В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Опорно-двигательная система. Строение и функции.

Елена Бабак Елена Бабак
Тип материала: Урок
просмотров: 2583
Краткое описание
Урок "Опорно-двигательная система. Строение и функции" разработан для 8-го специального коррекционного класса VII вида и является первым уроком при изучении темы "Опорно-двигательная система". Цели урока: сформировать знания об опорно-двигательной системе человека; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Пожаловаться 11 сентября 2014
Файлы
конспект урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Урок биологии в 8 классе (коррекционном)


Тема урока: «Опорно-двигательная система. Строение и

функции»


Тип урока: Изучение нового материала

Цель: Изучить строение и функции опорно-двигательной системы.



I Орг. момент


II Актуализация знаний учащихся.


Ребята, мы с вами продолжаем изучать различные системы органов человека. И сегодня, речь пойдет о системе- труженице. И.М. Сеченов говори об этой системе: «Смеётся ли ребенок при виде игрушки, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге- везде окончательным фактором проявления мозговой деятельности является движение»

- Как вы думаете, о какой системе органов идет речь? (слайд 1)


III. 1 этап изучения нового материала.


Задача: знакомство со строением и функциями опорно-двигательного аппарата


Коррекционные задачи: совершенствование памяти и внимания при помощи

опорного конспектирования; развитие логического

мышления через умение применять знания в

знакомой и измененной ситуациях; увеличение

словарного запаса и коррекция разговорной речи

при помощи взаимоконтроля и взаимообучения в

ходе проверки первичного понимания и первичного

закрепления материала.


Опорно-двигательная система состоит из 220 костей.

- скажите, а кости могут двигаться самостоятельно? (Нет. Поэтому эта часть О.Д.С. называется пассивной.)

- А почему 220 костей соединены вместе, что приводит их в движение?

(Мышцы, это активная часть ОДС.)

-А какая система приводит мышцы в движение? (Нейрорегуляторная.)


А теперь давайте подумаем, какую функцию выполняет ОДС? Подсказка находится в самом ее названии.

1. опора - эту функцию выполняют скелет и мышцы. Скелет образует основу

тела, а натянутые мышцы дают опору органам, находящимся в полости тела.

2. движение

3. защита - во внутренних полостях располагаются жизненно важные органы


Первичная проверка понимания изложенного материала


А сейчас, то с чем мы с вами познакомились представим в виде опорного конспекта.

Вопросы 1 группе:

- сколько костей насчитывает скелет человека?

-из скольких мышц состоит опорно-двигательная система?

Вопросы 2 группы:

-что еще входит в состав опорно-двигательной системы?

- Перечислите ее функции.

Вопросы 3 группе:

-что является активной частью ОДС?

- что является пассивной частью ОДС?


Закрепление.


Вопрос учащимся 2-3 группы:

-во многих фильмах ужасов человеческий скелет встает, ходит, двигается. Это реально?

Вопрос учащимся 1-2 группы:

-если зимой, в гололед вы поскользнулись и упали, останутся ли в целости ваши

внутренние органы?

Вопрос учащимся 1 группы:

-поднимите учебник и опять положите его на парту. Какую функцию выполнила

ОДС?


2ой этап изучения нового материала.


Задачи: через создание проблемной ситуации изучить особенности строения плотной костной ткани и ответить на вопрос: почему кости человека очень прочные?


Коррекционные задачи: развитие абстрактного мышления, внимания, памяти, пополнение словарного запаса в ходе изучения строения плотной ткани при помощи микропрепаратов; развитие памяти и логического мышления в ходе составления опорного конспекта.


Создание проблемной ситуации: (слайд 2)

Средний вес человека 70-90 кг. Вес скелета человека составляет 7-8 кг.

Чем в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости?

Чтобы ответить на этот вопрос нам с вами необходимо изучить строение кости.

Лабораторная работа с микроскопами.

Учащиеся рассматривают микропрепарат плотной костной ткани.

Разъяснения учителя:

  1. овальные белые пустоты- костные каналы. В них находятся кровеносные сосуды и нервы.

  2. костные пластины. Они вставлены одна в другую и тем самым придают ткани прочность.

  3. костные пластины образованы клетками с отростками.

  4. костные пластины погружены в очень твердое межклеточное вещество.

Такая разновидность костной ткани называется- плотная.


Зарисуйте плотную костную ткань в опорном конспекте и подпишите рисунок (слайд 3)

-Теперь понятно, почему кости твердые. Но почему они такие легкие?

Рассказ учителя о рыхлой костной ткани и строении кости.


Физ. минутка.


Первичное закрепление знаний.


Учащиеся делятся на 2 группы. Первая – отвечает на вопросы компьютерного тестирования; вторая подписывает рисунок «строение кости» на опорном конспекте

( можно использовать учебник (стр. 94)). Затем группы меняются местами. Проводится самопроверка.


С целью информационно- интеллектуального развития учащиеся рассматривают принцип строения губчатой кости в архитектуре (Эйфелева башня в Париже, телебашня на Шаболовке) (слайд 4)


3ий этап изучения нового материала.


Задача: выяснить, почему кости не только прочны и легки, но и упруги, т.е. эластичны.


Коррекционные задачи: развитие внимания и интереса к учебе путем демонстрации опытов с костями


Кости человека не только прочные, но и очень упругие, эластичные.

И мы с вами должны выяснить, какие вещества обеспечивают ей такие свойства.


Лабораторная работа.

Рассмотреть три вида костей.

  1. нормальная кость - очень прочная.

  2. кость прокаленная – твердая, но хрупкая

  3. кость декальцинированная – эластичная.


Разъяснения учителя.

- давайте вспомним, из каких элементов состоит живая природа?

Органическое вещество- остеин придает костям эластичность (при прокаливании-

сгорает) . Соли кальция придают костям твердость ( растворяются в соляной

кислоте). С возрастом содержание в костях остеина уменьшается, поэтому у

пожилых людей чаще, чем у молодых бывают переломы.



Первичное закрепление материала.


Вопрос 1 группе:

- каков состав кости?

Вопросы 2 группе:

- какие вещества придают костям эластичность?

- какие вещества придают костям твердость?

Вопросы 3 группе:

-как называется вещество, придающее костям эластичность?

- как называется вещество, придающее костям твердость?


Ребята, наш опорный конспект заполнен. Если ОДС-опора тела, то опорный конспект- это опора вашим знаниям. Дома вы легко сможете вспомнить, что учили на сегодняшнем уроке.


IV Домашнее задание. Стр. 91-95; опорный конспект.


А закончить урок мне хочется рассказом об одном удивительном человеке. Его зовут Валентин Дикуль (рассказ учителя).


Спасибо за урок, желаю всем здоровья и силы духа.


Система оценки: за каждый правильный ответ на вопрос учителя, выполненный тест, подписанный рисунок, учащиеся ставят «+» в лист ответов.

7-8 «+»- отлично

5-6 «+» - хорошо

3-4 «+» - удовлетворительно






Лист ответов


1ый этап урока

2ой этап урока

3ий этап урока

Итоговая оценка














Опорный конспект


Опорно-двигательная система. Строение и функции

______________ _______________ ____________ ___________

_____________


__________ ________________ ____________


Губчатая костная ткань



Плотная костная ткань



1.______________________

1.______________________

2.______________________

2.______________________

3.______________________

3.______________________

4.______________________

4.______________________

5.______________________




Химический состав костей




___________________ __________________ ____________


___________________ __________________


___________________ __________________








презентация к уроку.ppt
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru