В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Личностный-ориентированный подход на уроках социально бытовой ориентировки

Личностный-ориентированный подход на уроках социально бытовой ориентировки

Елена Бондарь
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2231 комментариев: 2
Краткое описание
Очень важно учитывать реализацию разноуровнего обучения на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый ученик может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении учебных проблем. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья-результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации тесно связаны.  
Описание
Коррекционная школа 8 вида ст Староминской Учитель социально бытовой ориентировки Бондарь Елена Степановна         Личностный-ориентированный подход на уроках социально бытовой ориентировки       Социально- бытовая ориентировка — специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития. Первоочередная цель СБО — формирование знаний, уме­ний, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесто­ронняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедея­тельности. Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются: — воспитание у обучающихся, воспитанников положительных личностных каче­ств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду); — коррекция имеющихся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Очень важно учитывать реализацию разноуровнего обучения на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый ученик может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении учебных проблем. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья-результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации тесно связаны. Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентировке. Ведь очень важно интегрировать коррекционный компонент в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых служб. Взаимодействие классного руководителя, учителей- предметников, социального педагога, педагога- психолога, инструктора по труду, медицинских работников помогает совместно выявить проблемы, возникающие у подростка, прогнозировать развитие личности, организовать работу по социализации школьников.   Многолетний опыт работы свидетельствует, что для успешной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни необходимо выполнение следующих условий: 1. Целенаправленная педагогическая система работы, направленная на получение ребёнком конкретных результатов в освоении необходимых ему в жизни социально- бытовых знаний и умений; 2. Достижение каждым ребёнком максимально возможного уровня социально- бытовой подготовленности; 3. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам; 4. Достижение ситуации успеха. Особые требования предъявляются к компетентности педагога — его умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребенка. Необходимо комплексно планировать образовательные, коррекционно — развивающие и воспитательные цели каждого урока, применяя наиболее рациональные методы, средства обучения и воспитания, способствующие социальной адаптации и реабилитации учащихся. Для формирования социально — бытовых знаний и методов, используемых для решения проблем социальной адаптации, в ходе уроков учителю СБО необходимо предусмотреть использование разнообразных приёмов подачи новой информации. Система методов и приёмов должна определяться характером познавательного материала, дидактическими и коррекционными задачами, уровнем общего развития и социально- бытовой подготовленности воспитанников, их возможностями. Разнообразие применения способов упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых, направленных на решение задач образования, воспитания и развития — рассказ, беседа, работа с учебником, моделирование реальных ситуаций, игровые методы и приёмы, безусловно, активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Такой подход позволяет реализовать учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, тем самым способствует максимальному их включению в активное учебное поведение. Введение в процесс образования на уроках СБО метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объёмно, с позиции разных дисциплин. При правильной организации уроков значительно расширяется бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей. Учащиеся знакомятся с организациями и учреждения­ми, в которые им придется обращаться по различным воп­росам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухажи­вать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим ухаживать за младшими. Они усваивают мораль­но-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере разви­вается художественный вкус. Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми. Успешность социальной адаптации учащихся определяется и способностью адекватно применять знания, умения и навыки в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приёмы проблемного обучения- создание проблемных ситуаций. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в изменённых условиях.
Литература         Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида/ Пособие для учителя. — М. 2006.   Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ Под ред. А. М. Щербаковой. — М. 2003.   Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Под ред. В. В. Гладкой. — М. «Издательство НЦ ЭНАС». 2006.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Личностно.docx
HTML Войдите для скачивания файлов


УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов Коррекционная школа 8 вида ст Староминской

Учитель социально бытовой ориентировки Бондарь Елена Степановна





Личностно-ориентированный подход на уроках социально бытовой ориентировки




Социально- бытовая ориентировка - специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития.

Первоочередная цель СБО — формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются:

- воспитание у обучающихся, воспитанников положительных личностных качеств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);

- коррекция имеющихся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Очень важно учитывать реализацию разноуровнего обучения на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый ученик может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить "ситуацию успеха" в решении учебных проблем.

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья-результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации тесно связаны. Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентировке. Ведь очень важно интегрировать коррекционный компонент в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых служб.

Взаимодействие классного руководителя, учителей- предметников, социального педагога, педагога- психолога, инструктора по труду, медицинских работников помогает совместно выявить проблемы, возникающие у подростка, прогнозировать развитие личности, организовать работу по социализации школьников.


Многолетний опыт работы свидетельствует, что для успешной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни необходимо выполнение следующих условий:

1. Целенаправленная педагогическая система работы, направленная на получение ребёнком конкретных результатов в освоении необходимых ему в жизни социально- бытовых знаний и умений;

2. Достижение каждым ребёнком максимально возможного уровня социально- бытовой подготовленности;

3. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам;

4. Достижение ситуации успеха.

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагоговОсобые требования предъявляются к компетентности педагога - его умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребенка. Необходимо комплексно планировать образовательные, коррекционно - развивающие и воспитательные цели каждого урока, применяя наиболее рациональные методы, средства обучения и воспитания, способствующие социальной адаптации и реабилитации учащихся. Для формирования социально - бытовых знаний и методов, используемых для решения проблем социальной адаптации, в ходе уроков учителю СБО необходимо предусмотреть использование разнообразных приёмов подачи новой информации. Система методов и приёмов должна определяться характером познавательного материала, дидактическими и коррекционными задачами, уровнем общего развития и социально- бытовой подготовленности воспитанников, их возможностями.

Разнообразие применения способов упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых, направленных на решение задач образования, воспитания и развития - рассказ, беседа, работа с учебником, моделирование реальных ситуаций, игровые методы и приёмы, безусловно, активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов.

Такой подход позволяет реализовать учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, тем самым способствует максимальному их включению в активное учебное поведение. Введение в процесс образования на уроках СБО метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объёмно, с позиции разных дисциплин. При правильной организации уроков значительно расширяется бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей. Учащиеся знакомятся с организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухаживать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим ухаживать за младшими. Они усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус.

Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.

Успешность социальной адаптации учащихся определяется и способностью адекватно применять знания, умения и навыки в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приёмы проблемного обучения- создание проблемных ситуаций. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в изменённых условиях.






УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов






Литература





Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида/ Пособие для учителя. - М. 2006.


Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ Под ред. А. М. Щербаковой. - М. 2003.


Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Под ред. В. В. Гладкой. - М. "Издательство НЦ ЭНАС". 2006.


Обсуждение материала
Сергей Кудрявцев
19.06.2014 07:48
Спасибо. Хороший материал.
Не могли бы Вы написать пару строк, где имеется практическое направление воспитания у обучающихся любви и уважения к труду.
С уважением Кудрявцев С.С.
Елена Бондарь
19.06.2014 10:44
Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объёмно, с позиции разных дисциплин. При правильной организации уроков значительно расширяется бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей. Учащиеся знакомятся с организациями и учреждения­ми, в которые им придется обращаться по различным воп­росам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи
Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухажи­вать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим ухаживать за младшими. Они усваивают мораль­но-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере разви­вается художественный вкус.
Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.  В этом  и есть практическое воспитание любви к труду
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru