В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Обобщение опыта «Пути развития опытнической деятельности детей дошкольного возраста»

Обобщение опыта «Пути развития опытнической деятельности детей дошкольного возраста»

Светлана Тимашева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2027 комментариев: 1
Краткое описание
Обобщение опыта воспитателя о пути развития опытнической деятельности детей дошкольного возраста

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.docx Скачать

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №46»

















Обобщение опыта



«Пути развития опытнической деятельности детей

дошкольного возраста»









Составила воспитатель

Высшей категории

Тимашева Светлана Александровна















г. Березники, 2015 г

Успешность умственного развития детей в значительной степени зависит от уровня исследовательской деятельности, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Я.Н.Каменский, К.Д.Ушинский и Е.И.Тихеева рассматривали ознакомление с неживой природой как средство сенсорного воспитания и указывали на то, что осуществляется на занятиях с использованием элементарных опытов.

Для того, чтобы выявить уровень естественно - научных представлений, я провела диагностику детей средней группы. Диагностика показала, что 10% имеют сравнительно высокие естественно – научные представления, 43% средний, 47% низкий уровень развития. Я увидела, что основная часть детей при помощи рассуждений, практических действий не может решить проблемные ситуации, сделать соответствующие выводы.

Исходя из результатов диагностики, я поставила перед собой следующие задачи:

Сформировать у детей систему знаний об окружающем;

Сформировать способы самостоятельного познания окружающего;

Совершенствовать процессы восприятия, мышления, наблюдательности;

Развивать интерес к познавательной деятельности;

Вести работу с родителями по формированию у них системы знаний об умственном и познавательном развитии детей через организацию элементарной поисковой деятельности.

Для успешного решения поставленных задач я составила план-программу кружка «Хочу все знать», с использованием элементарных опытов для детей разных возрастных групп. На основе перспективного плана сделана разработка занятий и практических опытов. В основе этих опытов познавательный рассказ педагога и практический опыт самих детей.

В своей педагогической технологии я придерживаюсь следующих аспектов:

Основное обучение детей осуществляется вне занятий: на прогулке и в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени, что создавало непринужденную обстановку и поддерживало интерес к поисковой деятельности.

Чтобы дать правильное, соответствующее возрасту умственное развитие мной был выбран природный материал: вода, песок, глина, камушки, растения и др. Этот материал доступен детскому возрасту, полезен для развития его ума и сердца, дает добрые навыки в трудолюбии и в тоже время представляет приятное, занимательное и веселое время провождение.

В обучении детей опиралась на субъект – субъективную модель взаимодействия с детьми, т.е. приобщению детей к современному миру, помогаю детям осознать свои способности, раскрыть творческий потенциал, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня развития.

В работе я придерживаюсь следующих педагогических принципов:

принцип последовательности – шла от простого к сложному. От познания осязаемых предметов к абстрактному, т.е. сначала мы в каждом предмете замечали внешние признаки, а затем я указывала на другие качества, менее заметные, при этом я побуждала детей самим открывать их;

принцип развивающего обучения – через организацию поисковой деятельности способствовала развитию психических процессов, познавательной деятельности: умение делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи;

Связывала полученные знания с жизнью, развивала умение применять их в новой ситуации.

Особое внимание уделяла развитию чувственных ощущений через обследовательские действия с предметами и объектами.

Социальный опыт и новые сведения об окружающем ребенок получает от взрослых (педагогов и родителей). Другим источником знаний является среда пребывания ребенка. Поэтому особое внимание, я уделила развивающей среде в группе для проведения поисковой деятельности детей.

Для начала я ознакомилась с требованиями построения развивающей среды во временных государственных стандартах. Далее, изучила построение развивающей среды в Монтесори – педагогике, откуда взяла деление уголка на «мокрую» и «сухую» зоны. После чего я оборудовала лабораторию, куда включила центры воды и песка, а материал и оборудование разделила по блокам, поместив в ящики, что позволяет легко и быстро приготовить материал для проведения опытов, как воспитателю, так и детям.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Организуя самостоятельную деятельность детей, в лаборатории оказалось, что часть детей часто не могут повторить те опыты, которые мы проводили в совместной деятельности: они затруднялись в выборе материала, в последовательности выполнения опытов, хотя они изъявляли огромное желание и интерес работать в лаборатории.

Передо мной встали вопросы:

Как помочь детям самостоятельно провести опыты?

Что сделать, чтобы действия детей были не хаотичны, а направлены на достижение определенной цели?

Чтобы при выполнении поисковой деятельности обеспечить единство знаний, умений и навыков дошкольников, мною было разработано дидактическое пособие «Цикл опытов». В ходе нее моим маленьким экспериментаторам открывается удивительный мир природы – мир познания. Ведь именно развитие познавательных способностей, умственных действий и ознакомление со способами познания является целями личностно – ориентированной дидактики.

С целью закрепления знаний об органах чувств человека в игровой форме, для детей мною изготовлено дидактическое пособие «Министры мозга», представляющее собой 5 перчаточных человечков с разными органами чувств.

Для уточнения знаний детей мною сделаны дидактические игры: «Маленькие человечки», «Созвездия», «Общие свойства», «Найди правильный ответ».

Для усиления эмоциональности знаний используется кукла «Ученый», которая выступает как действующее лицо при проведении занимательных опытов.

Перед проведением опытов с детьми проводятся эвристические беседы, которые разработала для развития способности детей высказывать суждения и умозаключения; беседы по иллюстрациям; познавательные рассказы: «Что заставляет машины работать», «О торфе», «О каменной соли»; чтение рассказов: «Магнит» Л.Н.Толстого и др.

Для поддержания интереса к поисковой деятельности и в целях соблюдения правил личной безопасности, дети надевают фартуки и головной убор.

Изготовила картотеки: «Художественное слово о явлениях природы, времени года, растениях, животных», «Наблюдения в природе», «Материалы и оборудование для опытов».

Подготовила альбомы: «Ткани», «Бумага», «Дикие животные».

Приобрели энциклопедии «Привычные вещи», «Детская энциклопедия», которые дети с удовольствием изучают не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Таким образом, результатом работы можно считать:

Оборудование лаборатории для проведения детьми опытов с песком, водой, огнем, звуком и др.;

Пополнение развивающей среды дидактическими играми;

Пополнение банка методических разработок: картотека опытов, перспективные планы.

Опыт моей работы показал, используя опыт в обучении детей естественно – научным представлениям, я достигла поставленных перед собой целей. Результативность работы с детьми можно отследить по данным диагностического обследования. Но сухие данные диагностики не могут заменить глаза детей, в которых можно прочесть неподдельный интерес и увлечение естествознанием и биологией.



















Обсуждение материала
Наталья Дулатова
14.04.2015 07:25
Уважаемая  Светлана! Пожалуйста, оформите материал согласно критериям Требований. (Титульный лист, логотип портала, список литературы, ссылки на источники). Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка» http://www.uchmet.ru/library/rules/types/).
О повторной загрузке файла сообщите в письме.
С уважением, Дулатова Н.И.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос