Урок русского языка 4 класс/ Одушевленные и неодушевленные имена существительные/ урок открытия нового знания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Комплекс «Гармония»
с углубленным изучением иностранных языков»
Урок русского языка
4 класс
Тема «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
(урок открытия нового знания)
Учитель: Кисаева Татьяна Васильевна
Великий Новгород
2015 год
Технология: Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдов
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Цель урока:
v Развивающая: создание условия для развития универсальных учебных действий учащихся через организацию самостоятельной учебной деятельности.
v Обучающая: создание условий для формирования целостного представления о явлении одушевленности – неодушевленности имен существительных через решение учебных задач по изучаемой теме.
v Воспитательная: создание условий для определения потребности в освоении и понимании, проявления интереса к учебной теме через создание учебных ситуаций.
Ход урока
-
Организационный момент. Приветствие
-
Анализ домашнего задания. Актуализация теоретических знаний
Учитель: Какое домашнее задание вы выполняли?
Ученики: В предложении «Маленькая сестрица читала интересный рассказ» мы определяли форму и значение грамматических категорий имени существительных.
Учитель: Какие знания о существительном вам понадобились при выполнении домашнего задания?
Ученики: Понадобились знания грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж). Их зависимые и независимые, постоянные и переменные характеристики. Понадобилось знание форм и значений каждой грамматической категории.
Учитель: Какие трудности возникли?
Ученики: Возникли трудности с определением значений грамматических категорий.
Учитель: Где можно было уточнить свои знания?
Ученики: Можно было посмотреть модели в «Тетради открытий».
Модели в «Тетради открытий»:
Падеж имени существительного
Форма Значение
И.п. обозначает действующее лицо
Р.п. обозначает лицо, которому принадлежит предмет
Д.п. обозначает адресат действия
В.п. обозначает предмет, на который направлено действие
Т.п. обозначает орудие действия
П.п. указывает на предмет действия
Число имени существительного
Форма Значение
Ед. число указывает на один предмет
Мн. число указывает на количество предметов больше одного
Род имени существительного
Форма Значение
Ж.р. указывает на женский пол (живые существа)
М.р. указывает на мужской пол (живые существа)
Ср. р. ---
Учитель: Какие умения вы могли у себя проверить, выполняя домашнее задание?
Ученики: Мы проверяли умение определять грамматические категории имен существительных, их форму и значение.
Учитель: Оцените себя по критериям «форма» и «значение» на «оценочных линейках». (учащиеся оценивают сами себя на «оценочных линейках» в рабочих тетрадях с домашним заданием).
Учитель: Кто оценил себя на высокий уровень знаний, сдайте домашнюю работу на проверку. У кого остались вопросы или сомнения, где вы можете уточнить их?
Ученики: Можно проверить работу по тетради открытий; можно найти в классе помощника, кто уверен в своих знаниях.
Учитель: Откорректируйте на перемене свои работы и сдайте их.
-
Ситуация знания-незнания
Учитель: Готовясь к нашему уроку, в одном из учебников я встретила два предложения. Не могу понять – имена существительные написаны с опечаткой или правильно. Поможете разобраться?
Ученики: Да!
Учитель: На доске записаны эти предложения:
«Мы рассматривали старого слона.»
«Мы рассматривали старый стол.»
Задание: определите грамматические категории имен существительных, их форму
Учащиеся выполняют работу на листочках в парах.
Слона: Винительный падеж; единственное число; мужской род
Стол-: Винительный падеж; единственное число; мужской род
Проверка выполнения задания – по 1 паре защищают свою работу у доски. Ученики показывают свое согласие (+) или несогласие (-) с работой, задают вопросы на понимание.
Учитель: Что можно сказать о формах грамматических категорий этих слов?
Ученики: Они одинаковые!
Учитель: Почему же я засомневалась в правильности написания этих существительных в предложении?
Ученики: У них разное окончание!
-
Фиксация проблемы в модели
Учитель: Мы увидели проблему в одинаковых грамматических формах и в разном окончании. Что мы должны дальше сделать?
Ученики: Мы фиксируем эту проблему в модели.
Учитель: Работая в группе, постройте модель, фиксирующую эту проблему.
□ - П., Ч., Р.
? = = = =
□ - П., Ч., Р.
Учащиеся работают в группе. На доску вывешиваются модели. Одна группа защищает свою работу. Ребята её обсуждают. Выступают группы, у которых модели отличаются.
-
Решение поставленной задачи
Учитель: Значит, это опечатка! Или может быть объяснение разных форм окончаний?!
Ученики: Надо проверить!
Учитель: Что можно еще проверить кроме формы у грамматической категории?
Ученики: Можно сравнить у двух слов значение грамматических категорий.
Учащиеся на листочках продолжают работу с грамматическими значениями.
Слона: значение Вин. падежа – обозначает предмет, на который направлено действие; значение ед. числа – указывает на один предмет; значение муж. рода – указывает на мужской пол
Стол-: значение Вин. падежа – обозначает предмет, на который направлено действие; значение ед. числа – указывает на один предмет; нет значения рода ( нет пола)
Проверка выполнения задания – по 1 паре защищают свою работу у доски. Ученики показывают свое согласие (+) или несогласие (-) с работой, задают вопросы на понимание.
Учитель: Чем же отличаются существительные?
Ученики: Существительное «стол» - неживой предмет. У него нет мужского или женского пола, а значит нет значения рода.
Учитель: Может ли это отличие грамматической категории повлиять на разные формы окончания?
Ученики: Да!
Учитель: Молодцы! Мы с вами сегодня «открыли» новую грамматическую категорию имени существительного: одушевленность и неодушевленность.
Учитель: Что же будут значить одушевленные имена существительные, на что указывать?
Ученики: Они будут указывать на живое существо.
Учитель: Что же будут значить неодушевленные имена существительные, на что указывать?
Ученики: Они будут указывать на неживой предмет.
-
Моделирование нового знания
Учитель: Когда мы на уроке открываем новое знание, какую следующую задачу ставим?
Ученики: Надо замоделировать полученные знания о новой грамматической категории имени существительного.
Учитель: Постройте модель для новой грамматической категории. Какие знания она должна содержать? Что содержат модели других грамматических категорий?
Ученики: Она должна содержать название, две формы и два значения.
Учитель. Работая в группе, создайте эту модель.
Учащиеся работают в группе. На доску вывешиваются модели. Одна группа защищает свою работу. Ребята её обсуждают. Выступают группы, у которых модели отличаются.
Одушевленность и неодушевленность имен существительных
Форма значение
Одушевленность указывать на живое существо
Неодушевленность указывать на неживой предмет
-
Итог урока
Учитель: Что мы нового узнали на уроке об имени существительном?
Ученики: Мы узнали, что у него есть еще одна грамматическая категория одушевленности-неодушевленности.
Учитель: Чем отличаются формы одушевленности и неодушевленности?
Ученики: Форма одушевленности указывает на живой предмет, а форма неодушевленности – на неживой предмет.
Учитель: В каком падеже мы работали с существительными, когда заметили разную форму окончания?
Ученики: Мы работали с существительными в форме Винительного падежа.
Учитель: Какую задачу мы должны поставить себе на следующий урок? С чем мы должны поработать?
Ученики: Мы должны поработать с существительными в разных падежах!
Учитель: Молодцы!
-
Домашнее задание
Учитель: Составьте дома два предложения с существительными одушевленным и неодушевленным с разными формами окончаний.
Литература:
- В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова «Русский язык» учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х частях. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014, 208 с.
- Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. «Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) / Программа В.В. Репкина. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003, 128 с.
- А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова «Урок в развивающем обучении» - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008, 288 с.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
С ув. Дулатова Н.И.