В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

"В мире фразеологизмов"

"В мире фразеологизмов"

Чугунова Наталья
Тип материала: Программа
просмотров: 5292
Краткое описание
Программа "В мире фразеологизмов" направлена на развитие коммуникативной и познавательной активности обучающихся, их кругозора и мышления и создание условий для самореализации школьников.
Цель программы – научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами в устной и письменной речи.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
В мире фразеологизмов_Внеурочка.docx Скачать

uchmet_120_60






Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение uchmet_120_60uchmet_120_60

средняя общеобразовательная школа с. Кошки

муниципального района Кошкинский Самарской области






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для учащихся 5-6 классов


Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное.



Автор программы Чугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории








с. Кошки

2013


Пояснительная записка

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»1 сформулирована главная задача современной школы - это "раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире". Школьное обучение сегодня должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования2 процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Программа "В мире фразеологизмов" направлена на развитие коммуникативной и познавательной активности обучающихся, их кругозора и мышления и создание условий для самореализации школьников.

Цель программы – научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами в устной и письменной речи.

Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством русского языка характеризует степень владения речью.

Задачи данного курса:

  • пробудить интерес учащихся к фразеологии;

  • научить отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;

  • распознавать фразеологизмы в тексте;

  • усваивать смысловые значения фразеологизмов;

  • отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;

  • обогатить словарный запас учащихся.

Актуальность и перспективность курса.

Программа курса способствует повышению интеллектуального уровня школьников при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка, на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Фразеология», «Лексика», «Этимология», «Морфология», «Пунктуация», «Культура речи». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме, высказывать своё мнение и принимать чужую позицию. Данная программа актуальна и тем, что, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, формируется любовь к языку, чувство ответственности за культуру родной страны.

В результате изучения курса "В мире фразеологизмов" учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • определение основных изучаемых единиц языка: слово, словосочетание, фразеологизм, предложение;

  • отличие фразеологического оборота от свободного сочетания слов;

  • тематические группы фразеологизмов;

  • признаки фразеологизмов;

  • грамматическое строение фразеологических оборотов;

  • многозначность, синонимию и антонимию в кругу фразеологических оборотов;

  • происхождение фразеологизмов современного русского языка.

  • нормы употребления фразеологизмов в речи;

Уметь:

  • видеть (определять) фразеологизмы в устной и письменной речи;

  • толковать значение фразеологизмов;

  • находить информацию о значении фразеологизма, его происхождении;

  • употреблять фразеологизмы в собственной устной и письменной речи;

  • выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике;

  • определять синтаксическую роль фразеологизма;

  • редактировать текст.

Система контроля: курс завершается защитой проекта – работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало нестандартных. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попытаются разгадать языковые секреты фразеологизмов. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся в овладении орфографической и пунктуационной грамотностью.

Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Формы проведения занятий

  • практическое занятие,

  • интеллектуальные игры,

  • экскурсия,

  • самостоятельная работа с разнообразными источниками информации;

  • интерактивное занятие,

  • защита проекта.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • метод проектов.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития УУД и личностных качеств школьника.

Описание предполагаемой результативности курса

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Программа курса "В мире фразеологизмов" рассчитана на 34 занятия (1 раз в неделю), продолжительностью по 45 минут.

Портфель достижений школьника

На протяжении всего курса учащиеся будут выполнять практические и самостоятельные работы: конспектировать, составлять и заполнять таблицы, опорные сигналы и схемы, писать мини-сочинения, редактировать тексты, рисовать. Лучшие работы войдут в альбом "Крылатые выражения", который учащиеся составят в конце курса (по желанию: в электронном или бумажном виде).

В целях поддержания интереса учащимся к изучаемой теме, необходимо сразу сообщить им, что на последних занятиях пройдёт "Фразеологический чемпионат", конференция, которые выявят уровень знаний каждого ученика.

После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, самого эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию школьников, развивает интерес к русскому языку.

Структура программы:

Введение – 2 часа

Раздел 1. Фразеологизм и его признаки – 4 часа

Раздел 2. Грамматическое строение фразеологических оборотов – 6 часов

Раздел 3. Системность фразеологизмов русского языка – 7 часов

Раздел 4. Происхождение фразеологизмов современного русского языка – 7 часов

Раздел 5. Употребление фразеологических оборотов в речи – 8 часов


На реализацию курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.


Тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Содержание

Виды деятельности учащихся

  1. .

Введение.

Путешествие в мир слов.

2

Организационные вопросы, заполнение анкеты.

Язык и его назначение в обществе. Единицы языка.

Фразеология как раздел науки о языке.

Интерактивная интеллектуальная игра

Раздел 1. Фразеологизм и его признаки

Взялись за руки слова.

2

Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.

Слова и фразеологизмы как средство наименования реалий (предметов, признаков, действий, количеств) в структуре языка.

Просмотр мультфильмов, обсуждение, ответы на вопросы, работа со словарями.

Детективы, за работу!

2

Признаки фразеологизмов: семантическая слитность лексический состав. Различие фразеологизмов по степени спаянности слов.

Микроисследование,

обсуждение, составление таблицы. Экскурсия в виртуальный музей

Раздел 2. Грамматическое строение фразеологических оборотов

Классификация фразеологизмов

2

Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению. Фразеологизмы, равнозначные словосочетанию и предложению. Соотнесённость фразеологических оборотов с различными частями речи.

Интерактивная игра, практическая работа со словарями

Самоцветы русского языка

2

Имя существительное в составе фразеологических оборотов. Анатомические фразеологизмы.

Микроисследование, "Фразеологический зверинец", работа со словарями.

Художник – на обеде. Мы – за него!

2

Имя прилагательное в составе фразеологических оборотов. Глагол и деепричастие в составе фразеологических оборотов.

Создание рисунков для выставки "Рисуем фразеологизмы"

Раздел 3. Системность фразеологизмов русского языка

Собери сокровища!

1

Многозначность фразеологизмов.

Экскурсия в библиотеку, лингвистический пазл.

Лингвистические близнецы.

2

Фразеологизмы – синонимы

Создание пантомимы, конкурс пантомим.

На разных полюсах.

2

Фразеологизмы - антонимы

Лингвистическая игра, работа со словарями

Я архивариус!

2

Фразеологические словари.

Словари синонимов, антонимов.

Экскурсия в библиотеку, интерактивная игра.

Раздел 4. Происхождение фразеологизмов современного русского языка

Зри в корень!

1

Группы фразеологических оборотов по происхождению. Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты.

Игра "Брейн-ринг"

В лингвистической лаборатории.

2

Источники исконно русских фразеологизмов: история, быт, профессиональная деятельность, фольклор, литература и др.

Экскурсия в музей, мини-сочинения

Лингвистические старожилы.

2

Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка.

Подготовка и проведение программы "Своя игра"

Фразеологизмы – иностранцы.

2

Фразеологизмы, заимствованные из западноевропейских языков.

Понятие "фразеологическая калька".

Микроисследование,

Игра "Что? Где? Когда?"

Раздел 5. Употребление фразеологических оборотов в речи

Я стилист!

1

Стилистическая характеристика фразеологизмов. Особенности и сфера употребления нейтральных, книжных, разговорных и просторечных фразеологизмов.

Встреча с главным редактором районной газеты "Северные нивы" и поэтом И. Акулиничевым

Проба пера

2

Богатство эмоционально-экспрессивной окраски разговорных фразеологизмов.

Составление сказки с максимальным использованием фразеологизмов)

В гостях у сказки.

2

Сочетаемость фразеологических оборотов с другими словами в связной речи.

Фразеологический чемпионат (представление сказки)

Итоговые занятия

3


Защита проекта,

интеллектуальная игра (турнир), мониторинг

Итого

34





Учебно – тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Всего

Аудитор

ных

Внеаудиторных

В т.ч. на практич. деятельность


  1. .

Введение.

Путешествие в мир слов.

2

2

-

1

Интерактивная интеллектуальная игра

Раздел 1. Фразеологизм и его признаки

Взялись за руки слова.

2

2

-

1

Просмотр мультфильмов, обсуждение, ответы на вопросы, работа со словарями.

Детективы, за работу!

2

1

1

1

Микроисследование,

обсуждение, составление таблицы. Экскурсия в виртуальный музей

Раздел 2. Грамматическое строение фразеологических оборотов

Классификация фразеологизмов

2

2

-

1

Интерактивная игра, практическая работа со словарями

Самоцветы русского языка

2

1

1

1

Микроисследование, "Фразеологический зверинец", работа со словарями.

Художник – на обеде. Мы – за него!

2

2

-

2

Создание рисунков для выставки "Рисуем фразеологизмы"

Раздел 3. Системность фразеологизмов русского языка

Собери сокровища!

1

-

1

1

Экскурсия в библиотеку, лингвистический пазл.

Лингвистические близнецы.

2

2

-

1

Создание пантомимы, конкурс пантомим.

На разных полюсах.

2

2

-

1

Лингвистическая игра, работа со словарями

Я архивариус!

2

1

1

2

Экскурсия в библиотеку, интерактивная игра.

Раздел 4. Происхождение фразеологизмов современного русского языка

Зри в корень!

1

1

-

1

Игра "Брейн-ринг"

В лингвистической лаборатории.

2

1

1

1

Экскурсия в музей, мини-сочинения

Лингвистические старожилы.

2

1

1

1

Подготовка и проведение программы "Своя игра"

Фразеологизмы – иностранцы.

2

2

-

1

Микроисследование,

Игра "Что? Где? Когда?"

Раздел 5. Употребление фразеологических оборотов в речи

Я стилист!

1

1

-

1

Встреча с главным редактором районной газеты "Северные нивы" и поэтом И. Акулиничевым

Проба пера

2

2

-

2

Составление сказки с максимальным использованием фразеологизмов)

В гостях у сказки.

2

2

-

2

Фразеологический чемпионат

(представление сказки)

Итоговые занятия

3

2

1

3

Защита проекта,

интеллектуальная игра (турнир), мониторинг

Итого

34

27

7

24









Список литературы

Литература для учителя

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]: [Указ Президента РФ. от 04 февраля 2010 г. № Пр-271]. // http://минобрнауки.рф/документы/1450

  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Текст]: [Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897]. // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 28.02.2011

Литература для учителя

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2010.

  2. Кузнецова О.С. Исследовательская работа учащихся по русскому языку.– Самара. Издательство Ольги Кузнецовой, 2013

  3. Мордас Е. М. Русский язык. Литература 5-11 кл. Уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины.– М.: Учитель, 2011.

  4. Пташкина В.Н., Амбушева Т.М., Виноградова К.Е. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 кл. Игры со словами, разработки.– М.: Учитель, 2011

  5. Рик Т. Игры на уроках русского языка 5 кл.– М.: Вако, 2014.

  6. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры.– М.: Языки Сл.Культ., 2011.

  7. Сулицкая Н.М. Русский язык. 5-11 класс. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки.– М.: Учитель, 2015

  8. Шаульская Н.А. Интеллектуальные игры для школ. Русский язык и литература.– М.: Феникс, 2014.


Словари

  1. Брилева И., Гудков Д., Захаренко И. Большой фразеологический словарь русского языка. - М: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2012

  1. Жуков А. Лексико-фразеологический словарь русского языка. – М.: АСТ, Астрель, 2010

  2. Жуков А. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2013.

  3. Телия В., Брилева И. Большой фразеологический словарь русского языка. – М.: "АСТ-Пресс", 2014

  1. Тихонов А. Н., Ковалева Н. А. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 2014

  2. Федорова Т.Ф. Фразеологический словарь русского языка 40 000 слов.– М.: Ладком, 2015.

  1. Фразеологический словарь: серия "Энциклопедия русского языка" – М.: ООО "Мир книги", 2013.

  1. Этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. / Сост. А. К. Шапошников. — М.: Флинта: Наука, 2010.

Для учащихся

  1. . Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку 5-9 кл.– М.: Вако, 2015.

  2. Львова С.И. Занимательное словообразование.– М.: Просвещение, 2010.

  3. Томашевская. Фразеологический словарь. Детский иллюстрированный словарь – М.: Эксмо, 2013

  4. Безденежных Н.В. Карманный фразеологический словарь.– М.: Феникс, 2014.


Интернет-ресурсы

  1. Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru

  2. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

  3. Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru

  4. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru

  5. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru

  6. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru

  7. Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru


1

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос