В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Коррекционно-развивающая программа по коррекции агрессивности подростков с психоневрологическими нарушениями.

Коррекционно-развивающая программа по коррекции агрессивности подростков с психоневрологическими нарушениями.

Пояснительная записка

Проблема агрессивности подростков является в наше время актуальной. Психоневрологические отклонения значительно усугубляют и без того «не простое» психическое состояние подростка, в период становления личности: самосознания, самопринятия, и мироощущения любой внутренний или внешний дискомфорт может повлечь за собой агрессивную реакцию, часто – неадекватную происходящему, в случае психоневрологических нарушений вероятность возникновения вспышек агрессии значительно возрастает и может протекать гораздо дольше. Необходимым пунктом в коррекции и профилактике агрессивных тенденций среди подростков с психоневрологическими нарушениями является психокоррекция.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана для работы с подростками, имеющими психоневрологические отклонения, в возрасте 13-16 лет; оптимальная численность группы – 10-15 человек; продолжительность занятий – 40-85 минут. Занятия рекомендуется проводить каждый день в течение 2-х недель. В ходе занятий педагог-психолог может делать перерывы на отдых, либо на смену рода деятельности, например, пре6дложить подросткам порисовать на свободную тему, либо поделиться впечатлениями о проведении недавних выходных дней и т.д.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, гуашь, клей, ножницы, мелки, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.

Перед тем, как начать непосредственно сами коррекционно-развивающие занятия, и после их проведения, необходимо провести диагностику агрессивности подростков с целью отображения результативности/эффективности проводимых коррекционных мероприятий.

Структура занятий:

- Приветствие;

- Разминка;

- Основное упражнение;

- Завершение.

Цели данной программы:

– установление доверительных внутригрупповых отношений;
– поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими;
– психологическая коррекция детских обид.

Задачи программы:

отреагирования негативных эмоций; 
– обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния;
 
– формирование адекватной самооценки;
 
– обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
 
– формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.

Структура работы: В данную работу входит пояснительная записка, диагностический блок, установочный блок, коррекционный блок, блок оценки эффективности коррекционных воздействий, библиографический список.

Диагностический блок

Цель - диагностика особенностей проявления агрессии у подростков с психоневрологическими нарушениями.

Для этого используем следующие методики (см.Приложение 1,2,3):

1.Вербальный фрустрационный тест, Л.Н. Собчик.

2.Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности. (В.В. Бойко).

3. Метод неоконченных предложений (Данный метод позволяет выявить уровень внутреннего напряжения испытуемых при спонтанном продолжении предложений. Педагог может самостоятельно составить список незаконченных предложений, выбранных по своему желанию. Примерные предложения можно посмотреть в приложении 3).

Данный методический инструментарий был подобран с учетом особенностей испытуемых. Все вышеперечисленные методики уже не раз были нами апробированы на подростах с психоневрологическими нарушениями, главной особенностью которых является неусидчивость и низкая концентрация внимания. Поэтому данные методики являются актуальными при диагностике указанного контингента.

Установочный блок

Цель - побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать.

Для достижения этой цели мы используем в данной программе, в начале каждого занятия, разминочные упражнения, благодаря которым повышаем эмоциональный фон в группе и, тем самым, снижаем тревожность и располагаем участников тренинга к дальнейшей работе.

Коррекционный блок

Цель - снижение поведенческой агрессивности у подростков, имеющих психоневрологические нарушения, обучение навыкам саморегуляции и научение конструктивным способам управления агрессией в конфликтных ситуациях.

п/п

Тема

Необходимое

время

Формы работы

Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение

1

Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния

1 час

25 минут

Групповая работа

Бумага, карандаши, магнитофон.

2

Все проблемы можно решить без ссор

60 минут

Групповая работа

Бумага, карандаши, магнитофон.

3

Работа с гневом и обидами

60 минут

Групповая работа

Бумага, карандаши, магнитофон.

4

Агрессия может быть конструктивной

60 минут

Групповая работа

Бумага, карандаши, магнитофон.

5

Что такое

«Агрессивное поведение»

1 час 20 минут

Групповая работа

Бумага, карандаши, визитки, фломастеры, магнитофон.

6

Снимаем напряжение

1 час 10 минут

Групповая работа

Бумага, карандаши, магнитофон.

7

Положительное лидерство

1 час 10 минут

Групповая работа

8

Формирование навыков отреагирования эмоций

60 минут

Групповая работа

9

Умение распознавать эмоциональное состояние

1 час 10 минут

Групповая работа

Бумага, карандаши, магнитофон.

10

Конструктивные способы разрешения конфликта.

60 час

Групповая работа

Бумага, карандаши, магнитофон.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:

Занятие №1 «Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния»

Упражнение 1 «Это мое имя»

Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

Время: 10 минут

Инструкция: «Участникам необходимо назвать свое имя, имя которым хотелось себя называть и затем ответить на ряд вопросов:

1. Нравиться ли тебе твое имя?

2. Кто его тебе выбрал?

3. Что оно означает?

4. Кто еще в семье носил это имя?»

Рефлексия

Упражнение 2 «А ты кто?»

Цель: Снятие напряженности, невротических состояний.

Время: 10 минут

Инструкция: «Участникам необходимо к своему имени необходимо прибавить прилагательное, которое начинается с той же буквы. Пример « я замечательная Зина»».

Рефлексия

Упражнение 3 «Принятие правил группы»

Правила группы принимаются совместно, записываются большими буквами на ватмане и вывешиваются в комнате для занятий.

Примерный перечень правил:

  1. Конфиденциальность.

  2. Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговор только с согласия участника.

  3. Умение слушать.

  4. Умение слышать.

  5. Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».

  6. Активность.

  7. Искренность в общении.

  8. Оценивается только поступок, а не личность.

  9. Правило «здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.

Время: 10 минут

Упражнение 4 «Чем мы похожи?»

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Члены группы сидят в кругу. Педагог-психолог приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом».

Упражнение 5 «Спусти пар»

Цель: Выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

Время: 20 минут

Инструкция: «Послушайте притчу: Жила была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому–либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы Змеи, сказал: “Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их.

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не причиняя злу в ответ.

В процессе нашей работы вы познакомитесь с различными “безвредными” способами разрядками собственного гнева и агрессивности.

Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Представить, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставляли фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь у него. Постарайтесь вспомнить какую–нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации.

Представьте, что выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все что хотите.

Представьте, что вы делаете этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте все, что вам хочется сделать этому человеку.

Если вы закончили упражнение, дайте знак – кивните головой. 3–4 раза вдохните и откройте глаза».

Рефлексия. Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? Кто из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились? Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?

Упражнение 6 «Медитация»

Цель: Выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

Время: 15 минут

Инструкция: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Снова представьте себя на небольшой выставке. Далее зачитывается стандартная инструкция упражнения 6 о небольшой выставке.

Постарайтесь посмотреть этот сюжет от начала до конца. А теперь вернитесь к началу сюжета, но теперь переверните картинку, чтобы все было вверх ногами и досмотрите сюжет до конца.

А теперь снова вернитесь в его начало и сделайте то же самое, но представьте, что все участники ситуации, в том числе и вы, говорят голосами героев мультфильмов.

Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. 3–4 раза глубоко вздохните и откройте глаза».

Рефлексия. Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились в этот раз? Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

Упражнение 7 «Аплодисменты»

Цель: Развитие уверенности, значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то одному из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».

Рефлексия


Занятие № 2 «Все проблемы можно решить без ссор»

Упражнение 1 «Комплимент»

Цель: Сближение участников.

Время: 10 минут

Инструкция: «Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:

  1. Обращение по имени.

  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему».

Рефлексия

Упражнение 2 «Змейка»

Цель: Разминка участников.

Время: 10 минут

Инструкция: «Вся группа выстраивается за тренером в затылок, кладет руки на плечо предыдущему участнику и двигается по комнате под разную музыку».

Рефлексия

Упражнение 3 «Слон, кенгуру, пальма, обезьяна»

Цель: Развитие внимание, снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Время: 15 минут

Инструкция: «Все участники стоят в кругу. В центре водящий, он указывает на кого-то из круга и говорит если СЛОН, то участник показывает хобот, а рядом стоящие слева и справа руками изображают “слону” уши. Если водящий говорит КЕНГУРУ, то тот участник на кого показали, показывает живот, руками соединив их перед собой, образовывая кольцо, а стоящие рядом, заглядывают ему в живот и произносят “Ого”. Если водящий называет ОБЕЗЬЯНА, то участник кричит и подпрыгивает, как обезьяна и справа и слева участники делают это же. И если говорит ПАЛЬМА, то тот на кого показали, поднимает руки вверх, имитируя листья пальмы, а рядом стоящие тоже показывают листья, поднимая руки вверх. Если кто-то из круга ошибся в движениях или забыл показать, то он становится ведущим».

Рефлексия

Упражнение 4 «А я – не тормоз»

Цель: Выплеск негативных эмоций, снятие агрессии.

Участники стоят в кругу, рассчитываются на 1,2,3,4,5,6,7,8,9…по порядку. Запоминают свой номер. Затем в круг встает один из участников и называет два числа, например, 3 и 15. Те, подростки, чьи это номера меняются местами, и тот, кто стоит в кругу пытается тоже встать на место одного из номеров 3 или 15. Кто не успел, остается в кругу и говорит: А я – не тормоз! Все участники: А мы – заметили! Затем он называет два номера и так продолжается игра.

Время: 15 минут

Рефлексия: Как чувствовали себя во время игры? Как ощущения тех, кто стоял в кругу?

Упражнение 5 «Аплодисменты»

Цель: Развитие уверенности, значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то одному из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».

Рефлексия


Занятие № 3 «Работа с гневом и обидами»

Упражнение 1 «Мое имя»
Цель: Сближение участников тренинга.
Время: 10 минут
Инструкция: «Первый участник группы называет свое имя, следующий за ним называет сначала его имя, потом свое, третий – имя первого, второго, свое… И так до тех пор, пока последний участник не назовет имена всех остальных».

Рефлексия
Упражнение 2 «Легкий разговор»
Цель: Побудить людей к общению друг с другом («сломать лед») и развить их способность уверенно вступать в непринужденную беседу с другими.

Время: 10 минут

Инструкция: «Участникам тренинга необходимо разбиться по парам, далее им необходимо провести короткий диалог, длящийся примерно минуту. Им сообщается тема для беседы. Когда кончается отведенное время, происходит смена партнера, участники получают новую тему для разговора, и так продолжается до тех пор, пока участвующие в упражнении не поговорят с несколькими людьми — или пока у тренера не иссякнут темы для беседы! Упражнение длится на усмотрение тренера, по его команде участникам необходимо собраться в общий круг и поделиться своими впечатлениями от упражнения».

Вопросы для обсуждения:

Испытывает ли кто-либо из вас в повседневной жизни трудности с ведением легкого разговора? Почему?

Как можно преодолеть эти негативные чувства?

Какую пользу приносит внимание к потребностям и чувствам других?

Как могут помочь несколько заранее подготовленных тем для разговора?

Почему для вас важно уметь заводить легкий разговор?

Когда способность начать легкий разговор может быть важной для вас?

Чему вы научились, выполняя это упражнение?

Некоторые темы, которые можно использовать во время легкого разговора:

Как вам больше всего нравится путешествовать?

Что вы надеетесь получить в результате посещения тренинга?

В каком доме вы живете?

Вам нравится театр? Балет? Опера? и т. д.

Вы ездили в отпуск в этом году?

Какую работу вы выполняете?

У вас есть дети? Внуки? Домашние животные?

Вам нравится выполнять такие упражнения, как это?

Рефлексия

Упражнение 3 «Негативные образы»

Цель: Изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.

Время: 10 минут

Инструкция: Педагог-психолог: «Каждый из вас часто видит последствия своей агрессии, но не всегда понимает, т.е. не может объяснить причины, ее вызвавшие. Наши истинные мотивы или намерения часто скрываются от нас. Когда вы найдете причину вашей агрессии, определите цель, которой она служит, вы, наконец, научитесь понимать ее природу. Сейчас мы попытаемся разобраться в этой проблеме.

Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.

Попытайтесь мысленно вернуться к галерее “негативных” образов. Вы можете обращаться к любому персонажу. Определите, что не нравиться в этом человеке, и проговорите вслух вашему партнеру напротив, будто он и есть тот самый человек.

Итак, перед вами человек, который вас раздражает, на которого вы злы и обижены. Начинайте фразу со слов “В этом человеке мне не нравиться …” то-то и то-то и заканчивайте на свое усмотрение, словами “и потому я злюсь на него”, “и потому мне хочется обругать его”, “и потому мне хочется ударить его” и т. д. После того, как произнесете фразу, передайте слово партнеру, затем он вам, и так произносим фразы поочередно».

Рефлексия. После завершения упражнения обсуждаются трудности в его выполнении: свои чувства, легко ли было найти то, что вызывает гнев и агрессию. Затем группа делится чувствами, возникшими в процессе упражнения.

Рефлексия

Упражнение 4 «Общий рисунок»

Цель: Сплотить группу, доверительные отношения.

Время: 10 минут

Инструкция: Группа договариваются о тематике общего рисунка. Все участники группы закрывают глаза и по очереди рисуют на ватмане, столько предметов на договорившуюся тему, сколько они считают нужным. Кто нарисовал, могут открывать глаза, но ни чего говорить другим участникам нельзя до окончания упражнения. В конце придумывается название рисунка.

Рефлексия. Как было работать в группе? Что мешало? Что понравилось, что не понравилось?

Упражнение 5 «Магический массаж»
Цель: Восстановление сил, снятие внутреннего напряжения.
Время: 10 минут
Инструкция: «Отчетливо представьте свой мозг внутри головы. Представьте, где он находится – позади глаз, начинаясь от основания черепа…
Теперь вообразите, что в природе существует некий палец, обладающий способностью, массируя, снимать любое напряжение…
Начните с массажа наружного слоя вашего мозга…
Сконцентрируйте внимание на восприятии расслабляющего воздействия пальца.
Пусть спадает напряжение…
Позвольте энергии, высвободившейся под воздействием массажа, проникнуть прямо в центр вашего мозга…
Пусть в вас вольется ощущение тепла и звона в ушах…
Массируйте свой мозг слой за слоем начиная с наружного и постепенно проникая вглубь…
Если возникают посторонние мысли, воспринимайте их просто как процессы, протекающие в мозге…
Вообразите, что вы способны массировать любую часть вашего мозга и таким образом избавляться от ненужных мыслей…
После выполнения массажа сразу же наступает чувство полного внутреннего расслабления…
А теперь просто спокойно сидите и наслаждайтесь своими ощущениями…».
Рефлексия

Упражнение 6 «Аплодисменты»

Цель: Развитие уверенности, значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то одному из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».

Рефлексия


Занятие № 4 «Агрессия может быть конструктивной»

 Упражнение 1 «Я желаю Вам…»
 Цель: Настроиться на продуктивную работу и расположить к себе остальных участников группы.
 Время: 10 минут
 Инструкция: «Каждый участник по кругу должен пожелать что-нибудь всем остальным участникам».

Рефлексия
 Упражнение 2 «Мое имя»
Цель: Сближение участников тренинга.
Время: 10 минут
 Инструкция: «Первый участник группы называет свое имя, следующий за ним называет сначала его имя, потом свое, третий – имя первого, второго, свое… И так до тех пор, пока последний участник не назовет имена всех остальных».

Рефлексия

Упражнение 3 «Без прикрас»
Цель: Объективно оценить возможность коррекции недостатков собственного характера.

Время: 10 минут
Инструкция: «Каждому участнику раздается лист бумаги. Необходимо его разделить пополам. В левом столбце необходимо записать те области своего «Я», которыми они удовлетворены, а в левом – те, которые требуют, по их мнению коррекции».
Рефлексия

Упражнение 4 «Как было бы ужасно, если бы...»

Цель: Проработать свои страхи, реально выделив те области, которые имеют опасения.
Время: 10 минут
Инструкция: «Каждому участнику раздается бланк, на котором необходимо выбрать варианты окончания предложений, характеризующие их самих».
Как было бы ужасно, если бы…
• Я сделал ошибку.
• Я прервался и замолчал.
• Изменились отношения с друзьями.
• Я оказался неправ.
• Меня загнали в угол.
• Мое мнение подверглось сомнению в группе сверстников.
• Меня «высмеяли» в группе сверстников.
• Я потерял друзей.
• Я не мог найти слов, чтобы выразить свою мысль.
• Я покраснел.
• Я потерял контроль над собой и серьезно рассердился.
• Я заплакал.

Рефлексия

Упражнение 5 «Целительные воспоминания» (зрительная техника)
Цель: Актуализация положительных эмоций, восстановление внутренних ресурсов, выведение из депрессивного состояния на уровень позитивного мышления.
Время: 10 минут
Инструкция:
«Сядьте удобно или лягте. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10 сек., затем выдохните. Повторите упражнение 3 раза. Возобновите естественный темп дыхания. С каждым вдохом чувствуйте, как расслабляются ваше тело и сознание…Уплывают шум, звуки, лица, проблемы… Все дальше и дальше…
В прошлом с вами произошло много приятных событий. Вы давно о них не вспоминали. Одни были значительные, другие – не очень. Но все они радовали, приносили счастье. Вспомните сейчас свой радостный день, верните к жизни ушедшие часы, минуты, когда вы были счастливы, любимы, необходимы кому-то, довольны, веселы…Когда были окрылены успехом, достигнутой целью, были на вершине удачи. Переживите заново это счастливое прошлое, увидьте, услышьте и почувствуйте. Не повторяйтесь; не торопитесь, дайте каждому образу возможность появиться вновь.
По окончании сеанса сосчитайте до пяти и медленно возвращайтесь к окружающей реальности».
Рефлексия

Упражнение 6 «Аплодисменты»

Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».

Рефлексия


Занятие № 5 Что такое «Агрессивное поведение»?

Упражнение 1 «Я желаю Вам…»
 Цель: Настроиться на продуктивную работу и расположить к себе остальных участников группы.
 Время: 10 минут
 Инструкция: «Каждый участник по кругу должен пожелать что-нибудь всем остальным участникам».

Рефлексия
Упражнение 2 «Визитка»
Описание: Данное упражнение позволяет участникам тренинга выделиться, проявить свою уникальность и индивидуальность.

Цель: Предоставить участникам возможность к самовыражению.
Время: 10 минут
 Инструкция: «Каждый участник должен придумать себе псевдоним/никнейм, по которому его будут называть остальные участники весь день, и написать его на визитке, приколов затем к одежде».

Рефлексия
Упражнение 3 «Что такое «Агрессивное поведение?»»

Цель: Продуктивная дальнейшая работа.

Время: 20 минут

Инструкция: «Давайте с Вами вместе попробуем дать определение «агрессивному поведению». Как вы понимаете данный термин? Как проявляется агрессия в поведении? Как вы считаете, почему человек прибегает к проявлению агрессии? Как этого избежать? Как вы думаете, ваше поведение можно назвать агрессивным?».

Рефлексия

Упражнение 4 «Как сдержать гнев?»

Цель: Выработать умение и навыки борьбы с гневом, внутренним раздражением; выработать умение справляться с эмоциональными всплесками.

Время: 20 минут

Инструкция: «Разделите лист бумаги пополам. Слева напишите, каким образом вы справляетесь с гневом, с раздражением, а справа напишите, как, по вашему мнению, человек должен конструктивно бороться с негативными внутренними переживаниями и гневом. Всегда ли поступаете конструктивно? Удается ли вам контролировать свои эмоции?».

Рефлексия

Упражнение 5 «Звездная ночь»

Цель: Расслабление участников.

Время: 10 минут

Инструкция: «Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе: поздний вечер, вы лежите на мягком, как перина, стоге сена. Ваше тело расслаблено… Вы вдыхаете аромат свежескошенной травы, запах опьяняет и помогает еще больше расслабиться… Откуда-то издалека слышится стрекотание сверчков… Наступает состояние блаженства, абсолютного умиротворения… Вечерний сумрак сменился ночью. Небо без единого облачка. Вот далеко-далеко появилась первая звезда. Вторая. Третья. И с появлением каждой новой звезды стал вырисовываться причудливый рисунок. Все рисунки разные, это может быть и красивый цветок, и корабль, медленно плывущий по волнам, и лицо улыбающегося человека или еще что-то… Какие-то звезды еле-еле видны, до других, кажется, можно достать рукой. Вам легко и приятно… Дышится свободно, и с каждым вдохом тело расслабляется больше и больше… Приятно тяжелеют руки… плечи… живот… ноги… Мышцы лица расслаблены… Так приятно ощущать спокойствие и безмятежность… Вдруг вы видите падающую звезду. Говорят, это к счастью. Она медленно движется по небосклону, увлекая ваш взгляд за собой. Загадайте желание, и пусть оно непременно сбудется… Пусть состояние покоя, безмятежности сохранится до конца дня. Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза».

Рефлексия

Упражнение 6 «Аплодисменты»

Описание: Данное упражнение является завершающим и носит позитивный характер, вселяющий уверенность в участников тренинга.

Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».

Рефлексия


Занятие №6 «Снимаем напряжение»

Упражнение 1 «Я желаю Вам…»
 Цель: Настроиться на продуктивную работу и расположить к себе остальных участников группы.
 Время: 10 минут
 Инструкция: «Каждый участник по кругу должен пожелать что-нибудь всем остальным участникам».

Рефлексия

Упражнение 2 «Я такой, как…»

Цель: Настроить участников тренинга на позитивную волну.

Время: 10 минут

Инструкция: «Перед вами черный пакет, в нем находятся мягкие игрушки, вытащите, не глядя, любую игрушку и попытайтесь найти что-то общее у себя и данного персонажа в характере».

Рефлексия

Упражнение 3 «Ассоциации»

Цель: Предоставить возможность увидеть, какими мы представляемся себе, и как нас представляют и воспринимают другие.

Время: 10 минут

Инструкция: «Один участник тренинга выходит за дверь. Остальные выбирают совместно из оставшихся того, кого будет он угадывать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать того, кого они загадали, задавая вопросы: на какой цветок похож? Какое блюдо? Какой вкус? И т.д..»

Рефлексия

Упражнение 4 «Способы борьбы с гневом»

Цель: Научить участников бороться с внутренним напряжением.

Время: 10 минут

Инструкция: Педагог-психолог рассказывает участникам о многообразии способов разрядки: дыхательная гимнастика, мышечная гимнастика, медитативная техника. Приводит примеры упражнений.

Рефлексия

Упражнение 5 «Путаница»

Цель: Научить участников тренинга договариваться между собой, учитывая интересы друг друга.

Время: 10 минут

Инструкция: «Встаньте в круг, напротив друг друга, вытяните вперед правую руку и схватите за руку кого-нибудь из участников группы, но не Вашего соседа слева или справа. Затем вытяните вперед левую руку и точно так же схватите за левую руку кого-нибудь из участников, но не Ваших соседей слева или справа и не того, кого брали правой рукой. После этого распутайтесь, не размыкая рук, не травмируя друг друга… В конечном результате все участники должны стоять в кругу, держась за руки».

Рефлексия

Упражнение 6 «Лесная прогулка»

Описание: релаксационное упражнение с элементами визуализации.

Цель: Расслабление участников, прорабатывание проблемных зон.

Время: 10 минут

Инструкция: «Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе лето, вы идете по лесной тропинке. По обе стороны вас окружают разнообразные деревья, под ногами разнотравье, полевые цветы. Воз- дух наполнен необыкновенным ароматом свежести. Вы дышите глубоко и наслаждаетесь прогулкой… Вокруг порхают бабочки, слышно приятное пение птиц. Вы идете размеренным шагом, вам никуда не надо спешить… Лесная тропинка вывела вас на поляну, залитую солнечным светом. Здесь так хорошо, здесь вы можете делать все, что захотите. Можете полежать в мягкой траве с закрытыми глазами, наслаждаясь звуками природы. Можете собирать цветы. А можете даже побегать. Пусть ваше воображение подскажет вам, что делать… Прогулка подошла к концу. Вам пора возвращаться. Пройдите весь путь обратно. Постарайтесь оста- вить в своей памяти приятные воспоминания. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь. А теперь нарисуйте то, что Вам удалось представить».

Рефлексия

Упражнение 7 «Аплодисменты»

Описание: Данное упражнение является завершающим и носит позитивный характер, вселяющий уверенность в участников тренинга.

Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».

Рефлексия


Занятие № 7 «Положительное лидерство»

Упражнение 1 «Я желаю Вам…»
 Цель: Настроиться на продуктивную работу и расположить к себе остальных участников группы.
 Время: 10 минут
 Инструкция: «Каждый участник по кругу должен пожелать что-нибудь всем остальным участникам».

Рефлексия

Упражнение 2 «Я такой, как…»

Оборудование: Большой черный пакет с мягкими игрушками.

Цель: Настроить участников тренинга на позитивную волну.

Время: 10 минут

Инструкция: «Перед Вами черный пакет, в нем находятся мягкие игрушки, вытащите, не глядя, любую игрушку и попытайтесь найти что-то общее у себя и данного персонажа в характере».

Рефлексия

Упражнение 3 «Ассоциации»

Цель: Выявить проблемные зоны участников и попытаться их разобрать.

Время: 10 минут

Инструкция: «Участникам необходимо назвать первую ассоциацию на слово, которое называет предыдущий участник. Начинает упражнение педагог-психолог, назвав слово: ссора. В конце упражнения необходимо сравнить само исходное слово с ассоциацией замыкающего участника. После обсуждения упражнение повторяется вновь, но исходным словом теперь является слово: дружба».

Рефлексия

Упражнение 4 «Моя эмблема»

Цель: Выявить проблемные зоны участников и попытаться их разобрать.

Время: 20 минут

Инструкция: «Участникам необходимо придумать свою эмблему, свою визитную карточку, в которой отображалось бы имя, интересы, увлечения».

Рефлексия

Упражнение 5 «Антистрессин» 
Описание: Релаксационное упражнение, направленное на восстановление сил и снятие напряжения.
Цель: Расслабление участников. 
Время: 10 минут
Инструкция: «Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «хаааааа». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз. В течение дня вы расходуете огромное количество энергии. Дайте возможность каждой мышце, каждой клеточке отдохнуть. Лягте, почувствуйте, как замедляется сознание, нет спешки, нет суеты. Вам никуда не надо идти, ничего не надо делать…Напряжение и огорчения постепенно покидают вас. При каждом вдохе воображайте , что вбираете с себя прелесть расслабления, а каждый выдох представьте себе как избавление от напряжения, усталости, тревоги… Вас омывает ощущение умиротворения и покоя… Все так тихо, так спокойно. Тишина рождает чувство тепла, уверенности… Вы раскованы, вы в полном согласии с самим собой и всем окружающим миром…».

Упражнение 6 «Аплодисменты»

Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то одному из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».

Рефлексия


Занятие № 8 «Формирование навыков отреагирования эмоций»

Упражнение 1 «Мои качества»

Цель: Настроить участников тренинга на позитивную волну.

Время: 10 минут

Инструкция: «По очереди назовите свое имя полностью и на первую букву подберите эпитет, характеризующий вас».

Рефлексия

Упражнение 2 «Я желаю тебе…»

Цель: Упражнение рефлексирующего характера. В ходе тренинга участники достаточно узнали друг друга, увидели слабые стороны, а также ознакомились с целью пребывания на данном тренинге каждого из участников. Поэтому каждому участнику легко пожелать каждому из членов группы того, о чем они мечтают и к чему стремятся.

Время: 10 минут

Инструкция: «Возьмите лист бумаги, положите на него свою ладонь и обведите карандашом. А теперь передайте свой лист следующему участнику, который напишет Вам пожелание на будущее, затем листы передаются дальше по кругу до тех пор пока лист бумаги не попадет к своему хозяину».

Рефлексия

Упражнение 3 «Чему я научился»

Цель: Обратная связь от участников группы.

Время: 10 минут

Инструкция: «Каждый участник по очереди рассказывает о своих достижениях за период посещения тренинговых занятий».

Рефлексия

Упражнение 4 «Тропический остров»

Описание: Релаксационное упражнение с элементами визуализации.

Цель: Расслабление участников, прорабатывание проблемных зон.

Время: 20 минут

Инструкция: «Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе, что вы оказались на прекрасном волшебном острове. Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением. На этом острове происходит все так, как хочется именно вам. Здесь водятся животные, которых любите вы, растут цветы, которые вам нравятся. Здесь вы можете делать все, что захотите. Можете просто лежать на пляже, слушая шум прибоя. Можете гулять по острову, исследуя его красоты. Дайте волю своему воображению… Вот к берегу причалил корабль. Вам пора воз- вращаться. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь. А теперь нарисуйте то, что Вам удалось представить».

Упражнение 5 «Аплодисменты»

Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».


Занятие № 9 «Умение распознавать эмоциональное состояние»

Упражнение 1 «Сегодня меня радует…»

Цель: Настроить участников тренинга на позитивную волну.

Время: 20 минут

Инструкция: «По очереди каждый участник называет какое-либо событие, которое принесло на сегодняшний день ему радость».

Рефлексия

Упражнение 2 «Зеркало»

Цель: Разминка участников.

Инструкция: «Участники встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие-либо действия, например, причесывается, а другой зеркально повторяет их».

Время: 10 минут

Рефлексия

Упражнение 3 «Шутливое письмо»

Цель: Обучение навыкам конструктивного общения.

Время: 20 минут

Инструкция: «Участникам предлагается выбрать кого-нибудь из знакомых, с кем они недавно поссорились или на кого недавно рассердились или с кем у них сложные конфликтные отношения. Выбранному человеку необходимо написать шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличиваете все свои чувства по отношению к нему. Также участники могу преувеличивать и провинности этого человека. Необходимо написать это письмо в шутливой форме и так смешно, чтобы им самим захотелось посмеяться над этой проблемой или конфликтом. Письма желающих зачитываются вслух».

Рефлексия

Упражнение 4 «Мои изменения»

Цель: Предоставить возможность участникам выговориться, высказать свое мнение, свои мысли.

Время: 10 минут

Инструкция: «Участники по очереди делятся своими эмоциями по всем прошедшим занятиям. Рассказывают о своих каких-то изменениях, мыслях».

Рефлексия

Упражнение 5 «Аплодисменты»

Цель: Развитие уверенности, ощущения значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то ондому из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».

Рефлексия


Занятие № 10 «Конструктивные способы разрешения конфликта»

Упражнение 1 «Я желаю Вам…»
 Цель: Настроиться на продуктивную работу и расположить к себе остальных участников группы.
 Время: 10 минут
 Инструкция: «Каждый участник по кругу должен пожелать что-нибудь всем остальным участникам».

Рефлексия
 Упражнение 2 «Мое имя»
Цель: Сближение участников тренинга.
Время: 10 минут
Инструкция: «Первый участник группы называет свое имя, следующий за ним называет сначала его имя, потом свое, третий – имя первого, второго, свое… И так до тех пор, пока последний участник не назовет имена всех остальных».

Рефлексия

Упражнение 3 «Какой Я?»
Цель: Выделить свои положительные качества, преимущества.
Время: 20 минут
Инструкция: «Заполните следующий лист позитивными высказываниями о ваших личных качествах, чертах характера или достижениях:
Я...........
Я...........
Я...........
Я могу..........
Я могу..........
Я могу..........
Я думаю...........
Я думаю...........
Я считаю...........
Я считаю...........
Каково ваше самое значительное достижение? (при ответе используйте «Я-высказывания»)».
Что вам больше всего в себе нравится?

Рефлексия
Упражнение 4 «Магический массаж»
Описание: Данное упражнение относится к серии завершающих тренинг упражнений.

Цель: Восстановление сил, снятие внутреннего напряжения.
Время: 10 минут
Инструкция:
«Отчетливо представьте свой мозг внутри головы. Представьте, где он находится – позади глаз, начинаясь от основания черепа…
Теперь вообразите, что в природе существует некий палец, обладающий способностью, массируя, снимать любое напряжение…
Начните с массажа наружного слоя вашего мозга…
Сконцентрируйте внимание на восприятии расслабляющего воздействия пальца.
Пусть спадает напряжение…
Позвольте энергии, высвободившейся под воздействием массажа, проникнуть прямо в центр вашего мозга…
Пусть в вас вольется ощущение тепла и звона в ушах…
Массируйте свой мозг слой за слоем начиная с наружного и постепенно проникая вглубь…
Если возникают посторонние мысли, воспринимайте их просто как процессы, протекающие в мозге…
Вообразите, что вы способны массировать любую часть вашего мозга и таким образом избавляться от ненужных мыслей…
После выполнения массажа сразу же наступает чувство полного внутреннего расслабления…
А теперь просто спокойно сидите и наслаждайтесь своими ощущениями…».
Рефлексия

Упражнение 5 «Аплодисменты»

Цель: Развитие уверенности, значимости и нужности.

Время: 10 минут

Инструкция: «Начинать упражнение должен тренер, тем самым поборов робость и страх среди членов тренинговой группы, сначала он аплодирует кому-то одному из участников тренинга, затем этот участник выбирает кого-то другого из тренинговой группы и ему аплодируют уже и тренер, и он сам, и т.д…. в итоге последнему участнику аплодирует вся группа».

Рефлексия

Библиографический список

  1. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые

методы работы. М-2000 г.

2. Фурманов И.А. Детская агрессивность психодиагностика и коррекция

3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И Копытина. – СПб.: Питер, 2001г

4. Коррекционно-развивающие программы для работы с детьми млвдшего школьно, подросткового и юношеского возрастов по профилактике асоциальной направленности личности. А.В. Иващенко, Л.В. Зубова, О.А. Щербинина., Оренбург, 2010 г.







































ПРИЛОЖЕНИЕ1

Фрустрационный вербальный тест (ФВТ) (Л.Н. Собчик)23.07.2012

Проективная методика исследования личности, предназначенная для изучения: поведения индивида в ситуации фрустрации; реакций страха, тревоги, агрессии. Данный тест продолжает «традиции» изучения фрустрации как психологического феномена, заложенные С.Розенцвейгом.

Стимульный материал представлен различными гипотетическими ситуациями, на которые испытуемому необходимо дать ответы в свободной форме. Круг фрустрирующих ситуаций затрагивает такие области межличностного взаимодействия как отношения со значимыми близкими людьми (отец, мать, жена, муж, дочь, сын), а также сферу делового взаимодействия и бытового общения.

В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор в первую очередь исходил из следующих посылок:

1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.

2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой.

3. Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования, по мнению автора, оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает в себя не только ответы-высказывания (Что бы я сказал?) но и описание испытанных при этом чувств (Что бы я почувствовал?), когда испытуемый пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.

Разработана достаточно подробная интерпретационная схема, позволяющая проводить качественно-количественный анализ полученных результатов.

Практическое применение теста показало его надежность и меньшую подверженность мотивационным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на измерение агрессивности.

Стимульный материал

Что бы я сказал(а) и что бы при этом почувствовал(а), если бы"...

 

1. Мой отец сказал мне:
а/ Ну и дурацкая у тебя прическа!
b/ Ты совсем не следишь за своим здоровьем!
c/ До чего же у тебя противный характер!
d/ Неужели нельзя зарабатывать побольше?
е/ Так тебе и не удалось ничего в жизни добиться!
f/ Ты ни в чем не разбираешься, поэтому и не спорь со старшими!
g/ Бессовестный ты человек, ничего для отца сделать не хочешь!

2. Моя мать сказала мне:
а/ Нужно же такое нагородить на голове!
b/ Ты питаешься так, что бы окончательно испортить свое здоровье!
с/ С тобой никогда ни о чем договориться нельзя!
d/ Опять ты без денег и мать должна тебе помогать!
е/ Мне стыдно людям сказать, кто ты у меня и чем занимаешься!
f/ Ты так мало знаешь и так много мнишь о себе!
g/ И не стыдно тебе вести себя так безнравственно!

(для женатого мужчины)
3. Мой друг:
а/ Да тебя разнесло как на дрожжах!
b/ Что-то ты плохо выглядишь?
с/ А ты, как всегда, со своим особым мнением?
d/ Что-то не заметно, чтобы тебе привалило богатство!
е/ А ты все на прежнем месте работаешь?
f/ Как, ты не можешь ответить на такой простой вопрос? В твоем возрасте каждый образованный человек в этом разбирается!
g/ Слушай, а ведь ты поступаешь некрасиво, не по-приятельски!

4. Моя подруга:
a/ Такая как у тебя прическа уже давно не в моде.
b/ У тебя болезненный вид, сходи к врачу.
c/ Ну, с тобой спорить бесполезно, твое упрямство давно известно
d/ А ты по-прежнему бедствуешь?
e/ Так тебе и не удалось чего-то в жизни добиться?
f/ Боже, с тобой и поговорить не о чем: ничего не читаешь, в театр не ходишь...
g/ НУ, тебе подвести человека - ничего не стоит.

5. Мой одноклассник:
a/ Ты в последнее время потерял форму.
b/ Смотрю, ты ходишь как-то осторожно - болит что-нибудь?
с/ Ну, ты и зануда!
d/ Что, опять ни на что денег не хватает? Одолжить тебе немного, что ли?
е/ А тебя с премией опять обошли?
f/ У меня вопрос один назрел, но ты вряд ли сможешь мне на него ответить.
g/ Кто бы меня в трудную минуту выручил? Может быть, ты мне поможешь? Но это - большая жертва.

6. Моя одноклассница:
а/ Ну и вид у тебя, страшнее войны!
b/ Я последнее время замечаю, что у тебя усталый и болезненный вид.
с/ Думала, сумею с тобой договориться, но с твоим характером это невозможно.
d/ Твоя необеспеченность тебя вполне устраивает?
е/ Ты так и будешь всю жизнь на побегушках у тех, кто чего-то добился в жизни?
f/ Ты мне можешь что ни будь рассказать об импрессионистах, или это- за пределами твоих интересов?
g/ Что за эгоизм с твоей стороны - так подвести весь коллектив!

7. Мой преподаватель, директор:
а/ В таком виде в школу (в институт) ходить не стоит.
b/ Вы опять на больничном? А учиться кто за Вас будет?
с/ С вами каши не сваришь: я Вам одно, а Вы мне - другое! Трудный у Вас характер!
d/ Все ученики внесли на мероприятие необходимую сумму, Вы беднее других?
е/ Уж Вам то закончить нормально обучение вряд ли удастся.
f/ Такую сложную работу я Вам поручить не решусь: тут нужна хорошая осведомленность во многих вопросах.
g/ На Вас трудно рассчитывать в трудную минуту: Вы можете подвести меня, и весь коллектив!

8. Уличные контакты:
а/ Прохожий в мой адрес: Ну и чучело!
b/ Пассажир в автобусе: Садитесь, ведь Вы еле на ногах стоите больны наверное...
c/ Пассажир в вагоне метро - мне: Ну и склочная Вы личность Вам бы только учить других - как себя вести!
d/ Продавец в магазине: Не трогайте товар! Это Вам не по карману
g/ В кинозале сидящий сзади: Ходят тут всякие, строят из себя, а на деле
f/ Продавец книжного лотка: Ну, эта книга не про Вас. Сложновато - не осилите!
g/ Прохожий у входа в метро: Пропустите немедленно! Не видите - я тороплюсь!

Алгоритм обработки результатов.

Варианты возможных ответов.

Высказал:
Высказывания или действия:

Почувствовал:
Чувства:

Агрессивные действия в адрес обидчика.
Резкие высказывания.

Убью! Уничтожу! Стукну! Двину! Дам пощечину!

Оценка и в том и в другом варианте – 6 баллов.

 

 

Ярость, злость, ненависть

Ругань, обвинения в адрес обидчика.

Пошел ты…!
Ах ты дрянь!
Сам дурак (дура)!
На себя посмотри(те)!
Не Ваше (не твое) дело!

Оценка – 5 баллов.


 

 

Возмущение, гнев.

Отрицание вины.

Это не так!
Неправда!!
Ничего подобного!
Не могу с этим согласитьтся.

Оценка – 4 балла.

 

 

Раздражение, обида

Стремление оправдаться или ссылка
на обстоятельства, смягчающие вину:

Возможно это так, но иначе не получается.
Да, но этому есть причины.
Нехорошо, но – что поделаешь.
Так вышло, но это – не моя вина.

Оценка – 3 балла.

 

 

Неловкость

Признание вины:

Да, нескладно вышло.
Приходится признать, что это – моя вина.
Прошу извинить меня.
Вы правы (ты прав).

Оценка – 2 балла.

 

 

Стыд, смущение

Обвинение в свой адрес,
выраженное чувство вины:

Вечно у меня все хуже, чем у всех!
Это – мой злой рок!
Так мне и надо!
Я виноват. Прости(те)!

Оценка – 1 балл.

 

 

Самобичевание, недовольство собой

Оценки от 1 до 6 баллов интегрируются в суммарные по двум категориям: высказывания и чувства. Таким образом, 5, 6 баллов - выраженная внешнеобвиняющая агрессия. 1, 2 балла - выраженная аутоагрессия.
Данные исследования в баллах проставляются в соответствующих ячейках регистрационного бланка (см. ниже Регистрационный бланк к тесту ВФТ), определяются сферы отношений, вызывающих у обследуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности, что позволит выстроить иерархию ценностей обследуемого лица.
Затем:
1.суммируются баллы в вертикальных столбцах и делятся на количество фрустрирующих лиц, что позволит выявить усредненную оценку степени агрессивности по каждой ценностной категории;
2. суммируются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей) баллы в горизонтальных строках, что поможет составить представление о наиболее напряженной потребности. ? - это сумма всех баллов по вертикали, деленная на число лиц, n, вызывающих фрустрацию у испытуемого своими высказываниями; лица выбираются в зависимости от ситуации и возраста испытуемого.

max (а, b, с, d, e, f, g) = наиболее значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию. ( min (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) = значимые другие, в присутствии которых повышается самоконтроль.

Ключ:

Оценка агрессивности

 

 

Высказал:

 

Почувствовал:

Агрессивные угрозы, обещания,
расправы, желание ударить

6 баллов

Ярость, злость.

 

Ругань, обвинения в адрес обидчика

 

5 баллов

 

Возмущение, гнев.

 

Отрицание вины

 

4 балла

 

Раздражение, обида

Стремление оправдаться или ссылка
На обстоятельства, смягчающие вину

 

3 балла

 

Неловкость

Признание вины

2 балла

Стыд, смущение

Обвинения в свой адрес, самобичевание

 

1 балл

Чувство вины, приниженности














Если (1+4+6+7+9)/n значимо больше чем (2+3+5+8+10) / n
(или наоборот), то выявляется разница в проявленной агрессивности в контактах с противоположным полом. В частности, в первом случае (когда первая величина больше второй) выявляется более агрессивное отношение к женщинам, а во втором - большая агрессия направлена на представителей мужского пола.

Интерпретация.

Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие фрустрация в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, автор методики имеет в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку. В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется:

1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта;

2) как наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, враждебные высказывания или действия;

3) как стремление подавить и те и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта.

Естественно, "выбор" типа реагирования в основном - непроизвольный, но в значительной степени зависящий от базисных свойств личности.

В целом преобладание ответов, оцениваемых в среднем 3 или 4 балла характерно для устойчивой нормы и хорошо контролируемой личности, при этом оценка 3 характерна для лиц с умеренно выраженными гипотимными, тормозимыми чертами. Преобладание оценок 4 более характерно для стеничных, активных, оптимистичных личностей. Агрессивность внешнеобвиняющая - 5 или 6 свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (эксплозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим самоконтролем. Агрессивность, направленная на самого себя - 2 или даже 1 балл - характерна для гипотимных акцентуаций, то есть лиц с тревожно-мнительными чертами, сензитивных, пессимистичных интровертов.

Низкая агрессивность как правило обнаруживается в той сфере межличностных отношений, которая свехзначима и способствует блокировке агрессии или усилению контроля рассудка, оттормаживающего негативные эмоциональные проявления.

Ценности:
а/ внешний вид
b/ здоровье
с/ характер
d/ благополучие
e/ социальный статус
f/ кругозор
g/ нравственность.

Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом проявляется значительным перевесом баллов агрессивности в отношении особ собственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола. Максимальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на наиболее значимые для обследуемого лица ценности. Если круг наиболее значимых контактов определяется наиболее низкими баллами, то максимальные баллы выявляются в наименее значимой сфере отношений. Для большинства это - уличные контакты. Высокая агрессивность выявляется также в зоне наиболее неблагополучных контактов, в зоне конфликта.

Стандартизация данной методики обнаружила значимые количественные показатели выраженной агрессивности ( ? /п равняются 5 или 6 баллов) у эмоционально незрелых личностей: возбудимых, эмоционально лабильных, паранойяльных и эксплозивных. У сензитивных, интровертных, тревожных и индивидуалистичных личностей значимо чаще встречались самообвиняющие реакции (? /n = 1 или 2 балла). Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной, производственной (или учебной), интимной (отношения между полами) или генерализованной при выраженной аффективной неустойчивости.






































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика «Определение интегральных форм

Коммуникативной агрессивности» (В.В.Бойко).

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ:

Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.

ИНСТРУКЦИЯ: В бланке для ответов, рядом с номером суждения, проставьте свои ответы в форме «да» или «нет».

Опросник

1 Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.

2 Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно

тут же беру себя в руки.

3 Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал:

периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т.п.

4 На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.

5 Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне

трудно изменить свое поведение или не хочу это делать.

6 Если мне хамят, я, как правило, сдерживаю себя от резкости.

7 Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.

8 Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.

9 Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую

группировку.

10 Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.

11 Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.

12 Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.

13 Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т.п.).

14 Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах

(бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).

15 Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.

16 Я думаю, что мой характер –не подарок.

17 Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется по моему адресу, я выскажу ему

все, что думаю о нем.

18 Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.

19 Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда

надо себя хорошенько разозлить.

20 Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).

21 Обычно, кода я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.

22 Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.

23 Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя.

24 Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется

или признает свою неправоту.

25 Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в

активном отдыхе – в спорте, туризме, культурных мероприятиях.

26 Бывает, я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных

тонах.

27 У меня острый язык: палец мне в рот не клади.

28 Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивность

или злостью окружающих.

29 Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка

заслужил.

30 Злость чаще всего помогает мне в жизни.

31 Я часто ругаюсь в очередях.

32 Иногда мне говорят, что злюсь, но я этого не замечаю.

33 Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.

34 Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.

35 Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.

36 Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься

каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы,

профессиональная работа).

37 В транспорте или магазине я бываю более агрессивен, чем на работе.

38 Я человек резкий или очень категоричный.

39 Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю

его на место.

40 Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.

41 В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое

выражение.

42 Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.

43 Обычно моя злость дает мне импульс активности.

44 Бывает, я по несколь ько дней переживаю последствия того, что не смог

сдержаться от злости.

45 Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.

46 Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь,

чтобы никого не видеть и не слышать.

47 Я часто успокаиваю себя тем, что сгоняю зло на вещах обидчика.

48 Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что

потом переживаю неловкость за себя.

49 Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.

50 Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость, или злость.

51 Если бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.

52 Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость,

но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.

53 Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать

вместе со всеми свои насущные интересы.

54 После вспышки раздражения, зобы я обычно хорошо чувствую себя

некоторое время.

55 Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях

с близкими или друзьями.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ.

Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с учетом 11 параметров,

каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За

каждый ответ, соответствующий «ключу» начисляется один балл; чем выше

оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.

Спонтанность агрессии : +1, +12, +23, +34, +45;

Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46;

Неумение переключать агрессии на деятельность или неодушевленные

объекты: -3, -14, -25, -36, -47;

Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48;

Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49;

Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50;

Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51;

Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52;

Склонность заражаться агрессией толпы: +9, +20, +31, +42, +53;

Удовольствие от агрессии: +10, +21, +32, +43, +54;

Расплата за агрессию: +11, +22, +33, +44, +55.

Интерпретация данных

Отсутствие или очень низкий уровень агрессии ( от 0 до 8 баллов) – обычно

свидетельствует о неискренности ответов респондента, о его стремлении

соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у людей со

сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями.

Невысокий уровень агрессии (9-20 баллов) – отмечается у большинства

опрашиваемых. Он обычно обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с

неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты

( в этом, возможно, нет необходимости).

Средний уровень агрессии ( 21-30 баллов) – обычно выражается в

спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению.

Повышенный уровень агрессии ( от 31 до 40 баллов). К атрибутам,

характерным для ее среднего уровня. Обычно добавляются показатели

расплаты, провокации.

Очень высокий уровень агрессии: (41 и более баллов) связан с получением

удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провокацией агрессии у

окружающих.











































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Метод неоконченных предложений.

(примерный список незаконченных предложений для диагностики агрессивности подростков с психоневрологическими нарушениями)


СПИСОК НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:


  1. Конфликт – это …

  2. Когда меня обижают, я …

  3. Мне тяжело, когда …

  4. Самое главное для меня - …

  5. Я очень люблю ….

  6. Я очень переживаю …

  7. Мне не хватает …

  8. Больше всего мне хочется …

  9. Когда я злюсь …

  10. Обычно я …


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Интерпретация осуществляется, исходя из характера их законченности предложений, оценивается эмоциональность, которая в них прослеживается, а также поведение подростков во время выполнения данного задания. В процессе интерпретации выделяются проблемные зоны ребенка (семья, друзья и т.д.).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров