Психолого-педагогический тренинг "Азбука общения"
Психолого-педагогический тренинг «Азбука общения»
Проблеме общения и, в частности, педагогического общения всегда уделялось значительное внимание в педагогической теории и практике. В общении складывается важная система взаимоотношений, способствующих формированию эмоционального благополучия, Развитие общения — это развитие умений человека исследовать собственный психологический потенциал, а также умений реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров, ситуаций, задач. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. На сегодняшний день продуктивно-организованный процесс общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт внутри коллектива.
Цель: развитие уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, обладающей культурой общения
Задачи:
1. Развивать коммуникативные способности педагогов;
2. Формировать культуру общения;
3. Способствовать сплочению педагогического коллектива;
4. Снять напряжение;
5. Развивать уверенность.
Ведущий: педагог-психолог
Участники: педагоги ДОО
Продолжительность: 1 час 30 минут
Оборудование и материал: бумага, карандаши, ведро для «мусора, бейджики 4х цветов, аудиозапись релаксационной музыки, интерактивная доска, мяч, сосуд с зажжёнными свечами
1. Упражнение «Ведро для мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои листочки на мелкие кусоки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются
2. Сообщение. Хорошо. Можно определить тему нашей сегодняшней работы. Это общение. Цели общения разные. Способы общения – тоже. Но должно быть в них одно общее - в век психических перегрузок не добавлять никому нежелательных эмоций своим поведением. Поможет в этом умение общаться. Оно предупреждает недоразумения между людьми и делает общение приятным.
Умение жить в обществе, общаться с другими людьми – это наука, искусство, которому следует учиться всю жизнь, стараясь выработать автоматизм культурного поведения. Главные принципы жизни в обществе – это общечеловеческие нормы морали, которые, став достоянием личности, превращаются в моральные качества: вежливость, корректность, деликатность, скромность и т.д.
Вежливость – это форма взаимоотношений между людьми, заключающаяся в проявлении внимания, уважения доброжелательности.
Корректность - это способ держать себя в рамках общепринятых приличий в любой, даже конфликтной ситуации.
Тактичность – способность почувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий, у человека может возникнуть чувств обиды.
Деликатность – это проявление внимания к конкретному человеку.
Скромность – умение человека быть самим собой.
3. Тест «Приятно ли с вами общаться?»
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении.
1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли вы давать советы?
5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?
6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?
7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?
9. Вы любите быть центром внимания?
10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
11. Вы хороший оратор?
Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем.
1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.
4—9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.
9—11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..
4. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Проблемный вопрос: что такое эффективное общение? Что вкладывается вы это понятие? Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание.
Самостоятельная работа
На обдумывание дается 1–2 минуты.
На интерактивной доске написаны слова эффективное общение. Участники делятся своим восприятием данного понятия, высказывая свое мнение, мнения отражаются на доске, получается СБОРНОЕ понятие.
Педагог-психолог: Действительно, эффективность общения зависит от всего, перечисленного вами: психологического комфорта на рабочем месте, интереса к работе и позитивного настроя, творчества в труде.
Готовясь к мероприятию, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам в небольших группах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих. Делиться на группы предлагаю по цвету ваших бейджиков.
5. Упражнение «Цитаты» (деление по цвету бейджиков)
Ход: Предложить педагогам разделиться на группы по цвету бейджиков. Для каждой группы предлагается лист с цитатой. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней.
«Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение»
«Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».
«Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».
«Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».
«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
«Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии.
Послушайте типичные приемы слушания и дайте им оценку.
-
Глухое молчание.
-
Угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание головой и т.п.).
-
Эхо — повторение последних слов собеседника.
-
Зеркало — повторение последней фразы с изменением порядка слов.
-
Паровоз — передача содержания высказывания партнера другими словами.
-
Побуждение — междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и...», «Ну и что дальше?», «Давай-давай» и т п.).
-
Уточняющие вопросы — типа «Что ты имел в виду, когда говорил «эсхатологический»?»
-
Наводящие вопросы — типа «что-где-когда-почему-зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим; нередко такие вопросы являются, по существу, уводящими от линии, намеченной рассказчиком.
-
Оценки, советы.
-
Продолжение — когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, «подсказывает слова».
-
Эмоции — «ух», «ах», «здорово», смех, «ну и ну», скорбная мина и пр.
-
Нерелевантные высказывания — высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» - и следует рассказ о Гималаях, «кстати, о музыке...» - и следует информация о гонорарах известных музыкантов).
После ознакомления со списком ведущий предлагает рассказчикам описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения.
Предлагаю рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.
6. Методы эффективного общения
Умение слушать и слышать
Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.
Умение быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы
Вопрос: Каким образом эта способность помогает нам устанавливать эффективное общение? (Ответы участников).
7. Упражнение «Деление группы на подгруппы по определенному признаку»
Ход: Один из участников выходит за дверь, находится там какое-то время. Мы тем временем разделимся на группы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Группы располагаются в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Игра повторяется вновь с тем же основным участником, но группа делится по другому признаку.
У каждого из нас есть чему поучиться в умении общаться.
8. Упражнение «Я учусь у тебя»
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мяч со словами: «Я учусь у тебя…» (называется приём, метод общения). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Если человек не принимает их, то он рискует оказаться отвергнутым группой. Чтобы не оказаться отвергнутым, необходимо уметь быть наблюдательным и внимательным ко всем членам группы, к их взаимоотношениям.
9. Самопрезентация - умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, то есть «подать себя» в выгодном свете. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным, или порадовать кого то. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых - мы точно осознаем, какое впечатление производим. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для себя. Тут важно не переиграть. Притча РАЗГОВОР
Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.
- Подожди, - остановил его Мастер. - Правдива ли эта история?
- Думаю, нет.
- Принесет ли она кому-нибудь пользу?
- Да нет.
- Она смешная?
- Нет.
Умение следить за своей речью при общении немаловажно. Ведь:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят
10. Упражнение «Вверх по радуге»
Цель: Способствование стабилизации эмоционального состояния.
Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.
11. Рефлексия. Упражнение «Автобусная остановка»
Инструкция. На четырех стенах зала закреплены листы А4, вверху которых написаны неоконченные предложения, например: «С этой минуты я буду...», «Спасибо...», «Этот семинар для меня...», «Самое важное - это...», «Сегодня я сделал открытие...» и др. Участники делятся на четыре группы и отправляются в путешествие по этим «остановкам», заканчивая на каждой написанное предложение.
12. Упражнение «Круг света»
Цель: мобилизация своей внутренней энергии, активизация ресурсов. и тем самым укрепления здоровье и определённых навыков.
Участники по кругу передают сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно делая пожелания миру, присутствующим, себе.
Литература.
1. Аминов, И.И. Психология . Деловое общение. М.: Издательство «Альфа-пресс», 2007. — 456 с.
2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 224 с.
3. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя. – М.: ПСИХОТЕРАПИЯ, 2006.
Педагог-психолог Зинченко Г.И.
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС