В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Приёмы активизации на уроках русского языка и литературы

Приёмы активизации на уроках русского языка и литературы

Светлана Фомина
Тип материала: другое
просмотров: 3537
Краткое описание
Урок литературы - это один из путей повышения интереса учащихся к предмету.
Приёмами активизации на уроках литературы являются: интрига, лмнгвоанализ, работа над датами, момент творчества, ролевые игры.
Цель: активизировать работу учащихся на уроках  литературы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Приёмы активизации на уроках русского языка и литературы.doc Скачать







Приёмы активизации на уроках

русского языка и литературы.
































Урок литературы - это один из путей повышения интере­са учащихся к предмету.

Урок, на котором начинается открытие какой-то проблемы. Учащиеся на уроке проживают свою жизнь в единстве настоя­щего, будущего, и прошлого и через свой опыт овладевают понятиями: отечество, долг, патриотизм, чувство собствен­ного достоинства, благородство, верность, честь....

Приёмом активизации на уроке литературы является интрига.
Интригой начинается урок. Интригой может стать: стихи, письмо, афоризмы, афишка.

В качестве интриги можно использовать интервью, взя­тое у родителей по поводу их отношения, например, к творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

( Ребята сами составляют вопросы и записывают ответы мамы.) Лингвоанализ.

М.Ю.Лермонтов в стихотворении " Когда волнуется желте­ющая нива " - перемешал все времена года: " весенний" ландыш у него соседствует с "осенней" сливой, а "летняя" нива держит всё пространство стихотворения. Можно ли в реальной жизни увидеть пейзаж, нарисованный Лермонтовым в стихотворении? ( Нет, в природе не могут встретиться одновременно цветок лан­дыша, желтеющая нива и малиновая слива)

У Лермонтова это обобщение.

Но сначала задаётся вопрос - О чём это стихотворение? ( О стремлении человека к единению с природой, Создателем, вечностью.)

Всё стихотворение (16 строк) - это одно предложение. С синтаксической точки зрения как мы можем охарактеризовать его? ( Сложноподчинённое с придаточными условиями).

Главная часть предложения - центр стихотворения - последнее четверостишие. - О чём в нём говорится?

( Смиряется души тревога,

расходятся морщины на челе,

счастье я могу постигнуть

на земле, в небесах я вижу бога)



  • При каком условии возможно такое состояние человека?

  • Можем ли кратко ответить на этот вопрос? ( Когда в природе все - красота и гармония).

  • Какова образная структура стихотворения?

  • Составьте цветовую гамму данного стихотворения?

  • Отметьте средства художественной выразительности?


При изучении поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник", анализи­руя текст "Вступления", учащиеся убеждаются, что оно написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте находят славянизмы, приёмы ораторского искусства и другие средства ху­дожественной выразительности, показывающие отношение автора и деятельности Петра как исторически необходимой и направлен­ной на благо государства.

Или при изучении "Песни о вещем Олеге" Учащиеся сами находят средства художественной выразительности:

эпитеты (княжеский двор, царьградская броня ),

олицетворения (ковши шипят, годы таятся, дожди моют)

сравнения (змея - лента)

метафора (товарищ, слуга - к коню)

Это и словарная работа над незнакомыми, новыми словами, их значением, происхождением.

Например: филология, гений, монарх... Овладение новой лексикой: черты лиризма, ораторские приёмы,

трагедия совести, своеволие

Словарная работа помогает понять текст. Одним из приёмов активизации на уроке литературы является работа над выразительным чтением, выразительный пересказ. При изучении " Песни о вещем Олеге" даётся задание: подготовить выразительный пересказ на тему " Прощание Олега с конём" ( с ис­пользованием картины Васнецова)."

Художник Васнецов изобразил момент прощания Олега с любимым конём. На переднем плане боевой конь Олега. Его друг, товарищ и слуга.

Этот конь не боится военных трудностей и опасностей, ему нипочём ни холод, ни сеча: он, повинуясь воле своего господина, то, как вко­панный, стоит под стрелами врагов, то бурно, вихрем носится по бранному полю.

Это сильный, красивый конь белой масти. Могучий конь стоит, круто выгнув широкую, сильную шею, упирается в землю правой ногой.


На коне богатое убранство: красивая узда с длинными поводьями, седло с позолоченными стременами и высокой лукой, спереди седло поддерживается широким нагрудником: на нагруднике видны украше­ния: под седлом красивый чепрак.

Коня за поводья держит отрок: на отроке длинная с украшениями рубаха, перехваченная поясом, на голове шапочка с украшениями, на ногах мягкие сапожки.

Князь Олег положил голову на могучую шею своего друга и гово­рит ему ласковые слова, и конь как будто прислушивается к словам своего господина.

Князь в боевом снаряжении: на нём царьградская броня, на поясе висит меч в дорогих ножнах: на голове князя шлем, из-под него выби­ваются кудрявые волосы: на спине князя плащ, на ногах мягкие сапо­ги. За Олегом мы видим дружинника на коне тёмной масти. Дружин­ник держит в правой руке пику. На левом плане отрок держит нагото­ве другого коня. На него сейчас сядет Олег.




Работа над датами.

( Размышляя над датами жизни писателя, например, Н.В.Гоголя, можем спросить, с кем из современников он мог дружить).


Постановка проблемы (проблемные вопросы)

При изучении "Песни про царя Ивана Васильевича, молодо­го опричника и удалого купца Калашникова" ставятся следующие проблемные вопросы:

  1. Кто является в " Песне" настоящим героем и почему?

  2. В чём "правда" купца Калашникова?

  3. Почему "Песня" оканчивается не казнью Степана Парамоновича,
    а описанием его "безымянной" могилы?


Момент творчества - это импровизация. Но при изучении творчества М.В.Ломоносова можно использовать маленькое сочинительство.

Учитель: Есть мальчишки, которые в 10 лет уже проявляют свою самостоятельность: топчут цветы на газонах, вырывают с корнем кнопки в лифте, поджигают сухую траву вместе с насекомыми, живущими в ней, пишут бранные слова на стенах, а есть такие….

Ученик: кто способен зимой, проделать трудный путь с обозом из Холмогор в Москву, чтобы получить образование, недоедая и терпя лишения.


Подобрать эпиграфы к теме "Кулачный бой на Москве-реке". Учащимися были предложены следующие эпиграфы

а)" Вышел я на страшный бой, на последний бой".

б)" Постою за правду до - последнего".

в)" Буду насмерть биться, до последних сил".

(Была одобрена формулировка "б") Как одеть героев опричников?

(опричники пользовались покровительством, большими милостями царя: они получали хорошее содержание, т.е. большие деньги или "казну", подарки, богато одевались: носили бархатные шубы, парчо­вые кафтаны)

Парча- дорогая плотная шёлковая материя, вытканная золотыми и серебряными нитями; из парчи шили мужскую праздничную одежду, женские сарафаны. Кафтаны опричников подпоясывались шелковы­ми кушаками. На головах опричников были бархатные шапки, окайм­ленные соболиным мехом.

Нарисовать рекламу прочитанного произведения, обложку, устроить вернисаж иллюстраций, нарисовать медаль экслибрис к творчеству М.Ю.Лермонтова.


Ролевые игры.

(Ты - актёр. Какую роль хотел бы сыграть в "Скупом рыцаре "

Ты - режиссёр. Какую трагедию ты включил бы в репертуар своего театра в этом сезоне:

" Борис Годунов" или "Скупой рыцарь" - как наиболее актуальную, для современного зрителя?

Интересен учащимся и такой способ активизации интереса к уроку литературы:

диалоги, которые предстоит придумать и разыграть ученикам - маленький литературный театр.

Инсценировка сцен из маленьких рассказов ведут нас в настоящий театр с костюмами, художественными деталями.

Конкурсы на лучший монолог, диалог, игру, сочинение, чтение активизируют творчество учащихся.

На уроках русского языка также используются приёмы, активи­зирующие деятельность учащихся.

Одним из таких приёмов является лингвистический анализ текста.

Например, анализируется художественный текст - стихот­ворение Юлии Друниной.


ДОБРОТА.
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то,
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо,
Идет Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле

1. Удачно ли заглавие (Удачное, точное)

Доброта- отзывчивость, стремление делать добро другим. Это внутреннее качество человека, которое обнаруживается в его поступках, поведении.

2. Сколько частей в стихотворении и как они связаны между
собой ^;

(Три части, связаны лексически: повтор слов согрели и добрый - доброта)

3. Расскажите о роле местоимений в тексте. ( Стирание, забы­
вание подчёркивается местоимениями о тех, чем-то, наречием
когда-то.)

4.Почему два четверостишия начинаются глаголом сказуемым, а во втором случае подлежащее отсутствует вообще?

Обратный порядок главных членов в предпоследнем и пря­мой - в последнем предложении

  1. Какие значения в тексте имеет слово, согрели?

  1. Какие образы созданы ( нарисованы) автором?
    Какие языковые средства использованы?

( Постепенно забываются: исчезают словно в тумане, выцве­тают - стираются.

Тепло, приятно, хочется расслабиться - согрели. Доброта во­юет со злом, вытесняя его....- идет.)

  1. Почему нет запятой после слова чудо

  2. Какова роль однородных членов в стихотворении

  3. Как создаётся настроение текста

(Доброта для души - то же что здоровье для тела, она незаметна, когда владеешь ею.)

Одним из приёмов активизации является связное выска­зывание на лингвистическую тему. Это и диалог на лингвистическую тему. Сочинение на лингвистическую тему по плану. Например, предлагается план, по которому следует создавать рабочие материалы к сочинению.


Тема: " Имя существительное, как самостоятельная часть речи".

План

  1. Имя существительное как самостоятельное слово.

  2. Морфологические признаки имени существительного.

  3. Синтаксическая роль имен существительных.

  4. Орфограммы имен существительных.




Наряду с традиционными приемами активизации на уроках русского языка и литературы используется технология и развитие критического мышления через чтение и письмо.

Это система приемов, которая может быть использована в различных предметных областях.

Технология, ориентированная на решение актуальных образовательных и воспитательных задач. В основе технологии лежит модель, состоящая из трех фаз:

1-я фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.

2-я активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания.

3-я фаза –систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.


Приемы технологии развития критического мышления


Например:

Кластеры, перепутанные логические цепочки, синквесты, ЭССЕ….

Эти примеры позволяют сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, выделять ключевые аспекты, систематизировать информацию, резюмировать её, синтезировать, развивать внимание логически мыслить.

Современная система образования отмечает, что результатами образования должны стать не знания, умение и навыки, а овладение ключевыми компетенциями, средствами помогающими организовать самообразование.


Таким образом, примеры активизации на уроках русского языка и литературы позволяют:

  • Научить учеников самим добывать знания

  • Развить способность учится самостоятельной работе

  • Формировать у учащихся навыки самообразования

  • Создать в классе творческую атмосферу, атмосферу портнерства.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос