В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнерства

Елена Варданян Елена Варданян
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1838    комментариев: 1
Краткое описание
Формирование единого образовательного сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнёрских отношениях.

Описание
Варданян Е.В., педагог-психолог
Россия, г. Златоуст

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский Реализация процесса обновления системы дошкольного образования требует качественно новых гармоничных отношений детского сада с родителями своих воспитанников. В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами своего ребёнка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. В нашем дошкольном учреждении сложилась определённая система взаимодействия с родителями воспитанников. Одной из главных целей является формирование единого образовательного сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнёрских отношениях. Задачей взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Работа с родителями в нашем учреждении имеет дифференцированный подход. Мы учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Больше требований родители предъявляют по уходу за ребенком, приоритетным вопросом считают стиль общения педагогов детского сада с ребёнком, уровню психологически комфортной среды учреждения. Особое значение уделяется изучению опыта семейного воспитания, стиля общения родителей со своими детьми, приоритетов родителей в воспитании детей, образовательных потребностей родителей. Самый наибольший интерес отмечается у родителей самых маленьких воспитанников нашего дошкольного учреждения. Создание атмосферы доверия и сотрудничества – важнейшая составляющая воспитательно-бразовательного процесса ДОУ. Ребенок рождается с чистым и естественным доверием к миру. В формировании доверия к жизни детский сад играет очень важную роль. Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение родителей в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа по созданию условий для саморазвития родителей и педагогов способствует усилению их взаимоотношений. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные – устные журналы, газеты, экскурсии, родительские клубы, акции, семейные конкурсы, конференции, мастер-классы, оздоровительные мероприятия, игры и др. Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом будет зависеть дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении существует хорошая традиция проводить дни открытых дверей для родителей своих будущих воспитанников. Знакомство с родителями будущих воспитанников мы стараемся наполнить особым содержанием: представляем видео презентацию о жизни воспитанников в ДОУ и приоритетных направлениях образовательной деятельности, организуем экскурсию по дошкольному учреждению, предоставляем родителям возможность получить консультации различных специалистов нашего учреждения, вручаем тематические памятки и буклеты. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья. Все это позволяет установить доверительные отношения с семьями воспитанников за долго до их прихода в образовательное учреждение и создать наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду. В дальнейшем, дни открытых дверей, проводимые каждый четверг месяца, предоставляют родителям возможность познакомиться ближе с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса и позволяют родителям стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса детского сада. Особое место в сотрудничестве дошкольного учреждения с родителями занимает «Почта доверия», размещенная в доступном месте. Родители могут класть в почтовый ящик письма, записки, обращения со своими идеями и предложениями к специалистам, заведующему или иным работникам детского сада. Такая форма общения позволяет родителям делиться своими мыслями с коллективом учреждения. На протяжении нескольких лет в ДОУ проводится конкурс «Семья года» среди семей воспитанников детского сада, позволяющий повысить уровень личной комфортности детей и взрослых, сформировать позитивный опыт семейного воспитания, снять затруднения детско-родительских отношений, организовать содержательный и разнообразный семейный досуг. Члены семьи делятся рецептами кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих семейных увлечениях, проявляют творчество. Благодаря тесному взаимодействию на творческом уровне, возникает чувство большой семьи, сплоченной совместными традициями, вместе проживающей радостные моменты детства. А между родителями и воспитателями крепнут дружеские отношения, поистине открываются сердца навстречу друг другу. Активность родителей подтверждает, что данная форма является успешной. В прошлом году торжественно открылся «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между собой, заинтересовать вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться, делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого малыша ДОУ.Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в планах – активное общение и с мамами. Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей семьей» и др.). Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить качество и разнообразие детского меню. Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая иголочка», «Вырасти себе друга», «Накорми животное», «Вот пичужка тебе кормушка» и др. Акции направлены на сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные акции являются как общесадовскими, так и групповыми. В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. Активное участие семьи принимают в проектно-познавательной деятельности детей. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь. В настоящий момент в дошкольном учреждении разработан социально-ориентированный проект «Школа добрых волшебников», который позволяет нам сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. Эмблемой «школы» является любознательный Капитошка. «Школа добрых волшебников» — Это система совместных проектов: «Огород у нас хорош – что посеешь, то сорвешь», «Путешествие в страну цветов», «Подворье бабушки Маруси», «Насекомые Урала», «Рогатые, хвостатые, лохматые»практико-ориентированных, информационных, творческих, интегрированных. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и
непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. У коллектива получилось активизировать и обогатить воспитательные умения наших родителей, наладить тесный контакт с семьями своих воспитанников. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Литература: 1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — №12. – С.88 – 94. 2. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
3. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. — Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
Пожаловаться 11 февраля 2014
Файлы
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Варданян Е.В., педагог-психолог

Россия, г. Златоуст


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский


Реализация процесса обновления системы дошкольного образования требует качественно новых гармоничных отношений детского сада с родителями своих воспитанников. В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами своего ребёнка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

В нашем дошкольном учреждении сложилась определённая система взаимодействия с родителями воспитанников. Одной из главных целей является формирование единого образовательного сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнёрских отношениях. Задачей взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Работа с родителями в нашем учреждении имеет дифференцированный подход. Мы учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Больше требований родители предъявляют по уходу за ребенком, приоритетным вопросом считают стиль общения педагогов детского сада с ребёнком, уровню психологически комфортной среды учреждения. Особое значение уделяется изучению опыта семейного воспитания, стиля общения родителей со своими детьми, приоритетов родителей в воспитании детей, образовательных потребностей родителей. Самый наибольший интерес отмечается у родителей самых маленьких воспитанников нашего дошкольного учреждения. Создание атмосферы доверия и сотрудничества – важнейшая составляющая воспитательно-бразовательного процесса ДОУ. Ребенок рождается с чистым и естественным доверием к миру. В формировании доверия к жизни детский сад играет очень важную роль.

Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение родителей в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа по созданию условий для саморазвития родителей и педагогов способствует усилению их взаимоотношений. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные – устные журналы, газеты, экскурсии, родительские клубы, акции, семейные конкурсы, конференции, мастер-классы, оздоровительные мероприятия, игры и др.

Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом будет зависеть дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении существует хорошая традиция проводить дни открытых дверей для родителей своих будущих воспитанников. Знакомство с родителями будущих воспитанников мы стараемся наполнить особым содержанием: представляем видео презентацию о жизни воспитанников в ДОУ и приоритетных направлениях образовательной деятельности, организуем экскурсию по дошкольному учреждению, предоставляем родителям возможность получить консультации различных специалистов нашего учреждения, вручаем тематические памятки и буклеты. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья. Все это позволяет установить доверительные отношения с семьями воспитанников за долго до их прихода в образовательное учреждение и создать наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду.

В дальнейшем, дни открытых дверей, проводимые каждый четверг месяца, предоставляют родителям возможность познакомиться ближе с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса и позволяют родителям стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса детского сада.

Особое место в сотрудничестве дошкольного учреждения с родителями занимает «Почта доверия», размещенная в доступном месте. Родители могут класть в почтовый ящик письма, записки, обращения со своими идеями и предложениями к специалистам, заведующему или иным работникам детского сада. Такая форма общения позволяет родителям делиться своими мыслями с коллективом учреждения.

На протяжении нескольких лет в ДОУ проводится конкурс «Семья года» среди семей воспитанников детского сада, позволяющий повысить уровень личной комфортности детей и взрослых, сформировать позитивный опыт семейного воспитания, снять затруднения детско-родительских отношений, организовать содержательный и разнообразный семейный досуг. Члены семьи делятся рецептами кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих семейных увлечениях, проявляют творчество. Благодаря тесному взаимодействию на творческом уровне, возникает чувство большой семьи, сплоченной совместными традициями, вместе проживающей радостные моменты детства. А между родителями и воспитателями крепнут дружеские отношения, поистине открываются сердца навстречу друг другу. Активность родителей подтверждает, что данная форма является успешной.

В прошлом году торжественно открылся «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между собой, заинтересовать вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться, делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого малыша ДОУ.Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в планах – активное общение и с мамами.

Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей семьей» и др.).

Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить качество и разнообразие детского меню.

Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая иголочка», «Вырасти себе друга», «Накорми животное», «Вот пичужка тебе кормушка» и др. Акции направлены на сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные акции являются как общесадовскими, так и групповыми.

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Активное участие семьи принимают в проектно-познавательной деятельности детей. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь. В настоящий момент в дошкольном учреждении разработан социально-ориентированный проект «Школа добрых волшебников», который позволяет нам сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. Эмблемой «школы» является любознательный Капитошка. «Школа добрых волшебников» - Это система совместных проектов: «Огород у нас хорош – что посеешь, то сорвешь», «Путешествие в страну цветов», «Подворье бабушки Маруси», «Насекомые Урала», «Рогатые, хвостатые, лохматые»практико-ориентированных, информационных, творческих, интегрированных. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.

Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. У коллектива получилось активизировать и обогатить воспитательные умения наших родителей, наладить тесный контакт с семьями своих воспитанников.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.


Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

  2. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

  3. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.

Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    23 марта 201509:00
    Наталья Дулатова

    Уважаемая Елена ! Вы прислали интересный материал, но его необходимо правильно оформить согласно критериям Требований (логотип портала, титульный лист).
    С ув., Дулатова Н.И.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru