В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

« Использование геометрического материала в целях развития пространственного воображения детей»

Галина Дятлова Галина Дятлова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1384    комментариев: 2
Краткое описание
Использование  заданий геометрического содержания, которые способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, воображения, умения выделять частные и общие признаки предметов, умения сравнивать предметы.
Пожаловаться 18 февраля 2014
Файлы
Опыт Дятловой.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Дятлова Галина Алексеевна


МКОУ « Нижнемордокская СОШ» Глушковского района Курской области


Учитель начальных классов, руководитель клуба « Гимнастика для ума»




Тема педагогического опыта:


« Использование геометрического материала в целях развития пространственного воображения детей»
























2013-2014 г.



На уроках математики и на внеурочных занятиях клуба « Гимнастика для ума» я стараюсь использовать задания геометрического содержания, которые способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, воображения, умения выделять частные и общие признаки предметов, умения сравнивать предметы.

И эти задания вызывают у детей огромный интерес и желание работать. Вот примеры геометрических заданий:


1.Деление заданной геометрической фигуры ( прямоугольника,квадрата,треугольника) на заданные части.

Раздели нарисованный прямоугольник на 2 ( затем на 4) треугольника; на квадрат и 2 прямоугольника; на квадрат и 4 треугольника.





2.Составление заданной фигуры из фиксированного числа частей, которые выбираются из множества приведённых на рисунке .

Например :

1)На каждой полоске раскрась 2 такие части, из которых можно составить круг.


2)Найди в круге подходящие по форме части. Расставь номера и раскрась одинаковые части одним цветом.

В случае затруднения мысленного выполнения этого задания можно предложить детям вырезать имеющиеся части и ,выбрав нужные , сконструировать из них круг.

Однако для развития воображения в последующих случаях выполнения аналогичных заданий нужно стремиться к тому, чтобы дети выполняли их мысленно, а затем только практически проверяли правильность своего решения.


3.Задания, направленные на понимание взаимного расположения фигур на плоскости и умение выражать это математическими терминами.


Например:

Возьми красный карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри всех трёх нарисованных фигур.

Возьми синий карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри квадрата и овала , но вне треугольника.

Возьми жёлтый карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри треугольника и овала, но вне квадрата.

Возьми чёрный карандаш и отметь точку ,которая была бы расположена внутри треугольника, но вне квадрата и овала.

Возьми коричневый карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри квадрата, но вне треугольника и овала.

Возьми простой карандаш и отметь точку , которая была бы расположена внутри овала, но вне треугольника и квадрата.

Возьми любой фломастер и отметь точку, которая была бы расположена вне всех трёх фигур.





4. Задания на отыскание и пересчёт предметов, представленных в завуализированном виде.


Например :

Пересчитай предметы и запиши в квадрате ,сколько их.( Ставьте на найденном предмете точку, крестик или какой -нибудь другой знак).





5.Задания на преобразование и перестроение геометрических фигур и предметов, которые выложены ,например , из счётных палочек.

Отсчитай 15 одинаковых палочек. Построй из них 5 равных квадратов, как показано на рисунке.

Убери 4 палочки так, чтобы осталось 3 одинаковых квадрата.






Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ возможных вариантов способствует, безусловно , развитию воображения детей,формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.


6.Задания на отыскание пары одинаковых фигур ,одна из которых задана,а вторая находится среди множества различных по конфигурации частей какой –либо одной фигуры.


Например: найти пары для фигур Е, Н, О среди частей квадрата, изображённых справа

и занумерованных числами от 1до 13.

Каждую пару одинаковых фигур раскрась одним и тем же цветом, а затем запиши эти пары. Е=……, Н=….., О=…… .




7.Задания по топологии.


Предлагается , не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды изобразить предложенные фигуры.

Сначала дети выполняют эти задания наугад, а затем в ходе аналогичной работы знакомятся с простейшими сведениями по топологии: чётными, нечётными вершинами изображённого предмета или фигуры( вершина, из которой исходит четное число линий, называется четной , а вершина , из которой исходит нечётное число линий , называется нечетной), а также с тремя важными свойствами:

  • Фигуру, у которой все вершины чётные, можно начертить одним росчерком.

  • Фигуру, у которой только 2 нечётные вершины, можно начертить одним росчерком.

  • Фигуру с более чем двумя нечётными вершинами невозможно начертить одним росчерком.


8. Задания на отыскание недостающей фигуры.


1)Нарисуй недостающую маску клоуна.



2) Подумай ,какой круг пропустили. Нарисуй его в пустом квадрате.





9.Задания на установление закономерности и продолжение ряда, состоящего из геометрических фигур:




9 . Логические задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

Задачи на выделение признака отличия наглядно представлены двумя группами фигур ( по 6 фигур в каждой группе).

Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от другой.

Найти ,чем все 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы.





















































(Признаком отличия является их форма: слева-треугольники, справа- четырёхугольники.)


В формировании у детей математических представлений широко используются игры- головоломки.


Игра « Танграм»

Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8х8 из картона разрезают на 7 частей.

В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

Используя все 7 частей , плотно присоединяя их одну к другой , можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.


Дети должны знать не только названия геометрических фигур , но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.


Игровые упражнения « Дорисуй», « Дострой»


Назначение этих упражнений развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах.

На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ученик должен дорисовать , закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму ( например, дети рисуют снеговика, неваляшку, зайца и т.д.)


Логические задания .

  1. « Какая фигура здесь лишняя и почему?»



  1. « Найди чем отличается»





Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку.


Назначение игры- развитие образного и логического мышления, комбинаторных способностей , смекалки и находчивости. умения планировать ход поисков.

Подбирают 2 картинки , одна картинка является образцом, другую картинку разрезают на 9 частей .Одну из частей, на которой нет изображения убирают.

Можно предложить детям расположить геометрические фигуры в порядке увеличения размеров.




Цель игры состоит в восстановлении картинки передвижением частей используя пустую клетку.


Игра представляет упрощенный вариант игры в « 15».











На уроках математики и на занятиях внеурочной деятельности советую использовать следующую литературу:

  1. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

  2. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

  3. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

  4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.



Обсуждение материала
  • Марина Гилярова
    24 марта 201522:53
    Марина Гилярова

    Опыт учителя очень интересен и может быть использован в учебном процессе. Материал привлекает внимание многообразием заданий, красочностью графического материала, множеством дидактических игр, показанных в описании опыта. Такой опыт можно демонстрировать, использовать в образовательном процессе.
    К сожалению актуальность текста не 100%.
    Согласно требованиям портала (раздел Справка Главного меню) в колонтитуле документа необходимо размещения логотипа портала.

    • Галина Дятлова
      6 июля 201508:04
      Галина Дятлова

      Спасибо за замечания! К сожалению я на тот момент не совсем обладала умением размещать логотип портала.В дальнейшем всё будет по правилам.Спасибо ещё раз за комментарий!

Другие материалы автора
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru