В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Сказки пушкинской поры

Елена Гайдурова Елена Гайдурова
Тип материала: Урок
просмотров: 981
Краткое описание
Урок призван познакомить детей с богатством, глубиной поэтического мастерства А.С. Пушкина, раскрыть колорит эпохи, осветить основные вехи жизни и творчества поэта, определить основные мотивы поэзии А.С. Пушкина. Помимо вышеперечисленных целей урок способствует углублению знаний по литературе, так как изучение сказок вплетено в контекст творчества таких известных писателей пушкинской поры, как  А. Погорельский, В. Одоевский и др. Урок снабжен культурологическим комментарием.
Пожаловаться 02 декабря 2014
Файлы
Сказки пушкинской поры.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif




Гайдурова Елена Юрьевна

Учитель высшей квалификационной категории

г. Тула

МБОУ- гимназия №3

Предмет: Литература

Учебное пособие: Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Учебник по литературе для 5 класса общеобразовательной школы (в двух частях).

Тема: «Сказки пушкинской поры»

Класс: 5

Время: 45 минут

На уроке используется презентация:

10 слайдов

PowerPoint 2007

Основная цель презентации – ознакомительная и дидактическая

Задача – облегчить учащимся восприятие материала; сделать задания в тестовой форме












Класс: 5

Время: 45 минут



Цели урока:

1.Образовательные: познакомить детей с богатством, глубиной поэтического мастерства А.С. Пушкина, раскрыть колорит эпохи, показать ее влияние на человеческие судьбы, развитие межпредметных связей (история), осветить основные вехи жизни и творчества А.С. Пушкина, определить основные мотивы поэзии А.С. Пушкина, познакомить учащихся с произведениями писателей, которые являлись современниками поэта;

2.Развивающие: развитие познавательной активности, мышления, кругозора учащихся, развитие интереса к истории и литературе своей страны, развитие творческих способностей учащихся, развитие умения понимать и правильно анализировать исторические факты и события, развитие культуры речи, развитие навыков групповой работы;

3.Воспитательные: воспитание уважения к историческому прошлому страны, воспитание гуманизма, показать злободневность содержания произведений Лермонтова, воспитание бережного отношения к лирике.

Задачи: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения; развитие эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся, углубление знаний по литературе и истории России.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, доска.



Ход урока:


  1. Слово учителя

- Сегодня нам предстоит вместе войти в удивительный мир сказок, написанные русскими поэтами и писателями приблизительно в одно время, объединённые одним именем. Давайте его узнаем.

По-гречески его имя означает «защитник людей». Родился он в Москве. Отец - офицер гвардии, майор. Сам он служил в Коллегии иностранных дел, имел звание камер-юнкера. В своих статьях, памфлетах выступал за подписью «Феофилакт Косичкин». Его знают персы и турки, арабы и китайцы, немцы и французы. Так кто же он?

Ученики: Это А.С.Пушкин.

На экране портрет А.С.Пушкина художника Кипренского.

- Сказки писателей и поэтов, написанные в одно время с гениальными творениями Пушкина, называются «Сказки пушкинской поры». Интересно сегодня узнать, как переплетались судьбы русских писателей, кто был знаком с А.С. Пушкиным, кого связали дружеские узы, какое влияние друг на друга оказали русские поэты, писатели, жившие в одно время.

На экране картина И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

В 1815 году на публичном экзамене А.Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта.

- Назовите имя известного поэта, принимавшего у Пушкина экзамен по русской словесности.

(вставить портреты)

  1. И. А. Крылов

  2. Г.Р.Державин

  3. К.Н. Батюшков

  4. В.Д. Жуковский

Какую роль сыграл Г.Р.Державин в судьбе А.С.Пушкина?

Ученики : Г.Р.Державин благословил юного поэта.


А.С. Пушкин не написал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти 200 лет сказки Пушкина - любимое чтение для детей и взрослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно. А пройдут годы – вы прочитаете свои сказки детям и откройте для себя что-то совсем новое, незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет нами постоянно всю жизнь.

-Продолжаем наше путешествие.

-Узнайте сказку. (Учитель читает фрагмент)

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? И в чем?»

Ты призналася во всем :

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила : иль не жить,

Иль царевну погубить.

Ученики: Это «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Лексическая работа:

-Какой рогаткой угрожала царица ?

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки

Ученики: Рогатка-ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам.

-Узнайте сказку.

На пороге стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни ,

На ногах красные сапожки.

Ученики :это «Сказка о рыбаке и рыбке»

Лексическая работа.

-Что такое кичка ?

Варианты ответов: (на экране)

  1. Накидка, платок,

  2. Кокошник

  3. Женский головной убор с рогами,

  4. Высокая шапка, отороченная мехом.

- Продолжаем наше путешествие

II. Слово ученикам первой группы.

(слайд с изображением поэтов)

-Узнайте поэта

в 1820 году после выхода в свет поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» известный поэт подарил свой портрет Пушкину с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».

- Кто это известный поэт?

(на экране портреты русских писателей )

1. Г.Р.Державин

2.В.А.Жуковский

3. Д.И.Давыдов

4.В.Г.Бенедиктов

Ученики: Это В.А.Жуковский

-Да, это В.А. Жуковский, старший современник А.С.Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений ,активным членом литературных обществ и журналов. Одно время В.А.Жуковский служил при дворе, был чтецом императрицы Марии Федоровны ,а потом классным наставником царских детей, будущего императора Александра II.

С Пушкиным его связывали дружеские отношения. Летом 1831 года они оба жили в Царском Селе, у них было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», а Жуковский переводил с немецкого сказку братьев Гримм «Царевна-шиповник» и создал свой вариант, очень русский.

Ученик читает отрывок.

Он взошел. И что же там?

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася ото сна ;

Молод цвет ее ланит ;

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи темныя темней,

Заплетённые косой

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела ;

Грудь, как свежий снег, бела;

Брошен легкий сарафан.


-Как называлась эта сказка в русском варианте Жуковского?


Ученики : «Спящая царевна»

Лексическая работа.

Вопрос: Что такое чело и ланиты?

Ученики: Чело-это лоб,а ланиты-это щеки.


Вопрос: Какая еще сказка с таким же сюжетом вам известна и кто ее автор?

Ученики: Ш.Перро «Спящая красавица».



III. Слово ученикам второй группы


-Близким другом А. С. Пушкина был Алексей Алексеевич Перовский , который подписывался под псевдонимом…

Он известен как автор 1-ой из самых любимых детских сказок, герои которой живут в Санкт-Петербурге на Васильевском острове ,в Первой линии ,а действия происходят в мужском пансионе .

Ученик :Узнайте эту сказку.

Алеша, оставшись один, начал рассматривать свое зернышко и не мог налюбоваться. Теперь- то он совершенно спокоен был насчет урока , и вчерашнее горе не оставило в нем никаких следов. Он с радостью думал о том, как будут все удивляться, когда он безошибочно проговорит двадцать страниц ,и мысль, что он опять возьмет верх над товарищами, которые не хотели с ним говорить, ласкала его самолюбие. Об исправлении самого себя он хотя и не забыл ,но думал, что это не может быть так трудно, как говорила Чернушка. «Будто не от меня зависит исправиться!-мыслил он.-Стоит только захотеть, и все опять меня любить будут…»


-Узнайте сказку и ее автора

Ученики: А.Погорельский “Черная курица ,или Подземные жители”,

На экране портрет А.Погорельского.

*Погорельский-это псевдоним писателя Перовского.


Лексическая работа

Объясните значение слова «самолюбие» и выражение «взять верх», подберите к нему синоним.

Ученики: Самолюбие-это эгоизм, гордыня. «Взять верх» значит возвыситься, превзойти, возгордиться.


IV. Слово ученикам третьей группы

-Близким другом Пушкина и Жуковского был писатель, педагог, ученый, сотрудник и издатель многих журналов, в том числе для детей, помощник директора Публичной библиотеки в Петербурге. Написавший одну из самых интересных сказок, героями которого являются Миша и Колокольчик. Узнайте эту сказку.

Ученики читают в лицах.

Миша: Позвольте узнать, с кем я имею честь говорить?

Колокольчик: Динь-динь-динь, я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется бывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать, динь-динь-динь.

Миша: Я вам очень благодарен за ваше приглашение. Весело вы живете. Век бы с вами оставался. Целый день вы ничего не делаете ,у вас ни уроков, ни учителей, а еще и музыка целый день.

Колокольчик: Динь-динь-динь! Уж нашел у нас веселье. Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялись. Вся наша беда именно в том, что у нас никого нет дела, нет у нас ни книжек, ни картинок, нечем заняться целый день ,играй да играй ,а ведь это ,Миша, очень-очень скучно

Вопрос: Где находится этот замечательный городок? Как называется сказка, и кто ее написал?

Ученики: В табакерке. Сказка «Городок в табакерке», а написал ее друг Пушкина и Жуковского Владимир Фёдорович Одоевский.

На экране портрет этого писателя.

V. Слово четвертой группе

С этим великом поэтом-сказочником Пушкин был едва знаком. Приехал он из далекого Тобольска учиться в Петербургском университете, студентом написал единственную сказку, сделавшую его имя бессмертным. Прочел и сказала : « Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Вопрос:О ком и о какой сказке идет речь?

Ученик читает фрагмет.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать -
Как бы вора соглядать;
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.

Ученики:Это сказка Ершова «Конек-горбунок»

На экране портрет.

А вот так П.П.Ершов описывает конька-горбунка.

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.

Вопрос: Какой же величины был конек-горбунок, если вершок равен 4,4см?

Ученик: 4,4*3+ 1м 40 см-это два аршина: рост в вершках мерили сверх двух аршинов,-рост конька-горбунка=155,2 см.


Учитель: Завершается наше путешествие в мир сказок пушкинской поры. Давайте вернемся к А.С.Пушкину. Кто из русских композиторов является автором оперы «Сказка о царе Салтане»?

Варианты ответов:

1.П.И.Чайковский

2.С.В.Рахманинов

3.Н.А.Римский-Корсаков

4.М.И.Глинка

Звучит фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане».

Вопрос: Кто является автором картины «Царевна-лебедь»

Варианты ответов:

1.В.Васнецов

2.М.Врубель

3.К.Брюлов

4.О.Кипренский

На экране картина.

Подведение итогов, выставление оценок за активное участие. Учащиеся оценивают друг друга с помощью учителя.

Домашнее задание:

1. Прочитать современную сказку Л.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

2.Проиллюстрировать понравившиеся эпизоды.

3.Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода из сказки.

11


skazki_pushkinskoy_pory-1.pptx
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru