В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Тема мероприятия: « Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»

Тема мероприятия: « Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»

ОКСАНА КИРЕЕВА
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 123 голосов:10просмотров: 3224
Краткое описание
Тип материала: мероприятие.
Форма: групповая.
Цель:  поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуре, продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками.
Задачи:
Коррекционно-обучающая:  
  -расширять знания детей о русско-народных праздниках  и обычаях.
Коррекционно -развивающая:  
-развивать  познавательный  кругозор детей, активизировать словарный запас.
Коррекционно -воспитательная:
-воспитывать любовь к Родине, к её культуре эстетическими чувствами.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Владимирской области.docx
HTML Войдите для скачивания файлов





D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif



Владимирской области.


ГК СОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида г. Ковров»


Тема мероприятия:

« Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»


Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начального звена коррекционной школы.

3 класс




Автор - составитель: Киреева Оксана Геннадьевна

Воспитатель: первой категории.




Мероприятие: нетрадиционное содержит разнообразные виды деятельности: костюмированные выступления детей, подвижные игры,хороводные,загадки,прибаутки. Продолжительность 20-25 минут.


Тип материала: мероприятие.


Форма: групповая.



















D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif

Пояснительная записка.

Коляда (с лат.) - первый день месяца. Коляда́ — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству, также назывались и все святки от Рождества до Крещения

Главной частью колядования было хождение молодёжи со звездой по домам и прославление божества (в древности Коляды, а затем Христа). Колядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под Новый год. Оно включало в себя пение песен (колядок), основной темой которых была тема поисков Коляды. При колядовании участники обряда обходили дома крестьян в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

После их исполнения они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда те отказывались слушать колядовщиков, их порицали за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их, по возможности, щедро одарить.























D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif


Сценарий мероприятия: «Мы гадали, колядовали, праздник вместе отмечали.»


Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуре, продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками.

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

-расширять знания детей о русско-народных праздниках и обычаях.

Коррекционно -развивающая:

-развивать познавательный кругозор детей, активизировать словарный запас.

Коррекционно -воспитательная:

-воспитывать любовь к Родине, к её культуре эстетическими чувствами.


Оборудование:

  1. Класс оформлен под русско-народную избу.

  2. Стол со скатертью.

  3. Свечи,сарафаны,косоворотки,шумовые инсрументы,бусы,колечки.

  4. Звезда Вифлеемская.

  5. Рисунки детские о зиме.





















D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif


Ход занятия.


Звучит русская-народная музыка.

Входит Хозяйка в сарафане, (воспитатель в роли Хозяйки)

-Здравствуйте гости званые, гости желанные.

Добро пожаловать к нам на наши посиделки.

Наступили долгие зимние дни с разными забавами, играми.

1. ребенок: Зима - трех месяцев владыка.

2. ребенок: Декабрь начинает стужу, холодную зиму.

3. ребенок: Все ниже ходит солнце, все короче дни.

4. ребенок: Славится зима гуляньями и забавами. И веселыми и светлыми зимними праздниками.

Хозяйка: -А Какими праздниками славится зима? (ответы детей)

Рассказ хозяйки о Святочных праздниках:

«Давным-давно старые люди бабушки и дедушки называли эти праздники – Святками.

Длятся они две недели. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай.

Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой святок были обряды, гадания, приметы.

В святочный период проходил Коляда,. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи,

чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное - рядилась.. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев угощенья. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от степени одарения колядующих.

Колядки – это песни, в которых славили хозяев, желали им богатства, хорошего урожая, благополучия.

Девочка поёт колядку:

«Пришла Коляда

Накануне Рождества»

«Наделил бы вас Господь

И житьем и бытием и богатством

И создай вам, господи

Еще лучше того!»


D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif


Хозяйка: колядки исполнялись молодыми людьми, которые несли на шесте восьмиконечную звезду.

- Как эта звезда называется? (ответы детей)

Добрые хозяева одаривали колядовщиков пирогами, конфетами. А если хозяева жадничали, то колядовщики пели озорные песенки с шуточными угрозами:

«Тешен – потешен

Хозяин повешен»

Обычно все дары хозяйские колядовщики собирали в один большой мешок, а потом устраивали коллективные застолья, праздничества или просто все делили поровну.

Сценка «Встреча с гостями.»

Хозяюшка : -Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их. (входят ряженые одетые в сарафаны,рубахи-косоворотки,шумовые инструменты в руке, поют шуточные колядки)

1 ребенок:

Не дашь пирога

Мы корову за рога

Не дашь блинка –

Мы хозяев в пинка!

Подавайте, не ломайте

Всем ребятам раздавайте

2 ребенок:

Сто бы вам коров

Полтораста быков

По ведру бы вам доили

Все сметаною!

3 ребенок:

Дайте блин да кишку,

Да свиную ножку

Всем понемножку

4 ребенок:

Будете нас дарить –

Будем вас хвалить

А не будете дарить

Будем вас корить!

Хозяюшка: - Не надо нас корить мы вас будем дарить ,располагайтесь гости дорогие. -И начинались посиделки с веселыми шутками, прибаутками.

Игра-прибаутка: «Правда, Ли это?»

D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif

По поднебесью, братцы, медведь летал

Медведь летал, хвостом вилял.

Свинья на ели гнездо свила.

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек - поросяточек.

Поросяточки по сучкам сидят,

По сучкам висят, полетать хотят. (Ответы детей)

Хозяйка: - Давайте играть, веселиться, плясать.

Проводится игра.«Колечко, колечко ,выйди на крылечко.»

(Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая:

Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: Колечко-колечко, выйди на крылечко!

- и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.)

Хозяюшка: - В крещенские дни, чтобы узнать свою судьбу, узнать какой будет следующий год, люди гадали, девушки гадали, на своих суженых – ряженых.

«Обряд гадания» (выход девочек.)

Гадавшие (а это, как правило, были девушки) собирали в одну чашу (блюдо) украшения, накрывали чашу платком и под пение подблюдных песен вынимали наугад украшение из чаши. Чьё было украшение — той в песне и была предсказана судьба. При первом исполнении содержание этих песен может показаться странным: в них поётся о курочке, о воробье, о золоте. То, о чём поётся, не называется прямо.

Проводится русско- народная хороводная игра;

Игра «Дударь, дударь, дударище …»

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором, спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает : «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают : «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.

D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif

Хозяюшка (загадывает загадки)

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке — щетинка.

(поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

( петух).

По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)

Домик деревянный, В домике - водица. (колодец)

Плачет, плачет рёвушка,

Бедная головушка.

Плачет летом и весной,

А осеннею порой

Так рыдает, так рыдает,

Что почти не высыхает! (дождь)

Белая овечка,

Золочёны рожки.

Днём ей не пасётся,

По ночам не спится! (месяц)

Чудной Сашка –

Зелёная рубашка:

Летом оделся,

К зиме разделся! (дерево)

Хозяюшка; -Вижу все устали, так давайте поиграем.

Проводится игра «Зима-зимушка, зима.»

(Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется: )

Хозяюшка: Вот и повеселились, а чтобы конфетки получить надо хозяйку поблагодарить.

Дети прославляют хозяев.

1 ребенок:

У доброго мужика

Уродись рожь густа

Колоском хороша

А соломкой-то пуста!

2 ребенок:

С Новым годом всех поздравляем

Двор хозяйский житом осыпаем

D:\оксана\уроки в детском саду\uchmet_120_60.gif

3 ребенок:

Чтобы курочки водились

Чтобы свинки поросились

4 ребенок:

Чтоб коровушки телились

А кобылки жеребились!

5 ребенок:

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год

Хозяюшка: -Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Такими были на Руси святки - с ряженьем, гаданием, праздничным гулянием. Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного!





Список литературы:

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание. СПб. Детство-Пресс, 1998 г.

  2. Музыкальный руководитель № 6, 2005 г. Приложение 7.

  3. Русский народный календарь / О.В. Третьякова. М. Метафора.-2006 г.

  4. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры развлечения. Ярославль: Академия развития, 2001 г.











































Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru