В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Водяной пар. Облака

Татьяна Пацевич Татьяна Пацевич
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 1538
Краткое описание
- Сформировать представление о водяном паре, о насыщенном и ненасыщенном воздухе;
- Научить вычислять относительную и абсолютную влажность воздуха;
- Сформировать представление о видах облаков.

Описание
Бюджетное образовательное учреждение Вытегорского муниципального района «Алмозерская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока географии в 6классе Водяной пар. Облака

Автор разработки: Пацевич Татьяна Константиновна Учитель географии и биологии БОУ ВМР «Алмозерская основная общеобразовательная школа»
п. Волоков Мост. 2014 год Описание урока: Предлагаю вам конспект урока для учеников 6 класса по теме «Водяной пар. Облака». Данный материал будет полезен учителям, работающим в 6-х классах. Это конспект изучения нового материала в игровой форме, направленный на знакомство учеников с водяным паром и его образованием. Ребята пополняют знания об облаках. Цель: формирование знаний о водяном паре и облаках.
Задачи:
— Сформировать представление о водяном паре, о насыщенном и ненасыщенном воздухе;
— Научить вычислять относительную и абсолютную влажность воздуха;
— Сформировать представление о видах облаков.
Оборудование: таблицы («Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры», «Сравнительна я характеристика облаков»), карточки.
Ход урока: 1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
Работа на карточках для отдельных учеников:
Постороить «Розу ветров» и проанализировать;
Устный опрос:
а) Что такое ветер? (Движение воздуха в горизонтальном направлении);
б) Дайте определение:
— бриз (лёгкий местный ветер);
— муссон (устойчивый ветер над определёнными областями земли, дующий летом с океана на сушу, а зимой наоборот);
В) С помощью какого прибора определяют направление ветра? (флюгнр);
Г) От чего зависит скорость ветра? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость).
Работа у доски:

735 мм рт ст………750 мм рт ст
770 мм рт ст………730 мм рт ст

Учитель: Покажите стрелками направление ветра. В каком случае скорость ветра будет больше?
3. Изучение нового материала:
Учитель протирае доску влажной тряпкой и просит учеников обратить внимание, что будет происходить (доска высыхает).
Учитель: Куда девается вода с доски? (ученик — испаряется);
Учитель: Какое значение это имеет для атмосферы? (ученик — в атмосфере содержится вода);
Учитель: В каком состоянии из трёх вам уже известных находится вода в атмосфере? (ученик — в газообразном – водяной пар);
Учитель: Видим ли мы водяной пар? (ученик — нет).
Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (ученик – о водяном паре). Открыли тетради, подписали число, тему урока «Водяной пар. Облака».
Учитель: Всё ли мы знаем о водяном паре? Что бы вы хотели узнать? (Вместе с детьми формулируем цели урока).
Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется абсолютной влажностью. Измеряется в гр на 1м3воздуха.
Водяной пар попадает в воздух при испарении с поверхности Мирового океана, рек, озёр, болот, а также с поверхности суши и растений.

Ежегодно с поверхности Мирового океана испаряется 448 тыс км3воды, А с поверхности суши – 71 тыс км3 воды. Со всей поверхности Земли испаряется – 519 тыс км3 воды.

Учитель: Вы наверное замечали, что лужи в тёплую погоду высыхают быстрее. Как вы думаете, почему? (ученик — в тёплую, ясную погоду испарение происходит быстрее, чем в холодную).
Учитель: Почему? Давайте обратимся к таблице «Зависимость водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры» (таблица на доске и в учебниках):

— 20С – 1г 10С – 9г
— 10С – 2,5 г 20С – 17 г
0С – 5 г 30С – 30 г


Ученики должны обратить внимание на то, что чем выше ʈ, тем больше может содержаться воды в таком воздухе.
Учитель: Решим задачу (карточка №1): Рассмотрим 2 случая:
1) При ʈ+ 30С в 1 м3 воздуха – содержится 30 г воды;
2) При ʈ+ 30С в 1 м3 воздуха – содержится 20 г воды;
Вопрос: Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенный? (ученик: в первом случае – насыщенный, во втором – ненасыщенный).
Учитель: Давайте найдём в учебнике определение насыщенного и ненасыщенного воздуха. (ученик: Если воздух не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит, его называют насыщенным. Если воздух содержит меньше водяного пара, чем может содержать, такой воздух называют ненасыщенным).
Учитель: Пользуясь таблицей, определите (карточка №2):
1) Сколько гр водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 0С до + 10С? (ответ: 4г);
2) Является ли воздух насыщенным, если при ʈ + 20С 1 м3 его содержит 7г водяного пара? (ответ: нет, не хватает 10 г до насыщения).
Проблемное задание:
Учитель: Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца она исчезает?
Если ученики затрудняются ответить, то задаю дополнительные вопросы:

1) Днём ʈвоздух была + 30. Сколько воды могло содержаться в 1 м3 воздуха? (при условии, что он насыщен – 30г);
2) Утром ʈупала до + 10. Сколько гр воды может содержаться при данной ʈ? (9гр);
3) Какой возникает вопрос? (куда девалась «лишняя» вода массой 21 гр?) (вода выпала в виде росы);
4) Куда исчезла роса днём и почему? (ʈповысилась до +30С, и воздух, имея в себе 9г воды, превратился в ненасыщенный, и поэтому началось испарение и роса мсчезла).
Сообщение ученика «Использование росы».
Учитель: Всегда ли при ʈ=30содержится 30г воды? ( выдвигаться могут разные версии – да и нет. Тогда можно напомнить о пустынях). ( не всегда при орпеделённой ʈможет содержаться максимальное для этих условий колличество водяного пара, например (карточка №3): задача :1 ученик у доски, остальные в тетрадях — по вычислению относительной влажности):
При ʈ= +30С содержится 30г водяного пара. Выразите 30гр в % — 100%, а если содержится 17гр водяного пара?
Решение: Составим пропорцию:
30г – 100%
17гр – Х
Х = 17×100 = 56%
30
56% — относительная влажность.
Учитель: Найлите в учебнике определение, что такое относительная влажность. (ученик: это отношение (в%) фактического содержания водяного пара в 1м3 к возможному при данной ʈ).
Учитель: Для измерения относительной влажности используют прибор – гигрометр. Действие этого прибора основано на свойстве человеческого волоса поглощать влагу, отчего длина волоса несколько увеличивается. При сузом воздухе – укорачивается. Изменение длины волоса передаётся стрелке, которая показывает относительную влажность.
Учитель: Найдите в учебнике:
1 вариант – определение – что такое туман?
2 вариант – как он образуется?
Учитель: Ребята, а туман и облако – это одно и тоже? (ученик: Облако – это туман, поднявшийся на определённую высоту).
Облака имеют разную форму и от этого иеют разные названия.

ОБЛАКА
КУЧЕВЫЕ СЛОИСТЫЕ ПЕРИСТЫЕ

Учитель: Давайте обратимся к таблице «Характеристика облаков» (карточка №4).
Виды облаков
Внешний вид
Высота образования
В какой сезон года
Причина образования
Кучевые
Белые «кучи ваты»
2 -10 км
С весны по осень
При подъёме тёплого воздуха
Слоистые
Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность
Менне 2 км
В течении всего года
При контакте тёплого и холодного воздуха
Перистые
Похожи на белые волокна или перья
10 -12 км
В течении всего года
В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха

Учитель: Пользуясь таблицей, дайте характеристику кучевых, слоистых и перистых облаков.
4. Закрепление материала:
Карточка №5 (устные ответы):
1. Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при ʈ+20% — 50%. (ответ: при +20С содержится 17гр водяного пара, 50% от этого количества – 8,5гр).
2. Сколько воды может содержать воздух нашего класса при ʈ= +20С? (ответ: 17гр).
3. При ʈ= +30абсолютная влажность равна 15. Определите относительную влажность? (ответ: относительная влажность воздуха = 50%, т.к. в воздухе при ʈ= +30может содержаться 30гр водяного пара).
5.Домашнее задание: п. 23, вопросы после параграфа.

Список использованных источников информации:
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География Начальный курс 6 класс Дрофа 2009 г.
2. Газета «География» № 27 2006 г. «Атмосферные осадки» М.С. Ердынеева
3. Г. Пивоварова, А. Безруков « Занимательная география» Москва « АСТ – Пресс» 2001
 

Пожаловаться 19 июня 2014
Файлы
Водяной пар Облака 6кл.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

C:\Users\User\Pictures\uchmet_120_60.gif

Бюджетное образовательное учреждение Вытегорского муниципального района «Алмозерская основная общеобразовательная школа»













Конспект урока географии в 6 классе Водяной пар. Облака







Автор разработки: Пацевич Татьяна Константиновна

Учитель географии и биологии

БОУ ВМР «Алмозерская основная общеобразовательная школа»









п. Волоков Мост.

2014 год

Описание урока: Предлагаю вам конспект урока для учеников 6 класса по теме «Водяной пар. Облака». Данный материал будет полезен учителям, работающим в 6-х классах. Это конспект изучения нового материала в игровой форме, направленный на знакомство учеников с водяным паром и его образованием. Ребята пополняют знания об облаках. Цель: формирование знаний о водяном паре и облаках.

Задачи:

- Сформировать представление о водяном паре, о насыщенном и ненасыщенном воздухе;

- Научить вычислять относительную и абсолютную влажность воздуха;

- Сформировать представление о видах облаков.

Оборудование: таблицы («Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры», «Сравнительна я характеристика облаков»), карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

Работа на карточках для отдельных учеников:

Постороить «Розу ветров» и проанализировать;

Устный опрос:

а) Что такое ветер? (Движение воздуха в горизонтальном направлении);

б) Дайте определение:

- бриз (лёгкий местный ветер);

- муссон (устойчивый ветер над определёнными областями земли, дующий летом с океана на сушу, а зимой наоборот);

В) С помощью какого прибора определяют направление ветра? (флюгнр);

Г) От чего зависит скорость ветра? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость).

Работа у доски:

735 мм рт ст………750 мм рт ст

770 мм рт ст………730 мм рт ст

Учитель: Покажите стрелками направление ветра. В каком случае скорость ветра будет больше?



  1. Изучение нового материала:

Учитель протирае доску влажной тряпкой и просит учеников обратить внимание, что будет происходить (доска высыхает).

Учитель: Куда девается вода с доски? (ученик - испаряется);

Учитель: Какое значение это имеет для атмосферы? (ученик - в атмосфере содержится вода);

Учитель: В каком состоянии из трёх вам уже известных находится вода в атмосфере? (ученик - в газообразном – водяной пар);

Учитель: Видим ли мы водяной пар? (ученик - нет).

Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (ученик – о водяном паре). Открыли тетради, подписали число, тему урока «Водяной пар. Облака».

Учитель: Всё ли мы знаем о водяном паре? Что бы вы хотели узнать? (Вместе с детьми формулируем цели урока).

Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется абсолютной влажностью. Измеряется в гр на 1м3воздуха.

Водяной пар попадает в воздух при испарении с поверхности Мирового океана, рек, озёр, болот, а также с поверхности суши и растений.

Ежегодно с поверхности Мирового океана испаряется 448 тыс км3воды,

А с поверхности суши – 71 тыс км3 воды.

Со всей поверхности Земли испаряется – 519 тыс км3 воды.















Учитель: Вы наверное замечали, что лужи в тёплую погоду высыхают быстрее. Как вы думаете, почему? (ученик - в тёплую, ясную погоду испарение происходит быстрее, чем в холодную).

Учитель: Почему? Давайте обратимся к таблице «Зависимость водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры» (таблица на доске и в учебниках):

- 200 С – 1г 100 С – 9г

- 100 С – 2,5 г 200 С – 17 г

00 С – 5 г 300 С – 30 г













Ученики должны обратить внимание на то, что чем выше ʈ0, тем больше может содержаться воды в таком воздухе.

Учитель: Решим задачу (карточка №1): Рассмотрим 2 случая:

1) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха – содержится 30 г воды;

2) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха – содержится 20 г воды;

Вопрос: Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенный? (ученик: в первом случае – насыщенный, во втором – ненасыщенный).

Учитель: Давайте найдём в учебнике определение насыщенного и ненасыщенного воздуха. (ученик: Если воздух не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит, его называют насыщенным. Если воздух содержит меньше водяного пара, чем может содержать, такой воздух называют ненасыщенным).

Учитель: Пользуясь таблицей, определите (карточка №2):

  1. Сколько гр водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 00 С до + 100 С? (ответ: 4г);

  2. Является ли воздух насыщенным, если при ʈ + 200 С 1 м3 его содержит 7г водяного пара? (ответ: нет, не хватает 10 г до насыщения).

Проблемное задание:

Учитель: Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца она исчезает?

Если ученики затрудняются ответить, то задаю дополнительные вопросы:



  1. Днём ʈ0 воздух была + 300. Сколько воды могло содержаться в 1 м3 воздуха? (при условии, что он насыщен – 30г);

  2. Утром ʈ0 упала до + 100. Сколько гр воды может содержаться при данной ʈ0? (9гр);

  3. Какой возникает вопрос? (куда девалась «лишняя» вода массой 21 гр?) (вода выпала в виде росы);

  4. Куда исчезла роса днём и почему? (ʈ0 повысилась до +300 С, и воздух, имея в себе 9г воды, превратился в ненасыщенный, и поэтому началось испарение и роса мсчезла).

Сообщение ученика «Использование росы».

Учитель: Всегда ли при ʈ0 =300 содержится 30г воды? ( выдвигаться могут разные версии – да и нет. Тогда можно напомнить о пустынях). ( не всегда при орпеделённой ʈ0 может содержаться максимальное для этих условий колличество водяного пара, например (карточка №3): задача :1 ученик у доски , остальные в тетрадях - по вычислению относительной влажности):

При ʈ0 = +300 С содержится 30г водяного пара. Выразите 30гр в % - 100%, а если содержится 17гр водяного пара?

Решение: Составим пропорцию:

30г – 100%

17гр – Х

Х = 17×100 = 56%

30

56% - относительная влажность.

Учитель: Найлите в учебнике определение, что такое относительная влажность. (ученик: это отношение (в%) фактического содержания водяного пара в 1м3 к возможному при данной ʈ0).

Учитель: Для измерения относительной влажности используют прибор – гигрометр. Действие этого прибора основано на свойстве человеческого волоса поглощать влагу, отчего длина волоса несколько увеличивается. При сузом воздухе – укорачивается. Изменение длины волоса передаётся стрелке, которая показывает относительную влажность.

Учитель: Найдите в учебнике:

1 вариант – определение – что такое туман?

2 вариант – как он образуется?

Учитель: Ребята, а туман и облако – это одно и тоже? (ученик: Облако – это туман, поднявшийся на определённую высоту).

Облака имеют разную форму и от этого иеют разные названия.

ОБЛАКА



КУЧЕВЫЕ СЛОИСТЫЕ ПЕРИСТЫЕ











Учитель: Давайте обратимся к таблице «Характеристика облаков» (карточка №4).

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон года

Причина образования

Кучевые

Белые «кучи ваты»

2 -10 км

С весны по осень

При подъёме тёплого воздуха

Слоистые

Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность

Менне 2 км

В течении всего года

При контакте тёплого и холодного воздуха

Перистые

Похожи на белые волокна или перья

10 -12 км

В течении всего года

В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха



Учитель: Пользуясь таблицей, дайте характеристику кучевых, слоистых и перистых облаков.

4. Закрепление материала:

Карточка №5 (устные ответы):

  1. Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при ʈ0 +200 % - 50%. (ответ: при +200 С содержится 17гр водяного пара, 50% от этого количества – 8,5гр).

  2. Сколько воды может содержать воздух нашего класса при ʈ0 = +200 С? (ответ: 17гр).

  3. При ʈ0 = +300 абсолютная влажность равна 15. Определите относительную влажность? (ответ: относительная влажность воздуха = 50%, т.к. в воздухе при ʈ0 = +300 может содержаться 30гр водяного пара).

5.Домашнее задание: п. 23, вопросы после параграфа.



Список использованных источников информации:

  1. Герасимова Т.П.,Неклюкова Н.П. География Начальный курс 6 класс Дрофа 2009 г.

  2. Газета «География» № 27 2006 г. «Атмосферные осадки» М.С. Ердынеева

  3. Г. Пивоварова, А. Безруков « Занимательная география» Москва « АСТ – Пресс» 2001



Приложение

карточка №1: Задача. Рассмотрим 2 случая:

1) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха – содержится 30 г воды;

2) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха – содержится 20 г воды;

Вопрос: Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенный?

карточка №2. Определить:

1.Сколько гр водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 00 С до + 100 С? (ответ: 4г);

2.Является ли воздух насыщенным, если при ʈ + 200 С 1 м3 его содержит 7г водяного пара? (ответ: нет, не хватает 10 г до насыщения).

карточка №3: задача :

При ʈ0 = +300 С содержится 30г водяного пара. Выразите 30гр в % - 100%, а если содержится 17гр водяного пара?

карточка №4

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон года

Причина образования

Кучевые

Белые «кучи ваты»

2 -10 км

С весны по осень

При подъёме тёплого воздуха

Слоистые

Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность

Менне 2 км

В течении всего года

При контакте тёплого и холодного воздуха

Перистые

Похожи на белые волокна или перья

10 -12 км

В течении всего года

В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха



Карточка №5 (устные ответы):

1.Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при ʈ0 +200 % - 50%.

2.Сколько воды может содержать воздух нашего класса при ʈ0 = +200 С?

3.При ʈ0 = +300 абсолютная влажность равна 15. Определите относительную влажность?



9


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru