В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Самообразование молодого учителя как фактор обеспечения непрерывности его образования

Екатерина Тарасенко Екатерина Тарасенко
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1193
Краткое описание
Статья на международную научно-практическую интернет-конференцию «Основные направления и задачи современного образования: приоритеты развития, непрерывность образования, опыт реализации» в режиме офлайн
Пожаловаться 28 марта 2015
Файлы
ТарасенкоЕВ_статья.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Самообразование молодого учителя как фактор обеспечения непрерывности его образования

Тарасенко Екатерина Владимировна, учитель английского языка МАОУ гимназии №93 г. Челябинска


В последние годы при проведении государственной политики в области совершенствования образования в стране широкое распространение получила концепция непрерывного образования.

Непрерывное образование — это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. В основе идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.

Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учится непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Ключом к формированию системы непрерывного образования в нынешних условиях является самообразование учителя и его внешнее сопровождение на различных уровнях функционирования системы повышения квалификации работников образования.

В современной педагогике проблема самообразования учителя представляется в значительной степени противоречивой, несмотря на высокую степень её разработанности в науке.

С одной стороны высокая значимость самообразования учителя стала уже практически аксиомой. Если в индустриальном XX веке самообразование специалиста в любой профессиональной области было важным фактором его адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических условиях – то в информационном XXI веке самообразование становится обязательным необходимым условием его профессионального становления как компетентного работника. Особенно это касается профессии учителя, в случае с которой самообразование является практически синонимом непрерывного профессионального образования. Ни одно учреждение профессионального педагогического образования сегодня не может обеспечить запаса знаний, достаточного для профессиональной деятельности учителя в течение более 3-4 лет. Ни одна инновация в системе образования не преодолеет естественной устойчивости системы к изменениям без готовности к ней учителя, готовности, достижимой только путём самообразования. Ни один учитель не сможет адаптироваться к сегодняшней стремительно развивающейся системе школьного образования, и тем более успешно осуществлять профессиональную деятельность, без самостоятельного развития собственной профессиональной компетентности. Высокая актуальность проблемы самообразования учителя обозначается всеми видными учёными современности и подтверждается наличием многочисленных психолого-педагогических исследований в этой области.

С другой стороны нельзя не признать тот факт, что хотя большинство учителей и признают настолько высокую значимость самообразования, но далеко не каждый учитель выражает готовность к непрерывному самообразованию, и уж совсем редко встречаются учителя, способные самостоятельно управлять подобной работой. Компенсаторные самообразовательные задачи не каждый учитель может даже поставить, т.е. им осознаются не все профессиональные затруднения, поскольку готовность к их осознанию прямо пропорциональна уровню мастерства учителя [6, 39]. Даже готовность к самообразованию у молодых учителей со стажем до пяти лет (у которых готовность к самообразованию считается наиболее выраженной) оценена В.А. Сластёниным только в 3 балла по пятибалльной шкале [13, 67]. В исследовании И.Г. Вертилецкой выявлено, что потребность в самообразовании испытывают только 15,1% учителей независимо от стажа профессиональной деятельности [4, 55].

По мере становления и развития проблемы самообразования учителя в отечественной педагогике уточнялось само понятие «самообразование».

Самообразование, считают одни исследователи, есть процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний и умений, на саморазвитие и самосовершенствование. Другие же определяют самообразование как «специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определённых личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации» [4, 299].

В педагогической литературе самообразование характеризуется и как одно из средств самовоспитания. Так, в «Словаре по педагогике» Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров определяют самообразование как систему умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущую за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом [8, 299]. «Самовоспитание» в свою очередь трактуется авторами «Педагогического энциклопедического словаря», как сознательная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Уровень самовоспитании – результат воспитания личности в целом» [10, 252].

Самообразование – вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся её свободным выбором и направленной на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней [4, 53]

Самообразование – процесс получения образования без специального руководства со стороны; образование, приобретённое вне учебных заведений путём самостоятельной работы; самостоятельное познание [3, 67].

Самообразование – такой вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта. Это процесс совершенно самостоятельного учения человека [3, 67].

Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека [3, 68].

Самообразование – это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создаёт не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью [9, 46].

Самообразование – непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии [1, 4].

Рассматривается учёными и проблема самообразования учителя, что вносит содержательную специфику в определение понятия «самообразование».

Самообразование учителя – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование [10, 300].

Педагогическое самообразование – целенаправленная самостоятельная деятельность учителя по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы [3, 174].

Самообразование педагога – вид профессионально ориентированной информативно-коммуникативной познавательной деятельности [3, 69].

Систематизируя представленные в научно-педагогической литературе точки зрения разных авторов, можно отметить, что самообразование учителя рассматривается как психолого-педагогическая проблема и характеризуется:

  • как особая форма инициативной познавательной деятельности, осуществляемой самостоятельно, либо при поддержке методистов и преподавателей учреждений системы повышения квалификации;

  • как путь самосовершенствования личности, выступающий в форме определённым образом организованного самостоятельного познавательного процесса, со всеми присущими ему компонентами (потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью), основу которого составляет активный поиск, генерация и презентация информации по индивидуальной методической теме;

  • как компонент системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающий самоактуализацию и самореализацию личности.

Приведённые выше определения термина «самообразование учителя» могут быть дополнены указанием необходимости результативности этой деятельности, так как именно результат самообразования учителя определяет его цели, задачи, содержание и способы реализации. И именно отсутствие ориентации самообразовательной работы учителя на практически применимый результат является причиной бедственного состояния самообразования учителя сегодня: при отрыве деятельности от результата не создаётся стимула к её осуществлению.

Таким образом, понятие «самообразование учителя» может быть определено следующим образом.

Самообразование учителя – это его самостоятельная специально организованная, систематическая познавательная деятельность, цели и содержание которой определяются насущными профессиональными затруднениями, а результатом является решение практической профессиональной задачи.

При рассмотрении различных точек зрения учёных на самообразование учителя обнаруживается ещё одно противоречие, которое пока не нашло решения в педагогической науке.

С одной стороны, даже из рассмотренных выше определений можно выделить первичный признак самообразования – самостоятельность субъекта в организации и осуществлении этой деятельностью. Рубакин, один из крупнейших педагогов ХХ века, работавших над проблемой самообразования, особенно подчеркивал недопустимость внешнего вмешательства в самообразование личности: «Помощь самообразовательной работе может выражаться со стороны главным образом лишь общим руководством. Если она будет очень детальна, то самообразование перестанет быть таковым. … Чем скорее отучается человек ходить на чужих помочах, тем лучше» [11, 61].

С другой стороны проблема управления самообразованием всё чаще обозначается учёными, так как её решение может способствовать повышению эффективности самообразования сегодняшнего учителя. «Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее, возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы» [13, 296]. «Хаотическое, бессистемное чтение литературы и посещение курсов в системе повышения квалификации не дает учителю ориентиров, а руководство со стороны администрации без методологической основы только мешает опытному педагогу и ничем не помогает начинающему» [6, 34]. В исследовании Соколовой подчёркивается, что из-за затруднений учителей в выборе оптимального времени, создании условий для самообразования, из-за отождествления самостоятельной работы и самообразования, из-за их некритического отношения к себе, завышения показателей опросов по самообразованию и ввиду высокой необходимости самообразования учителей управление им «должно охватывать практически всех учащихся на всех ступенях системы народного образования, стать средством воспитания личности культурного человека с обширным кругозором, гражданина» [14, 37]. Еще в научных исследованиях XX века можно обнаружить косвенные или даже прямые указания на необходимость управления самообразованием учителя. Так А.Я. Айзенберг понимает под ним «целенаправленное воздействие на содержание, формы и методы овладения знаниями самостоятельно занимающимися, выбор и использование ими источников научной и общекультурной информации» [2, 33]. Я. Коменский указывал, что «личность доходит до такого состояния, когда она сама стремится и умеет самоусовершенствоваться только с помощью мудрого и универсального наставника» [1, 17]. Даже Рубакин, предлагавший определение содержания самообразования «по собственному нюху» [11, 78] обучающегося самостоятельно, писал: «Нужно дать начинающему читателю своего рода географическую карту той страны, по которой ему придется путешествовать во время его работы над самообразованием» [11, 68].

Как объект управления самообразование сегодня рассматривается в исследованиях И.Г. Вертилецкой, А.И. Гиро, М.И. Донцова, С.Б. Елканова, Казыхановой, И.И. Кобыляцкого, Н.В. Кузьминой, Б.Ф. Рафского, В.К. Скнаря.

И.Г. Вертилецкая в исследовании «Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации» предлагает классификацию внешних и внутренних факторов активизации самообразования учителя. К внешним факторам автором относятся социально-экономические (требования рыночной экономики, изменения в образовательной сфере, социальные признание и статус, уровень заработной платы) и организационные (наличие времени для самообразования, получение методической помощи) факторы; к внутренним – психологические (стремление к повышению профессиональной компетентности, потребность в самообразовании, потребность в обобщении и распространении сообственного опыта) и педагогические (необходимость освоения инновационной практики, достижение результативности труда) факторы [4, 49].

В исследовании А.И. Гиро рассматривается аттестация учителя как фактор стимулирования его самообразования за счёт объективизации оценочной деятельности других участников педагогического процесса и рассмотрения подготовки учителя к аттестации как процесса собственного «умственного самосовершенствования» [5, 113]. Таким образом, аттестация предлагается автором как стимулирующий и координирующий факторы самообразования учителя.

Д.А. Казыханова высказывает мысль о том, что «хотя самообразование строится на началах добровольности, его стержнем является действительный контроль: собеседования, отчёты на педсоветах, на производственных совещаниях» [7, 37].

Н.В. Кузьмина обращает внимание на значимость взаимодействия и положительного примера коллег и руководителей учителя в его самообразовании: «Учителя начинают интенсивно заниматься самообразованием, когда внутри школы организуется научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего коллектива, а ее организатором выступает директор» [4, 68].

О мотивах к самообразованию как к средству повышения профессионального и социального статуса говорит В.К. Скнарь: «Самообразовательная деятельность педагога более эффективна, если её практические результаты широко известны в школе и за её пределами» [4, 18].

Таким образом, на сегодняшний день проблема самообразования прошла значительный путь собственного становления как психолого-педагогической проблемы: от её возникновения и осмысления в XVIII-XIX вв. через разработку теории осуществления самообразования к XX-XXI вв. до проблемы управления самообразованием в XXI в.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Айзенберг А.Я. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительных учреждениях. Лекции по курсу «Педагогика» для студентов института культуры. М.: Московский государственный институт культуры, 1975. – 49 с.

  2. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1986. – 128 с.

  3. Безниско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Ростов-на-Дону, 2007. 171 с.

  4. Вертилецкая И.Г. Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08; Новокузнецк, 2007. - 236 с.

  5. Гиро, А. И. Мотивация и стимулирование самообразования учителей в системе повышения квалификации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Минск, 1994

  6. Гузеев В.В.Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, 1992 г., - 60 с.

  7. Казыханова, Д.А. Педагогические факторы развития самообразования учителя сельской школы в современных условиях Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 Казань, 1994

  8. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. М.: Айрис-пресс, 2008. – 256 с.

  9. Крупская Н.К. О самообразовании. М., 1960. 82 с.

  10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

  11. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. М.: Советская Росиия,1982. 126 с.

  12. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.

  13. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.

  14. Соколова И. Б. Организационно-педагогические условия самообразования будущих учителей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Армавир, 2000. 200 c.


Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru