Оптимизация форм и видов деятельности учителя и ученика на уроках географии
Автор: Пастушенко Людмила Сергеевна учитель географии МБОУ «СОШ №29» г. Ангарск, Иркутской области
Вступление
В последнее время в системе школьного образования отчётливо наблюдается падение престижа урока географии. Наверняка многие учителя ощутили ухудшение успеваемости, нет заинтересованности учеников в систематической работе на уроках и дома, выполнение заданий носит формальный характер. Это объясняется следующими причинами: сокращением часов на изучение предмета; ориентацией процесса обучения географии на сдачу ЕГЭ, а не получение географического образования и географической культуры, географическое образование в школе построено на получение академических, а не практических знаний, необходимых в современной жизни. Ученики не видят практического значения данного предмета, и как следствие — слабая успеваемость.
Пример. Несмотря на то, что умных и образованных американских школьников к общему числу неучей просто несоизмеримо, их неучи в отличие от российских, намного лучше знают географию и историю государств, потенциальных конкурентов или партнёров США.
В учебнике “World Geography”, для школ штата Иллиониса, издательство Follett Publishing Company/Chicago теоретическая часть темы “Глобус” составляет полстраницы, а практическая — две. В российском учебнике «Начальный курс географии» эта тема занимает тоже полстраницы ознакомительного материала, а вот выхода на практическую работу нет.
I. Требования нового ФГОС к географии.
Новизна нового ФГОС состоит в том, что обязательный минимум содержания по географии для основной (6-9 классы) и старшей (базовой) (10-11 классы) построен на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных отраслей физической географии (6-8 классы) и экономической и социальной географии (8-9 классы), заменено в современном стандарте внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства. Большое значение имеют следующие новые требования, предъявляемые ФГОС:
— наличие у обучающихся умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
— владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
— владение умениями работать с геоинформационными системами
— владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов.
Формирование этих умений требует от учителя применения разнообразных форм оптимизации уроков географии.
II. Оптимизация уроков географии.
Слово «оптимизация» происходит от латинского орtimus – “наилучший” и означает выбор самого продуктивного варианта при достижении определённой цели. В процессе обучения — это выбор такой методики, которая позволяет достигнуть качественное освоение образовательного стандарта при минимальных затратах сил учителя и учащихся. Оптимизация достигается не одним методом, а их комплексным использованием. Из всех методов не может быть лучшего и все они имеют равноценное значение.
III. Современные методы оптимизации уроков географии
Своей задачей на уроке вижу следующее:
— сделать предмет география более понятным, близким и доступным;
— показать что география – это такой предмет, который объясняет нам законы и явления окружающего мира;
— довести до сведения учеников, что география — это комплексная наука и в ней есть элементы тем математики, физики, химии, иностранного языка;
— повысить мотивацию и интерес по предмету.
Эти задачи и проблемы можно решить, используя современные методы, приёмы и технологии обучения. При этом можно совмещать несколько. Вот примеры некоторых из них.
Современная жизнь уже не мыслима без информационных технологий. А в преподавании географии они востребованы как ни где сильно. Оптимизация уроков географии при помощи средств информационно коммуникативных технологий выглядит так: использование демонстрационных программ, которые позволят в наглядной динамической форме показать географические явления: землетрясения, цунами, извержения вулканов использование обучающих видеоуроков, использование практических работ и т.п. Объяснение учителя можно легко заменить на видео- или мультипликационный обучающий фильм. Использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения новых знаний при значительном сокращении процесса передачи знаний от учителя к ученику.Конечно, применение средств современных ИКТ зависит от возможности использования интернета для поиска нужной информации, наличия видео- и фотоаппаратуры и возможность её использования учащимися при выполнении самостоятельной работы по географии.
В системе использования ИКТ в обучении географии самым эффективным методом является использование программ моделирования объектов, процессов и явлений природы с использованием интерактивной доски.
Сюда же можно отнести и работу с мультимедийными презентациями. Информация в мультимедиапрограммах передается с помощью трех средств — графики, аудио и видео. И это позволяет получить материал учащимся с разным ведущим каналом восприятия. А Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным.
Многие авторы педагогических технологий предлагают методы и приёмы развивающего обучения, где педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие качеств и способностей личности ребенка. Данные педагогические технологии и методы направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно видеть проблему, аналитически мыслить. То есть, можно сказать, что главное при применении этих технологий, чтобы деятельность ученика была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания образования, формируя потребность и мотив деятельности, при которой он может решать поставленную учебную задачу, опираясь на освоенные знания и практические навыки.
Личностно-ориентированный подход в изучении географии так же нельзя обойти стороной, например, организация межгрупповой работы. Совместная деятельность должна научить учащихся навыкам сотрудничества, сотворчества. На помощь приходит множество учебно-методических приёмов, позволяющих проводить групповую работу.
Использование современных цифровых образовательных ресурсов не только помогает учителю наполнить урок, но и учащимся привить культуру использования, поиска, обработки и применения информации.
Использование методики развития социального мышления, разработанная американскими учёными К. Мередит и Дж. Стил. Методика обучения направленная на формирования навыка“ Уметь мыслить”. Работа осуществляется в парах и группах. Основная форма — дискуссия.
Интеграция содержания уроков географии и в первую очередь тех, которые требуют опорные знания других школьных предметов. Например, при изучении гидросферы опережающее введение некоторых понятий физики: диффузия, молекулярное строение, при изучении географических координат: координатная плоскость и т. п.
Проектная деятельность. Пример. За несколько уроков до изучения темы “Растительный и животный мир Австралии” учитель формирует группы, каждой из них даёт исходную ситуацию, требующую проведение исследовательской деятельности и создание проекта. Например, жизнь эндемиков Австралии, учащиеся создают научную картину их будущего с использованием различных компьютерных программ, проекта сохранения этого вида в фауне материка.
Для меня лично излюбленным методом является проблемное обучение. Оно предполагает организациюучебных занятий,ссозданиемпроблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению. Учащиеся на уроке получают не готовую информацию, а учатся добывать её самостоятельно. В результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных процессов. И так же освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Тестирование. Современные экзамены созданы в тестовой форме. Но ведь тесты можно превратить в метод обучения. Управление контролем качества географического образования по линии тест-тренажёр, создание обучающимися теста самоконтроля знаний, контролирующий тест учителя, создание обучающимися тестов для проведения контроля других обучающихся. Формы применения данного метода могут быть самыми разнообразными.
Организация учебно-полевой практики учащихся по различным отраслям географии: топографии, гидрологии и т.п. В отличие от учебного практикума организация и проведение такой учебно-полевой практики осуществляется во внеурочное время с привлечением в первую очередь учащихся, имеющих непосредственный интерес к географической науке. Итогом учебно-полевой практики является участие в НПК.
IV. Показатели оптимизации.
Главными показателями оптимизации уроков являются достижение результатов при минимальных затратах сторон:
Удовлетворённость обучающихся уроками / мне интересно на уроках географии, я с удовольствием иду на этот урок /
Удовлетворённость знаниями /имею положительную оценку /
Наличие интереса / мне нравится наука география /
Осознанность / Я получил плохую оценку, но в этом виноват я сам /
Заключение Конечно все эти методы и приёмы требуют от учителя дополнительной подготовки, а иногда и другого взгляда на ведение своего предмета. Но налицо простая истина: интересный урок — залог успеха овладения знаниями. И воспитывая ученика, мы получим инициативных, творческих, смелых в принятии решений и не боящихся высказать своё мнение выпускников.
Я думаю, что география достаточно интересная наука и надо только увлечь, показать её возможности ученикам, а средств и возможностей очень много.
Оптимизация форм и видов деятельности учителя и ученика на уроках географии
Автор: Пастушенко Людмила Сергеевна
учитель географии МБОУ "СОШ №29"
г. Ангарск, Иркутской области
Вступление
В последнее время в системе школьного образования отчётливо наблюдается падение престижа урока географии. Наверняка многие учителя ощутили ухудшение успеваемости, нет заинтересованности учеников в систематической работе на уроках и дома, выполнение заданий носит формальный характер. Это объясняется следующими причинами: сокращением часов на изучение предмета; ориентацией процесса обучения географии на сдачу ЕГЭ, а не получение географического образования и географической культуры, географическое образование в школе построено на получение академических, а не практических знаний, необходимых в современной жизни. Ученики не видят практического значения данного предмета, и как следствие - слабая успеваемость.
Пример. Несмотря на то, что умных и образованных американских школьников к общему числу неучей просто несоизмеримо, их неучи в отличие от российских, намного лучше знают географию и историю государств, потенциальных конкурентов или партнёров США.
В учебнике “World Geography”, для школ штата Иллиониса, издательство Follett Publishing Company/Chicago теоретическая часть темы “Глобус” составляет полстраницы, а практическая - две. В российском учебнике "Начальный курс географии" эта тема занимает тоже полстраницы ознакомительного материала, а вот выхода на практическую работу нет.
-
Требования нового ФГОС к географии.
Новизна нового ФГОС состоит в том, что обязательный минимум содержания по географии для основной (6-9 классы) и старшей (базовой) (10-11 классы) построен на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных отраслей физической географии (6-8 классы) и экономической и социальной географии (8-9 классы), заменено в современном стандарте внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства. Большое значение имеют следующие новые требования, предъявляемые ФГОС:
- наличие у обучающихся умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
- владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
- владение умениями работать с геоинформационными системами
- владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов.
Формирование этих умений требует от учителя применения разнообразных форм оптимизации уроков географии.
-
Оптимизация уроков географии.
Слово "оптимизация" происходит от латинского орtimus – “наилучший” и означает выбор самого продуктивного варианта при достижении определённой цели. В процессе обучения - это выбор такой методики, которая позволяет достигнуть качественное освоение образовательного стандарта при минимальных затратах сил учителя и учащихся. Оптимизация достигается не одним методом, а их комплексным использованием. Из всех методов не может быть лучшего и все они имеют равноценное значение.
-
Современные методы оптимизации уроков географии
Своей задачей на уроке вижу следующее:
- сделать предмет география более понятным, близким и доступным;
- показать что география – это такой предмет, который объясняет нам законы и явления окружающего мира;
- довести до сведения учеников, что география - это комплексная наука и в ней есть элементы тем математики, физики, химии, иностранного языка;
- повысить мотивацию и интерес по предмету.
Эти задачи и проблемы можно решить, используя современные методы, приёмы и технологии обучения. При этом можно совмещать несколько. Вот примеры некоторых из них.
Современная жизнь уже не мыслима без информационных технологий. А в преподавании географии они востребованы как ни где сильно. Оптимизация уроков географии при помощи средств информационно коммуникативных технологий выглядит так: использование демонстрационных программ, которые позволят в наглядной динамической форме показать географические явления: землетрясения, цунами, извержения вулканов использование обучающих видеоуроков, использование практических работ и т.п. Объяснение учителя можно легко заменить на видео- или мультипликационный обучающий фильм. Использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения новых знаний при значительном сокращении процесса передачи знаний от учителя к ученику. Конечно, применение средств современных ИКТ зависит от возможности использования интернета для поиска нужной информации, наличия видео- и фотоаппаратуры и возможность её использования учащимися при выполнении самостоятельной работы по географии.
В системе использования ИКТ в обучении географии самым эффективным методом является использование программ моделирования объектов, процессов и явлений природы с использованием интерактивной доски.
Сюда же можно отнести и работу с мультимедийными презентациями. Информация в мультимедиапрограммах передается с помощью трех средств - графики, аудио и видео. И это позволяет получить материал учащимся с разным ведущим каналом восприятия. А Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным.
Многие авторы педагогических технологий предлагают методы и приёмы развивающего обучения, где педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие качеств и способностей личности ребенка. Данные педагогические технологии и методы направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно видеть проблему, аналитически мыслить. То есть, можно сказать, что главное при применении этих технологий, чтобы деятельность ученика была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания образования, формируя потребность и мотив деятельности, при которой он может решать поставленную учебную задачу, опираясь на освоенные знания и практические навыки.
Личностно ориентированный подход в изучении географии так же нельзя обойти стороной, например, организация межгрупповой работы. Совместная деятельность должна научить учащихся навыкам сотрудничества, сотворчества. На помощь приходит множество учебно-методических приёмов, позволяющих проводить групповую работу.
Использование современных цифровых образовательных ресурсов не только помогает учителю наполнить урок, но и учащимся привить культуру использования, поиска, обработки и применения информации.
Использование методики развития социального мышления, разработанная американскими учёными К. Мередит и Дж. Стил. Методика обучения направленная на формирования навыка“ Уметь мыслить”. Работа осуществляется в парах и группах. Основная форма - дискуссия.
Интеграция содержания уроков географии и в первую очередь тех, которые требуют опорные знания других школьных предметов. Например, при изучении гидросферы опережающее введение некоторых понятий физики: диффузия, молекулярное строение, при изучении географических координат: координатная плоскость и т. п.
Проектная деятельность. Пример. За несколько уроков до изучения темы “Растительный и животный мир Австралии” учитель формирует группы, каждой из них даёт исходную ситуацию, требующую проведение исследовательской деятельности и создание проекта. Например, жизнь эндемиков Австралии, учащиеся создают научную картину их будущего с использованием различных компьютерных программ, проекта сохранения этого вида в фауне материка.
Для меня лично излюбленным методом является проблемное обучение. Оно предполагает организацию учебных занятий, с созданием проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению. Учащиеся на уроке получают не готовую информацию, а учатся добывать её самостоятельно. В результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных процессов. И так же освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Тестирование. Современные экзамены созданы в тестовой форме. Но ведь тесты можно превратить в метод обучения. Управление контролем качества географического образования по линии тест-тренажёр, создание обучающимися теста самоконтроля знаний, контролирующий тест учителя, создание обучающимися тестов для проведения контроля других обучающихся. Формы применения данного метода могут быть самыми разнообразными.
Организация учебно-полевой практики учащихся по различным отраслям географии: топографии, гидрологии и т. п. В отличие от учебного практикума организация и проведение такой учебно-полевой практики осуществляется во внеурочное время с привлечением в первую очередь учащихся, имеющих непосредственный интерес к географической науке. Итогом учебно-полевой практики является участие в НПК.
-
Показатели оптимизации.
Главными показателями оптимизации уроков являются достижение результатов при минимальных затратах сторон:
Удовлетворённость обучающихся уроками / мне интересно на уроках географии, я с удовольствием иду на этот урок /
Удовлетворённость знаниями /имею положительную оценку /
Наличие интереса / мне нравится наука география /
Осознанность / Я получил плохую оценку, но в этом виноват я сам /
Заключение
Конечно все эти методы и приёмы требуют от учителя дополнительной подготовки, а иногда и другого взгляда на ведение своего предмета. Но налицо простая истина: интересный урок - залог успеха овладения знаниями. И воспитывая ученика, мы получим инициативных, творческих, смелых в принятии решений и не боящихся высказать своё мнение выпускников.
Я думаю, что география достаточно интересная наука и надо только увлечь, показать её возможности ученикам, а средств и возможностей очень много.
- Конструирование современного урока по ФГОС ООО. Технологическая карта урока географии
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Методика подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по географии
- Международный вебинар "Работа учителя географии по повышению качества школьного образования и развитию компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС"
- Методика работы с текстами на уроках географии (ФГОС)