Дети в блокадном Ленинграде
Цель: познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда, формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.
Музыкальное оформление: 7-ая симфония Шостаковича
песня «Священная война»,
метроном
Гимн городу-герою Ленинграду
Ход классного часа:
Ведущий. 27 января мы отмечаем 70-летие со дня снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой».
Ученик. Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров к Неве шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Раздаются позывные московского радиоцентра. Диктор взволнованно произносит «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в четыре часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…»
Ведущий. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Ужасную участь уготовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть город с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов.
Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение.
Звучит фонограмма первого куплета и припева песни «Священная война»
Ведущий. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.
Ученик. Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели-
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
Ученица.Ученик ленинградской школы Володя Бобрищев, которому было 13 лет, сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты путь ей перекрыл вражеский пулемет, находящийся в здании бани. Под сильным огнем Володя подполз к дверям бани, рванул их и швырнул вглубь гранату. Пулемет умолк. На черном мундире одного из эсесовцев зловеще сверкал фашистский крест. Как выяснилось по документам, эту награду эсесовец получил за участие в войне с Россией лично от Гитлера.
За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев получил орден Отечественной войны 2-ой степени.
Ученик. Ленинградца Олега Ольховского взял на свой бронекатер отец, и он стал юнгой- пулеметчиком. Однажды флотилия катеров обеспечивала высадку морского десанта в расположение врага. Моряки отбили двенадцать атак противника, значительно превосходящего по численности, у них кончились боеприпасы. В этот момент им на помощь десантникам устремился катер. Немецкие танки ударили по нему прямой наводкой. Одним за другим погибли члены его экипажа. В живых осталось только двое — отец и сын Ольховские. Вскоре тяжело ранен старший лейтенант Ольховский. Потеряв управление, объятый пламенем, катер медленно скользил по течению вдоль берега. А с его палубы длинными очередями по траншеям врага все бил и бил пулемет. Не выдержав огня, фашисты залегли и сосредоточили весь огонь на маленьком разбитом суденышке.
Когда моряки – десантники под огнем добрались до уткнувшегося в берег катера, Олег лежал на пулемете. В его кармане они нашли листок, на котором детским почерком было написано: «Клянусь Родине сражаться с ее врагами до последней капли крови…»
Ведущий. Чтобы помочь городу в его героической обороне, в оккупированных районах создавались партизанские отряды. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми ходили в разведку. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.
Ученица. Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщевой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос.
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка- Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
Ученица. Среди юных патриотов, удостоенных за героизм при защите Родины звания Героя Советского Союза – ленинградка Зина Портнова. Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне. Когда туда пришли фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан ребята расклеивали по деревням листовки, узнавали, сколько там солдат, где расположены пулеметы, учились метко стрелять. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестру ценные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. Ее переправили в партизанский отряд, и Зина снова начала ходить в разведку.
Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Но убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам.
Ведущий. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий, как приказ, стук метронома.
Звучит стук метронома.
Жители не выключали радио целые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города. Он внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется.
8 сентября 1941г., захватив в г. Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, дети – по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Зимой 1941 – 1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Смерть входила во все дома. Свыше 640тыс. ленинградцев погибло от голода.
Ученица. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми переносили дети и подростки.
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется,… а за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…
Пауза. Стук метронома.
Ученица. На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
— Где твоя мама, мальчик?
-Дома.
- А где твой дом, сынок?
— Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!
Пауза. Стук метронома.
Ведущий.В осажденном городе работали 39 школ. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая снежные заносы…
В школах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Ученики умирали не только дома, но случалось – и прямо в классе.
Ученик. Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки –
После похорон.
Пауза. Стук метронома
Ведущий. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и единственная ниточка, связывающая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Ученик. «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ведущий. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны. Сколько людей спасла она от неминуемой смерти. Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни».
Час окончательного освобождения пробил 14 января 1944 года. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Звучит сообщение о снятии блокады.
Ученица. Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало.
Приветствуя великое начало. Весны,
Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
Звучит «гимн городу-герою Ленинграду».
ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Волгоградская школа-интернат «Созвездие»
Классный час «Дети в блокадном Ленинграде»
Выполнила Сироштан
Людмила Александровна
Воспитатель ГКООУ «Созвездие»
Волгоград 2014г.
Классный час, посвященный 70-летию снятия блокады «Дети блокадного Ленинграда»
Цель: познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда , формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.
Музыкальное оформление: 7-ая симфония Шостаковича
песня «Священная война»,
метроном
Гимн городу-герою Ленинграду
Ход классного часа:
Ведущий. 27 января мы отмечаем 70-летие со дня снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой».
Ученик. Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров к Неве шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Раздаются позывные московского радиоцентра. Диктор взволнованно произносит «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в четыре часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…»
Ведущий. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Ужасную участь уготовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть город с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов.
Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение.
Звучит фонограмма первого куплета и припева песни «Священная война»
Ведущий. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.
Ученик. Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели-
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
Ученица. Ученик ленинградской школы Володя Бобрищев, которому было 13 лет, сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты путь ей перекрыл вражеский пулемет, находящийся в здании бани. Под сильным огнем Володя подполз к дверям бани, рванул их и швырнул вглубь гранату. Пулемет умолк. На черном мундире одного из эсесовцев зловеще сверкал фашистский крест. Как выяснилось по документам, эту награду эсесовец получил за участие в войне с Россией лично от Гитлера.
За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев получил орден Отечественной войны 2-ой степени.
Ученик. Ленинградца Олега Ольховского взял на свой бронекатер отец, и он стал юнгой- пулеметчиком. Однажды флотилия катеров обеспечивала высадку морского десанта в расположение врага. Моряки отбили двенадцать атак противника, значительно превосходящего по численности, у них кончились боеприпасы. В этот момент им на помощь десантникам устремился катер. Немецкие танки ударили по нему прямой наводкой. Одним за другим погибли члены его экипажа. В живых осталось только двое - отец и сын Ольховские. Вскоре тяжело ранен старший лейтенант Ольховский. Потеряв управление, объятый пламенем, катер медленно скользил по течению вдоль берега. А с его палубы длинными очередями по траншеям врага все бил и бил пулемет. Не выдержав огня, фашисты залегли и сосредоточили весь огонь на маленьком разбитом суденышке.
Когда моряки – десантники под огнем добрались до уткнувшегося в берег катера, Олег лежал на пулемете. В его кармане они нашли листок, на котором детским почерком было написано: «Клянусь Родине сражаться с ее врагами до последней капли крови…»
Ведущий. Чтобы помочь городу в его героической обороне, в оккупированных районах создавались партизанские отряды. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми ходили в разведку. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.
Ученица. Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщевой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос.
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка- Связной .
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
Ученица. Среди юных патриотов, удостоенных за героизм при защите Родины звания Героя Советского Союза – ленинградка Зина Портнова. Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне. Когда туда пришли фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан ребята расклеивали по деревням листовки, узнавали, сколько там солдат, где расположены пулеметы, учились метко стрелять. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестру ценные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. Ее переправили в партизанский отряд, и Зина снова начала ходить в разведку.
Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Но убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам.
Ведущий. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий, как приказ, стук метронома.
Звучит стук метронома.
Жители не выключали радио целые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города. Он внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется.
8 сентября 1941г., захватив в г. Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, дети – по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Зимой 1941 – 1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Смерть входила во все дома. Свыше 640тыс. ленинградцев погибло от голода.
Ученица. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми переносили дети и подростки.
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется,… а за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…
Пауза. Стук метронома.
Ученица. На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
-Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!
Пауза. Стук метронома.
Ведущий. В осажденном городе работали 39 школ. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая снежные заносы…
В школах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Ученики умирали не только дома, но случалось – и прямо в классе.
Ученик. Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки –
После похорон.
Пауза. Стук метронома
Ведущий. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и единственная ниточка, связывающая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Ученик. «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ведущий. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны. Сколько людей спасла она от неминуемой смерти. Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни».
Час окончательного освобождения пробил 14 января 1944 года. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Звучит сообщение о снятии блокады.
Ученица. Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало.
Приветствуя великое начало. Весны,
Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
Звучит «гимн городу-герою Ленинграду».
Список литературы:
Стихотворения:
-
Н Войцман
-
Воронов Ю. Блокада: Книга стихов. Л: Лениздат 1988 г.
-
Берггольц О. Я говорю с тобой из Ленинграда. Сб./Л.Дет.лит. 1987
-
Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне.-М.:Дет.лит
-
Туричин И., Внуков Н., Богданов Н.-М.:Дет.лит-ра.
Сlubsea.rcit.by: сайт КЮМа/Олег Ольховский
ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Волгоградская школа-интернат «Созвездие»
Классный час «Дети в блокадном Ленинграде»
Выполнила Сироштан
Людмила Александровна
Воспитатель ГКООУ «Созвездие»
Волгоград 2014г.
Классный час, посвященный 70-летию снятия блокады «Дети блокадного Ленинграда»
Цель: познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда , формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.
Музыкальное оформление: 7-ая симфония Шостаковича
песня «Священная война»,
метроном
Гимн городу-герою Ленинграду
Ход классного часа:
Ведущий. 27 января мы отмечаем 70-летие со дня снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой».
Ученик. Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров к Неве шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Раздаются позывные московского радиоцентра. Диктор взволнованно произносит «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в четыре часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…»
Ведущий. Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Ужасную участь уготовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть город с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов.
Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народное ополчение.
Звучит фонограмма первого куплета и припева песни «Священная война»
Ведущий. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.
Ученик. Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели-
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
Ученица. Ученик ленинградской школы Володя Бобрищев, которому было 13 лет, сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты путь ей перекрыл вражеский пулемет, находящийся в здании бани. Под сильным огнем Володя подполз к дверям бани, рванул их и швырнул вглубь гранату. Пулемет умолк. На черном мундире одного из эсесовцев зловеще сверкал фашистский крест. Как выяснилось по документам, эту награду эсесовец получил за участие в войне с Россией лично от Гитлера.
За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев получил орден Отечественной войны 2-ой степени.
Ученик. Ленинградца Олега Ольховского взял на свой бронекатер отец, и он стал юнгой- пулеметчиком. Однажды флотилия катеров обеспечивала высадку морского десанта в расположение врага. Моряки отбили двенадцать атак противника, значительно превосходящего по численности, у них кончились боеприпасы. В этот момент им на помощь десантникам устремился катер. Немецкие танки ударили по нему прямой наводкой. Одним за другим погибли члены его экипажа. В живых осталось только двое - отец и сын Ольховские. Вскоре тяжело ранен старший лейтенант Ольховский. Потеряв управление, объятый пламенем, катер медленно скользил по течению вдоль берега. А с его палубы длинными очередями по траншеям врага все бил и бил пулемет. Не выдержав огня, фашисты залегли и сосредоточили весь огонь на маленьком разбитом суденышке.
Когда моряки – десантники под огнем добрались до уткнувшегося в берег катера, Олег лежал на пулемете. В его кармане они нашли листок, на котором детским почерком было написано: «Клянусь Родине сражаться с ее врагами до последней капли крови…»
Ведущий. Чтобы помочь городу в его героической обороне, в оккупированных районах создавались партизанские отряды. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми ходили в разведку. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.
Ученица. Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщевой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос.
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка- Связной .
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
Ученица. Среди юных патриотов, удостоенных за героизм при защите Родины звания Героя Советского Союза – ленинградка Зина Портнова. Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне. Когда туда пришли фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан ребята расклеивали по деревням листовки, узнавали, сколько там солдат, где расположены пулеметы, учились метко стрелять. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестру ценные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. Ее переправили в партизанский отряд, и Зина снова начала ходить в разведку.
Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Но убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам.
Ведущий. Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий, как приказ, стук метронома.
Звучит стук метронома.
Жители не выключали радио целые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города. Он внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется.
8 сентября 1941г., захватив в г. Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, дети – по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Зимой 1941 – 1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Смерть входила во все дома. Свыше 640тыс. ленинградцев погибло от голода.
Ученица. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми переносили дети и подростки.
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется,… а за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…
Пауза. Стук метронома.
Ученица. На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
-Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!
Пауза. Стук метронома.
Ведущий. В осажденном городе работали 39 школ. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая снежные заносы…
В школах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Ученики умирали не только дома, но случалось – и прямо в классе.
Ученик. Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки –
После похорон.
Пауза. Стук метронома
Ведущий. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и единственная ниточка, связывающая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Ученик. «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ведущий. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны. Сколько людей спасла она от неминуемой смерти. Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни».
Час окончательного освобождения пробил 14 января 1944 года. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Звучит сообщение о снятии блокады.
Ученица. Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало.
Приветствуя великое начало. Весны,
Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
Звучит «гимн городу-герою Ленинграду».
Список литературы:
Стихотворения:
-
Н Войцман
-
Воронов Ю. Блокада: Книга стихов. Л: Лениздат 1988 г.
-
Берггольц О. Я говорю с тобой из Ленинграда. Сб./Л.Дет.лит. 1987
-
Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне.-М.:Дет.лит
-
Туричин И., Внуков Н., Богданов Н.-М.:Дет.лит-ра.
Сlubsea.rcit.by: сайт КЮМа/Олег Ольховский
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Использование настольных игр на развивающих и коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Заранее Вам благодарна. Дулатова Н.И.