В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию первоклассников на уроках математики

Ольга Кокорина Ольга Кокорина
Тип материала: другое
просмотров: 939
Краткое описание
В данной статье представлены приемы, способствующие духовно-нравственному воспитанию первоклассников на уроках математики ( система учебников "Начальная школа XXI века").
Пожаловаться 02 ноября 2014
Файлы
Духовно-нравственное воспитание первоклассников на уроках математики_0 (1).docx
HTML Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif











Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию первоклассников

на уроках математики












Автор: Кокорина Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

МАОУ СОШ №13 г.Балаково

Саратовской области










2014г.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, призваны обеспечить социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В достижении национального воспитательного идеала большая роль отводится начальному звену обучения.

С первых дней пребывания в школе у младших школьников формируется отношение к школе, образования в целом, педагогам и сверстникам. Происходит их приобщение к нормам социальной жизнедеятельности, формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности, креативности, инициативности и т.п.

Основными требованиями к результатам освоения норм социальной жизнедеятельности применительно к младшим школьникам становятся [2]:

  • знать и понимать, что они граждане своей страны – России;

  • любить Родину, уважать людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и твердо держать свое слово;

  • уважительно относиться к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры;

  • быть принципиальным, требовательным, верным и преданным в дружбе;

  • бороться с проявлением в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

  • беречь своё человеческое достоинство и честь;

  • бережно относиться к историческому и культурному наследию, созданному российским народом, сохранять и приумножать его; принимать посильное участие в охране и восстановлении памятников истории и культуры;

  • уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства;

  • вести здоровый образ жизни, не курить, не употреблять спиртное, наркотические и токсические средства;

  • помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрый поступок, проявлять доброту и заботливость к своим близким в семье и к окружающим людям в повседневной жизни;

  • творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.


Процесс духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников охватывает учебную, внеклассную и внешкольную, общественно полезную деятельность. Большие возможности в целостном формировании личности заложены в процессе обучения.

Формирование основ нравственности происходит в школе на всех уроках.

И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.

Вот как на уроках математики ( система учебников «Начальная школа XXI века») возможно осуществлять духовно-нравственнное воспитание первоклассников.

В целях воспитания нравственных качеств можно использовать краткие беседы для разбора и уточнения содержания предназначенной для решения задачи; самостоятельное составление учащимися задач по определенной теме.

Примеры задач воспитательной направленности из учебников

  • Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  • Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 / В.Н.Рудницкая. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.


Ч.1, с.96 №1,№2. Задачи про воробьев, синиц, снегирей.

- Какую помощь вы можете оказать птицам зимой?


Ч.2,с.33 №11. Задача о том, что около дома посадили рябины и черемуху.

- Зачем нужно сажать деревья?

- Как можно сохранить?


Ч.2, с.48 № 8 . Задача о том, дочка помогает маме мыть тарелки.

- Кто из вас помогает соей маме?

- Какую помощь вы ей оказываете?

- Кому еще в семье вы помогаете?


Ч.2, с.72 № 20. Задача про то, как Юра уступил свое место на лавочке дедушке.

- Какие качества проявил Юра?

- Почему необходимо уважать старших?


Ч.2, с.87 № 20.Задача о том, как Миша убрал свои игрушки в шкаф.

- Где у вас дома хранятся игрушки?

- Как вы следите за своими игрушками?


Текстовые задачи и иллюстрации для составления задач позволяют познакомить учащихся

  • с различными профессиями: шофер, дрессировщик, повар, пекарь, почтальон, портниха;

  • со спортивным инвентарем: кегли, мячи, скакалка, обруч.

  • с различными видами спорта: футбол, волейбол, лыжи, шахматы, гимнастика.

Задачи на спортивную тематику помогают ввести понятия: командный дух, один за всех и все за одного.


Учебный материал первой и второй части учебника, позволяет обратиться к этике поведения в общественных местах.

Ч.1 с.8 № 1. Понятия: слева, справа. Используя иллюстрацию с различным транспортом на дороге, можно вспомнить правила поведения в общественном транспорте, правила перехода проезжей части;

Ч.1, с.91 № 4.Учащимся предлагается составить задачу по рисунку, на котором нарисованы телефоны. Можно обсудить правила общения по телефону, правила пользованием сотовым телефоном.

Ч.1, с.107 №4. Задача с иллюстрацией: «В домике живут три гнома. К ним пришли гости. Сколько гномов на празднике?» Здесь уместно вспомнить правила поведения в гостях.

Ч.2, с.15 № 11.Комбинаторная задача на составление обеда в кафе. Текст задачи позволяет вспомнить правила поведения в кафе, в столовой.

На страницах учебника «Математика» много иллюстраций, на которых изображены фрукты, овощи, продукты питания. С целью пропаганды здорового образа жизни, здорового питания можно задать вопросы:

- Чем полезен этот фрукт?

- Почему не рекомендуют много есть конфет, булочек?

Важно отметить, что в духовно- нравственном воспитании личности важны не только содержание, но и методы ( этическая беседа, пример, соревнование, поощрение), разнообразные формы работы ( парные, групповые). Воспитывает личность учителя, атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношения педагога и детей, толерантное отношение детей друг к другу.

Таким образом, ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому важно не упустить реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка.





Литература:


  1. Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.учрежддений. В 2ч.Ч.1/ Т.Л. Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казачёнок и др./; под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2011.


  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е издание.- М.: Просвещение, 2011.


  1. Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.


  1. Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 / В.Н.Рудницкая. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.














































Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru