В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство «Учитель» объявляет акцию «В помощь классному руководителю». Акция действует с 05 по 18 августа 2019 г., в этот период Вы можете приобрести доступ к мероприятиям со скидкой 25%*. Подробнее об акции

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей. Методические рекомендации.

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей. Методические рекомендации.

Надежда Шередеко
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234 голосов:3просмотров: 4389 комментариев: 3
Краткое описание
Предлагаемая мной подборка интерактивных игр и упражнений окажет практическую помощь не только начинающим педагогам дополнительного образования, но и педагогам с опытом работы.
Описание
В образовательных учреждениях всех типов уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранить, поддержать и улучшить здоровье детей.Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Здоровьесберегающие технологии это, прежде всего, условия обучения ребенка при отсутствии стресса, адекватности требований, адекватности методик обучения и воспитания, рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, создание благоприятного эмоционально-психологического климата. Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и физического здоровья. И только максимальное количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, списывание могут обеспечить реализацию этой технологии, а полноценное и всестороннее развитие и воспитание школьников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
здоровьесберег.технологии в дополнительном образовании.doc
HTML Войдите для скачивания файлов



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества № 1»















Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей.

Методические рекомендации.


















Составитель: Шередеко Надежда Юрьевна,

методист








Красноярск, 2014





Введение

В образовательных учреждениях всех типов уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранить, поддержать и улучшить здоровье детей. Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности.

Здоровьесберегающие технологии это, прежде всего, условия обучения ребенка при отсутствии стресса, адекватности требований, адекватности методик обучения и воспитания, рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и физического здоровья. И только максимальное количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, списывание могут обеспечить реализацию этой технологии, а полноценное и всестороннее развитие и воспитание школьников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей.

Предлагаемая мной подборка интерактивных игр и упражнений окажет практическую помощь не только начинающим педагогам дополнительного образования, но и педагогам с опытом работы.
























Игры на релаксацию, переключение внимания

  1. Зеркало (с 5 лет)

Цель: проявление творческой активности, развитие воображения, развитие способности «вчувствоваться» в другого человека, предвидеть его действие.

Педагог: «У каждого дома и у нас есть зеркало. Иначе как можно узнать, как вы сегодня выглядите, идет вам или нет новый костюм или платье. Что делать, если зеркала радом не найдется? Давайте поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга. Решите, кто из вас будет человеком, смотрящимся в зеркало, а кто будет зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только надо повторять это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая пример остальным.

  1. Передай движение (с 5 лет)

Цель: активизация мышления, улучшение настроения, формирование непринужденности поведения и понимания в общении. Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый находится в общем круге и придумывает какое-нибудь движение. Например, причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д. Затем «будит» своего соседа и показывает ему, и так по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего ребенка. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

  1. Ветер дует (с 5 лет)

Цель: активизация внимания, мышления, снижение напряженности и улучшение настроения.

Все дети сидят на стульях в кругу, ведущий стоит в центре и говорит: «Ветер дует на всех, у кого есть в одежде красный цвет». В этот момент все, у кого действительно в одежде есть красный цвет (ведущий должен назвать только тот признак, который есть у него самого и у кого-то еще), встают и быстро меняются местами. Одному не хватает стула и он становится ведущим. Ведущий столько раз «запускает ветер» (на тех, у кого есть пуговицы, кто сегодня пил молоко и т.д.), пока не займет стул. Еще можно выкрикнуть «Ураган!», и тогда все обязаны поменяться местами. Кто остался без стула – тот становится ведущим.

  1. Семен сказал…(с 5 лет)

Цель: мобилизация внимания, снятие напряжения, улучшение эмоционального фона. Играющие садятся в круг. Педагог: «Мы будем выполнять различные действия, движения, при одном условии: выполнять только те действия, которые будут начинаться со слов «Семен сказал». Например, если я говорю: «Семен сказал: поднимите руку», то выполняете это движение, если я скажу «Поднимите правую руку» или «Я прошу вас поднять руку», то это действие совершать не надо». Взрослый предлагает различные действия: ходьбу, повороты, поднятие рук, прыжки и т.д. При этом он может провоцировать детей, например, встать, сказав «Давайте встанем», или при словах «Поднимите левую руку» поднять ее и т.д. Игра может проходить в быстром темпе.

  1. Мне в тебе нравится…(с 6 лет)

Цель: воспитание чувства сплоченности, внимания друг к другу, развитие навыков самопрезентации. Дети делятся на две равные группы и строятся в два круга: внешний и внутренний. По сигналу педагога дети двигаются по кругу в разных направлениях. При очередном сигнале они останавливаются, поворачиваются попарно лицом друг к другу. Дети, находящиеся во внешнем кругу, говорят своему оппоненту: «Мне в тебе нравится…» а ребенок отвечает: « А я еще умею…»

  1. Назови наоборот (с 6 лет)

Цель: вербализация и различение чувств и состояний, и активизация внимания и творческой активности. Дети сидят по кругу. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство. Например: я бросаю мяч Тане и говорю «грустный». Таня, поймав мяч, называет слово, обозначающее противоположное чувство «веселый», и сама, бросая мяч другому участнику игры, называет то чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

  1. Что мы делали… (с 6 лет)

Цель: развитие навыков вербализации состояний, активизация творческой активности и выразительности, сплочение группы и улучшение групповой атмосферы.

Дети стоят по кругу. Педагог говорит: «Сейчас мы будем ходить по комнате, я предложу ситуацию, в которой каждый из вас попробует себя представить, постарается в нее включиться, осознать, и почувствовать то состояние, которое при этом возникает. Итак, мы идем по густой чаще леса, через завалы…».

Примеры задаваемых ситуаций: опаздываем в детский сад, идем по лесу, где много комаров, ходим по музею, идем по узкой тропинке в горах, идем по болоту, идем босиком по каменистому берегу моря и др.

  1. Пошли письмо (с 6 лет)

Цель: активизация внимания, развитие тактильного канала, исчезновение импульсивности, развитие чувства группы.Дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий-почтальон-в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо», пожимая незаметно руку соседу, тот пожимает следующему по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона - «перехватить» письмо, т.е. увидеть у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех



пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

  1. Путаница (с 6 лет)

Цель: Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать друг с другом, чувствовать друг друга. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает детей, не разжимая рук.

  1. Сороконожка (с 6 лет)

Цель: Развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде педагога «сороконожка» начинает движение вперед, приседает, прыгает на правых и левых ногах, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников - не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

  1. «Муха» (с 6 лет)

Цель: Снятие напряжения лицевой мускулатуры. Педагог предлагает детям сесть удобно: «Руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. А теперь мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаза и не поднимая рук с колен, согнать назойливую муху.»

  1. Колпак мой треугольный (старинная игра) (с 6 лет)

Цель: Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, снятие импульсивности. Участники игры садятся в круг. Начиная с ведущего, все по очереди произносят по одному слову из фразы: «колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом – легким хлопком в ладоши. Далее при каждом повторении фразы уже новые слова – треугольный, мой, и т.д. – заменяются жестами.

В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам.

Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого? Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

Регулярное выполнение подобных упражнений делает ребёнка спокойным, уравновешенным, позволяет лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия. Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание.

Релаксационные упражнения

Упражнения, направленные на расслабление, успокоение, а так же следующие игровые упражнения.

Релаксация «Поза покоя»

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц рук. Взрослый предлагает детям сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покроя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье….

И становится понятно-расслабление приятно!



Релаксация «Гномик»

Цель: снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы. Взрослый читает стих, объясняя какие действия выполняют дети.

Маленький гномик присели на корточки;

Любит играть - встали, выпрямились;





Бегать, вертеться, бег на месте, повороты в стороны;

Прыгать, скакать. прыжки на месте на двух ногах;

А когда он устает ходьба на месте;

Тут к кроватке он идет. идти к стульчикам, сесть;

Глазки закрывает, закрыть глаза;



Ручки поднимает, поднять руки вверх;

Напрягает, расслабляет. сильно напрячь, а затем расслабить руки

Сильно кулачки сжимает, сжать кулачки, напрячь пальцы рук;

Отпускает, разжимает. разжать кулачки, расслабить пальцы;

Ножки поднимает, поднять ноги вверх;

Держит, держит, напрягает держать ноги на весу;

И тихонько опускает. опустить ноги и расслабить;

Делает глубокий вдох, сделать глубокий вдох через нос;

А затем он выдыхает. выдох через рот.

Вот как отдыхает гном! открыть глаза и медленно встать.

И опять играет.



Релаксация «Кулачки»

Цель: Освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц рук. Дети сидят на полу. Педагог предлагает: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. А потом расслабили руки, растопырили пальчики и опустили на колени. Руки потеплели. Стало приятно и легко. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох-пауза, выдох-пауза». Повторяем это упражнение три раза.

Релаксация «Штангист»

Цель: Расслабление мышц рук, ног, корпуса. Дети стоят. Педагог: «Представьте, что перед вами большая тяжелая железная штанга, и вы ее будете поднимать. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите «пуки со штангой». Они напряжены, им тяжело. Руки устали держать, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно падают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-пауза, выдох-пауза».

Релаксация «Потянулись-сломались»

Исходное положение: стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Педагог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки остаются на полу)…А теперь наши кисти рук как бы сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол… Лежим расслаблено, удобно…Почувствуйте расслабленное тело. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей на два момента:

  1. Показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);

  2. Когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каждого и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать место зажимов.

Существуют упражнения, направленные на оптимизацию тонуса мышц, так называемые растяжки. Мышечное напряжение или расслабление сопутствует тем или иным чувствам и эмоциям, поэтому растяжки значимы для развития эмоциональной сферы на уровне произвольности проявления.

Растяжка «Кошка»

Каждый участник встает на четвереньки, опираясь на колени и ладони в образе кошки. На каждый «шаг» правой руки и шаг левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый «шаг» левой руки и шаг правой ноги делать вдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибая спину.

Растяжка «Звезда»

Дети стоят в позе «звезды». Педагог предлагает изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.

Растяжка «Тянемся к солнышку»

Предложить детям встать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки, задержать дыхание - кончиками пальцев тянемся к солнышку. При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. (Вначале педагог должен дать почувствовать ребенку ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх за пальцы рук.) Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

Ощущение комфортности выражается в физическом и душевном благополучии. Известно, что на любое переживание душа и тело реагируют вместе, и выглядит это так: психическое напряжение вызывает мышечный тонус, а мышечное напряжение приводит к эмоциональному реагированию. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению. Любая двигательная активность создает приятное мышечное напряжение, улучшает эмоциональный тонус.

Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму понятий, факторов, теорий, комплексных технологий.

Наиболее результативна организация деятельности, в рамках которой изучается и применяется опыт, накопленный человечеством ранее.



Рекомендуемая литература:

  1. Приложение к журналу «Методист» мастер-класс № 8,9,10 – М., 2007.

  2. Журнал «Дополнительное образование» № 8 – М., 2012

  3. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru.

  4. Воробьева И., Трофимова Ю. «50 идей как удержать ребенка на месте». – М.,2000.

  5. Граббет Р. Игры для детей от 2-6 лет. – М., 1999.

  6. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и школьников.–М.: Творческий Центр, 2001.

  7. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.–М.: МГТА, 2001.



9



Обсуждение материала
Вероника Баженова
25.06.2014 15:34
Спасибо большое за хороший материал. Очень актуальный и грамотно подобранный. Нет ничего лишнего. Все доступно и понятно.
Виктория Полшкова
29.11.2014 21:54
Надежда Юрьевна, спасибо за интересный материал к занятиям! Для меня он очень актуален. Я веду занятия эстрадного вокала. Дети часто испытывают мышечные зажимы во время пения. Предложенные Вами упражнения на релаксацию помогут нам!  
Наталья Митрофанова
7.08.2015 09:41
Большое спасибо, Надежда Юрьевна! Думаю, мы с ребятами попробуем всё!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru