В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Приёмы активизации на уроках русского языка и литературы

Светлана Фомина Светлана Фомина
Тип материала: другое
просмотров: 1246
Краткое описание
Урок литературы - это один из путей повышения интереса учащихся к предмету.
Приёмами активизации на уроках литературы являются: интрига, лмнгвоанализ, работа над датами, момент творчества, ролевые игры.
Цель: активизировать работу учащихся на уроках  литературы.
Пожаловаться 26 августа 2014
Файлы
Приёмы активизации на уроках русского языка и литературы.doc
HTML Войдите для скачивания файлов







Приёмы активизации на уроках

русского языка и литературы.
































Урок литературы - это один из путей повышения интере­са учащихся к предмету.

Урок, на котором начинается открытие какой-то проблемы. Учащиеся на уроке проживают свою жизнь в единстве настоя­щего, будущего, и прошлого и через свой опыт овладевают понятиями: отечество, долг, патриотизм, чувство собствен­ного достоинства, благородство, верность, честь....

Приёмом активизации на уроке литературы является интрига.
Интригой начинается урок. Интригой может стать: стихи, письмо, афоризмы, афишка.

В качестве интриги можно использовать интервью, взя­тое у родителей по поводу их отношения, например, к творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

( Ребята сами составляют вопросы и записывают ответы мамы.) Лингвоанализ.

М.Ю.Лермонтов в стихотворении " Когда волнуется желте­ющая нива " - перемешал все времена года: " весенний" ландыш у него соседствует с "осенней" сливой, а "летняя" нива держит всё пространство стихотворения. Можно ли в реальной жизни увидеть пейзаж, нарисованный Лермонтовым в стихотворении? ( Нет, в природе не могут встретиться одновременно цветок лан­дыша, желтеющая нива и малиновая слива)

У Лермонтова это обобщение.

Но сначала задаётся вопрос - О чём это стихотворение? ( О стремлении человека к единению с природой, Создателем, вечностью.)

Всё стихотворение (16 строк) - это одно предложение. С синтаксической точки зрения как мы можем охарактеризовать его? ( Сложноподчинённое с придаточными условиями).

Главная часть предложения - центр стихотворения - последнее четверостишие. - О чём в нём говорится?

( Смиряется души тревога,

расходятся морщины на челе,

счастье я могу постигнуть

на земле, в небесах я вижу бога)



  • При каком условии возможно такое состояние человека?

  • Можем ли кратко ответить на этот вопрос? ( Когда в природе все - красота и гармония).

  • Какова образная структура стихотворения?

  • Составьте цветовую гамму данного стихотворения?

  • Отметьте средства художественной выразительности?


При изучении поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник", анализи­руя текст "Вступления", учащиеся убеждаются, что оно написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте находят славянизмы, приёмы ораторского искусства и другие средства ху­дожественной выразительности, показывающие отношение автора и деятельности Петра как исторически необходимой и направлен­ной на благо государства.

Или при изучении "Песни о вещем Олеге" Учащиеся сами находят средства художественной выразительности:

эпитеты (княжеский двор, царьградская броня ),

олицетворения (ковши шипят, годы таятся, дожди моют)

сравнения (змея - лента)

метафора (товарищ, слуга - к коню)

Это и словарная работа над незнакомыми, новыми словами, их значением, происхождением.

Например: филология, гений, монарх... Овладение новой лексикой: черты лиризма, ораторские приёмы,

трагедия совести, своеволие

Словарная работа помогает понять текст. Одним из приёмов активизации на уроке литературы является работа над выразительным чтением, выразительный пересказ. При изучении " Песни о вещем Олеге" даётся задание: подготовить выразительный пересказ на тему " Прощание Олега с конём" ( с ис­пользованием картины Васнецова)."

Художник Васнецов изобразил момент прощания Олега с любимым конём. На переднем плане боевой конь Олега. Его друг, товарищ и слуга.

Этот конь не боится военных трудностей и опасностей, ему нипочём ни холод, ни сеча: он, повинуясь воле своего господина, то, как вко­панный, стоит под стрелами врагов, то бурно, вихрем носится по бранному полю.

Это сильный, красивый конь белой масти. Могучий конь стоит, круто выгнув широкую, сильную шею, упирается в землю правой ногой.


На коне богатое убранство: красивая узда с длинными поводьями, седло с позолоченными стременами и высокой лукой, спереди седло поддерживается широким нагрудником: на нагруднике видны украше­ния: под седлом красивый чепрак.

Коня за поводья держит отрок: на отроке длинная с украшениями рубаха, перехваченная поясом, на голове шапочка с украшениями, на ногах мягкие сапожки.

Князь Олег положил голову на могучую шею своего друга и гово­рит ему ласковые слова, и конь как будто прислушивается к словам своего господина.

Князь в боевом снаряжении: на нём царьградская броня, на поясе висит меч в дорогих ножнах: на голове князя шлем, из-под него выби­ваются кудрявые волосы: на спине князя плащ, на ногах мягкие сапо­ги. За Олегом мы видим дружинника на коне тёмной масти. Дружин­ник держит в правой руке пику. На левом плане отрок держит нагото­ве другого коня. На него сейчас сядет Олег.




Работа над датами.

( Размышляя над датами жизни писателя, например, Н.В.Гоголя, можем спросить, с кем из современников он мог дружить).


Постановка проблемы (проблемные вопросы)

При изучении "Песни про царя Ивана Васильевича, молодо­го опричника и удалого купца Калашникова" ставятся следующие проблемные вопросы:

  1. Кто является в " Песне" настоящим героем и почему?

  2. В чём "правда" купца Калашникова?

  3. Почему "Песня" оканчивается не казнью Степана Парамоновича,
    а описанием его "безымянной" могилы?


Момент творчества - это импровизация. Но при изучении творчества М.В.Ломоносова можно использовать маленькое сочинительство.

Учитель: Есть мальчишки, которые в 10 лет уже проявляют свою самостоятельность: топчут цветы на газонах, вырывают с корнем кнопки в лифте, поджигают сухую траву вместе с насекомыми, живущими в ней, пишут бранные слова на стенах, а есть такие….

Ученик: кто способен зимой, проделать трудный путь с обозом из Холмогор в Москву, чтобы получить образование, недоедая и терпя лишения.


Подобрать эпиграфы к теме "Кулачный бой на Москве-реке". Учащимися были предложены следующие эпиграфы

а)" Вышел я на страшный бой, на последний бой".

б)" Постою за правду до - последнего".

в)" Буду насмерть биться, до последних сил".

(Была одобрена формулировка "б") Как одеть героев опричников?

(опричники пользовались покровительством, большими милостями царя: они получали хорошее содержание, т.е. большие деньги или "казну", подарки, богато одевались: носили бархатные шубы, парчо­вые кафтаны)

Парча- дорогая плотная шёлковая материя, вытканная золотыми и серебряными нитями; из парчи шили мужскую праздничную одежду, женские сарафаны. Кафтаны опричников подпоясывались шелковы­ми кушаками. На головах опричников были бархатные шапки, окайм­ленные соболиным мехом.

Нарисовать рекламу прочитанного произведения, обложку, устроить вернисаж иллюстраций, нарисовать медаль экслибрис к творчеству М.Ю.Лермонтова.


Ролевые игры.

(Ты - актёр. Какую роль хотел бы сыграть в "Скупом рыцаре "

Ты - режиссёр. Какую трагедию ты включил бы в репертуар своего театра в этом сезоне:

" Борис Годунов" или "Скупой рыцарь" - как наиболее актуальную, для современного зрителя?

Интересен учащимся и такой способ активизации интереса к уроку литературы:

диалоги, которые предстоит придумать и разыграть ученикам - маленький литературный театр.

Инсценировка сцен из маленьких рассказов ведут нас в настоящий театр с костюмами, художественными деталями.

Конкурсы на лучший монолог, диалог, игру, сочинение, чтение активизируют творчество учащихся.

На уроках русского языка также используются приёмы, активи­зирующие деятельность учащихся.

Одним из таких приёмов является лингвистический анализ текста.

Например, анализируется художественный текст - стихот­ворение Юлии Друниной.


ДОБРОТА.
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то,
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо,
Идет Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле

1. Удачно ли заглавие (Удачное, точное)

Доброта- отзывчивость, стремление делать добро другим. Это внутреннее качество человека, которое обнаруживается в его поступках, поведении.

2. Сколько частей в стихотворении и как они связаны между
собой ^;

(Три части, связаны лексически: повтор слов согрели и добрый - доброта)

3. Расскажите о роле местоимений в тексте. ( Стирание, забы­
вание подчёркивается местоимениями о тех, чем-то, наречием
когда-то.)

4.Почему два четверостишия начинаются глаголом сказуемым, а во втором случае подлежащее отсутствует вообще?

Обратный порядок главных членов в предпоследнем и пря­мой - в последнем предложении

  1. Какие значения в тексте имеет слово, согрели?

  1. Какие образы созданы ( нарисованы) автором?
    Какие языковые средства использованы?

( Постепенно забываются: исчезают словно в тумане, выцве­тают - стираются.

Тепло, приятно, хочется расслабиться - согрели. Доброта во­юет со злом, вытесняя его....- идет.)

  1. Почему нет запятой после слова чудо

  2. Какова роль однородных членов в стихотворении

  3. Как создаётся настроение текста

(Доброта для души - то же что здоровье для тела, она незаметна, когда владеешь ею.)

Одним из приёмов активизации является связное выска­зывание на лингвистическую тему. Это и диалог на лингвистическую тему. Сочинение на лингвистическую тему по плану. Например, предлагается план, по которому следует создавать рабочие материалы к сочинению.


Тема: " Имя существительное, как самостоятельная часть речи".

План

  1. Имя существительное как самостоятельное слово.

  2. Морфологические признаки имени существительного.

  3. Синтаксическая роль имен существительных.

  4. Орфограммы имен существительных.




Наряду с традиционными приемами активизации на уроках русского языка и литературы используется технология и развитие критического мышления через чтение и письмо.

Это система приемов, которая может быть использована в различных предметных областях.

Технология, ориентированная на решение актуальных образовательных и воспитательных задач. В основе технологии лежит модель, состоящая из трех фаз:

1-я фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.

2-я активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания.

3-я фаза –систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.


Приемы технологии развития критического мышления


Например:

Кластеры, перепутанные логические цепочки, синквесты, ЭССЕ….

Эти примеры позволяют сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, выделять ключевые аспекты, систематизировать информацию, резюмировать её, синтезировать, развивать внимание логически мыслить.

Современная система образования отмечает, что результатами образования должны стать не знания, умение и навыки, а овладение ключевыми компетенциями, средствами помогающими организовать самообразование.


Таким образом, примеры активизации на уроках русского языка и литературы позволяют:

  • Научить учеников самим добывать знания

  • Развить способность учится самостоятельной работе

  • Формировать у учащихся навыки самообразования

  • Создать в классе творческую атмосферу, атмосферу портнерства.


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru