В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство Учитель – лучшее учреждение дополнительного профессионального образования 2019 г.

Урок "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения"

Урок "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения"

Евгения Шибалова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 5229
Краткое описание
Технологическая карта урока с учетом требований ФГОС
Теги: , , , ,

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 10400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
карточки для урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


План урока.


1. Понятие о сказуемом.

2. Виды сказуемого.

3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.

4. Согласование сказуемого с подлежащим.


Отрывок из очерка Н.Заболоцкого «Ранние годы»


...У моего отца была библиотека — книжный шкаф, наполне...ый книгами. С 1900 года отец выписывал «Ниву», и (по)немногу из приложений к этому журналу (у) него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал... Этот отцовский шкаф с ра...его детства стал моим любимым наставником и воспитателем. За стекля...ой его дверцей, наклее...ое на картонку, виднелось наставление, выреза...ое отцом из календаря. Я сотни раз читал его, и теперь, сорок пять лет спустя, дословно помню его (не)мудреное содержание. Наставление гласило: «Милый, друг! Люби и уважай книги. Книги — плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу (не)легко. Для многих книги — всё равно, что хлеб»...

Детская душа восприняла календарную премудрость со всей пылкостью и непосредственностью детства. К тому же каждая книга, прочита...ая мной, убеждала меня в правильности этого наставления. Здесь, около книжного шкафа с его календарной панацеей, я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам ещё не вполне понимая смысл этого большого для меня события.


1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Библиотека моего отца состояла из приложений к журналу «Нива».

Б) Из календаря отец вырезал и наклеил на картонку мудрое наставление, которое я выучил наизусть.

В) Смысл этого наставления в детстве я понять не смог.

Г) Желание стать писателем появилось у меня уже в детстве.


2. В тексте найдите предложения с простым глагольным сказуемым, подчеркните его, определите его грамматическое значение.

3. К словосочетанию стеклянная дверца подберите синонимичное словосочетание.

_____________________________________


4. Сколько грамматических основ во 2 предложении?



5. Какое сочетание слов из 2 предложения не является грамматической основой предложения?

А) которое переплетал

Б) наставление гласило

В)душа восприняла

Г) я стал писателем


6. Укажите средства языковой выразительности, используемые в тексте?

А) эпитеты

Б) сравнение

В) метафоры

Г) олицетворение

Д) гипербола

Е) цитирование


7. Вставьте в тексте пропущенные буквы.

8. Найдите в тексте предложение с причастным оборотом, выделите его графически.
































Критерии

Оценка (+, ?, -)

1. Понятие о сказуемом.


- предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи


- я могу назвать чем выражены сказуемые


2. Виды сказуемого.


- знаю, что такое простое глагольное сказуемое


3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.


- я нашел (а) предложения с простым глагольным сказуемым


- я определил(а) грамматическое значение простого глагольного сказуемого


4. Согласование сказуемого с подлежащим.


- я смог (ла) записать 1 предложение


- я правильно согласовал(а) подлежащее и сказуемое в предложении.




Критерии

Оценка (+, ?, -)

1. Понятие о сказуемом.


- предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи


- я могу назвать чем выражены сказуемые


2. Виды сказуемого.


- знаю, что такое простое глагольное сказуемое


3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.


- я нашел (а) предложения с простым глагольным сказуемым


- я определил(а) грамматическое значение простого глагольного сказуемого


4. Согласование сказуемого с подлежащим.


- я смог (ла) записать 1 предложение


- я правильно согласовал(а) подлежащее и сказуемое в предложении.






«Для меня сегодняшний урок…»


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял




«Для меня сегодняшний урок…»


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял



«Для меня сегодняшний урок…»


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял


«Для меня сегодняшний урок…»


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял


«Для меня сегодняшний урок…»



Урок

Я на уроке

Итог



1. интересно

1. работал

1. понял материал



2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал



3.безразлично

3. помогал другим

3. не понял


Подлежащее

Сказуемое

Примеры

Мало, много, большинство, множество + существительное в Р.п.

Сказуемое чаще употребляется в единственном числе, если подлежащееназвание неодушевленных предметов или отвлеченных понятий. Сказуемое во множественном числе допускается при подлежащем — названии живых существ.

Множество звуков вливается в ночной птичий хор.

Большинство ребят согласилось со мной.


Большинство ребят хорошо отвечали на экзамене.

Два, три, четыре, пять и т.д + существительное в Р.п.

Обычно во множественном числе.


Глагол БЫЛО употребляется в единственном числе.

Глаголы, обозначающие наличие, присутствие, могут употребляться в единственном числе.

Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали.

У него было три сына.


Сто делегатов уже зарегистрировалось.

Слова около, всего, только, лищь перед подлежащим, выраженным числительным +существительное в Р.п.

Сказуемое в единственном числе.

Около пятнадцати учеников получило пятерки.

Двое, трое, четверо, пятеро

Сказуемое во множественном числе

Трое мужчин поднимались по лестнице.



конспект.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 8

Базовый учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Русский язык 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.

Тема урока: "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения".

Цель урока:

Обеспечение осознания и усвоения материала о простом глагольном сказуемом и способах его выражения

Задачи урока:

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

- углубить и расширить понятие о сказуемом;

- выработать и развить навык нахождения сказуемого и характеризовать сказуемое в предложении;

- уяснить виды сказуемого (простое и составное);

- закрепить умение определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.

- закрепить умение согласовывать подлежащее и сказуемое;

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:

продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, выдвигать гипотезы, доказывать на примерах;

создать условия для развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД средствами парной, самостоятельной, фронтальной работы.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

- продолжить воспитывать уважительное отношение друг к другу через парную работу и взаимооценку.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, карточка с планом урока, листы оценивания, карточка с текстом, таблица «Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим», карточка для рефлексии, «Толковый словарь», учебник, сигнальная тетрадь.

Этап урока.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

1.




























Мотивационный этап.

Организационный момент. Определение темы урока. Целеполагание.

Я рада видеть вас на уроке.

Какой раздел языкознания мы изучаем?

С какой единицей синтаксиса мы работаем на последних уроках?

На предыдущем уроке мы повторяли и закрепляли знания о главном члене предложения. О каком? Сегодня на уроке мы будем углублять и расширять знания о втором главном члене предложения.

Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

- Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

Определим задачи урока. (Дети называют). Я предлагаю вам следующие, прочитайте вслух:

(на слайде)

- углубить и расширить понятие о сказуемом;

- выработать и развить навык нахождения сказуемого и характеризовать сказуемое в предложении;

- уяснить виды сказуемого (простое и составное);

- закрепить умение определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.

- закрепить умение согласовывать подлежащее и сказуемое;

Вы с ними согласны?

Я предлагаю вам план урока (выдан на карточках):

1. Понятие о сказуемом.

2. Виды сказуемого.

3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.

4. Согласование сказуемого с подлежащим.


1.Создает доброжелательную атмосферу урока.


2. Организует работу через систему вопросов с целью формулирования темы урока.


3. С помощью системы вопросов организует фронтальную работу с целью определения основных целей урока.


1. Включаются в деловой ритм урока.


2. С помощью системы вопросов через наблюдение обучающиеся формулируют тему и цель урока.


3. С помощью системы вопросов формулируют задачи урока.





II.


1.

Операционально – деятельностный этап.


Поиск информации.

Работа по 1 пункту плана.

Что вы знаете по 1 пункту плана?

Для анализа предлагаются предложения на слайде.

Запишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания, в каждом предложении подчеркните сказуемое, запишите, чем оно выражено. (все работают самостоятельно).

Проверяем: сверяем с ответами на слайде, самопроверка.

(предложения постепенно появляются на слайде со знаками препинания и подчеркнутыми сказуемыми).

В предложениях встретились не все способы выражения сказуемого. Какие я добавила на слайде?

1. Глагол

2. Существительное в И.п.

3. Местоимение в И.П.

4. Числительное.

5. Краткое или полное прилагательное.

6. Краткое причастие.

7. Наречие.

8. Категория состояния.

9. Фразеологический оборот.

Что бы вы дополнили в определение сказуемого?

- Оно еще обозначает признак и состояние.

Вывод по этапу: оцените себя по критериям «предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи» и «я могу назвать чем выражены сказуемые».

Отмечают в листах оценивания.

Критерии

Оценка (+, ?, -)

1. Понятие о сказуемом.


- предложение записано без ошибок, сказуемое подчеркнуто верно, верно указана часть речи


- я могу назвать чем выражены сказуемые


2. Виды сказуемого.


- знаю, что такое простое глагольное сказуемое


3. Определение морфологических способов выражения простого глагольного сказуемого.


- я нашел (а) предложения с простым глагольным сказуемым


- я определил(а) грамматическое значение простого глагольного сказуемого


4. Согласование сказуемого с подлежащим.


- я смог (ла) записать 1 предложение


- я правильно согласовал(а) подлежащее и сказуемое в предложении.




Работа по 2 пункту плана.

Сегодня нас интересуют сказуемые, в которых лексическое и грамматическое значение выражены только глаголом в форме какого-либо наклонения. У вас есть такие предложения?

В каких предложениях именно такие сказуемые?

Такие сказуемые называются простыми глагольными. Но существуют и другие, которые мы будем изучать дальше.

Вывод: оцените себя по критерию.

Работа по 3 пункту плана.

Работа с текстом (текст выдан каждому ученику).

Прочитайте выразительно отрывок из очерка Н.Заболоцкого «Ранние годы».

Определите тему текста. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? (выбирают). Определите тип текста. Для чего используются сказуемые в этом тексте?

Простое глагольное сказуемое в речи используется в повествовании для изображения динамики событий и для описания действий предмета.

В тексте найдите простые глагольные сказуемые (нужно обсудить в паре). Определите грамматическое значение сказуемого.

Вывод по этапу урока: Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений.

Физ.минутка: встаньте и найдите глазами у меня в кабинете словарь, при помощи которого я узнаю лексическое значение слова. Какой это словарь? Найдите в словаре слово панацея, которое встретилось в тексте. (находят вместе).

Работа по 4 пункту плана.

Таблица на слайде. Как можно озаглавить таблицу? В русском языке существуют и трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Встречались ли мы уже с этим материалом? Когда? Какой материал нам уже известен? Что нового мы узнали сегодня? В сигнальные тетради поместите таблицу «Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим». Упр.98 — работа со словарем иностранных слов. Каждой паре по 1 слову. Составить предложения с простыми глагольными сказуемыми в форме прошедшего времени единственного числа.

1 человек из пары представляет результат.

В чем проявляется связь подлежащего и сказуемого?

Вывод по этапу урока: Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.


Вывод по уроку: Получилось ли у нас выполнить все запланированное на уроке?




1. Организует индивидуальную и фронтальную работу с целью повторения информации о сказуемом. Дети говорят определение, вопросы, на которые отвечает сказуемое.


2. Организует работу с целью повторения знаков препинания и нахождения сказуемого в предложениях.


3. Организует проверку работы с использованием презентации.





4. Через наблюдение дети

находят недостающую информацию.


5. Организует оценивание по критериям.


































6. Учитель знакомит с теоретическим материалом.



7. Организует оценивание по критериям.



8. Организует работу с целью анализа текста и нахождения простого глагольного сказуемого в тексте






9. Организует оценивание по критериям.








10. Учитель предлагает поместить карточку в Сигнальную тетрадь.





11. Организует оценивание по критериям.




1. Дети участвуют в фронтальной беседе.






2. Все дети работают в тетрадях.





3. Дети проверяют записи в тетради, результатом работы являются правильно расставленные знаки препинания и найденные сказуемые.


4. Дети наблюдают, выдвигают предположения, делают выводы, чем может быть выражено сказуемое.

5. Самооценка с использованием листа оценивания.


































6. Дети слушают и делают записи в тетради.



7. Самооценка с использованием листа оценивания.



8. Дети анализируют текст, находят сказуемые, выписывают предложения, определяют грамматическое значение ПГС.






9. Самооценка с использованием листа оценивания.








10. Индивидуальная работа детей в сигнальной тетради, в рабочей тетради по составлению предложений и выполнению упражнения.


11. Самооценка с использованием листа оценивания.




11. Дети делают вывод по уроку.

III.

Рефлексивно – оценочный этап.

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


Оценивание

Оцените себя, используя лист оценивания.


Домашнее задание.

1. Выполнить задания к тексту.

2. Составить рассказ о сказуемом по плану.


1. С помощью системы вопросов организует рефлексию.





2. Учитель оценивает работу на уроке с учетом листов оценивания.





3. Предлагает домашнее задание с целью формирования умения правильно согласовывать подлежащее и простое глагольное сказуемое.

1. Осуществляют анализ результатов деятельности на уроке, соотносят цели и результаты урока.




2. Дети принимают участие в обсуждении отметок. Словесно оценивают себя.




3. Производят выбор домашнего задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
















титульный лист.doc
HTML Войдите для скачивания файлов




Фамилия, имя, отчество автора Шибалова Евгения Александровна


Квалификационная категория (по желанию) первая



Место проживания (город, поселок), область, край, регион Вологодская область Вологодский район с.Куркино



Название учебного заведения МБОУ ВМР «Куркинская средняя школа»



дисциплина русский язык



Учебник, по которому ведется обучение Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Русский язык 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.



Тема Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.



Класс 8



Продолжительность урока 45 минут




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru