В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок русского языка для 5 класса на тему: «Имя прилагательное как часть речи»

Евгения Глазинская Евгения Глазинская
Тип материала: Урок
просмотров: 6469
Краткое описание
разработка урока русского языка для 5 класса на тему: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель:  Обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», повторить ранее изученные морфологические признаки данной части речи.
Пожаловаться 04 января 2015
Файлы
moy-otkrytyy-urok-konkurs.doc
HTML Войдите для скачивания файлов



Глазинская Евгения Анатольевна

II квалификационная категория

Республика Казахстан, ВКО, г. Курчатов

КГУ «Школа-гимназия города Курчатова»

Русский язык

М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулёва и др. Русский язык. 5 класс. Атамура. 2013 год.

«Урок»

5 класс

45 минут





















Открытый урок по русскому языку, 5 класс.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», повторить ранее изученные морфологические признаки данной части речи.

Задачи:

Обучающая: формировать практические навыки учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте.

Развивающая: развивать у учащихся умение самостоятельно использовать прилагательные в речи; развивать логическое мышление через умение выделять главное и существенное из общего.

Воспитательная: формировать сознательное отношение к процессу обучения (воспитание дисциплинированности и организованности); воспитывать чувство товарищества и умение взаимодействовать в группе при выполнении заданий; воспитывать внимание и уважение к языку.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Форма урока: урок – открытие.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речевого творчества.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, видеоролик, листы с заданиями, фигуры из цветной бумаги, плакаты с пословицами, стикеры, учебник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, наш сегодняшний урок предполагает работу в группах, поэтому я предлагаю вам разделиться на группы.

На учительском столе лежат фигуры, вырезанные из цветной бумаги. Вы должны их разобрать. Те, кто выбрал одинаковые цвет и форму, составят одну группу. Всего у нас получилось четыре группы. Задания необходимо выполнять в рабочих тетрадях. За каждый правильный ответ вы будете получать флажок.

«5» - 5 и более флажков,

«4» - 4 флажка,

«3» - 3 флажка.

  1. Вступительное слово учителя.

Итак, наш сегодняшний урок я хочу начать со следующего стихотворения, которое поможет нам сделать первое открытие.

Котёнок – маленький, пушистый,

Ручей - прохладный, серебристый,

Зима – красивая и снежная,

А мама – добрая и нежная,

Слова в рифмовке очень дружные

Они приятные и нужные.

И среди них мы обязательно  

Узнаем быстро прилагательные!

  1. Постановка целей и задач урока.

Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?

Открытия делают ученые, исследователи, путешественники.

Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?

Да.

Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.

4. Запись темы «Имя прилагательное»

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

Чередование гласных в корне слова (-лаг-, -лож-)

Как вы понимаете смысл названия части речи?

Приложенное, добавленное к чему-либо.

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. В переводе с латинского языка этот термин звучит похоже, и означает «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

5. Изучение темы урока.

Итак, мы – открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути схема-таблица. Открывать ее мы будем постепенно.

Признак

предмета

Значение

1.

Какой? Чей?

Каков?

Вопросы

2.

Морфоло-

гические признаки

Род (в ед. числе), падеж, число

3.


Синтакси-ческая роль

Сказуемое

4.

А знаете ли вы, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов? По частоте употребления – 5 место?

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…

Ф. И. Тютчев

  1. Какую картину природы вы себе представили?

  2. Использование каких художественных средств помогает поэту создавать

яркую, образную картину?

  1. Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с

существительными, от которых они зависят

Весенний, первый гром; в небе голубом; раскаты молодые; перлы дождевые.

Как вы понимаете эти выражения?

4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные

Обозначают признак предмета, отвечают на соответствующие вопросы (какой?, какая?, какое?, какие?).

Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.

6. Работа в группах.

Задание 1:

Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

1, 3 группы. 2, 4 группы.

Ночью темень, ночью тишь. Белкин след ведет к дуплу,

Рыбка, рыбка, где ты спишь? Мышкин – к дырочке в полу.

Лисий след ведет к норе, Жаль, что в речке, на воде,

След собачий - к конуре. Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Сделаем вывод:

Прилагательные ещё могут отвечать на вопросы чей?, чья?, чьё?

Открываем схему – таблицу (значение и вопросы имени прилагательного).

Задание 2:

Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания по падежам:

1, 2 группы – весенний гром

3, 4 группы – небо голубое

Изменилось ли прилагательное?

Да, точно так же, как существительное.

Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает онам определить падеж?

Существительное.

Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?

Род, число.

Определите род и число существительных.

Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?

Нет, они согласуются.

Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

Нет.

Сделаем вывод:

Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

Открываем схему – таблицу (морфологические признаки).

Физминутка для глаз (видеоролик).

Задание 3:

Внимательно посмотрите на предложения. Найдите прилагательные.

Определите: каким членом предложения они могут являться?

1 группа: На лесной полянке начал таять снег.

2 группа: Ожил под тёплым солнцем дом-муравейник.

3 группа: Воздух чист и прозрачен.

4 группа: С пригорка побежал весёлый ручеёк.

Вывод:

Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.

Назовите такие прилагательные. На какой вопрос они отвечают?

Это краткие прилагательные (чист, прозрачен).

Открываем последнюю часть схемы-таблицы (синтаксическая роль).

Итак, мы открыли с вами таблицу. Посмотрите на нее внимательно, еще раз осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод – что же называется прилагательным?

А теперь откроем учебник и сравним правило в нем (стр. 199) с нашим выводом.

Все ли признаки прилагательного мы назвали?

В учебнике не говорится о кратких прилагательных.

А теперь применим наши знания на практике.

Задание 4: «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

  1. группа – вода 2 группа – озеро

  1. группа – погода 4 группа – лес

Задание 5: Отгадайте загадки.

1 группа 2 группа

Красный, синий, голубой, Белых пчёл из синей тучи

Невесомый, надувной, Вылетает рой летучий.

Не живой, не птица, Не гудят и не кусают,

Улететь стремится. На ладошке тёплой тают.

(мяч) (снежинки)

3 группа 4 группа

Отгадать легко и быстро: К нам она пришла с цветами

Мягкий, пышный и душистый… В ярком, пёстром сарафане.

Он и чёрный, он и белый, И румяна, и ясна,

И бывает подгорелый. А зовут её ….

(хлеб) (весна)

Задание 6: Подберите к данным существительным прилагательные,

обозначающие признаки предметов.

1 группа. По величине (яблоко, ягода, цветок, дома).

2 группа. По цвету (ландыш, роза, небо, платье).

3 группа. По форме (глобус, окно, кружки, пирамида).

4 группа. По материалу (бокал, кольцо, ручка, мячи).

Вывод:

Так для чего нужны имена прилагательные?

Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.

Задание 7: Запишите четыре прилагательных. Добавим их в предложенный

текст.

Сегодня день рождения Тани!

Мама с дочкой испекли … пирог.

На стол они поставили … цветы.

Скоро придут … гости.

Вывод:

Почему получилось смешно?

Прилагательные и существительные должны подходить друг другу по смыслу.

Рефлексия.

Что нового и интересного вы узнали?

Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему

«Имя прилагательное»?

На доске на цветных листах 2 пословицы.

На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях).

На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть небольшие пробелы, надо

ещё поработать).

Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и приклейте на

соответствующий лист стикер со своим именем.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: с. 199 (выучить правило), упр.545.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru