротеньких заметок-очерков, рассказов и стихотворений по литературному краеведению с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности.

  3. Важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его имеющиеся возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются в усложняющихся творческих заданиях дети с уже сформировавшимися навыками.

Сложность поставленной задачи по развитию мышления и творческих способностей учащихся заключается в том, что с одной стороны, необходимо развивать стремление к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны, давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной форме. Чтобы благополучно решить данную задачу необходимо формировать интерес учащихся к изучению литературного краеведения, которое уже своим содержанием создает положительное эмоциональное отношение к «слову» и носителю этого «слова» - персональному компьютеру.

Сущность же творчества – в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя уже из своего опыта.

Основными источниками краеведческой информации являются:

- периодическая печать (газеты, журналы);

- художественная литература;
- архивные фонды;

- фонды музеев;

- всякого рода карты и планы;

- материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

- материалы статистики;

- устные свидетельства современников.

Формы работы по литературному краеведению – урочная и внеурочная, как активная (экскурсия, сам поиск) и пассивная (обработка собранных материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

В этот период на занятиях по литературному краеведению используется игровая среда «создай картину» (Чеховская гимназия), «найди отличие» (школьные принадлежности гимназиста и современного школьника), «разработай экскурсионный маршрут по чеховским местам Таганрога) и т.д.

Таким образом, мы видим, что краеведение, как системное познание учениками родного края, является важным фактором повышения результативности процесса обучения школьников. Средства краеведения являются эффективным педагогическим инструментарием и включают краеведческий материал (объекты материальной и духовной культуры родного края, его природа, география, экономика и т.д.) и краеведческую деятельность, как совокупность различных видов деятельности учащихся, направленных на развитие интереса к познанию своих истоков, вклада в развитие края простых и талантливых его тружеников.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru