В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

История, которая говорит со мной (фашистский оккупационный «новый порядок»)

История, которая говорит со мной (фашистский оккупационный «новый порядок»)

Александр Дорошенко
Тип материала: Урок
просмотров: 2203 комментариев: 2
Краткое описание
На уроке формируется представление учащихся о нацистском оккупационном режиме и его проявлении в виде геноцида и Холокоста, показана суть нацистского “нового порядка”, раскрывается содержание явления Холокоста.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
История 9 класс.docx Скачать

История 9 класс

Тема урока: История, которая говорит со мной (фашистский оккупационный «новый порядок»).


Цель: сформировать представление учащихся о нацистском оккупационном режиме и его проявлении в виде геноцида и Холокоста (Шоа).


Задачи урока:


  • Образовательные – показать суть нацистского “нового порядка”, раскрыть содержание явления Холокоста;


  • Развивающие закрепитьнавыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно исторических условиях. Развивать умения учащихся соотносить видео- и иллюстрированный материал с изучаемыми событиями, делая на его основе выводы.

  • Воспитательные – воспитывать интерес к истории; на примере Холокоста и геноцида воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и человеческого достоинства.


Тип урока: комбинированный с элементами исследования.

Оборудование: мультимедийный проектор, исторические документы, документальный фильм С.Буковского “Назови свою имя”, раздаточный материал.

Основные понятия и термины: «новый порядок», Холокост (Шоа), гетто, коллаборационизм.


Основные даты:

25 мая 1940 года - одобрение основных положений плана «Ост».

1942 год – Ванзейская конференция, принятие решения об «окончательном решении еврейского вопроса».

апрель – июнь 1943 года – восстание в Варшавском гетто.


Структура урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з. Вопросы д/з «Что означает понятие «оккупация», «новый порядок», Холокост?

  3. Изучение нового материала: Вопросы к учащимся.

  • В результате чего на оккупированных территориях был установлен оккупационный режим?

  • Почему нацисты назвали свой режим “новый порядок”?

  • Какие цели преследовали нацисты на захваченной территории Восточной Европы по отношению к другим народам? Какие методы применялись ими для реализации своих целей?


Тему сегодняшнего урока История, которая говорит со мной (оккупационный

новый порядок), нам поможет раскрыть документальный фильм С.Быковского

«Назови свое имя».* http://poiskfilma.com/movie/193949/


О фильме: Фильм «Назови свое имя» совместный проект Института визуальной истории и образования Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии. Продюсером фильма является Стивен Спилберг. Режиссер создал этот фильм с использованием материалов с архивов Института Шоа – 12 людей которые пережили Холокост.


  1. Просмотр фрагмента фильма «Воспоминание о пережитом».

Вопросы к фрагменту:

  • Кто эти люди, говорящие за кадром?

  • О чем они говорят?


Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением на тему:

Ванзейская конференция и ее последствия (Приложение 1).


  1. Просмотр фрагмента «Начало Великой Отечественной войны».

Вопросы к фрагменту:

  • О чем идет речь во всех фрагментах интервью?

  • Какой была реакция героев фильма на события?

  • Ваше отношение к этим событиям?


Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением на тему:

Взгляд очевидца», о работе концентрационных лагерей (Приложение 2)


Проблемный вопрос: Почему стало возможным такое явление как Холокост?


Комментарий учителя: «Наиболее ярким проявлением антигуманного немецко-фашистского режима являлась политика геноцида и как её разновидность – ХОЛОКОСТ».


Выступление учащегося со статьей о погроме г. Залочев. (Приложение 3)

Вопросы к учащимся:

1. Почему немецкая власть приветствовало еврейские погромы?

2. Какие были влияния существующих стереотипов и пропаганды в поведении местного населения?


Рефлексия. Что мне было известно по данной теме?

Что нового я узнал по данной теме из урока?

Учащийся читает отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Бабий Яр».

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,

я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный крик,

над тысячами тысяч погребенных.

Я — каждый здесь расстрелянный старик.

Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.

Ничто во мне про это не забудет!

«Интернационал» пусть прогремит,

когда навеки похоронен будет

последний на земле антисемит.

Еврейской крови нет в крови моей.

Но ненавистен злобой заскорузлой

я всем антисемитам, как еврей,

и потому — я настоящий русский!


Вопрос учителя:

Почему, в условиях войны люди рискуя собой, давали убежище евреям?

Считали ли они свои поступки героизмом?



Работа учащихся с раздаточным материалом.

Заполнение таблицы(см. приложение)


Подведение итогов урока.

Учащиеся подводят итоги урока, высказывают свое мнение.

Учитель заканчивает урок словами поэта XVII века Джона Донна: « Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего: смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я один со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол; он звонит по Тебе».











Раздаточный материал

Перед вами ступеньки, одной из которых есть ступенька ТЕРПИМОСТЬ. Ступеньками можно двигаться вверх, а значит развивать отношения к лучшему, и можно двигаться вниз, что означает ухудшение отношений.

Вам предлагается 10 разных понятий и типов отношений, поведений. Обговорите и разместите их по ступенькам сверху вниз таким образом, чтобы на верхней ступеньке было слово, которое для вас означает наипозитивнийший вид отношений между людьми, а последним снизу было понятие которое, по-вашему характеризует негативное отношение. Учтите, что свободных ступенек 10, а предложенных понятий 9. Это значит, что один термин должен быть предложен вами самостоятельно.

ТЕРПИМОСТЬ






















Дружеские отношения

Предубеждения

Сотрудничество

Обвинения

Дискриминация

Уважение

Насилие

Стереотипы

Понимание

____________?
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Ванзейская конференция.

На Ванзейской конференции было принято решение о путях и средствах воплощения в жизнь «Окончательного решения еврейского вопроса» — программы геноцида еврейского населения Европы, для которой в настоящее время используется термин «Холокост».

Что касается политических решений относительно массовых убийств, то исключительное место истории Холокоста занимает Ванзейская конференция. (Ванзей – пригород Берлина), январь 1942 года об «окончательном решении еврейского вопроса».

Практические действия по решению «еврейского вопроса» (11 мл. человек):

  • депортация евреев для так называемой «трудовой обязанности» и изоляция мужчин от женщин;

  • предусматривалось, что большое количество евреев погибнет «по природным причинам», с выжившими необходимо будет «обходиться соответствующим образом» (уничтожить).

Депортированные сначала будут направлены в пересыльные лагеря, причем

Европа будет прочесана с запада на восток. Для евреев, состоящих в смешанных браках и их детей, рекомендовалась стерилизация.

В годы Второй мировой войны нацисты использовали два способа «окончательного решения еврейского вопроса». 1-й способ – создание лагерей смерти. В 1942 – 1945 г.г. существовало несколько лагерей смерти, где уничтожение людей происходило при помощи газовых камер и где тела убитых, потом сжигались в крематориях. Однако, на территории СССР, еврейское население уничтожалось, главным образом, по месту жительства, - иногда сразу после оккупации, иногда после долгого пребывания в гетто. Здесь убийство проводили специальные группы СС (айнзацгруппы), которые состояли в основном из немцев, однако часть этих групп составляли представители местного населения. Сначала убивали партийных и советских работников, подпольщиков и партизан, а также евреев-мужчин, которые находились на партийных и государственных должностях (поскольку война с СССР рассматривалась нацистами как борьба с коммунистической идеологией, созданной евреями). Постепенно, в июле-августе 1941 г. айнзацгруппы начали уничтожать всех евреев.

В 1942 году для «окончательного решения еврейского вопроса» в Польше были созданы лагеря смерти. Массовое уничтожение евреев также производилось в Освенциме и Майданеке.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2




О работе концентрационных лагерей


Нацисты до последней нитки грабили тех, кого депортировали в концентрационный лагеря. Все личные вещи: одежда, обувь, очки, детские коляски конфисковывалось немедленно после прибытия. Много награбленного отправлялось в Германию, для раздачи немецкому населению. Нацисты грабили даже труппы. Женские волосы, срезанные до или после газовых камер шли на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Вырванные зубы переплавлялись. Пепел из крематориев использовался как сельскохозяйственное удобрение.


ЯЗЫКОМ ЦИФР



Нацисты создали 1634 концентрационных лагеря, 900 трудовых. Лагеря смерти выполнили решающую роль в уничтожении населения Европы.


ХЕЛМНО - лагерь, где уничтожение заключенных происходило при помощи выхлопных газов в специальных машинах «душегубках».Процесс уничтожения происходил с декабря 1941г. по март 1943г. и с апреля 1944г. по январь 1945г. Уничтожено более 320 тыс. человек, с них 98% евреи.


БЕЛЖЕЦ - созданный как лагерь принудительного труда в начале 1940 г. В феврале- марте 1942г. в лагерь начали свозить евреев Польши и Украины с целью уничтожения в газовых камерах. Процесс уничтожения продолжался до декабря 1942г. В 1943г. нацисты пытались ликвидировать следы преступлений (сжигали трупы, высаживали деревья). В лагере было уничтожено 500 тыс. евреев и 2000 цыган.


СОБИБОР - действовал с мая 1942г. до средины октября 1943г. Использовался с целью уничтожения евреев с Польши, Западной Украины, Чехословакии, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Франции. Уничтожено более 250тыс.евреев,а также несколько тысяч военнопленных и цыган (ромов).


ТРЕБЛИНКА - созданный весной 1941г. как трудовой лагерь. Отделение Треблинка - 2, созданное с целью уничтожения евреев, начало действовать с мая 1942г. Массовое уничтожение с использованием газа происходило с июня 1942г. по август 1943г.,когда в лагере вспыхнуло восстание еврейской подпольной организации. После этого в октябре 1943г. нацисты уничтожили лагерь. Общее количество погибших в лагере 870 тыс.человек, большинство - евреи, а также более 2000 ромов.


МАЙДАНЕК - основан в октябре 1941г. с начала как лагерь принудительного труда и военнопленных. Массовое уничтожение началось в 1942г. Общее количество жертв - 80 тыс. человек, 60 тыс. - евреи. Лагерь освобожден Красной Армией в 1944г.


АУШВИЦ (ОСВЕНЦИМ)- был основан как концентрационный лагерь. В июле 1940г. в него прибыл первый транспорт с польскими политическими заключенными. Со временем были основаны Аушвиц-2 и Аушвиц-3. Массовые уничтожения в газовых камерах начались в 1942г. Общее количество жертв оценивается от 1млн.100тыс. до 1млн. 500тыс. человек. Освобожден Красной Армией 27 января 1945г.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Историк М. Царинник о погроме в г. Золочив


«… среди воинских частей вошедших в Украину была пятая танковая дивизия СС «Викинг». 2 июля недалеко от села Славита, погиб полковник Гильмар Векерле. Это известие сильно разозлило эсесовцев. На вечерней поверке солдатам зачитали приказ: Векерле убил еврей и теперь евреев можно было стрелять без предупреждения».

«…в 7 часов утра вооруженные солдаты и местные помощники начали выгонять евреев на улицу. Эсесовцы во дворе тюрьмы солдаты отделили женщин и детей от мужчин и по команде «Огонь» начали казнь…»




Обсуждение материала
Наталья Дулатова
8.11.2014 17:50
Уважаемый Александр  ! Пожалуйста, оформите материал согласно критериям Требований. (Титульный лист, логотип портала, список литературы, ссылки на источники). Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
С ув.Дулатова Н.И.
Татьяна Калашникова
18.01.2015 20:27
Спасибо! Мне урок понравился. По этой теме я работаю с учениками впервые и с удовольствием использую материал вашего урока в своем.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос