В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии

Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии

Галина Тишкович
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 186 комментариев: 6
Краткое описание
Основа стандарта второго поколения – это системно-деятельностный подход, который подразумевает приобретение знаний учащимся в процессе учебного исследования под руководством учителя. Представляю опыт проведения урока-практикума в 9-м классе по теме «Железо и его соединения» и творческие работы учеников, выполненные на нём.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Приложение 1 Тишкович ГП Практикум по химии-9.docx Скачать

https://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


г. Братск Иркутской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №46»

Автор: Тишкович Г.П., учитель химии первой квалификационной категории



9 класс

Практикум по теме «Железо и его соединения»

Цель: через практическую деятельность коммуникативную технологию изучить качественные превращения соединений железа (II) и (III).

Образовательная: рассмотреть качественные превращения соединений железа.

Развивающая: отработать аналитическое обнаружение Fe2+ и Fe3+ и применение соединений железа в изобразительном искусстве.

Воспитательная: развитие коммуникативного взаимодействия в паре.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: информационный блок через ИКТ силами учащихся, практическая деятельность в паре.

Используемые ресурсы: - Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс», М., «Просвещение», 2018г.

- Т.А. Боровских, «Рабочая тетрадь по химии. К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс», М., «Экзамен», 2019г.

- Е.В. Крышилович, В.А. Мостовых «Химия. Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ», М., «Эксмо», 2018г.

- М. Бекерт «Мир металла», М., «Мир», 1980г.


Оборудование:

  • Fe; FeCl2; FeSO4; FeCl3; Fe2(SO4)3; KCNS; NaOH; K3[Fe(CN)6]; Na2S; K4[Fe(CN)6]; H2SO4.

  • Стаканчики, кисточки или ватные палочки, Лист А4 или А3, перчатки.

Планируемые предметные результаты:

Ученик должен:

  • иметь представление о железосодержащих рудах – красный, бурый, магнитный железняки, пирит;

  • знать реактивы для обнаружения ионов Fe2+ и Fe3+ и признаки реакций взаимодействий;

  • уметь провести практические взаимодействия, соблюдая правила работы с оборудованием и реактивами.

Междисциплинарные связи: история, геология, география, биология.

Сценарий урока

  1. Ввод

  1. По какому фактору анализа крови можно предполагать ослабление здоровья человека?

  2. Что вы знаете о составе и функции гемоглобина?

ИКТ – силами учащихся

  1. Мотивация учебной деятельности:

  • Каково значение железа и его соединений для нашей жизни?

ИКТ – презентация в картинках.

  1. Открытие новых знаний.

Валентные возможности атома железа.

Строение атома железа – учащиеся у доски

56 Fe +26) ) ) ) з.я.= +26; p=26; ē=26; 0n=30

26 2 8 14 2

1S22S22P63S23P64S23d6

BB=VI ! HB=II, ПВ=III; степень окисления +2; +3.

Лабораторный этап

На столах коллекции минералов содержащих железо – железняки – бурый, красный, магнитный, пирит. Рассмотреть образцы, описать их, сравнить. Какой из этих минералов более богат железом.

Устанавливаем формулы:

Бурый – FeO Красный – FeO Магнитный - FeO

Практикум: к порциям растворов FeCL2 и FeCL3 добавим раствор NaOH что наблюдаем? Записываем уравнения и признаки реакций. К порциям Fe (OH)2 и Fe (OH)3 добавим раствор H2O2. Что наблюдаем? Какой вывод можно сделать об устойчивости ионов железа к окислению. Запишем уравнение реакции с помощью электронного баланса.

+2 -1 +3 -2 +2 +3

2Fe (OH)2 ↓ + H2O2 → 2Fe(OH)3 Fe - ē→ Fe 2

зеленоватый бурый H2O2-1 + 2 ē → 2O-2H 1


Вопрос: Какой из ионов железа присутствует в свежем яблоке на срезе? Что происходит с поверхностью яблока на воздухе? Почему?

+2 +3

Fe – ē → Fe

зеленый рыжий

А как на воздухе окисляется железо?

4Fe + 3O2 + 6H2O 4 Fe(OH)3

  1. Качественное превращение соединений железа и использование этих превращений для получения колеров.

Практикум: K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], Na2S, FeSO4, Fe2(SO4)3, NaOH, KCNS, H2SO4.

Провести взаимодействие солей железа с каждым из реактивов в отдельных стаканчиках составить уравнения реакций, описать качественные изменения.

FeSO4 + 2NaOH → Fe(OH)2 ↓ + Na2SO4

_ зеленый

Fe2+ + 2OH → Fe(OH)2

Fe2(SO4)3 + 6 NaOH → 2 Fe(OH)3 ↓ + Na2SO4

FeSO4 + 2 KCNSFe(CNS)2 + K2SO4

слабо – красный имитация артериальной крови

Fe2(SO4)3 + 6 KCNS → 2Fe(CNS)3 + 3Na2SO4

темно – красный имитация венозной крови

3FeCl2 + 2K3[Fe(CN)6] → Fe3[Fe(CN)6]2 ↓ + 6KCl

3Fe2+ + 2[Fe(CN)6] → Fe3[Fe(CN)6]2

FeCl3 + K3[Fe(CN)6] → Fe[Fe(CN)6] ↓ + 3KCl

Fe3+ + [Fe(CN)6]3- → Fe[Fe(CN)6] ↓

2FeCl2 + K4[Fe(CN)6] → Fe2[Fe(CN)6] ↓ 4KCl

2Fe2+ + [Fe(CN)6] → Fe[Fe(CN)6] ↓

4FeCl3 + 3K4 [Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]3 ↓ + 12KCl

4Fe3+ + 3[Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]3

FeCl2 + Na2S → FeS ↓ + 2NaCl

Fe2+ + S2- → Fe S ↓

2FeCl3 + 3Na2S + 6H2O → 2Fe(OH)3 ↓ + 3H2S ↑ + 6NaCl

Почему разные результаты с Na2S? В случае Fe3+ идёт вторичный гидролиз так как образуется соль слабых электролитов, которые гидролизуются и по катиону и по аниону.

  1. Творческий блок

ИКТ – картины – историческая справка о возникновении красок – учащихся.

Готовим краски в каждый колер добавляем. Рисуем.


Темы рисунков:

  • Сказки Пушкина

  • Времена года

  • Свободная тема

Условие: использовать как можно больше цветов.

Где сейчас применяют колеры на основе соединений железа?

- акварельные медовые краски.

  1. Рефлексия

  1. Какими реактивами можно различить ионы Fe2+ и Fe3+ ?

  2. Что такое темпера? В каких видах искусства она применяется?

  3. Показываем рисунки на стенде. ( Приложение 2)

Домашнее задание: Составить и расписать блок-схему по свойствам железа.
















5


Приложение 2 Рисунки.docx Скачать

https://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif



г. Братск Иркутской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №46»

Автор: Тишкович Г.П., учитель химии первой квалификационной категории


9 класс

Практикум по теме «Железо и его соединения»


Качественное превращение соединений железа и использование этих превращений для получения колеров.

Рисунки учащихся, выполненные полученными «красками» на уроке.



IMG_20200303_231431.jpgIMG_20200303_231439.jpgIMG_20200303_231448.jpg

IMG_20200303_231502.jpgIMG_20200303_231512.jpgIMG_20200303_231526.jpg

IMG_20200303_231535.jpgIMG_20200303_231547.jpg

Тишкович ГП Системно-деятельностный подход.docx Скачать

https://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


г. Братск Иркутской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №46»














Реализация

системно-деятельностного подхода

при обучении химии





Автор:

Тишкович Г.П.

учитель химии

первой квалификационной

категории







2019-2020 учебный год



















Реализация

системно-деятельностного подхода

при обучении химии


Развитие личности учащегося через формирование  универсальных учебных действий включает возможность школьника самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

 Основа стандарта второго поколения – это системно-деятельностный подход, который подразумевает приобретение знаний учащимся в процессе учебного исследования под руководством учителя. Чтобы знания были результатом собственных поисков, нужно правильно организовать познавательную деятельность учащихся. Делать это можно на уроках-практикумах.

 Что такое урок – практикум? Это форма организации учебного процесса; самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ. Проводится, как правило, при завершении крупных разделов учебных курсов или в конце периода обучения. Для проведения практикума важно подготовить описание, которое содержит четкую формулировку цели работы, перечень необходимого оборудования, источники информации, составить письменные задания, вопросы для самоконтроля, а также таблицы, чертежи, схемы. Перед практикумом проводится инструктаж.

В процессе выполнения работ преподаватель наблюдает за правильностью выбора оборудования, умением его подготовить, в необходимых случаях оказывает учащимся помощь, следит за соблюдением правил техники безопасности и рациональной организацией труда.

Многие практические работы представляют собой исследования и направлены на проверку достоверности определенных научных закономерностей, положений и др. Во время практикума учащиеся часто решают задачи творческого характера.

Уроки-практикумы - групповая форма работы, когда класс делится на группы по 2-3-6 человек. Важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанности внутри них.

Подготовка учителя к таким урокам занимает большой объем времени.

Самостоятельная работа предусматривает использование наглядных, практических и исследовательских методов. В ходе работы производится анализ, сравнение и сопоставление полученных результатов.

Эффективность урока практикума зависит от уровня теоретической подготовки учащихся, от степени сформированности умений работать с оборудованием. И это можно отслеживать, и по возможности корректировать.


Представляю опыт проведения урока-практикума в 9-м классе по теме «Железо и его соединения» и творческие работы учеников, выполненные на нём (см. приложения 1, 2).












Использованные ресурсы:

  1. ФГОС основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 https://fgos.ru/#b3ac23ba5e3cfc8ef

  2. Ушаков Д.Н. «Толковый словарь» https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/966706

  3. Вишнякова С.М. «Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика», НМЦ СПО, 1999г., г.Санкт-Петербург

  4. «Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря», http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8/%D1%85%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BC



Обсуждение материала
Сергей Колодин
15.03.2020 23:23
Содержание разработки указанного типа не соответствует критериям Требований: нет указания на использованные ресурсы, отсутствуют ссылки на графические изображения. В верхнем колонтитуле разработки должен быть только логотип Портала, авторские данные публикуются на титульном листе текстового файла материала. Не нужно набирать название работы верхним регистром, достаточно только начальной прописной буквы. Подробнее о критериях оформления см. инф. в разд. Помощь.
Галина Тишкович
17.03.2020 05:01
Спасибо за помощь! Внесла поправки. Прошу проверить и выставить счет за экспресс-проверку! ( при быстром просмотре вижу съехавшую строку, но при загрузке файла этого нет)
Сергей Колодин
19.03.2020 21:34
Галина,
ещё раз обращаю Ваше внимание на необходимость внесения изменений в название Вашей работы: не нужно набирать название работы верхним регистром, достаточно только начальной прописной буквы.
С уважением, С.А. Колодин.
Галина Тишкович
19.03.2020 23:14
Ок! Но сегодня редактирование не возможно... К сожапению я исправила верхний регистр в файлах. но не на сайте...
Сергей Колодин
20.03.2020 11:18
Поправил.
Галина Тишкович
20.03.2020 13:08
Спасибо!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru