В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство Учитель – лучшее учреждение дополнительного профессионального образования 2019 г.

Рабочая программа коррекционной работы в начальной школе по разделу: «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» для детей младшего школьного возраста (1 класс)

Рабочая программа коррекционной работы в начальной школе по разделу: «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» для детей младшего школьного возраста (1 класс)

Анна Протасова
Тип материала: Программа
просмотров: 3574
Краткое описание
Охрана зрения и развитие зрительного восприятия относится к числу специальных коррекционных занятий и проводится с учетом возрастных, индивидуальных, познавательных и специфических особенностей (зрительного диагноза).
Направленность – направлена на охрану зрения, коррекцию зрительного восприятия и обогащение сенсорно - перцептивной сферы, развитие познавательных процессов.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Рабочая программа коррекционной работы.docx
HTML Войдите для скачивания файлов



Государственное образовательное учреждение

«Суворовская начальная образовательная школа»











Рабочая программа коррекционной работы

в начальной школе по разделу:


«Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»

для детей младшего школьного возраста (1 класс)




Автор:

Протасова А.Г.

Учитель-дефектолог






г. Суворов, 2013

Пояснительная записка

Актуальность. Зрительное восприятие детей с нарушением зрения характеризуется малыми объемами и низким качеством воспринимаемого. Зрительная функциональная недостаточность не позволяет детям без специально организованного обучения полноценно овладеть зрительными операциями и действиями, что обуславливает трудности накопления детьми чувственного опыта на уровне возрастных возможностей даже в условиях организованного сенсорного воспитания и обучения. Познавательная деятельность детей осуществляется на суженной сенсорной основе. Следовательно, важнейшей дидактической задачей является предотвращение отрицательного воздействия первичного дефекта на психофизическое развитие ребенка.

Разработка программ по охране зрения и развитию зрительного восприятия является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Врожденные и приобретенные заболевания глаз требуют индивидуально-дифференцированного подхода со стороны офтальмологии, тифлопедагогики, тифлопсихологии, родителей, а также знаний учащимися своего дефекта и особенностей его прогноза. Одним из путей реализации современных достижений начального образования к охране зрения является ведение коррекционной работы в школе, в частности создание рабочей программы по охране зрения и развитию зрительного восприятия.

Охрана зрения и развитие зрительного восприятия относится к числу специальных коррекционных занятий и проводится с учетом возрастных, индивидуальных, познавательных и специфических особенностей (зрительного диагноза).

Направленностьнаправлена на охрану зрения, коррекцию зрительного восприятия и обогащение сенсорно - перцептивной сферы, развитие познавательных процессов.

Цель программы - компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов, совершенствование навыков зрительного обследования за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.

Задачи программы:

- совершенствовать у учащихся умения заботиться о своем здоровье;

- расширять и обогащать запас зрительных представлений;

- способствовать развитию цветовосприятия, простых и сложных форм зрительного восприятия;

- закреплять представления об основных свойствах предметов и изображений (контраст, форма, размер, цвет) в разных условиях адаптации и пространственной локализации, фиксации и частоты, и способах оперирования с ними ( в макро- и микропространстве – на плоскости листа, фланелеграфа, стола);

- способствовать развитию художественного восприятия.

Отличительная особенность данной программы. Программа рассчитана для детей 1-го класса. В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по блокам, позволяющим вести целенаправленную работу по охране зрения и развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов с использованием межпредметных связей общеобразовательной программы обучения и базовой коррекционной программы. Четкость, систематичность коррекционных занятий позволяют исключить физическую, эмоциональную и психическую нагрузку и способствуют сохранению здоровья учащихся. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.

Блоки программы:

  1. Охрана зрения и зрительного восприятия (12ч.)

  2. Развитие цветовосприятия предметов и их формы (15 ч.)

  3. Развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок (39 ч.)

Общее количество часов – 66.

Количество учебных тем - 22. На изучение отдельной темы отводится по 3 часа. Пример: в неделю проводится 2 занятия по охране зрения и развития зрительного восприятия.

Первые две недели сентября отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану (4 ч.), в мае - за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана.

Формы организаций занятий. Программой предусмотрено проведение индивидуально - подгрупповых занятий. На каждое коррекционное занятие отводится 15-25 минут учебного времени на одного обучающегося или подгруппу. Пример. Охрана зрения и развитие зрительного восприятия – 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты. В процессе усвоения программы у детей существенно расширяются зрительные представления об объектах окружающей действительности, способах взаимодействия с ними; расширяются, закрепляются представления об основных свойствах предметов и изображений (контраст, форма, размер, цвет) в разных условиях адаптации и пространственной локализации, фиксации и частоты, и способах оперирования с ними в условиях константности, помехоустойчивости восприятия, стимулируется зрительная и интеллектуальная активность учащихся.

Подведение итогов обучения (формы контроля). Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего коррекционно-педагогического процесса. Освоение программного материала проверяется с помощью традиционных (устный контроль, письменный контроль), нетрадиционных методов обучения (тест, игра, головоломки, ребусы, блиц-опросы и др.), путем диагностического обследования, на основании которого выявляется уровень развития зрительного восприятия(5 уровней).

Контроль за усвоением программы: упражнения с элементами ТРИЗ, упражнения на срисовывание фигур, работа с деформированным текстом, упражнения на поиск заданных слов (букв) в тексте, недорисованные образы слов (формирование зрительной эйдетерики – механизма запоминания зрительного образа слова), «Шифровка» (графический образ), упражнения с кубиками Никитина, палочками Кюизенера, Танграм, «Что не дорисовал художник?», «Угадай, чья тень?», «Испорченный телевизор», «Ассоциации» (развитие мыслительных операций), кинопроекционные методики для закрепления полученных знаний, сочинения по художественным картинам, квазисказки, «Нарисуй картину из деталей» (целостность восприятия) и т.д.

Краткое содержание программы «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»

Общая цель коррекционного курса: охрана, расширение и закрепление сенсорно-специфических и опознавательных процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, а также эмоций; совершенствование зрительной, познавательной, творческой активности учащихся.

Основное содержание блока, термины и понятия: охрана зрения, глаз, зрение, зрительная гимнастика, ЗОЖ, цвета спектра, цветоощущение, цветовосприятие, план-картины, схема, центральная часть, удаленность, оттенки, цветоряд, насыщенность, объемные и плоскостные фигуры, контур, силуэт, шум, маскировочная сетка, профиль, глазомер, графика, зодчество, живопись и т.д.

Программа по охране зрения и развитию зрительного восприятия составлена на основе базовых требований программы Плаксиной Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)».

Содержание курса тесно связано со школьными программами по математике, окружающему миру, русскому языку, рисованию, труду. На коррекционных занятиях у детей формируются зрительные образы тех объектов внешнего мира, которые они изучают в классе с опорой на осязательное восприятие. В ходе занятий происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы: совершенствуется способность к обнаружению, восприятию основных информативных признаков, опознанию изображений. Большое внимание уделяется формированию зрительных образов и представлений об окружающем мире. Дети учатся определять обобщающие понятия и выделять натуральные объекты и их изображения, входящие в данное понятие, находить лишний объект, опознавать объект по его описанию. На сложных предметных изображениях дети обучаются опознавать объекты живой и неживой природы, данные в различных ракурсах, выделять изображенные объекты.

Таким образом, работа по охране и развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения строится комплексно. Коррекционная работа ведется на всех занятиях, педагоги способствуют охране зрения детей, расширяют представления детей о сенсорных эталонах, развивают способы сенсорной ориентировки и поэтапного обследования предметов.

Особенностями коррекционных занятий по охране зрения и развитию зрительного восприятия являются применение различных методик - психофизиологических и психолого-педагогических.

Занятия включают использование изображений: черно-белых, цветных, контурных, силуэтных, штриховых, использование технических средств обучения и коррекции: проекционной методики, специализированных компьютерных программ. Содержание занятий определяется программой.



































Диагностическое обследование

(4 часа)



Выявление уровня развития зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов.






I блок Охрана зрения и зрительного восприятия (12 часов)

Цель: Формировать представления о строении глаза как органа зрения, функциях глаза, охране зрения

Основное содержание, термины и понятия: глаз, зрение, офтальмолог, конъюнктивит, зрительная гимнастика, охрана зрения, поле зрения, ЗОЖ.

Планируемый результат:

Личностные: формировать представления о роли зрения и его охране.

Познавательные: закрепить и расширить знания об охране зрения, глазных болезнях;

Коммуникативные: формировать коммуникативные навыки общения и ЗОЖ.

Контроль за усвоением: Опрос, тест.

занятия

Тема занятия

Задачи и раздел коррекционной программы (планируемые достижения учащихся)

Дата проведения

ОЗ и РЗВ № 1

«Как устроен наш глаз»

Охрана зрения - Раскрыть значение зрения, строение глаза, уточнять представления о правилах гигиены зрения; - Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, -Пропаганда ЗОЖ, развитие коммуникативных навыков.




ОЗ и РЗВ№ 2

Глазные болезни.

Охрана зрения - Познакомить с глазными заболеваниями; - Расширить представления о гигиене органов зрения



ОЗ и РЗВ№ 3

Зрительная гимнастика. Упражнения для глаз.


Охрана зрения - Учить приёмам и методам зрительной гимнастики; - Уметь применять на практике зрительные упражнения; - Понимать значение зрительной гимнастики как фактора охраны и развития зрения



ОЗ и РЗВ№ 4

ЗОЖ. Движение и охрана зрения. Правильная осанка - важный компонент здоровья.


Охрана зрения – Формировать знания о движении, как фактора развития и охраны зрения; - Развивать представления о ЗОЖ, о том, как влияют вредные привычки.- Расширить представления о значении осанки в жизни человека; - Научить учеников заботиться о правильном положении тела; - Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.





II блок Развитие цветовосприятия предметов и их формы (15 ч.)

Цель: Формировать представления о цветах спектра, об основных цветах и оттенках.

Основное содержание, термины и понятия: цвета спектра, цветоощущение, цветоряд, насыщенность, объемные и плоскостные фигуры, светлота, холодные и теплые цвета и т.д.

Планируемый результат:

Личностные: расширять представления о цветах спектра и их значении.

Познавательные: расширить знания о цветоощущении.

Коммуникативные: формировать коммуникативные навыки общения, навыки самоконтроля и культуры поведения.

Контроль за усвоением: Опрос, тест на восприятие цвета.


ОЗ и РЗВ№ 5

Цвета спектра. Основные цвета и оттенки.

Развитие цветовосприятия предметов и их формы - Формировать представления о цветах спектра; - Учить соотносить объекты по цвету, фиксировать цвета по насыщенности; - Продолжать учить выделять цвета в окружающей среде; - Развивать восприятие цветов спектра.




ОЗ и РЗВ№ 6

Подбор оттенков к основным цветам.

Развитие цветов осприятия предметов и их формы - Развивать навыки зрительного анализа и синтеза основных цветов и их оттенков; - Учить производить синтез «реальных» изображений предметов с помощью разрезных картинок, пазлов, «Заплаток»; -Развивать целостный образ восприятия объектов, зрительное внимание.




ОЗ и РЗВ№ 7

«Цветовой спектр. «Теплые» цвета»

Развитие цветовосприятия предметов и их формы - Учить различать оттенки «теплого» цвета, выделять светлоты в сериационном ряду; учить замечать детали, информативные признаки; развивать восприятие, зрительное внимание, мелкую моторику в процессе рисования.



ОЗ и РЗВ№ 8

Цветовой спектр. «Холодные» цвета.



Развитие цветовосприятия предметов и их формы

- Учить различать «холодные» оттенки цвета, учить замечать детали, информативные признаки; развивать восприятие, зрительное внимание, мелкую моторику в процессе раскрашивания.



ОЗ и РЗВ№ 9

Нахождение отличий на наглядном материале «Найди отличия»

Развитие цветовосприятия предметов и их формы

- Учить находить отличия на различных изображениях, выделять и сравнивать цветовые оттенки и другие информативные признаки; - Уметь определять соотношение компонентов объектов; - Развивать мышление, воображение, зрительную память.







III блок Развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок (39 ч.)

Цель: Учить ориентироваться в пространстве и времени.

Основное содержание, термины и понятия: глазомер, графический диктант, силуэт, контур, шум, маскировочная сетка, ориентировка и др.

Планируемый результат:

Личностные: расширять представления об оценке расстояния в пространстве, ориентировке на микроплоскости и макроплоскости, ориентировке во времени.

Познавательные: расширить знания о пространственном ориентировании.

Коммуникативные: формировать коммуникативные навыки общения, навыки самоконтроля и культуру поведения, владение пространственно-временной терминологией.

Контроль за усвоением: Опрос, графические упражнения.

ОЗ и РЗВ№ 10

«Наложенные» изображения.


Развитие пространственно- временных ориентировок Развитие простых и сложных форм восприятия - Развивать целостный образ восприятия объекта, умения выделять характерные детали, пространственное расположение и информативные признаки объектов; - Учить выделять и различать контурные изображения, наложенные один на другой.



ОЗ и РЗВ№ 11

«Знакомимся с пространством».

Развитие пространственно- временных ориентировок Развитие пространственно-временных представлений. - Формировать понятия «правая сторона» и «левая сторона»; - Формировать представления о расположении объектов относительно своего тела и введению в словарь соответствующих понятий; - Учить детей ориентироваться относительно тела другого человека, других объектов.



ОЗ и РЗВ№ 12

Ориентировка на плоскости листа, доски.

Развитие пространственно- временных ориентировок Развитие навыка построения на плоскости

-Учить детей осуществлять простейшие перемещения на плоскости с учетом направлений: вести линию слева направо или сверху вниз, отсчитывать нужное количество клеточек в указанном направлении; - Развивать представления о пространственных отношениях.



ОЗ и РЗВ№ 13

Графический диктант.

Развитие пространственно- временных ориентировок Развитие навыка построения на плоскости

Учить использовать навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию для ориентации на плоскости и в трехмерном пространстве; -Развивать умение ориентироваться на микроплоскости; развивать слуховую память и произвольное внимание.



ОЗ и РЗВ№14

«Прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки»

Развитие пространственно- временных ориентировок Развитие навыка построения на плоскости – Учить детей копировать зеркально несложные графические изображения с опорой на клетки; Формировать у детей зрительное сосредоточение и координацию «глаз»-«рука»; - Развивать зрительное внимание и зрительно-моторную координацию.



ОЗ и РЗВ№ 15

«Оригами»

Развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок Развитие простых и сложных форм восприятия - Учить ориентироваться в трехмерном пространстве в работе с объемными конструкциями (в том числе и в технике оригами); -Развивать пространственное восприятие, конструктивные навыки, глазомер.



ОЗ и РЗВ№ 16

Выделение фигуры из фона.

Развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок

Развитие простых и сложных форм восприятия

- Учить детей видеть и выделять образ за маскирующей сеткой линий, штриховать его; -Развивать умение выделять объект среди зрительных помех; -Развивать зрительные функции, зрительное внимание и сосредоточение, мелкую моторику пальцев рук.



ОЗ и РЗВ№ 17

«Части суток».

Развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок Развитие пространственно-временных представлений

- Учить осознавать сутки как целое, состоящее из четырех частей; - Учить воспроизводить последовательность частей суток, начиная с любой из них;

- Развивать связную речь;

- Закреплять знания детей о периодичности и повторяемости смены суток.



ОЗ и РЗВ№ 18

«Дни недели»

Развитие пространственно- временных ориентировок Развитие пространственно-временных представлений

- Совершенствовать представления о днях недели, их последовательности; - Учить воспроизводить дни недели, начиная с любого из них;

- Закреплять представление о том, как чередуется отдыхи труд в жизни людей на протяжении недели.




ОЗ и РЗВ №19

«Времена года. Смена времен года»

Развитие пространственно-временных ориентировок

Развитие пространственно-временных представлений

-Обобщить и систематизировать знания о временах года;

- Активизировать в речи детей использование слов о лете, осени, весне, зиме, характеризующих сезонные проявления в природе и виды деятельности взрослых и детей;

- Закреплять знания названий и последовательности месяцев в году.




ОЗ и РЗВ №20

«Календарь. Прошлое, настоящее, будущее»

Развитие пространственно-временных ориентировок

Развитие пространственно-временных представлений

- Закреплять знания о видах календарей; - Учить называть «красные» дни календаря, опираясь на свои представления об общественных праздниках, исторических датах;

-Закреплять представления о непрерывности и необратимости времени: -Развивать связную речь.



ОЗ и РЗВ №21

«Семья. Возраст. Роли в семье».

Развитие пространственно-временных ориентировок

Развитие пространственно-временных представлений

- Расширять знания детей о возрастных изменениях; - Активизировать знания о ролевых отношениях в семье




ОЗ и РЗВ №22

«Приборы для измерения времени. Секунда, минута, час».

Развитие пространственно-временных ориентировок

Развитие пространственно-временных представлений

- Уточнять знания о приборах для измерения времени (основные части, история появления);

-Расширять представления о продолжительности времени;

-Учить определять время с точностью до часа.











Учебно-методическое обеспечение

Зрительные тренажёры:

-видеоазимут (для индивидуальных и фронтальных занятий);

-«прыгающий» взгляд;

-тренажер Базарова;

-зрительные траектории (лабиринты с разнообразными траекториями);

-стрелоплан;

-тренажер для развития прослеживающей функции глаза с объемными и плоскостными фигурами;

- тематические прослеживающие стрелки (элементы на липучках).

Аудиологическое обеспечение:

-записи бытовых шумов;

-записи шумов природы;

-записи голосов птиц, насекомых, животных;

-набор музыкальных инструментов и звучащих игрушек.

Компьютерное оснащение:

-программа «Луч» (Социально-адаптивная программа по развитию зрительного восприятия у детей с офтальмолопатологией);

-развивающие игры «В гостях у зебры», «Интеллектика» и т.д.;

-кинопроекционные методики (Уроки Кирилла и Мефодия. Занятия с диска «Окружающий мир»);

-«Зрительная гимнастика по Аветисову Э.С: профилактика зрительных расстройств, и восстановление утраченного зрения, укрепление глазодвигательных мышц» (комп.программа);

-электронные физминутки для глаз.

Методические пособия:

-игры и пособия на развитие целостности восприятия: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Головоломки со счетными палочками»;

-игры на закрепление способов микроориентировки на плоскости листа, фланелеграфе, столе: «Муха», «Паук», «Лабиринт», таблицы Панкова «Найди букву»;

-зрительные и слуховые диктанты;

-упражнения на развитие зрительно-пространственной ориентировки, на развитие способности фигуры-фонового различения;

-альбом по развитию зрительно-вербальных функций Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой;

-книга-тренажер по сохранению детского зрения Г.Г.Демирчоглян;

-таблицы для исследования цветоощущений;

-игры и пособия на закрепление способов ориентировки в закрытом и открытом макропространстве: дидактические карточки с условными обозначениями, схемы передвижения, схемы класса, картины для развития художественного восприятия;

-упражнения на модальность восприятия (контур, силуэт, помехоустойчивость восприятия).


Список литературы


1. Григорьева Л.П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения / Л.П. Григорьева // Дефектология. 2000. № 2. С. 92-96.

2. Дорофеева Т.А. Пути оптимизации сенсорного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. М. 2002. 23с.

3. Ефименкова Е.Л., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение.1972.

4. Земцова О.Н. Вправо — влево, вверх — вниз (ориентируемся в пространстве). М.: Махаон. 2005. 16 с.

5. Малева З.П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Челябинск. 2001. 167 с.

6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. М.: Просвещение. 1990. 160 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.infanata.org

7. Плаксина Л.И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). М.: Экзамен. 2003. 355 с.

8. Подколзина Е.Н. Ориентирока в пространстве. М.: Просвещение.2001.

9. Солнцева Л.И. Адаптация диагностического материала для работы с детьми с нарушением зрения [Электронный ресурс] // Дефектология. 1998. №4. с. 33 URL: http://otherreferats.allbest.ru

10. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. Методическое пособие. М.: Сфера. 2003.

11. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. СПб.: Речь. 2004. 320 с.

12. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. М.: Генезис. 2003. 96 с.

13. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Речемыслительный тренажёр для детей младшего школьного возраста. М.: АРКТИ. 2003.









Рабочая программа коррекционной работы.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru