В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Елена Леготина Елена Леготина
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 2790    комментариев: 1
Краткое описание
Консультация для педагогов, сопровождается мультимедийной презентацией.
Задачи: 1. Сделать акцент на  ключевых моментах стандарта, организации работы по ФГОС ДО.
2.    Раскрыть психолого-педагогические условия реализации ООПДО.
Составлена на основе выступлений Т.Н.Дороновой и А.Г.Асмолова.

Описание
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №110 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Консультация для педагогов
«ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Задачи:
1. Сделать акцент на  ключевых моментах стандарта, организации работы по ФГОС. 2. Раскрыть психолого-педагогические условия реализации ООПДО.
Составитель: Леготина Елена Евгеньевна, старший воспитатель
Челябинск, 2013 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 СЛАЙД — Титульный

2 СЛАЙД:  В основу семинара положены комментарии таких учёных как:
Доронова Татьяна Николаевна
— кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета. 
     Научный руководитель двух программ для дошкольных образовательных учреждений «Радуга» и «Из детства — отрочество». В рамках этих программ является разработчиком разделов по изобразительной, игровой, театрализованной деятельности дошкольников, а также по взаимодействию с семьей. Ведет активную деятельность по внедрению программ в различных регионах России. Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (  — российский  психологполитик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Председатель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования.
3 СЛАЙД – Лейтмотив Семинара Л. Н. Толстой: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в каждый момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитания»
4 СЛАЙД — Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников? стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш — детьми — в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства.
5 СЛАЙД:
ФГОС не принципиально новый документ.  Ценнейший опыт, накопленный отечественной и зарубежной педагогической наукой и отражённый в существующих образовательных программах никто не отбрасывает. Меняются только ценностные ориентации этих программ. Ценностные ориентации в самом сообществе.
6 СЛАЙД
  Ценностная ориентация №1– «Дошкольное детство – это подготовка ребёнка к школе». ФГОС даёт совершенно иную ориентацию к этим вещам. Подготовка к школе будет в совершенно иной форме. Формула ФГОС: «НЕ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ГОТОВИТЬСЯ К РЕБЁНКУ».  В стандарте разработана ключевая идеология (на идеологии Л.Выготского) – развитие детства, как смена социального ситуаций развития. Понятие «Социальная ситуация развития» насквозь проходит через стандарт  и резко отличается от понятия «среда развития». Стоит сказать «Среда» и получается, что есть мир, а  есть ребёнок. И они сталкиваются. Стоит сказать «Социальная ситуация развития» — другая логика, единицей развития человека является его содействие (даже не совместная деятельность), а содействие в контексте социально ситуации развития. Человек с самого начала существует в контексте  психологического симбиоза, он никогда не один (ребёнок-мать, ребёнок-взрослый) и это нельзя разрывать.
7 СЛАЙД
Ценностная ориентация №2 – Каждый шаг на пути развития детства связан с принципом возрастной сообразности всего, что мы делаем. И этот ПРИНЦИП ВОЗРАСТНОЙ СООБРАЗНОСТИ очень чётко звучит в самом стандарте.
8        8 СЛАЙД
Ценностная ориентация №3 -Надо особо понять, что ключевой формулой развития образования является «ДЕТСТВО РАДИ ДЕТСТВА», которая подчёркивает самоценный статус детства. Не детство ради заоблачных целей, которые будут через 100 лет, а сегодня, сейчас. Именно в детстве происходит встреча между тремя ипостасями: я хочу, я могу, я смею. Другие «Я» ребёнка: я умею, я знаю, имеют только подчинённый, операциональный характер. Формула «Детство ради детства» взята из работ  Эльконина, Выготского, когда они говорят о детской игре. «Игра ради игры» — мотив игры в самой игре, он не внешний, мотив всегда лежит внутри самой игры, это не внешний стимул. Не ребёнок овладевает игрой, а игра овладевает ребёнком. Он втягивается в неё. Это совершенно разные вещи. И игра сообразна социальной ситуации развития.  Игра во всех её проявлениях – ведущий вид деятельности дошкольника. Следовательно, познание, счёт, письмо входит в жизнь ребёнка только через деятельность, других ворот нет. Счёт как игра, чтение как игра, познание как игра, освоение мира природы как игра – без этого не бывает!  Но есть и другие логики сквозных механизмов детского развития, связывающие все этапы детства: 1- это ОБЩЕНИЕ (М.И.Лисина), пронизывающее все этапы развития, 2- ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,  без неё не бывает ничего. Очень сложно понять -  «Детство ради детства», когда мотив  самодвигатель.  (По аналогии — Партос: «Я дерусь, потому что дерусь».) Смысл деятельности в самой деятельности, смысл творчества в самом творчестве, а не в том, что тебе кто-то что велел, навязал.
9        9 СЛАЙД
Ценностная ориентация №4 — Раз и навсегда в стандарте говорится: «Ключевые риски детства  — риски сведения жизни детства к обучению. Вместо «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» — «РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ И ЕЩЁ РАЗ РАЗВИТИЕ!!!»  Отсюда надо понимать, что дошкольные программы совершенно другие программы, не обучения, а «социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки социализации и  индивидуализации ребёнка» (термин Олега Гасмана). Совершенно другой акцент. Счёт, чтение, письмо – побочные продукты различных видов деятельности. Перед нами другие логики – логики приобщения к миру общения с другими людьми, к миру культуры, к миру природы. Это невероятно важно!!! Дошкольник обучается играя, а не обучается учась! Это разные совершенно аспекты.    10 СЛАЙД
   Таким образом, стандарт дошкольного детства  — это культурно-деятельностный стандарт поддержки разнообразия детства, который готовит ребёнка, как «человека-почемучку». Отсюда – социализация, а не адаптация (культурная социализация, информационная социализация). Для нас с вами необходимо, что ребёнок приобрёл такие новообразования как доверие к миру, доверие к себе и самоответственность. Отсюда для нас важны жизненные навыки ребёнка, жизненные действия. 
11 СЛАЙД  « Будь сам себе опорой! Нищий тот, кто нуждается в другом для полноценной жизни».
12  СЛАЙД При анализе содержания ФГОС ДО особое внимание, надо уделить п. 1.3. в котором сказано, что в стандарте учитываются индивидуальные потребности ребёнка. Индивидуальные потребности отдельных категорий детей и детей с ОВЗ. Как учитывать индивидуальные потребности, если в группе 28-30 детей? · У нас не сироты, у них есть родители, которые являются активными участниками в реализации программы. Поэтому, индивидуализацию надо относить к взаимодействию с родителями и решать вопросы, связанные с индивидуализацией совместно с родителями. · Вернутся в наши продуктивные виды деятельности, и 1 раз в месяц проводить занятия по замыслу (рисование, лепка, аппликация), или Например к   программе «Детство» есть методика по развитию театрализованной деятельности (4,5 лет Доронова). Все зайчики, но каждый делает себе разные шапочки, придумывает разные имена – в этом и есть индивидуализация. · Исконно, в  образовании индивидуальные потребности реализовывались через создание предметной среды (Система Монтессори).
· Два принципа во ФГОС: 1) Трансформированность среды; 2) Полефункциональность среды.
13 СЛАЙД Психолого-педагогические условия реализации ФГОС дошкольного образования Психолого-педагогические условия к реализации основной образовательной программы  ( ФГОС, раздел 3) -  требования очень во многом связаны с квалификацией самого воспитателя по вопросам личностного развития ребёнка. Если раньше традиционно условия связывались   со знаниями методики, конкретного какого-то педагогического подхода, то сейчас во ФГОС все эти психолого-педагогические условия связаны с развитием личности ребёнка. И это правильно! Две генеральные линии стандарта – индивидуализация и социализация. Индивидуализация точно связана с развитием личности. Содержание этой работы должно быть представлено с учётом значимости данного вопроса при реализации ФГОС: 1 место — Игра 2 место — Совместно партнерская деятельность взрослого с детьми 3 место — Общение 14 СЛАЙД Общение – решающий вопрос во ФГОС. Каждый педагог должен понимать содержание тех или иных форм   поведения взрослого, в которых должно осуществляться   общение с детьми определённого возраста при проявлении:  - доброжелательного внимания, — уважения к детям, -одобрения и порицания по отношению к детям, -при организации сотрудничества со взрослым и т.д. Например, проявление уважения заключается в возможности выбора ребёнка.
Важный момент – сотрудничество детей. В целевых ориентирах образования на этапе завершения 1 уровня указано, что ребёнок: — активно взаимодействует со сверстниками; — способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других(это титанический труд для воспитателя). Наши дети не умеют, не хотят  сотрудничать. Они самодостаточны, потому что психологически не готовы. Хорошо взаимодействую в игре, но только с представителями своего пола. Искусственно сотрудничество не возникает  (девочка – капитан, мальчика – в семью). Для сотрудничества нужен длительный опыт совместной деятельности в течение всего года (когда деваться некуда, как в семье) и заинтересованность в решении общей задачи. Задачи сотрудничества наиболее эффективно решаются в общении, в продуктивных видах деятельности при решении общих задач.
15 СЛАЙД Новый вопрос в общении. В общении важно обратить внимание и наработать опыт, который связан с руководством и подчинением – это СОЦИАЛИЗАЦИЯ.  (Само по себе образование  — не гарантия успешности в жизни. Есть ситуации, где надо подчиняться, а где-то руководить. У многих взрослых людей это вырастает в большую проблему). Ребенок должен иметь опыт руководства и подчинения. Этот опыт необходимо нарабатывать по 2 направлениям. Первый связан с опытом руководства и подчинения при взаимодействии со взрослыми. Второй —  при взаимодействии с детьми. Для реализации стандарта важна наработка по обоим направлениям. Например, руководство деятельностью педагога в игре. В начале, руководит педагог. А затем дети руководят деятельностью воспитателя и выбирают, кем он будет в игре, что он будет делать… (Михайленко, Короткова).
16 СЛАЙД В целевых ориентирах образования на этапе завершения дошкольного детства поставлена задача сформированности у детей положительного отношения к себе (формирование положительного самооценки). По замерам психологов самооценка особенно страдает у мальчиков старшего дошкольного возраста. Самооценка формируется под влиянием окружающих ребёнка взрослых (причём разных взрослых). Серьёзной проблемой для мальчиков является то, что с рождения до 7-8 лет они биологически отстают от девочек на 2-2,5 года (замедлена реакция, хуже развита речь…).В дошкольном детстве — это огромный разрыв. Биологическое отставание, это — то с чем ребёнок не может справиться. Отсюда и формируется заниженная самооценка ( не доделал, не дорисовал и т.д.).  И он видит, что здесь он не дорисовал, здесь недоответил… Следовательно самооценка понижается. Особую опасность для мальчиков представляет то, что женщины не имеют опыта проживания периода дошкольного детства в роли мальчика. Не осознают потребность мальчика в движении, в проявлении активности в общении друг с другом (гиперактивноть – им необходимо толкаться, соприкасаться; застенчивость).  Опасность представляет поток замечаний и указаний в адрес мальчиков, который связан с упреками в отсутствии у них мужественности. Психологи считают, что проявлять мужественность в дошкольном детстве мальчики еще не могут. Эти замечания в адрес мальчиков приводят к тяжелым депрессивным состояниям. Вследствие  этого – тревожность, депрессивность. У мальчиков формируется неуверенность в себе, своих возможностях, самооценка очень низкая. Часто появляется негативное отношение к женщине, к женскому полу вообще. Количество часто болеющих мальчиков больше, чем девочек. (Даже адаптация у мальчиков в среднем составляет 72 дня, а у девочек 18 дней. К такому выводу пришли ученые, проводившие исследования по анализу крови, когда ребёнок приходит в норму).Если снимаются упреки, замечания – мальчики перестают болеть. Проявление психосоматики исчезает. И в 9 лет мальчики все наверстывают, будут опережать девочек.
17 СЛАЙД Заниженная самооценка у мальчиков формируется: из-за биологического отставания; гиперактивности; застенчивости. Воспитатель должен разъяснить родителям вопрос об особенностях, связанных с взрослением мальчиков и привлечь их к работе по формированию положительной самооценки. Педагог один не справится. Делать упор на опасность возникновения тревожности, которая приведет к неуспеваемости в школе и на ряд болезней.
18  СЛАЙД Воспитателю необходимо вырабатывать опыт руководства мальчиками, который связан: 1) с ограничением количества замечаний мальчикам в присутствии других детей, особенно девочек.  2) психологи считают, что с мальчиками нужно говорить реже, в начале дня обсуждать с ними содержание предстоящей работы (или о правилах поведения в группе)  и в конце дня обязательно поощрять их добрыми словами в присутствии девочек(это как с мужчинами); 3) при общении с матерями одиночками ориентировать на организацию общения мальчика с родственниками или знакомыми мужчинами. Они много не разговаривают, сухо и конкретно.
У девочек свои проблемы. У 16% девочек серьёзно завышенная самооценка (синдром Снегурочки, принцессы). Надо убирать главные роли в театрализованной деятельности.
В 655приказе (ФГТ)была поставлена задача по формированию гендерной принадлежности, на каждом возрастном этапе ставились свои задачи.  Используя этот опыт можно решать как задачу  формирования первичных представлений о себе и других людях (Познавательное развитие), так и задачу формирования положительной самооценки. 19 СЛАЙД
С 2 до 3 лет у детей необходимо сформировать гендерную идентичность (понимание того, кто я – мальчик или девочка), мой пол не изменится. Гендерная принадлежность – понимание, кто я, формирование этого качества происходит непросто. Для того, чтобы сформировать у детей гендерную идентичность, необходимо: 1. При общении  воспитателя с детьми при каждой возможности использовать не слово «дети», а девочки и мальчики. Использовать в групповом помещении, умывальной комнате, спальне маркеры пространства (внимание! До 4 лет на шкафы один цвет фона для картинки для девочки – красный, для мальчика – синий. В спальне – покрывала разного цвета, салфетки за столом – для девочек и для мальчиков. Так как дети до 4 лет в основном играют отдельно, маркировать групповое пространство можно коврами для игр мальчиков и девочек.
20  СЛАЙД В возрасте с 4 до 5 лет основной задачей является формирование привлекательности гендерной роли.  В 5 лет – критический возраст. Если нет гендерной идентичности  ребенка нужно показать специалисту. С 4 до 5 лет еще можно что-то изменить (я-мальчик, я-девочка и мне это очень нравится). Для того, чтобы решить эту задачу в общении с детьми необходимо: · Никогда не противопоставлять девочек и мальчиков, · Использовать произведения художественной литературы, демонстрируя детям привлекательность героев, как женского, так и мужского пола · Использовать праздники, посвященные девочкам и мальчикам, а вот 8 марта и 23 февраля- не использовать. В Японии проводятся Дни мальчиков и Дни девочек. Родители сохраняют свои детские игрушки и показывают их детям, дают поиграть детям. Показывают ценность как мальчика, так и девочки.
21  СЛАЙД С 5 до 7 лет основной задачей является формирование у детей способности взаимодействовать друг с другом (мальчик с девочкой и наоборот). Исследование Т.А. Репиной  показало, что количество однополых контактов между детьми составляет 91%. Когда взрослые искусственно включают в игру ребенка другого пола – это не дает своих результатов. В начальной школе мальчики и девочки часто конфликтуют. Для решения данной проблемы необходимо: · При обучении детей в продуктивных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании, лепке) организовывать пары детей: мальчик-девочка. При этом девочки быстрее выбирают себе пару. Педагог определяет содержание для совместной деятельности детей, т.о. чтобы они попадали в зависимость друг от друга (например, аппликация « Светофор» девочки вырезают 2 сигнала, мальчик – один сигнал и подставку для светофора. Если сочетать и чередовать те занятия, где мальчики не очень успешны с теми, где они более успешны (лепка, конструирование), ситуация может поменяться в лучшую сторону. И педагог должен понимать, что здесь важна система! · С целью повышения у мальчиков самооценки необходимо только их привлекать к проведению работы по созданию общего продукта в подарок всем девочкам к празднику. Необходимо провести предварительную работу с мальчиками, как дарить подарок. · Использование в игре мозаичных макетов, карт (см. журнал «Обруч» 2012 год) Педагогу важно не противопоставлять, а объединять усилия детей. Количество в группе мальчиков и девочек не мешает формированию гендерной принадлежности.
17  СЛАЙД
Что мы должны запомнить для реализации ФГОС ДО

1. Наличие нормативно-правовых документов, которые могут регулировать вашу деятельность по реализации стандарта. Нам дали – теперь спросят.
2. ФГОС не принципиально новый документ.  Ценнейший опыт, накопленный отечественной и зарубежной педагогической наукой и отражённый в существующих образовательных программах никто не отбрасывает. Меняются только ценностные ориентации этих программ. Ценностные ориентации в самом сообществе.
3. В стандарте достаточно специфически выдвигаются требования к образованию ребёнка. Специфика требований, в первую очередь, предполагает именно развитие личности, а личность  — это штучный товар, который нельзя вырастить фронтальными формами работы. Хочу личность – штучно работаю. Поэтому  мы свои полномочия по формированию личности делим с семьёй (нормативная основа есть), ищем простые формы (выставка работ рисунков, чтобы начали рисовать в семье…).       Это стандарт не знаний, умений и навыков детей, а стандарт развития их личности.  Особенно важны самостоятельная активность, инициативность, целеполагание. В чём коварство развития личности в отличие от ЗУН – что упущенный сензитивный период практически нельзя восстановить. Развитие творчества ( без определённой наследственности, без усиленной работы в ДОУ  ) — креативность к 7 годам сходит на нет. Любовь к книге (без приобщения к книге до 4 лет: желание листать книжки, рассматривать иллюстрации, слушать текст) – не будет. 4. Одна из основных технологий в работе с детьми – содержательное общение с детьми. При общении воспитателя с ребёнком в течение дня   оно превалирует.
5. Значительная роль отводится совместной партнёрской деятельность взрослого с ребёнком.
6. При формировании самостоятельности, активности, при учёте индивидуальных особенностей ребёнка важную роль играет среда. Созданию среды уделяется большое внимание (полифункциональность, мобильность и т.д., обеспечение интересов как мальчиков, так и девочек).
Реализация стандарта — очень сложное дело, это не работа по программе. Но у нас есть закон, нормативная база, которая позволяет хорошенько запрячь родителей и взаимодействовать с различными   организациями.  Надо умело управлять этим процессом, делегировать полномочия, индивидуально подходить к семьям: вот в этой семье успешно реализуются все уровни общего образования и можно «не убиваться», а в другой семье – семья риска и если я этому ребёнку не помогу, то возьму грех на душу,  этот ребёнок не сможет наверстать упущенное. Если ребёнок не получит соответствующего развития на первом уровне образования – он не будет успешен. Это кандидат в двоишники, в трудные подростки с девиантным поведением.
Надо направлять родителей. Только родители способны обеспечить индивидуализацию ребёнка (чтобы он выбрать ту книгу, которая ему нравится; чтобы он рисовал то, что он хочет).

P.S.  Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем  заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом. ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К РЕБЕНКУ. Дети должны подойти к школе такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят — действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен… Дети всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.
Подготовлено на основе комментариев и выступлений Т.Н. Дороновой  и  А.Г. Асмолова.

Пожаловаться 17 июня 2014
Файлы
ФГОС ДО.pptx
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Татьяна Остапцова
    30 июня 201402:16
    Татьяна Остапцова

    Вы разместили в группу интересный материал. Однако, к сожалению, он не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению загружаемых материалов Портала.
    Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым материалам (см. раздел «Справка»).http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
    Обратите внимание на правильное оформление титульного листа (в документе и презентации), размещение логотипа Портала на титульных листах документа, списка использованной литературы, Интернет-источников и ссылки на иллюстрации в презентации (можете посмотреть для образца один из моих материалов).
    Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru