В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Black Friday: скидки 65% на любые программы, курсы, вебинары. Только 24-26 ноября! Подробнее

Учимся решать логические задачи

Учимся решать логические задачи

Ольга Павловна Галемка
Тип материала: Программа
просмотров: 632
Краткое описание
Программа по курсу внеурочной деятельности "Учимся решать логические задачи" для обучающихся 1-4 классов, общеинтелектуального направления, предполагает использование тетради на печатной основе, разработанной Н. Б. Истоминой и Н. Б. Тихоновой. Программа включает в себя планируемые результаты освоения курса по классам, основное содержание, тематическое планирование с указанием видов деятельности обучающихся.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Учимся решать логические задачи.doc
HTML Войдите для скачивания файлов





Галемка Ольга Павловна

учитель высшей квалификационной категории

Пензенская область, Кузнецкий район, город Кузнецк-8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа города Кузнецк-8

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи» для 1 – 4 классов.






































Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи» для 1 – 4 классов, составлена на основе программы внеурочных занятий Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Учимся решать логические задачи»

1 класс

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

- положительно относится к учению;

- слушать и слышать собеседника;

- под руководством учителя организовывать свою деятельность и преодолевать трудности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- адекватно понимать причины успешности или неуспешности учебной деятельности;

- использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности

- обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

понимать и удерживать цель задания;

использовать выделенные учителем ориентиры действия;

осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;

выполнять действия проверки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;


Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

понимать прочитанное;

находить в тексте задания нужные сведения;

выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

выполнять действия анализа, синтеза, сравнения, использовать освоенные условные знаки;

выполнять задание различными способами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять сравнение;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.



Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

различать предметы по форме, размеру, цвету;

различать понятия «ложно», «истинно», «верно», «неверно»;

- выполнять операцию отрицания;

- осуществлять различные способы решения логических задач;

- оценивать истинность и ложность высказываний;

- делать выводы по табличным данным;

- осуществлять графическое моделирование.


Обучающимся будет предоставлена возможность научиться:

распознавать одну и ту же информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических);

сравнивать и обобщать информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических) и строках и столбцах несложных таблиц;

устанавливать правило, по которому составлен ряд предметов или чисел;

составлять последовательность предметов или чисел по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

представлять функциональную зависимость графическим и табличным способами;

устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию и табличному способу решения логических задач.


2 класс

Личностные результаты:

Обучающиеся научатся:

- положительно относится к учению;

- слушать и слышать собеседника;

- под руководством учителя организовывать свою деятельность и преодолевать трудности.

Обучающийся получат возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

понимать и принимать учебную задачу;

планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;

действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);

выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);

находить допущенные ошибки и корректировать их.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

понимать прочитанное; – находить в тексте нужные сведения;

выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;

выполнять задание различными способами;

моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;

научиться рассуждать, используя схемы;

анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;

анализировать рисунок, текст, схему для получения нужной информации;

выдвигать и оценивать гипотезу;

строить высказывания со связками «если …, то …».

Обучающиеся получат возможность научиться:

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения;

комментировать свои действия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

строить рассуждения;

аргументировать свою позицию;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;


Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

осуществлять построение умозаключений по предложенной схеме;

читать, понимать тексты логических задач; выделять в них необходимую информацию;

решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез;

представлять функциональную зависимость графическим и табличным способами;

решать задачи на перевозки;

решать логические задачи на сопоставление трёх параметров;

решать логические задачи на пространственное взаимоотношение между предметами;

работать с графическими моделями.

Обучающимся будет предоставлена возможность научиться:

комментировать свои действия;

решать логические задачи различными способами;

дополнять текст задачи в соответствии с её решением;

анализировать тексты задач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи;

обосновывать выбор графической модели;

решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез;

находить ошибки в рассуждениях.

3 класс

Личностные качества

Обучающиеся научатся:

- положительно относится к учению;

- слушать и слышать собеседника;

- организовывать свою деятельность и преодолевать трудности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

понимать и принимать учебную задачу;

планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;

действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);

выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);

находить допущенные ошибки и корректировать их.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

понимать прочитанное;

находить в тексте нужные сведения;

выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;

решать задачи различными способами;

моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;

строить цепочки умозаключений, рассуждений, истинных высказываний;

оценивать истинность и ложность высказываний;

анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения логических задач, для проверки и доказательства своих утверждений;

понимать учебную задачу и находить способ её решения;

работать по плану;

анализировать рисунок, текст, схему, таблицу для получения нужной информации;

анализировать различные варианты действий с целью выбора оптимального.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выдвигать и анализировать всевозможные гипотезы

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке;

комментировать свои действия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

аргументировать свою позицию;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

осуществлять диалог, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

анализировать тексты логических задач с целью выделения необходимой информации;

решать логические задачи табличным способом;

решать логические задачи исследовательским методом;

строить, анализировать математические, вербальные и графические модели;

описывать процесс перевозки табличным способом;

представлять процесс анализа гипотез в табличной форме;

вычислять площадь фигуры, используя для этого разные выражения;

использовать табличное умножение для вычислений значений произведений;

пользоваться понятиями «истинно», «ложно»

строить высказываний со связкой «если …, то …»

решать логические задачи;

выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи;

пользоваться алгоритмами рассуждений;

осуществлять вычисления, пользуясь правилом порядка выполнения действий.

Обучающимся будет предоставлена возможность научиться:

решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез

комментировать свои действия;

решать логические задачи различными способами; проверять ответ задачи;

дополнять текст рассуждения;

самостоятельно строить умозаключения, логические цепочки;

оформлять решение логической задачи в виде обобщённого разветвляющегося алгоритма;

представлять рассуждения, являющиеся разветвлённым алгоритмом в виде блок-схемы.


4 класс

Личностные результаты

У обучающиеся будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к обучению;

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;

способность к организации самостоятельной деятельности.

любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения логических задач;

адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Обучающиеся получат возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

самостоятельно находить нужную информацию в материалах разных источников, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных

задач;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, блок-схемы для решения задач;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть общим приёмом решения логических задач разных видов;

рассуждать путём построения цепочки умозаключений;

решать логические задачи на основе выдвижения и проверки различных гипотез;

применять разные способы фиксации информации (словесный, словесно-графический, табличный, схематический и в виде блок-схемы), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

строить импликативные рассуждения с логическими связками «если …, то …», «или», «и»;

анализировать вопросы и ответы на них с целью поиска закономерностей и новой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах, в сетях Интернета и др.);

создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;

делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

проводить сравнение, самостоятельно выбирая основания для этой логической операции.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

выражать в речи свои мысли и действия;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что - нет;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

анализировать задачу, устанавливать зависимость между объектами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

читать и заполнять готовые таблицы;

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах таблиц;

моделировать ситуацию с помощью графиков;

читать и заполнять готовые блок-схемы;

распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (рисунки, таблицы, графики, схемы, блок-схемы);

решать задачи на переливание, описывая процесс словесным, графическим, словесно-графическим и табличным способами;

решать задачи на взвешивание, описывая процесс словесным, графическим, словесно-графическим, табличным, схематическим способами и в виде блок-схемы;

анализировать графические, словесно-графические, табличные модели решения;

решать задачи на переливание и взвешивание разными способами с целью определения оптимального решения;

решать логические задачи на составление вопросов;

решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

находить разные способы решения задач;

составлять разветвляющийся алгоритм решения задач на составление вопросов;

анализировать вопросы и ответы на них, с целью поиска закономерностей и новой информации; – решать логические задачи на основе выдвижения и анализа гипотез;

планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию в словесном, словесно-графическом, графическом, схематическом и в виде блок-схем;

интерпретировать информацию, полученную при проведении исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ


1 класс (33 ч.)


Понятия «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Истинные высказывания. Операция отрицания. Установление соответствия между текстом и иллюстрацией. Различные способы решения логических задач: табличный, графический, на основе построения цепочки умозаключений. Оценивание истинности и ложности высказываний. Построение выводов из данных условий по табличным данным. Установление соответствий между текстом и иллюстра­цией. Графические модели.


2 класс (34 ч.)

Понятия «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Операция отрицания. Различные способы решения логических задач: табличный, на основе выдвижения и анализа всевозможных ги­потез, графический, на основе построения цепочки умозаключений. Построение умозаключений по предложенной схеме. Оценивание истинности и ложности высказываний. Нахождение ошибок в рассуждениях. Построение выводов из данных условий по табличным данным. Установление соответствий между текстом и иллюстра­цией. Графические модели. Графический и табличный способы представления функ­циональной зависимости.


3 класс (34 ч.)


Построение цепочки умозаключений, рассуждений, ис­тинных высказываний. Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач исследовательским методом.

Математические, вербальные и графические модели. Задачи на перевозки и способы их решения (описания процессов перевозок). Описание процесса перевозок табличным способом. Анализ различных вариантов действий с целью выбора оптимального. Способ решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. Представление процесса анализа гипотез в табличной форме. Работа по плану.


4 класс (34 ч.)


Проверь, чему ты научился в 1-3 классах (10 ч.)

Различные способы решения логических задач. Решение логических исследовательских задач. Оформление умозаключений в таблице. Решение задач на основе отрицания. Решение логических задач на геометрическом материале. Моделирование отношения в виде схем, с использований отрезков. Решение задач на перевозки.

Задачи на переливание (8 ч.)

Решение задач на переливание. Описание процесса переливаний словесным, словесно-гра­фическим, графическим и табличным способами. Анализ графических и словесно-графических моделей ре­шения. Решение задач на переливание разными способами с целью определения оптимального решения.

Задачи на составление вопросов (про честных и лжецов) (8 ч.)

Анализ графических и словесно-графических моделей ре­шения. Работа с блок-схемами решения логических задач на построение вопросов. Анализ вопросов и ответов на них с целью поиска зако­номерностей и новой информации.

Задачи на взвешивание (8 ч.)

Решение задач на взвешивание. Описание процесса решения задач на взвешивание сло­весным, словесно-графическим, схематическим способами и в виде блок-схем. Анализ графических и словесно-графических моделей ре­шения. Решение задач на взвешивание разными способами с целью определения оптимального решения. Построение импликативных рассуждений с логическими связками «если ..., то ...», «и», «или». Работа с блок-схемами решения логических задач на взвешивание.



Тематическое планирование


1 класс (33 часа)


п/п

Тема


Виды деятельности обучающихся

Будем учиться решать логические задачи

Знакомство с содержанием курса.

Постановка целей и задач.

Планирование путей их достижения.

Знакомство с логическими задачами.

Решение логических задач

Понятия «ложно», «истинно», «верно», «неверно»

Работа с инструкцией.

Анализ текста с целью выявления существенных и несущественный признаков и отношений. Знакомство с понятиями «ложно», «истинно», «верно», «неверно».

Знакомство с графическим моделированием.

Знакомство с приёмами обработки информации, с перекодированием информации из текстовой в графический вид, с ориентированным графом, логической операцией отрицания.

Понятия «ложно», «истинно», «верно», «неверно»

Понятия «ложно», «истинно», «верно», «неверно»

Понятия «ложно», «истинно», «верно», «неверно»

Истинные высказывания

Построение истинных высказываний.

Оценка истинности и ложности высказываний.

Действие по инструкции.

Знакомство с табличным способом решения логических задач.

Построение цепочки умозаключений.

Выводы .

Построение истинных высказываний

Построение истинных рассуждений по картинке.

Сравнение предметов по цвету и размеру.

Выводы.

Анализ полученного результата.


Построение истинных высказываний

Построение истинных высказываний

Установление соответствия между текстом и иллюстрацией

Соотнесение текстовых описаний с картинкой.

Установление соответствия между текстом и иллюстрацией.

Иллюстрирование текстовых описаний.

Составление схемы с помощью отрезков.

Установление соответствия между текстом и иллюстрацией

Графические модели

Знакомство с графической моделью.

Соотнесение текстовых описаний и графических моделей, установление соответствий между текстом и схемой.

Иллюстрирование текстовых описаний.

Перевод вербальной модели в графическую.

Выводы.

Графические модели

Табличный способ решения логических задач

Установление соответствия между элементами множеств по логическому условию и табличному способу решения задач.

Знакомство с последовательностью заполнения таблицы.

Установление истинности и ложности высказываний.

Табличный способ решения логических задач

Операция отрицания

Построение отрицаний высказываний.

Оценка истинности высказываний на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием.

Знакомство с разными способами рассуждений.

Анализ предложений со словами «не более», «не менее», «не меньше».

Самостоятельное построение истинных и ложных предложений по картинке.

Анализ высказываний.

Выводы.

Операция отрицания

Построение отрицаний высказываний

Работа с задачами с неверными надписями.

Решение логических задач табличным способом.

Получение умозаключений на основе построения отрицания высказывания.

Чтение табличных данных.

Построение обоснованных рассуждений.

Выводы.

Построение отрицаний высказываний

Построение отрицаний высказываний

Построение графической модели по текстовому условию логической задачи

Знакомство с графическим способом решения логических задач.

Построение графической модели по текстовому условию логической задачи.

Упорядочение множества.

Графическое моделирование.

Составление умозаключений на основе построения отрицания высказывания.

Овладение обобщённым способом решения логических задач с неверными надписями.

Построение графической модели по текстовому условию логической задачи

Построение графической модели по текстовому условию логической задачи

Оценивание истинности высказываний по графическому условию

Оценка истинности предложений для четырёх рисунков, отличающихся последовательностью объектов.

Оценка истинности высказываний, включающих отрицания и кванторы общности.

Достраивание графической модели по логическому условию.

Ориентирование в пространстве.

Составление умозаключений.

Решение логических задач на упорядочение множеств.

Оценивание истинности высказываний по графическому условию

Оценивание истинности высказываний по графическому условию

Решение логических задач табличным способом на основе построения отрицаний

Решение логических задач табличным способом на основе построения отрицаний.

Рассмотрение различных вариантов последовательности заполнения клеток таблицы. Вывод.


Решение логических задач табличным способом на основе построения отрицаний

Решение логических задач табличным способом на основе построения отрицаний

Установление соответствия между текстом и графическими схемами

Выбор графической модели, подходящей к заданным в словесной формулировке отношениям.

Обоснование выбора каждой верной модели.

Объяснение, по каким параметрам не подходят другие модели.

Установление истинности высказываний.

Запись различных способов выполнения задания.

Решение задач на упорядочение множеств графическим методом.

Самостоятельное построение графической модели, отображающей отношения между массой предметов.

Переформулирование условия задачи, замена номера предмета на его цвет.

Составление истинных высказываний с противопоставлением, отрицаниями и конъюктивной связью с опорой на модель.

Перекодирование информации из текстовой в графическую и опять в текстовую.

Установление соответствия между текстом и графическими схемами

Олимпиада

Самостоятельный анализ текста заданий.

Применение на практике приобретённых умений.

Выбор способа решения.

Моделирование.

Составление умозаключений на основе построения отрицания высказывания.

Выполнение заданий.

Подводим итоги

Работа над ошибками, допущенными при выполнении заданий олимпиады.

Самоанализ работы на занятиях в течение года.

Планирование деятельности на следующий год.



2 класс (34 часа)


п/п

Тема


Виды деятельности обучающихся

Проверь, чему ты научился в 1 классе

Анализ текстов.

Выдвижение гипотезы.

Графическое моделирование.

Оценивание истинности высказываний по графическому условию.

Построение умозаключений.

Выполнение проверочной работы.

Решение логических задач разными способами.

Будем учиться решать логические задачи

Постановка целей и задач.

Планирование путей их достижения.

Знакомство с содержанием курса.

Решение логических задач разными способами.

Построение умозаключений по предложенной схеме

Построение умозаключений по предложенной схеме.

Выводы на основе данных условия.

Проверка правильности решения логических задач табличным способом.

Соотнесение последовательности умозаключений в рассуждениях и последовательности заполнения клеток таблицы.

Обобщение, о последовательности рассуждения и результате, представленном в таблице.

Графическое моделирование.

Анализ графических моделей.

Чтение полученных предложений, заменяя картинки словами.

Выводы.

Построение умозаключений по предложенной схеме

Графический и табличный способы представления функциональной зависимости

Знакомство с графическими и табличными способами представления функциональной зависимости.

Выводы по табличным данным.

Оценка истинности высказываний и их отрицаний.

Создание графических моделей непрямолинейного движения.

Чтение схем и таблиц.

Моделирование предполагаемой ситуации, прогнозирование возможных исходов событий.

Графический и табличный способы представления функциональной зависимости

Графический и табличный способы представления функциональной зависимости

Решение логических задач способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез

Анализ текста.

Решение логических задач способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.

Заполнение пропусков в высказываниях.

Построение обоснованной цепочки умозаключений.

Перекодирование текстовой информации в табличный вид.

Построение речевых высказываний.

Выводы.

Запись рассуждений и выводов.

Решение логических задач способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез

Решение логических задач на основе построения цепочки умозаключений

Анализ текста задачи.

Решение логических задач на основе построения цепочки умозаключений.

Поиск нужной информации.

Анализ высказываний со связкой «если …, то …».

Заполнение таблицы разными способами.

Выводы.

Подготовка к решению логических задач на взвешивание.

Решение логических задач на основе построения цепочки умозаключений

Работа с высказываниями «если …, то …»

Работа с текстом задачи.

Решение логических задач на основе построения цепочки умозаключений.

Заполнение таблицы.

Выявление лишних данных.

Анализ высказываний со связкой «если …, то …».

Выводы.

Проговаривание полученных высказываний с импликацией.

Работа с высказываниями «если …, то …»

Работа с высказываниями «если …, то …»

Задачи на перевозки. Табличная форма записи решения задач на перевозки

Анализ текста задачи.

Решение логических задач на перевозки с помощью табличной формы записи.

Построение модели процесса перевозки.

Знакомство с правилами заполнения таблицы.

Проверка правильности записи.

Сравнение разных способов решения задачи.

Задачи на перевозки. Табличная форма записи решения задач на перевозки

Решение задач на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе

Решение логических задач на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе.

Решение логических задач на основе построения отрицаний.

Заполнение таблицы.

Анализ различных последовательностей рассуждений.

Вывод.

Решение задач на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе

Решение задач на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе

Знакомство с понятием «гипотеза»

Знакомство с понятием «гипотеза».

Выдвижение и проверка гипотезы.

Решение логических задач способом выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

Решение задач табличным способом.

Решение задач способом рассуждения на основе отрицания.

Знакомство с понятием «гипотеза»

Знакомство с понятием «гипотеза»

Решение логических задач на сопоставление трёх параметров

Решение логических задач на сопоставление трёх параметров способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.

Сравнение параметров предметов.

Восстановление цепочки рассуждений.

Заполнение таблицы.

Анализ данные таблицы.

Перевод графической модели в словесную.

Выводы.

Решение логических задач на сопоставление трёх параметров

Решение логических задач на пространственные взаимоотношения между предметами

Решение логических задач на пространственные взаимоотношения между предметами табличным и графическим способами.

Оценка истинности высказываний на основе построения умозаключений из условия.

Перекодирование информации из табличного в графический вид.

Ориентация в пространстве.

Составление описания предмета через отрицание.

Решение логических задач на пространственные взаимоотношения между предметами

Решение логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез

Работа с информацией.

Решение логических задач

Выдвижение гипотез.

Анализа всевозможных гипотез.

Применение исследовательского метода.

Выводы о том, какая гипотеза подтвердилась, а какая нет.

Решение логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез

Решение логических задач графическим способом

Анализ текстовых данных.

Соотнесение графических моделей с текстовым условием.

Перекодирование текстовой информации в графическую.

Решение логических задач графическим способом.

Переформулирование условия в простые высказывания.

Нумерация высказываний.

Заполнение таблицы.

Анализ данных таблицы.

Преобразование графической модели в текст.

Построение умозаключений.

Решение логических задач графическим способом

Работа над нахождением ошибок в рассуждениях

Восстановление рассуждений с опорой на информацию, данную в условии задачи.

Анализ рассуждений.

Оценка истинности этих рассуждений. Нахождение ошибки в рассуждениях.

Решение задач исследовательским методом.

Выдвижение и анализ гипотез.

Структурирование данных.

Оформление рассуждений в форме таблицы.

Работа над нахождением ошибок в рассуждениях

Олимпиада

Анализ заданий.

Работа с информацией.

Выбор способа решения.

Выдвижение гипотезы.

Выбор способа проверки предположений.

Преобразование информации.

Оценка истинности предположений.

Выполнение заданий.

Подводим итоги

Работа над ошибками, допущенными при выполнении заданий олимпиады.

Самоанализ работы на занятиях в течение года.

Планирование деятельности на следующий год.


3 класс (34 часа)


п/п

Тема


Виды деятельности обучающихся

Проверь, чему ты научился в 1-2 классах

Анализ текстов.

Выдвижение гипотезы.

Графическое моделирование.

Представление функциональной зависимости табличным способом.

Построение умозаключений.

Выполнение проверочной работы.

Будем учиться решать логические задачи

Постановка целей и задач.

Планирование путей их достижения.

Знакомство с содержанием курса.

Решение логических задач.

Решение логических задач табличным способом

Повторение табличного способа решения логических задач с неверными надписями.

Анализ текста задачи.

Выделение существенной информации из текста задачи.

Построение рассуждений.

Фиксация рассуждений в таблице.

Подведение итогов.

Понятия «истинно», «ложно». Графические модели

Анализ текстов.

Использование понятий «ложно», «истинно», «верно», «неверно».

Соотнесение вербальных и графических моделей Выделение существенной информации, необходимой для выполнения рассуждений.

Заполнение пропусков в таблице.

Заполнение пропусков в тексте.

Извлечение информации из схемы.

Составление задачи по данной схеме.

Выбор схемы.

Вывод.

Построение умозаключений

Выделение информации, необходимой для построения рассуждений.

Построение умозаключений на основе анализа текстов и рисунков.

Заполнение пропусков в тексте рассуждения.

Заполнение таблицы.

Анализ двух вариантов рассуждений.

Вывод.

Построение умозаключений

Построение цепочки умозаключений. Рассуждения

Построение цепочки умозаключений и оформление их в таблице.

Подчёркивание высказываний.

Заполнение таблицы в определённой последовательности.

Поиск и подчёркивание информации в тексте задачи, необходимой для заполнения пропусков в тексте рассуждения.

Заполнение пропусков в тексте.

Шифрование словесного рассуждения в таблице.

Решение задач на перевозки

Решение задач на перевозки.

Оформление записи решения в таблице.

Действие по алгоритму.

Решение задачи двумя способами.

Анализ разных способов решения.

Выводы.

Символические, вербальные и графические модели при решении логических задач

Соотношение текстовых описаний, математических записей и графических моделей.

Установление соответствий между различными моделями при решении логических задач.

Подчёркивание информации в тексте задачи, необходимой для ответа на вопрос.

Выбор схемы, соответствующей тексту задачи.

Обсуждение результатов выбора. Иллюстрирование текстовых описаний графическими моделями.

Решение логической задачи.

Символические, вербальные и графические модели при решении логических задач

Задачи на перевозки

Анализ возможных последствий действий.

Выбор рациональных действий.

Анализ всевозможных вариантов первой переправы.

Выбор правильного варианта.

Прогнозирование последствий выбора.

Инсценировка ситуации.

Предметное моделирование.

Компьютерное моделирование.

Решение задачи на перевозки.

Анализ различных вариантов решения задачи.

Исследовательский метод решения логических задач

Исследовательская деятельность.

Постановка проблемы.

Изучение поставленной проблемы.

Выдвижение гипотез исследования.

Проверка гипотез.

Получение собственных выводов.

Анализ полученных выводов.

Обобщение.

Построение высказываний с обоснованием (импликативные рассуждения).

Решение логических задач на основе выдвижения и анализа гипотез.

Знакомство с табличной формой представления процесса анализа гипотез.

Работа по плану.

Самостоятельная работа

Чтение методических рекомендаций к заданиям.

Подчёркивание условия переправы в тексте задачи.

Решение задач на перевозки.

Оформление решения в таблице.

Проверка и обсуждение результатов самостоятельной работы.

Решение логических задач исследовательским методом

Решение логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

Подчёркивание необходимой информации в тексте задачи.

Работа в группе.

Решение логических задач на основе построения цепочки умозаключений.

Построение высказываний «если …, то …»

Использование понятий «ложно», «истинно».

Заполнение пропусков в тексте рассуждений.

Заполнение таблицы.

Выводы.

Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение заданий.

Измерение площади с помощью мерок.

Составление графический модели.

Рассуждения на основе знаний программного материала.

Проверка решения.

Обсуждение и комментирование результатов.

Задачи на перевозки

Анализ возможных вариантов действий с целью выбора оптимального при решении задач на перевозки.

Инсценирование ситуации.

Запись решения задачи в таблице.

Задачи на перевозки

Выдвижение гипотез

Решение логических задач способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез.

Анализ ситуации по плану и образцу рассуждений.

Выдвижение гипотез исследования.

Проверка выдвинутых гипотез на основе оценки истинности и ложности высказываний.

Запись результатов анализа в таблицу.

Вывод.

Выдвижение гипотез

Наглядное представление текстовых данных

Соотнесение графических моделей с символическими и вербальными.

Перевод вербальной модели в графическую.

Разбиение фигуры на прямоугольники разными способами.

Решение логических задач.

Построение умозаключений.

Обсуждение и комментирование результатов.

Решение логических задач через выдвижение гипотез

Решение логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

Анализ условия задачи.

Выдвижение гипотез.

Анализ ситуации по плану и образцу рассуждений.

Запись результатов анализа в таблицу.

Перевод табличных данных в вербальные.

Выводы.

Решение логических задач через выдвижение гипотез

Построение умозаключений

Решение логических задач на основе построения цепочки умозаключений.

Использование предметных моделей.

Анализ высказываний со связкой «если …, то …».

Рассуждения по схеме.

Дополнение рассуждений выводами.

Раскрашивание.

Представление рассуждений в виде таблицы.

Анализ различных вариантов рассуждений и выбор

подходящего для решения.

Оформление решения задачи в виде обобщённого разветвляющегося алгоритма в словесно-графической форме.

Работа с общей схемой алгоритма и планом его построения.

Представление рассуждений в виде блок-схемы.

Озвучивание полученного алгоритма.

Анализ различных способов решения логических задач на перевозки

Восстановление различных способов решения задачи.

Заполнение таблицы.

Выбор правильного решения, ориентируясь на общее время переправы.

Анализ различных способов решения логических задач на перевозки с целью определения оптимальных.

Построение цепочки умозаключений.

Построение умозаключений по предложенной схеме.

Самостоятельное восстановление рассуждений.

Проверка полученных рассуждений, ориентируясь на условия задачи.

Задачи на перевозки

Анализ условия задачи.

Работа с интерактивной доской и электронным приложением к этой задаче.

Самостоятельное выполнение задания.

Анализ возможных последствий действий.

Перевод вербальной информации в графическую.

Построение высказываний со связкой «если …, то …»

Выбор оптимального решения.

Анализ разных способов решения задачи.

Анализ типичных ошибок.

Самостоятельная работа

Анализ текста.

Самостоятельное решение логических задач рассуждениями.

Восстановление рассуждений.

Проверка решения.

Обсуждение и комментирование результатов.

Решение логических задач через выдвижение гипотез

Решение логических задач через выдвижение и анализ всевозможных гипотез.

Анализ ситуации по плану.

Выдвижение и анализ гипотез.

Представление процесса анализа гипотез в табличной форме.

Анализ табличных данных.

Оценка истинности каждого высказывания при всех возможных вариантах.

Формулировка ответа.

Решение логических задач через выдвижение гипотез

Решение логических задач через выдвижение гипотез

Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез

Решение логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

Работа с интерактивной доской и электронным приложением к этой задаче.

Построение цепочки умозаключений.

Заполнение таблицы.

Анализ истинных и ложных высказываний.

Выводы.

Самостоятельная работа

Самостоятельное решение задачи.

Продолжение рассуждений.

Краткая запись высказываний.

Заполнение таблицы.

Построение цепочки умозаключений.

Анализ истинных и ложных высказываний.

Выводы.

Олимпиада

Решение логических задач разными способами.

Перекодирование вербальной информации в графическую и табличную и наоборот.

Построение цепочки умозаключений.

Анализ истинных и ложных высказываний.

Формулирование ответов.

Проверка.

Подводим итоги

Работа над ошибками, допущенными при выполнении заданий олимпиады.

Самоанализ работы на занятиях в течение года.

Планирование деятельности на следующий год.


4 класс (34 часа)


п/п

Тема


Виды деятельности обучающихся

Проверь, чему ты научился в 1-3 классах (10 ч.)

Будем учиться решать логические задачи

Анализ достигнутых результатов.

Постановка целей и задач.

Планирование путей их достижения.

Знакомство с содержанием курса.

Решение логических задач.

Повторение. Решение задач с оформлением умозаключений в таблице.

Ответы на вопросы.

Решение задачи.

Самостоятельное чтение задачи.

Поиск необходимых данных.

Построение умозаключений.

Оформлением умозаключений в таблице.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Запись высказываний на доске.

Оценка правильности высказываний.

Повторение. Решение задач на основе рассуждений и анализа предметных моделей

Анализ предметных моделей.

Выявление информации из рисунков и диалогов.

Рассуждение.

Ответы на вопросы.

Вынесение на доску различных вариантов.

Обсуждение различных вариантов ответов.

Коррекция ответов.

Повторение. Решение задач на основе рассуждений с оформлением в таблице

Анализ текста задачи.

Ответы на вопросы.

Рассуждение.

Оформление умозаключений в таблице.

Запись высказываний на доске.

Оценка правильности высказываний.

Повторение. Решение задач на основе отрицания

Рассуждения для случаев, когда все надписи неверные.

Формулирование надписей с отрицанием НЕ.

Построение цепочки умозаключений.

Выводы.

Систематизация полученных выводов.

Повторение. Решение логических задач на геометрическом материале

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Анализ развёрток, рисунка куба.

Соотнесение текста задачи и геометрического материала.

Конструирование кубика из развёрток.

Построение рассуждений на основе геометрического материала.

Выводы.

Самостоятельное исправление ошибок.

Создание предметной модели куба.

Повторение. Моделирование отношения в виде схем, с использованием отрезков

Восстановление рассуждений.

Подчёркивание в тексте задачи нужную информацию.

Оформление умозаключений в таблице.

Моделирование различных отношений в виде схем, используя отрезки.

Сравнение схем.

Выбор схем, соответствующих условию задачи.

Выводы.

Моделирование ответа задачи на отрезках.

Дополнение примеров задачи примерами из собственного опыта.

Повторение. Решение задач на перевозки

Анализ задачи.

Выделение условий перевозки, которые нельзя нарушать.

Групповая работа.

Инсценирование задачи.

Решение и оформление задач на перевозки в таблице.

Проверка правильности решения.

Повторение. Оформление решения задач на перевозки в схематическом виде

Работа с текстом.

Выделение информации, необходимой для построения рассуждений.

Знакомство с устройством блочной системы.

Проигрывание ситуации по спасению беглецов из башни

Обсуждение всевозможных комбинаций спуска.

Решение и оформление задач на перевозки.

Разработка линейного алгоритма.

Запись алгоритма в виде последовательности схем.

Комментирование каждого действия в процессе заполнения схемы.

Ответы на вопросы.

Анализ ответов.

Повторение. Решение логических исследовательских задач

Рассматривание репродукции картины Васнецова «Три богатыря»

Анализ текста.

Поиск существенной информации, необходимой для ответа на вопрос задачи.

Выдвижение гипотезы.

Проверка гипотезы.

Рассуждение по плану.

Решение и оформление в таблице исследовательских логических задач.

Обсуждение предложений в процессе заполнения таблицы.

Выставление знака вопроса при невозможности дать однозначный ответ.

Выбор высказываний, которые можно оценить однозначно.

Подчёркивание в условии задачи слов, которые помогают проанализировать результаты заполнения таблицы.

Анализ данных таблицы.

Формулировка ответа.

Задачи на переливание (8 ч.)

Задачи на переливание. Графический, словесный и словесно-графический способы описания процессов переливаний

Решение задач на переливание.

Комментирование рисунка.

Планирование последовательности действий по достижению целей.

Наглядное представление и описание последовательности действий в различных видах.

Анализ решения.

Исправление ошибок.

Задачи на переливание. Описание процесса переливаний графическим и табличным способом

Решение задач на переливание.

Описание процесса переливания графическим и табличным способом.

Анализ решения задачи с опорой на схему переливаний с номерами выполняемых действий.

Корректировка таблицы.

Обсуждение другого способа решения.

Указание последовательности действий номерами на схеме.

Запись плана действий в виде линейного алгоритма в линейной форме.

Обсуждение сходства и различия одного и другого способа решения.

Выяснение более быстрого способа решения.

Задачи на переливание. Поиск оптимального решения

Анализ графических моделей.

Решение задач на переливание разными способами.

Определение оптимального способа решения.

Перекодирование словесного описания способов действий в графический.

Заполнение таблицы.

Обобщение.

Задачи на переливание. Восстановление решений по плану действий или по результатам переливаний

Решение задач на переливание.

Восстановление решения по плану действия или по результатам переливания.

Нахождения нерационального действия в решениях.

Самостоятельное составление самого короткого способа решения задачи.

Заполнение таблиц.

Задачи на переливание. Альтернативная краткая табличная форма описания процесса решения

Решение задач на переливание разными способами.

Анализ графических моделей.

Комментирование схемы.

Восстановление двух способов решения.

Описание процесса переливания в табличном виде.

Анализ различных способов решения.

Нахождение нерациональных действий.

Определение оптимальных решений.

Задачи на переливание. Работа по плану. Сравнение разных способов решения

Решение задач на переливание.

Работа по плану.

Восстановление решения.

Заполнение таблицы.

Описание процесса переливания в виде числовых выражений.

Соотнесение разных способов описания одного и того же решения.

Самостоятельная запись своего, отличного от предыдущих способов, решения задачи в виде выражения.

Задачи на переливание. Анализ результатов переливаний в сводной таблице

Решение задач на переливание.

Описание плана решения в графическом виде.

Самостоятельное заполнение таблицы.

Анализ результатов переливаний в сводной таблице.

Сравнение способов решения.

Выявление лучшего способа решения.

Преобразование табличной формы оформления действий в схематическую.

Ответы на вопросы.

Задачи на переливание. Анализ результатов переливаний в сводной таблице

Задачи на составление вопросов (про честных и лжецов) (8 ч.)

Задачи на составление вопросов. Разветвляющийся алгоритм решения задач на составление вопросов

Работа с интерактивной доской.

Анализ данных таблицы.

Инсценирование ситуации.

Чтение вопросов таблицы по ролям.

Анализ ситуаций.

Выбор подходящих вопросов.

Придумывание своих вопросов.

Знакомство со структурой и назначением блок-схемы.

Составление разветвляющегося алгоритма решения задачи в виде блок-схемы.

Составление рассказа по блок-схеме.

Выводы.

Логические задачи на составление вопросов. Анализ вопросов и ответов с целью выбора подходящих вариантов

Решение логических задачи на составление вопросов.

Анализ вопросов и ответов.

Подбор вопросов по заданному условию.

Ответы на вопросы.

Обобщение.

Подбор вопросов, на которые можно честно ответить по-разному.

Подписи на рисунках.

Ответы на вопросы.

Выводы.

Логические задачи на составление вопросов. Анализ вопросов и ответов с целью выбора подходящих вариантов

Решение логических задач на составление вопросов на основе выдвижения и анализа гипотез

Решение логических задачи на составление вопросов.

Выдвижение и анализ гипотез.

Соединение частей высказываний.

Составление высказываний со связкой «если …, то …»

Выводы.

Сравнение выводов и высказываний героев.

Выделение на рисунке героев, сказавших неправду.

Ответы на вопросы.

Решение логических задач на составление вопросов на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез разными способами

Решение логических задачи на составление вопросов разными способами.

Выдвижение всевозможных гипотез.

Обоснование истинности или ложности гипотез.

Работа с интерактивной доской.

Составление высказываний со связкой «если …, то …».

Восстановление рассуждений.

Ответы на вопросы задачи.

Выводы.

Фиксация результатов.

Решение логических задач на составление вопросов и описание процесса установления требуемой информации в виде блок-схемы

Решение логических задач на составление вопросов.

Анализ вопросов.

Ответы на вопросы.

Самостоятельное восстановление рассуждений.

Обсуждение полученных выводов.

Работа с интерактивной доской.

Анализ данных таблицы.

Составление вопросов.

Ответы на вопросы.

Анализ ответов на вопросы.

Описание процесса установления требуемой информации в виде блок-схемы.

Выводы на основе полученной информации.

Решение логических задач на составление вопросов на основе восстановления цепочки рассуждений

Решение логических задач на составление вопросов.

Восстановление цепочки рассуждений.

Решение логических задачи с ложными и истинными высказываниями табличным способом.

Составление высказываний со связкой «если …, то …».

Оценка истинности каждого высказывания при всех возможных вариантах.

Выводы.

Формулировка ответа.

Решение логических задач на составление вопросов на основе восстановления цепочки рассуждений

Задачи на взвешивание (8 ч.)

Задачи на взвешивание. Словесный, словесно-графический и схематический способы описания процесса взвешивания

Решение логических задач на взвешивание.

овладение различными способами описания процесса взвешивания (словесным, словесно-графическим, схематическим, блок-схемой).

Анализ условия задачи.

Определение количества вариантов взвешивания.

Анализ всевозможных вариантов взвешивания.

Построение цепочки умозаключений.

Составление высказываний со связкой «если …, то …».

Восстановление алгоритма решения задачи по известным результатам взвешивания.

Закрашивание конфеты с орехом при различных результатах взвешивания.

Составление блок-схемы.

Задачи на взвешивание. Описание процесса взвешивания в схематическом виде

Овладение описанием процесса взвешивания в схематическом виде.

Рассмотрение двух вариантов решения задачи, путём взвешивания по два и по одному ореху.

Составление высказываний со связкой «если …, то …».

Выводы по результатам взвешиваний.

Сравнение двух вариантов решения задачи.

Задачи на взвешивание. Графические схемы решения

Построение графических схем решения задачи на взвешивание.

Описание процесса решения логической задачи в виде блок-схемы.

Анализ результатов всевозможных вариантов взвешиваний.

Составление высказываний со связкой «если …, то …».

Выводы по результатам взвешиваний.

Самостоятельное составление блок-схемы.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Задачи на взвешивание. Импликативные рассуждения с логическими связями «если …, то …», «и», «или»

Построение импликативных рассуждений с логическими связками «если …, то …», «и», «или».

Восстановление блок-схем решения по полученным результатам в процессе решения задачи на взвешивание.

Определение количества вариантов выбора предметов для взвешивания.

Анализ и запись всех вариантов.

Построение цепочки умозаключений.

Определение количества вариантов восстановления алгоритма решения задачи по ответам.

Выводы.

Задачи на взвешивание. Поиск оптимального решения. Блок-схемы решений

Решение задач на взвешивание.

Построение импликативных рассуждений с логическими связками «если …, то …», «и», «или».

Выбор оптимального взвешивания.

Заполнение блок-схем решений задач на взвешивание.

Анализ различных правильных вариантов заполнения блок-схем.

Выводы.

Задачи на взвешивание. Определение результатов взвешивания по ответам задачи

Определение результатов взвешиваний по ответам задачи.

Построение импликативных рассуждений с логическими связками «если …, то …», «и», «или».

Заполнение блок-схем решений задач на взвешивание.

Анализ различных правильных вариантов заполнения блок-схем.

Выводы на основе результатов взвешивания.

Олимпиада

Решение логических исследовательских задач. Оформление умозаключений в таблице.

Решение задач на основе отрицания.

Решение логических задач на геометрическом материале.

Решение задач на перевозки.

Оформление результатов перевозок в таблице.

Решение задач на переливание.

Описание процесса переливаний графическим и табличным способами.

Решение задач на взвешивание.

Описание процесса решения задач на взвешивание схематическим способами и в виде блок-схем.

Подводим итоги

Подведение итогов олимпиады.

Работа над ошибками, допущенными при выполнении заданий олимпиады.

Самоанализ работы на занятиях в течение 4 лет.

Пожелания, рекомендации.


28


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru