В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Органы дыхания. Гигиена дыхания.

Лариса Ахапкина Лариса Ахапкина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:1    просмотров: 2883    комментариев: 1
Краткое описание
1) Ознакомление  со способами сохранения и укрепления органов дыхания;
2) Воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
3) Формирование практических умений.

Описание
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. 4 КЛАСС (СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА) ТЕМА: Органы дыхания. Гигиена дыхания. (2 урок по теме: «Дыхание»)
ЦЕЛИ:
 1) Ознакомление  со способами сохранения и укрепления органов дыхания;
2) Воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
3) Формирование практических умений.
ХОД УРОКА: Сообщение темы: «Сегодня на уроке мы будем говорить об органах дыхания и будем учиться их беречь». I. Повторение изученного. Вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке (на доске кроссворд).

д

ы

1.    
 
х
 


2   а
 
 
 

3. н  
 


и
4.         е
  (1 – бронхи, 2 — трахея,  3 – нос, 4 – легкие) — Зачем человек дышит? — Как путешествует воздух? (Глядя на кроссворд, вспомните названия органов дыхания) — Перечислите функции носа: 1. защищает от пыли и микробов; 2. согревает воздух; 3. увлажнение воздуха; 4. обонятельная функция. — Почему надо дышать носом, а не ртом? (Путь воздуха до гортани и трахеи длиннее, когда он проходит через нос. В носовой полости он согревается, очищается от пыли и микробов. В легкие воздух поступает практически чистым. Установлено, что в носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов).   II. Рубрика «Знаете ли Вы?» (сообщение ученика).      Оказывается, человеческое обоняние не уступает собачьему нюху. Американские ученые доказали, что в словах сыщика из мультфильма о бременских музыкантах, у которого «нюх как у собаки», есть значительная доля правды. Нос человека не уступает собачьему в умении определить источник запаха и его местонахождение. Способность запоминать запахи и связывать свои обонятельные ощущения с разнообразным опытом прошлого на удивление хорошо развита и у человека.  Ароматы и запахи, запомнившиеся с детства, при повторном восприятии даже в старости навевают яркие воспоминания о былом.     Обоняние – чувство чрезвычайно тонкое. Обычный человек без труда различает и запоминает до 1000 запахов, а дегустатор способен различать до 17000 запахов. ИГРА «Охотники».  Дети закрывают глаза. «Охотники» по запаху должны определить, что это за предмет (вещество) перед ними. Учитель подносит предметы к носу участника: апельсин, яблоко, чеснок, варенье, зубная паста, печенье и т.д.   III. Работа над определением. — Вспомните, что изучает наука гигиена? (Как нужно охранять здоровье). — Сегодня мы говорим о том, как охранять органы дыхания. (Учитель зачитывает по словарю С.И. Ожегова значение слова «гигиена»; определение вешается на доску). Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.   IV. Работа с учебником. 1. Чтение учебника стр. 67 – 69. — что вы узнали о строении трахеи, бронхов, легких? — какие функции они выполняют? Ученики отвечают на вопросы 1 и 2 стр. 70 учебника. Вопрос 1: Как  вы объясните пословицу: «Когда я ем, я глух и нем»? Вопрос 2: В воздухе вокруг вас много микроорганизмов, пыли. Почему же вы не болеете постоянно? 2. Читаем вопрос 3 стр. 70: «Какие заболевания передаются по воздуху через органы дыхания?  Какие правила надо соблюдать, чтобы не заразиться?» После ответов детей учитель перечисляет еще раз (или вывесить на доску) заболевания органов дыхания, которые передаются воздушно-капельным путем: ОРЗ, грипп, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, дифтерия, свинка. Для профилактики заболеваний дыхательных органов учитель разучивает вместе с детьми приемы точечного массажа в стихах. Детям на парты выдаются карточки с точками надавливания (Приложение 1). Полезны закаливающие промывания полости носа морской водой, подсоленным настоем трав. Очищает органы дыхания от вирусов вдыхание запахов хвои пихты, сосны, ели, листьев дуба, чеснока, лука). 3. Итак, для здоровья человека важно, чтобы он дышал свежим воздухом. Какие правила мы будем для этого соблюдать? (на стенд или доску вывешиваются рисунки ребят по правилам гигиены дыхания, которые они готовили дома (Приложение 2). — Почему после каждого урока надо проветривать класс? (Вредно дышать пыльным воздухом, т.к. в нем много микробов. В помещении пыли в 10 – 20 раз больше, чем на улице!). — Зачем нужна влажная уборка в помещении? Что значит «влажная уборка»? (Мыть пол, пыль с мебели вытирать влажной тряпкой). — Почему необходимо в помещении переобуваться? — Почему  нужно чаще бывать на воздухе? Где лучше гулять? (во дворе, в парке, прогуливаться по улицам города). Объясните. — Что больше принесет пользы: подвижные игры или сиденье на скамейке? (во время движения в организм поступает больше воздуха). — Для чего люди разводят комнатные растения? (обогащение воздуха кислородом, кроме кислорода растения выделяют особые вещества – фитонциды, которые убивают микробы). Как итог учитель открывает свод правил о гигиене дыхания (заранее записаны на закрытой доске или плакат):
  1. Чаще проветривай комнату в течение дня и перед сном.
  2. Гуляй в парке, сквере, там, где много зелени.
  3. Чаще мойте полы и обтирайте  пыль влажной тряпкой.
  4. Перед входом в помещение вытирайте тщательно ноги. Переобувайте  уличную обувь.
  5. Разводите комнатные растения.
4. Объясните смысл пословицы: «Правильно дышать – болезней не знать». Детям и многим взрослым необходимо развивать закаливающее носовое дыхание. Ученики читают вопрос 4 стр. 70: «Узнайте и разучите дыхательные упражнения. Какую роль они играют для оздоровления организма?» — Что такое дыхательная гимнастика? Для чего она нужна? (С помощью дыхательных упражнений у вас будут развиваться легкие, и вы сможете управлять своим дыханием). — Существует множество различных дыхательных гимнастик, но мы познакомимся с несколькими упражнениями из основного комплекса упражнений «Гимнастики А.Н. Стрельниковой». 1. упражнение «Ладошки» 2. упражнение «Погончики» 3. упражнение «Насос»      (Приложение 3). Выполняет показ подготовленный ученик, остальные дети повторяют за ним.   V. О вреде курения. Ученики зачитывают вопрос 6 стр.70: «Стены и потолки помещений, в которых люди курят, покрыты желтовато-серым маслянистым налетом. Что тогда происходит с органами дыхания курильщика?» Заслушиваются устные сообщения детей:
  1. О никотине и его воздействии на животных (Приложение 4).
  2. Болезни курильщика.
У здорового человека легкие нежно-розового цвета, а у курильщика становятся серыми (черными), потому что смолы, которые находятся в табаке, оседают на легких. Табачный дым сужает кровеносные сосуды и препятствует поступлению кислорода к клеткам головного мозга, а ведь именно там находятся важнейшие центры жизнедеятельности.  А если курят дети, то у них замедляются процессы роста. Каждому седьмому курильщику приходится ампутировать ногу. Риск заболевания раком легких вырастает в 15-20 раз. Также у курильщиков портится цвет лица, появляются морщины, зубы желтеют, а изо рта дурно пахнет. Вы же не хотите в 15 лет выглядеть на 25 или 30? Головокружение, головная боль, тошнота – первые признаки отравления никотином. Но это только начало. Дальше вас ждет постоянный кашель, одышка, хронический бронхит и воспаление легких. Представляете, какими больными вы станете? Дети, рожденные от курящих матерей, отстают в развитии, хуже учатся. Если человек курит от одной до 9 сигарет в день, то он сокращает свою жизнь на 4-6 лет. Курящие люди в 13 раз чаще, чем некурящие заболевают стенокардией, в 12 раз чаще случается инфаркт, в 10 раз – язва желудка, в 30 раз – рак легких. (Во время сообщения учитель вывешивает картинки на доску о болезнях курильщика). (Приложение 5), (Приложение 6).
  1. О пассивном курении. (2 сообщения – Приложение 7).
Вредно находиться даже в одном помещении с курильщиками. Это называется  «пассивным» курением. Человек не курит сам, но его организм поглощает больше вредных веществ, чем самого курильщика. Соседство с курильщиками очень вредно. Некурящий человек вынужден сидеть в прокуренном помещении и таким образом за 1 час «выкуривает» 4 сигареты. А дети у семей курильщиков страдают раньше, чем сами начинают курить. Если курит папа – это равносильно тому, что дети выкуривают 30 пачек в год, а если мама – 50. VI. Итог урока. — Какую полезную информацию вы получили для себя на уроке? — С кем вам хочется поделиться этой информацией? Домашнее задание.   Составить кроссворд по теме «Дыхание». Дополнительные материалы к уроку:
  1. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (Приложение 8).
  2. Упражнения для часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста (Приложение 9).
3. Дыхательная гимнастика на дренаж бронхов (Приложение 10). 
Пожаловаться 19 июня 2014
Файлы
Лариса Владимировна 2014.7z
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    11 августа 201410:14
    Сергей Колодин

    Лариса Владимировна, при следующей загрузке материалов в библиотеку Портала прошу Вас обратить внимание на соблюдение всех критериев Требований.
    Заранее Вам благодарен.

    С уважением, С.А. Колодин.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru