В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством приемов технологии ТРИЗ-РТВ

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством приемов технологии ТРИЗ-РТВ

Краткое описание
Цель  -  развить фантазию детей,  научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов с использованием приемов фантазирования.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конкурс 2020 УЧМЕТ.docx Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №156» города Чебоксары Чувашской Республики


Международный Конкурс педагогического мастерства


«Академия педагогических проектов: опыт, инновации, перспективы»





Номинация «Исследовательская и проектная деятельность педагога» 





Тема работы «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством приемов технологии ТРИЗ-РТВ»








Автор: (Ф. И. О. полностью)

Семенова Лариса Владимировна

Должность педагог-психолог

преподаваемый предмет_______________________

телефон 89530181694

Адрес электронной почты lorre373@gmail.com







Чебоксары 2020 г.









Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством приемов технологии ТРИЗ-РТВ

Воображение - это психический процесс, с помощью которого происходит процесс построения новых образов предметов и явлений на основе предыдущего опыта. Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.

У сильного мышления много врагов и один из серьезнейших - неумение воображать и фантазировать, а отсюда боязнь новых, сильных, нестандартных идей и решений. Некоторых людей устраивают слабые, беспомощные, но зато привычные решения. Это заметил создатель ТРИЗ - Г. С. Альтшуллер. Он разработал основы и ввел в ТРИЗ очень важный раздел - развитие творческого воображения (РТВ).

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

 Старший дошкольный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка - горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными), животных, растений. К типовым приёмам фантазирования (ТПФ) относят: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот и т.д.

В МБДОУ «ЦРР-детский сад № 156» города Чебоксары активно используются технологии ТРИЗ-РТВ в учебно-воспитательном процессе. Основные средства развития ребенка – творческие задания. Методами и приемами, используемыми при целенаправленной работе с детьми, являются адаптированные элементы теории решения изобретательских задач, методы и приемы развития творческого воображения.

Педагоги детского сада повышают свое профессиональное мастерство и педагогическую компетентность по использованию технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в семинарах, проводимых Татьяной Сидорчук, кандидатом педагогических наук, сертифицированным специалистом Международной Ассоциации ТРИЗ, научным руководителем общественной организации «Волга-ТРИЗ».

Работая с детьми по программе «Истоки», педагоги применяют приемы ТРИЗ-РТВ в занятиях по развитию творческого воображения посредством сочинения сказок. Кто из детей не любит сказки? Наверное, очень мало таких. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление и помогает справляться с трудными жизненными ситуациями, так как ребенок неосознанно переносит сюжет сказки в свою жизнь. Сочинение волшебных сказок щедро утоляет детскую жажду в фантазии.

Обучение сочинению сказок с помощью ТРИЗ-РТВ-технологии включает в себя несколько этапов:

1 этап: Знакомство со сказкой, обогащение литературного опыта детей, систематизация знаний о законах сказочного жанра, знакомство с приемами фантазирования.

2 этап: Обучение созданию собственных сказок.

Деятельностью педагогов доказано, что с самого раннего детства ребенка можно научить системно думать об объекте, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, загадки и многое другое. Ребенок характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития, у него ярко выраженное творческое мышление.

Примеры игр-бесед с использованием приемов фантазирования

1. Прием «Увеличение» Увеличение веса, роста, громкости, богатства, скорости и т.д. героев и предметов сказок, былин.

- Это сказка о том, как одна женщина очень хотела иметь ребёнка. Отчаявшись, она пошла к какой-то колдунье, которая сжалилась над бедной женщиной, и дала ей волшебное зерно. Его нужно было посадить в землю. Женщина так и сделала: она положила в горшок для цветов зернышко, поливала его, и в скором времени появился нежный огромный цветок, который имел форму тюльпана. На его лепестке сидела большая-пребольшая девочка с длинными ресницами. За её большой рост, девочку назвали ………

-Как вы назовете девочку? Где она будет жить? Чем она будет заниматься? Хотели бы вы дружить с ней? О чем бы вы с ней беседовали? Что будет хорошего и плохого тебе и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?

2. Прием «Оживление». Оживление объектов из неживой природы.

Игра «Живой предмет».

Педагог предлагает одному из участников покинуть комнату. Остальным ребятам ведущий называет неживой предмет из какой-нибудь сказки, например, репку из одноименной сказки. Команда приглашает вышедшего игрока, которому по очереди с помощью жестов и мимики изображает загаданный объект. Отгадавший должен предложить решение — назвать объект и сказку. Если не отгадал, то идёт опять за дверь, чтобы вновь отгадывать и т.д. Задания для выполнения: изобразите с помощью жестов и мимики сапоги-скороходы из сказки «Мальчик-с-пальчик», полено из сказки «Буратино», ковер-самолет из сказки «Волшебная лампа Алладина».

3. Прием «Объединение». Объединение частей реальных существ или объединение предметов и частей живых существ.

Игра «Фантастический мир».

-Ребята, я приглашаю вас посетить сказочный мир, в котором живут фантастические существа.  Например, необычайной силой обладает слонотигр.

-Скажите, как он выглядит, где он может жить, какой у него может быть дом, он добрый или злой? Задания для выполнения: придумать название и нарисовать необыкновенное животное, состоящее из частей обычных животных (волк и ежик, лиса и утка, лошадь и медведь, белка и петух).

4. Прием «Что было потом? с использованием «Перевирания сказки». Продолжение и изменение сюжетов общеизвестных сказок с появлением новых персонажей или предметов.

- Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Стоял в поле пустой теремок. Каждый, кто пробегал мимо, спрашивал: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Первым там поселился медведь (ответы детей).

- Мышка-норушка пригласила жить Колобка (ответы детей). Потом они позвали 2 зайчиков, 3 лисичек и 4 волков. Жили дружно, пели песни. И маленького медвежонка пригласили с собой жить. И стали они жить-поживать да добра наживать (ответы детей). – А что было потом? Представьте, что к ним постучался лев. Что бы сказали ему звери сказочные? Впустили бы его жить с ними или нет? Почему?

5. Прием «Добавление» с использованием «Кляксографии». Персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества.

- Мои юные сказочники, давайте сочиним сказку про Машеньку! А помогать нам в этом будут наши кляксы. Клякса – волшебная, потому что может превратиться в кого угодно и во что угодно. Давайте проверим, так ли это на самом деле? - Кого или что напоминает тебе клякса? - Птицу? Потом детей просят назвать истинные и выдуманные качества птицы: летает, имеет прекрасное зрение, видит сквозь стены, быстрая, ловкая, покрыта перьями, питается насекомыми…. и т.д.). – Давайте Машеньку превратим в птицу! Она может летать, взмывая ввысь: в космос, к звездам; обладает орлиным зрением и даже видит сквозь стены, на обед Маша очень любит разных насекомых, она покрыта перьями и имеет огромные и красивые крылья…….

На последнем этапе дети обводят или дорисовывают кляксы. В результате может получиться целый сюжет.

6. Прием «Наоборот». Героям или действиям из знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства.

- Сочиняем сказку «наоборот», то есть такую, в которой действия известных героев противоположны тем, что были раньше. Нелегко персонажам измениться. А мы их характеры и поступки изменим сами, в сказке. Русская народная сказка «Колобок» наоборот.

- Колобок был вкусный, а у нас наоборот – невкусный, так как в тесто добавили горчицу, перец, аджику. Колобок был румяный, а у нас наоборот – страшный, так как его покрасили черной, коричневой, зеленой краской. Такого Колобка никто не съест. Бабушка прогнала Колобка, потому что он был страшный и невкусный. Встретил Колобок зайца, волка, медведя и лису. А звери испугались и убежала от него…

Можно и сам факт съедения Колобка изменить на противоположный. Например, Колобок так широко открывал при пении рот, что не заметил, как сам проглотил Лису.

7. Прием «Салат из сказок». Создание новой сказки на основе приёма объединения. Объединять можно две-три целые сказки, несколько персонажей или предметов из разных сказок.

- Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз Лисичка Сестричка и Серый волк тянуть репку. Стали звать с собой и Машеньку. Пришли они в лес и увидели там теремок. Из теремка выглянула Дюймовочка, а в руках у нее Колобок. Выскользнул у нее из рук Колобок, ударился о землю и превратился в Золушку. Золушка и говорит: Не ешьте меня, я ваши три желания исполню. Только скажите: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось: вырос аленький цветочек, а на нем – золотой ключик. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

-Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли? (Дети называют сказки: «Маша и Медведь», «Колобок», «Волк и лиса», «Аленький цветочек», «По щучьему веленью», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик»).

Практика показала, что применение приемов по развитию творческого воображения у детей всегда вызывает живой интерес, положительный эмоциональный настрой, всплеск познавательной активности, что ведет к развитию умственных и творческих способностей у детей.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. - 93с.

  2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1986. - 94 с.

  3. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста. - Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 107-114.

  4. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 208 с.

  5. ТРИЗ в системе дошкольного образования/ Научн. ред. Е.И. Касаткина. – Вологда: ВИРО, 2004. – 108 с.



www.uchmet.ru/library/material/2513928/






Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос