В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Специфика психоэмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика психоэмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Лариса Варламова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2941
Краткое описание
Своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы являются важным факторами их психического здоровья. Но следует учитывать специфику психоэмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья категорий с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития и с интеллектуальной недостаточностью.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Специфика психоэмоционального развития детей с ОВЗ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Специфика психоэмоционального развития детей с ОВЗ.

«Если ребёнок очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине гармонии тела и духа. Забота о здоровье ребёнка- это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А. Сухомлинский.


Сообщение:

Процесс формирования здоровья детей – это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нём перекликаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех вышеперечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с учётом специфики каждого периода детского онтогенеза, и только опираясь на мотивацию здорового поведения ребёнка, можно достигнуть успеха в этой работе.

Успешность социализации личности определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов и коммуникативных навыков.

Социально-коммуникативный компонент компетентности старших дошкольников по результатам 2012-2013 учебного года показывает незначительную динамику, что говорит о трудностях коммуникации и социализации наших воспитанников.

Психика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных реакций и даже нервных расстройств.

Особенно заметно психика ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, легко истощаемых и часто болеющих, что и характеризует наших воспитанников.

Их психическое здоровье уже изначально нарушено, стартовые возможности снижены, эмоционально-волевая сфера не достаточно сформирована, поэтому говорить об укреплении и сохранении здоровья будет немножко неправильным. Мы должны компенсировать потерянные и недостающие возможности психического здоровья детей, а потом уже сохранять и укреплять, то, что удалось восполнить.

Своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы являются важным факторами их психического здоровья. Но следует учитывать специфику психоэмоционального развития детей с ОВЗ категорий ОНР, ЗПР, УО и сейчас мы с вами вместе выделим характеристики особенностей ЭВС наших детей.

Интерактив-общение с педагогами (модераторы выбраны заранее, все участники поделены на группы): определить особенности развития ЭВС ребёнка разных категорий по диагнозу, правильно распределив показатели несформированности ЭВС (работают в подгруппах по диагнозам).




Дети ОНР:

Особенности эмоционально-волевой сферы:

  1. Повышенная тревожность ведёт к замкнутости, робости, нерешительности, неуверенности, тревогам, страхам, несерьёзности, многословию, заторможенности, скованности. Болезненная реакция на замечания и на повышенный тон.

Ребёнок постоянно застревает на чем-либо, избегает ответственности, боится выражать своё мнение и тем более его отстаивать.

  1. Специфика взаимодействия (нарушения) с окружающими

коммуникативные нарушения (ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение ориентироваться в ней, неумение поддерживать беседу);

недостаточная сформированность социальных взаимоотношений (неумение соотносить свои устремления с интересами других людей; неумение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; неумение с уважением относиться к ценностям других людей; неумение получать информацию в общении; неумение выслушать другого, и прийти к общему решению; неумение отстаивать свою точку зрения в общении).




Дети ЗПР:

Особенности эмоционально-волевой сферы:

  1. Поведенческие реакции (нарушения)

Инфантилизм, эйфоричность, негативизм, упрямство, манерничанье, фамильярность со взрослыми, протестные реакции, импульсивность, вспыльчивость, преобладание игровых мотивов;

Ребёнок на резкий запрет отвечает отчаянным непослушанием, постоянно противоречит взрослому и настаивает на своём, часто обижается и кричит.

Повышенная тревожность и чувствительность к различного рода препятствиям, их высказывания часто фрагментарны и не упорядочены.

Быстрая утомляемость и неспособность длительному психическому напряжению, крикливость, капризность, чрезмерная подвижность и впечатлительность, синдромы гиперактивности или гипоактивности, аутистический синдром, астенический синдром, склонность к депрессии, страхи.

  1. Неустойчивость эмоционально-волевой сферы:

Нестабильность чувств, резкие перепады настроений, эмоциональная напряжённость, непредсказуемость поведения ребёнка, болезненная реакция на замечания и на повышенный тон взрослого.

Низкий эмоциональный интеллект (не слышит себя и других, не контролирует всплески своих эмоций, не умеет спокойно принимать решения в новой нестандартной ситуации)

Нескооординированность эмоциональных процессов.



Дети УО:

Особенности эмоционально-волевой сферы:

  1. Слабость собственных намерений и побуждений

Низкий уровень способности соблюдать правила поведения в группе, ребёнок не может заставить себя вести правильно.

Неготовность преодолевать трудности, повышенная тревожность и чувствительность к различного рода препятствиям.

Снижение волевой активности в любом виде произвольной деятельности, вследствие функциональной незрелости лобных долей головного мозга;

  1. Повышенная истощаемость нервных процессов

Низкая работоспособность, длительность активного внимания ограничена, отказ от деятельности, негативное отношение ко взрослым, эмоциональные вспышки, «выключение» из пед. процесса (выпадает, уходит в себя).

  1. Эмоциональные реакции неадекватны источнику, сниженная способность к эмоциональному заражению и подражанию.

Недостаточная дифференцированность эмоциональных проявлений, косность и однообразие; нестабильность чувств и бедность оттенков; значительная ограниченность диапазона переживаний; крайний характер проявления радости, огорчения и веселья.



Упражнение «Дети моей группы» (описание поведенческих и эмоциональных проявлений)



Упражнение «Закончи предложение»

Группе педагогов предлагается закончить следующие предложения:

- Я хочу…

- Я смогу…

- У меня получится…



Для формирования у детей умений минимизировать свои негативные проявления (агрессию, обидчивость), управлять желаниями и поступками необходимо обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня:

1. Обеспечить рациональную организацию режимных моментов, соблюдение гигиенических требований к образовательной нагрузке (к продолжительности НОД, расписанию образовательной деятельности, чередованию разных по характеру видов деятельности и видов нагрузки в течение недели, оптимальному двигательному режиму).

2. Создать благоприятную среду для каждого воспитанника в системах отношений «ребёнок-ребёнок» и «ребёнок-взрослый», а именно:

  • учитывать и принимать индивидуальные особенности детей;

  • использовать в группе минимум запретов;

  • применять оптимальное количество требований;

  • соблюдать чёткость, единство и постоянство требований;

  • обеспечить смену видов детской деятельности.

Нашим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих воздействий окружающей среды и поэтому целенаправленная, систематическая работа по формированию у детей поведенческой и эмоционально-волевой сфер способствует выработке у данной категории дошкольников социально приемлемых стилей поведения и реагирования, и, в конечном итоге, повышает успешность их полноценной социализации.



Упражнение «Выбор игры» (из предложенных вариантов игр педагогам нужно выбрать ту, которую можно использовать с целью снятия ПЭН).

Педагог-психолог: Варламова Л.Н.

Приложение 1

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОНР



ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ






































Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР



ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ






































Особенности эмоционально-волевой сферы детей с УО



СЛАБОСТЬ СОБСТВЕННЫХ НАМЕРЕНИЙ И ПОБУЖДЕНИЙ

ПОВЫШЕННАЯ ИСТОЩАЕМОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ






































ОНР

1.

  • нерешительность, замкнутость, скованность

  • тревоги и страхи

  • болезненная реакция на замечания и на повышенный тон


2.

  • коммуникативные нарушения

  • недостаточная сформированность социальных

взаимоотношений

  • отчаянное непослушание


ЗПР

1.

  • негативизм и упрямство

  • протестные реакции

  • импульсивность и вспыльчивость

  • чрезмерная подвижность и впечатлительность

2.

  • резкие перепады настроений

  • эмоциональная напряжённость

  • низкий эмоциональный интеллект

  • быстрая утомляемость и неспособность

к длительному психическому напряжению


УО

1.

  • низкий уровень способности соблюдать правила

поведения в группе

  • неготовность преодолевать трудности

  • снижение волевой активности в любом виде

произвольной деятельности

  • значительная ограниченность диапазона переживаний


2.

  • низкая работоспособность

  • длительность активного внимания ограничена

  • негативное отношение ко взрослым

  • эмоциональные вспышки















Приложение 2



Упражнение 1

Частыми поведенческими и эмоциональными проявлениями детей моей группы является…




















Упражнение 2

Закончите предложение

  • Я хочу…









  • Я смогу…








Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru