Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (По биографии и произведениям А.С.Пушкина)
Игру- викторину по биографии и произведениям А.С.Пушкина можно провести как урок-обобщение или во внеурочное время.
В отличие от известной телевизионной передачи, в каждом туре участниками становятся новые «теоретики».Таким образом в игре примут участие больше учеников.
Минибаева Назира Файсаловна
Республика Башкортостан
МБОУ «СОШ им. Алексея Кондратьева МР Шаранский район РБ»
Литература
Литература. 9 класс (под редакцией Коровиной В.Я.)
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
(По биографии и произведениям А.С.Пушкина)
9 класс
Первый агон.
Вопросы для розыгрыша дорожек:
-
Как звали прадедушку А.С.Пушкина по материнской линии? (Ибрагим Ганнибал)
-
Продолжить стихотворение (следующие 2 строчки):
«Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…..
(Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…)
ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА
Вопросы и задания:
-
Шесть лет (1811-1817) А.С.Пушкин провел в этом тихом городке (в пригороде Петербурга). Именно здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Именно здесь он встретил своих друзей. Именно здесь он получил прекрасное образование.
О каком городе идет речь? (Царское село).
2. Вы - друг Пушкина в его молодые годы. Оба мечтали о свободном будущем России.
Но вы не верили в скорое осуществление этих надежд. И друг Ваш, Пушкин посвятил Вам стихотворение, в котором есть следующие строчки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Назовите себя (Петр Яковлевич Чаадаев)
-
Какое свое произведение Пушкин назвал «Собраньем пестрых глав, полусмешных,
полупечальных, простонародных, идеальных…(«Евгений Онегин»).
4. Онегин выстрелил….Пробили..
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет».
- Когда, в какое время года, произошла дуэль Онегина и Ленского? (Зимой, после именин Татьяны.)
ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА.
-
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз».
- Эти строки из стихотворения «19 октября», в котором поэт обращается к своим лицейским друзьям. Назовите имена тех, кто остался близкими Пушкину на всю жизнь.(Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг).
-
В первый раз Вы встретились с поэтом в 1819 году в Петербурге, на балу у Онегиных.
Вторая встреча произошла через 5 лет в Тригорском, в имении дальней родственницы Пушкина – Осиповой. Здесь, в глуши, как и в первый раз, вы снова поразили Пушкина, очаровали его. И Вам он посвятил строки, навсегда оставившие Ваше имя в памяти потомства:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».
- Назовите себя. ( Анна Петровна Керн).
3. Где родился герой одноименного романа Пушкина – Евгений Онегин? Докажите строчками из романа. (« Онегин, добрый мой приятель,
Родился на берегах Невы» - в Петербурге).
КРАСНАЯ ДОРОЖКА.
-
Почему стихотворение Пушкина называется «19 октября». О каком событии вспоминает автор?
(19 октября 1811 г- день открытия Лицея. Ежегодно лицеисты отмечали этот день даже после окончания учебы).
-
Вы были юны и считались первой красавицей Петербурга, когда встретились с поэтом.
Он был так очарован Вами, что назвал Вас Мадонной и посвятил Вам одноимёное стихотворение со следующими строчками: «Чистейший прелести чистейший образец…»
-Назовите себя. (Наталья Николаевна Гончарова – Пушкина).
Второй агон
Вопросы для розыгрыша дорожек
1. 1799 год, Москва, 6 июня. Чем знаменательна эта дата?
2. Продолжить стихотворение (след.2 строки)
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
(Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал)
ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА
-
В этом нижегородском имении, переданном ему в наследство отцом, Пушкин задержался надолго лишь несколько раз: в 1830,33 и 34 годах. И каждый раз осенью.
Осенью 1830 г он выехал туда перед свадьбой и задержался из-за карантина по причине эпидемии холеры в тех местах. В 1834 г приехал в эти места по следам, связанным с пугачевским восстанием. Всякий раз он здесь вдохновенно работал. Именно в этом имении родились его великие произведения: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «История Пугачева»…
- Назовите это имение Пушкина. (Болдино)
2. Эта повесть вошла в сборник «Повестей Белкина». Сюжет очень прост: молодой барин влюбляется в мнимую крестьянку, которая на самом деле оказывается барышней. Такую простую и красивую историю любви поэт поведал нам в повести…
(«Барышня- крестьянка»).
3. «Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалось девочкой чужой»
- Кто из героев «Евгения Онегина» так охарактеризован? (Татьяна Ларина)
4. Сколько лет было Онегину при возвращении его в Петербург после его «странствий без цели»?
(«Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов…)
ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА
1. В 1824 г Пушкин был сослан в имение своих родителей Михайловское. Родители поэта уехали в Петербург, оставив его одного. Но одиночество Пушкина скрашивала она, рассказывая поэту по вечерам множество народных сказок, прибауток, примет. Впоследствии Александр Сергеевич по мотивам этих сказок создал цикл чудесных литературных сказок.
-Кем была эта сказительница? Назовите ее. (Няня Арина Родионовна)
2 Цикл этих произведений Пушкин назвал «Маленькие трагедии», в которых он показал поединок добра и зла. В одной из этих трагедий поэт ставит перед нами проблему: совместимы ли гений и злодейство? Может ли злодей быть гением? Как называется эта трагедия? («Моцарт и Сальери»).
3. «Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт»
Кто в романе «Евгений Онегин» так охарактеризован? (Владимир Ленский)
КРАСНАЯ ДОРОЖКА
-
«Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен….»
Поэт не любил весну. А какое время года у поэта самое любимое?
(«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой ….
….Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной» - Осень )
-
«С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках
В кибитках, бричках и санях».
- По какому случаю собрались гости в дом Лариных и в какое время года?
(Зимой, на именины Татьяны)
Третий агон
Вопросы для розыгрыша дорожек
-
Как звали жену Пушкина? (Наталья Николаевна Гончарова).
-
Продолжить стихотворение (следующие 2 строки):
«Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
(Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман….)
ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА.
1. Вы были с Пушкиным в последние минуты его жизни. Раз поэт в полудремотном забытье подал Вам руку и, пожимая ее, проговорил: «Ну, подымай же меня, пойдем, да выше, выше….ну пойдем!»
Назовите себя. (Владимир Даль, друг Пушкина, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».)
2. Эпиграфом к какому стихотворению Пушкина взяты строки из оды римского поэта Горация «Я воздвиг памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)
3. «Письмо Татьяны предо мною
Его я свято берегу….»
Это строки из романа «Евгений Онегин». А на каком языке было написано письмо
Татьяны? И почему на этом языке?
(«Она по русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном,
Итак, писала на французском…»)
4. За кого Татьяна вышла замуж? (За старого генерала, князя)
ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА
1. Сын голландского посланника – молодой, красивый и самоуверенный француз, он
послужил причиной злых сплетен, запятнавших имя Пушкина. Пушкин вызвал его на дуэль,
защищая честь жены и свое имя, и был смертельно ранен.
Когда это произошло? И как звали француза?
(27 января (8 февраля) 1837 года, Жорж Дантес)
2. В 1820 г. Пушкин был сослан на юг. Южная ссылка обернулась для поэта новыми
впечатлениями, новыми произведениями. По этим впечатлением он написал свои
романтические поэмы. В основе одной из них лежит легенда о султане, который безответно влюбился в свою пленницу. Но она умерла от тоски. В память о ней был воздвигнут «фонтан слез». Как называется эта поэма?
(«Бахчисарайский фонтан»)
3. Вы персонаж романа «Евгений Онегин». О Вас написал следующие строки:
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила….»
-Назовите себя. (Ольга Ларина)
КРАСНАЯ ДОРОЖКА.
1. Какие повести вошли в Сборник сочинений Пушкина как «Повести Белкина»?
(«Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка»,
«Метель»).
2. «Они сошлись, Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…»
- О ком эти строки из романа «Евгений Онегин» (Ленский и Онегин)
ФИНАЛ
Вопросы для розыгрыша дорожек.
1. Откуда эти строки (из какого произведения):
«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей» («Евгений Онегин» гл.4)
2. «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня. Ккому обращены эти строки? (Няне)
ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА.
1. В Лицее Пушкина прозвали (.?.), потому что он блестяще знал этот язык.
(Французом)
2. «Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных»-
так писал Пушкин осенью 1835г., когда после длительного отсутствия снова приехал
сюда – в место своей ссылки. Как называется это имение? (Михайловское)
3. «Другой!...Нет никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено на свете,
То воля неба: я твоя…»
Кому адресовано это любовное признание и кем оно написано?
(Татьяна – Онегину.)
-
Кто обучал и воспитывал Онегина?
(«Сперва Мадам за ним ходила,
Потом мосье его сменил….»)
ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА.
1. Петербург. 1820год. Пушкин работает над своей поэмой «Руслан и Людмила». Наконец, она была завершена. Поэт прочел ее вслух Вам. Вы слушали, как всегда, внимательно, не сводя с юного поэта добрых глаз. А потом взяли свой портрет, рисованный Кипренским, и написали на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя». И подписались. Это было 26 марта 1820 года.
Назовите себя. (Василий Андреевич Жуковский).
2. «К нему и птица не летит,
И тигр нейдет – лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь уже тлетворный».
Этот отрывок из стихотворения Пушкина о дереве, несущем смерть. Как называется это дерево? (По названию дерева и озаглавлено это стихотворение). («Анчар»)
3. «Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольно дани
Народных слез, рукоплесканий,
С младой Семеновой делил….»
-Эти строки из романа «Евгений Онегин». Что это за волшебный край? (Театр)
КРАСНАЯ ДОРОЖКА.
1. В 1815 году в Лицее был торжественный экзамен, на который съехались гости, родственики лицеистов. Приехал из Петербурга 72-летний, старый, но уважаемый всеми поэт. Усталый, сидел он за столом, рассеяно слушая мальчиков, читавших стихи. Но вдруг он встрепенулся: он услышал Пушкина, его «Воспоминания в Царском селе». Растроганно обнял он смуглого юношу и предсказал ему славу поэта.
Кто был этот уважаемый всеми поэт? (Гаврил Романович Державин).
2. «Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
«Ага! Давно ж ты не был в свете.
Постой тебе представлю я;-
«Да кто ж она?»-
-Кто же она? Что ответил князь? (Татьяна- «Жена моя», - ответил князь).
Подведение итогов.
Литература.
Пушкин А.С. «Сочинения в трёх томах».-М., «Художественая литература», 1985
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»