Годовое календарно-тематическое планирование. Речевое развитие. Старшая группа.
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация ОАНО «Гармония»
ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Образовательная область «Речевое развитие»
СТАРШАЯ ГРУППА
Учитель-логопед Подвийняк Н.А.
№ занят. |
Дата |
Общая тема |
Цели и задачи |
Материалы и оборудование + Связь с общей темой |
Автор и источник |
Интеграция |
||
1 |
|
«Здравствуй, детский сад» |
Беседа «Правила поведения в детском саду» (как здороваться со взрослыми в детском саду, как здороваться с друзьями; если хочешь задать вопрос…; когда уходим обязательно прощаемся с друзьями и со взрослыми; не мешать друг другу, попросись в игру; спроси разрешения взять ; извинись если не хочешь или не можешь, нельзя обижать) -Активизация словаря: чистая, широкая, узкая, уютная, просторная… -Грамматический строй: обр-е мн.ч. сущ. , глаголов. -Фонем. слух: назови предмет на зад. звук -Формирование простых распространенных предложений и ССП. |
Иллюстрации «Мой любимый детский сад» |
Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр.24 У.М. Сидорова «Учим слова и предложения» стр.4 А.Печерская «Мой любимый детский сад» |
Воспитание положительного отношения к посещению детского сада. чтение художественной литературы |
||
2 |
|
Беседа «Почему важно, чтобы в группе был порядок» Связная речь и грамматич.строй: Рассматривание игрушек, рассказывание об игрушках и их сравнение по вопросам: -Как называется игрушка? - Какая игрушка по цвету, по величине, из каких частей и материала? -Как можно с ней играть? -Почему нравиться игрушка? Беседа об именах по вопросам: -Как вас называют родители дома? -Как ласково назвать друга? -Как называют маленького ребенка и взрослого человека? -Как назвать ласково игрушку? -а если игрушка не одна, а много?.. Фонем.воспр.: назови игрушку на задан. Звук, хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» |
Карточки-последовательности отображающие режимные моменты ребенка посещающего Д/С. Картинки «Что не так» |
А.Печорская «Мой любимый детский сад» У.М. Сидорова «Учим слова и предложения» |
Закрепление правил хорошего поведения в группе. Уточнение особенностей совместных игр с другими детьми. чтение художественной литературы |
|||
3 |
|
Золотая осень. |
Закреплять знания о приметах осени. Обобщать представления, полученные на занятиях, прогулках, в повседневной жизни. Формировать бережное отношение к природе. Упражнять в согласовании существительных и количественных числительных (от 1 до 10). Упражнение «Придумай предложе-ние с заданным словом». Закреплять представление о пользе прогулок на природе. Развитие речевого дыхания: Осенние листочки. Развитие фонематического восприятия. Развитие монологической речи. Составление рассказа об осени по плану – схеме. Отгадывание загадок. |
Иллюстрация "Осень в городе" Составление описательного рассказа по плану-схеме. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
Уточнение знаний, наблюдений. умение подбирать одежду по погоде обсуждение игр на свежем воздухе |
||
4 |
|
Иллюстрация "Осень в лесу" Картинки для сравнений осени и лета. |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
|||||
5 |
|
Во саду ли, в огороде. |
Уточнение знаний. Расширение словаря глаголов (окапывать, рыхлить, вынимать, сушить, срезать, выдергивать, снимать…) и прилагательных (сочный, ароматный, свежий, крупный-мелкий…). Составление описательных рассказов по опорным таблицам. Формирование фонематического восприятия. Отгадывание загадок. Использование ум.-ласк. форм существительных. |
Играй-ка Н.В. Нищеева: «Коза в орогоде», «Клоун». План-схемы: «Овощи», «Фрукты». Наглядные карточки с изображением овощей и фруктов. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» |
формирование целостности картины мира. Овладение новыми словами признаками и словами-действиями. отгадывание и загадывание загадок. |
||
6 |
|
Как выращивают хлеб? |
Воспитывать уважение к хлебу и труду людей, составляя рассказ по серии картинок «Как булка на стол пришла». Словообразование – учить образовывать прилагательные от существительных (рожь-ржаной), согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Развитие ф. слуха и слоговой структуры. |
Иллюстрации «Как булка на стол пришла». |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Начало формы Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» |
формирование целостности картины мира. Овладение новыми словами признаками и словами-действиями. формировать бережное отношение к труду людей.
|
||
7 |
|
Лес. |
Уточнение знаний о разных деревьях, их семенах и листьях. Учить составлять рассказ по сюжетной картине «В лесу», по плану, предложенному педагогом. Побуждать связно и последовательно излагать события. Упражнять в употреблении ССП, согласовании наречия «много» с существительными (Р.п.) Согласование количественных числительных с существительными(от 1 до 10) Закреплять представление о необходимости охраны природы. Закреплять знания о правилах поведения в лесу, взаимодействия с лесными обитателями и растениями. |
Картинки с изображением деревьев, их листьев и семян (Игра на липучках) Листья, вырезанные из бумаги. |
О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира составление монологического рассказа описания. безопасность в лесу пальчиковая гимнастика |
||
8 |
|
Грибы. Ягоды. |
Обогащение, закрепление и активизация словаря по теме. Учить подбирать слова-признаки к словам-предметам, согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе. Развитие слухового восприятия и закрепление понятия «рифма» в процессе отгадывания загадок про грибы (Н.В.Нищева, стр.107) Развитие общей и мелкой моторики рук в процессе игры «За грибами» (Н.В.Нищева, стр.92). Словообразование: клубника-клубничный... Закреплять представление о пользе витаминов, содержащихся в ягодах. |
Н.В.Нищеева "Играй-ка": "Корзинка грибов",«Повар». |
О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира составление монологического рассказа описания. закрепление знаний об опасности собирать малознакомые грибы или ягоды без взрослых пальчиковая гимнастика |
||
ОКТЯБРЬ |
||||||||
1 |
|
Дикие животные средней полосы России. |
Обобщение и закрепление представлений о диких животных средней полосы России, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Закреплять знания о приспособлении животных к зимнему периоду. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на словесно-логическое мышление "что не так", "закончи предложение". Развитие мелкой моторики рук и общей моторики, координации речи с движением в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом» (Н.В. Нищева, стр.286) |
Иллюстрации "Животные зимой и летом" Картинки с изображением жилищ диких животных и их самих. |
Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и |
формирование целостности картины мира бережное отношение к животным |
||
2 |
|
Упражнять в подборе прилага- тельных к сущ.,согла-сование числит.и сущ. Назови жив на опр.звук Учить образовывать сложные прилаг. длинноухий.. Закрепление умений составлять рассказ-описание животного с использованием плана-схемы. Описание-загадка. |
Карточки с изображением диких животных. Визуальный план рассказа-описания. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
||||
3 |
|
Домашние животные. |
Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершениствование грамматического стьроя речи ( употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-). Развитие диалогической речи. Составление рассказа- сравнения «Собака – петух». Роль в жизни человека.
|
Карточки с изображением животных «Семья» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Визуальный план рассказа-описания. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира бережное отношение к животным |
||
4 |
|
Комнатные растения. |
Обобщение, систематизация знаний о комнатных растениях, способах размножения, уходе за ними. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Закрепление навыка пересказа в процессе пересказывания рассказа «Зеленые питомцы» (Н.В. Нищева, стр. 60) Развитие ф. слуха и слоговой структуры. |
Карточки с изображением животных «Семья» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Визуальный план рассказа-описания. |
Г.А.Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира |
||
5 |
|
Одежда. Ткани. |
Закрепление представлений об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она изготовлена. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи ( согласование прилагательных с существительными в роде и числе; совершенствование навыков словообразования). Развитие монологической речи в процессе составления рассказа-описания предмета одежды (н-р «Моя рубашка»).
|
Иллюстрации комнатных растений. Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Рассказывание о растении по плану-схеме. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
|
||
6 |
|
Обувь. |
Использование прилаг.: домашняя, резиновые, мокрые, чистые, теплые, легкая...Называние частей обуви. Развитие мелкой моторики рук и общей моторики, развитие чувства ритма в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «У Матрешиной сестрицы»(Н.В. Нищева, стр. 136), «Новые кроссовки» (там же, стр. 141). Работа над слоговой структурой слова. |
Иллюстрации: Тематический словарь в картинках. Мир человека. Одежда. Обувь. Головные уборы. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Начало формы Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира |
||
7 |
|
Головные уборы. |
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование относительных прилагательных). Развитие диалогической речи в процессе игры «Что лишнее?» Обр-е мн.числа существительных. Развитие словесно-логического мышления "Закончи предложение", "Что не так". Развитие ф. слуха и слоговой структуры. |
Иллюстрации: Тематический словарь в картинках. Мир человека. Одежда. Обувь. Головные уборы. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Начало формы Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира |
||
8 |
|
Что из чего и для чего (материалы и их свойства) |
Закрепление и пополнение знаний и представлений о свойствах материалов. Пополнение и активизация словаря по теме. Употребление в речи предлогов. Совершенствование грамматического строя речи (согласование предметов и признаков, употребление их в уменьшительно-ласкательной форме), навыков словообразования. Использование загадок-описаний. Многозначные слова. |
Предметы из разных материалов, форм, размеров. Иллюстрация Гном-Человек-Великан. Иллюстрации многозначных слов. |
С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
||
НОЯБРЬ |
|
|||||||
1 |
|
Животный мир жарких стран. |
Закрепление представлений о диких животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи ( употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-, -ик-, -чик-). Развитие монологической речи в процессе составления рассказа-описания с использованием схем. |
Изображения животных жарких стран и их детенышей. |
Начало формы С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уметь говорить и слушать окружающих. чтение художественной литературы, пересказ |
||
2 |
|
Упражнять в пересказе прослушанного (сказка Р.Киплинга «Жил на свете слоненок»). Развитие общей моторики и мелкой моторики рук в процессе выполнения физминутки «Рвать цветы легко и просто…» или «Где обедал воробей…»(Н.В.Нищева,34).Развитие ф. слуха и слоговой структуры. |
План-схема рассказа "Животные" |
У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» |
||||
3 |
|
Животный мир полярных районов Земли. |
Закрепление представлений о животном мире полярных районов Земли, о внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (1.употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-. 2. Согласование наречия много с существительными. 3. Употребление предлогов под, из-под, из-за и др.) Пересказ прослушанного (Н.Сладков «Загадочные истории»). Развитие общей и мелкой моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Развитие ф. слуха и слоговой структуры. |
Изображения животных северных стран и их детенышей. |
Начало формы С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уметь говорить и слушать окружающих. чтение художественной литературы, пересказ |
||
4 |
|
План-схема рассказа "Животные". Картинки сравнения "Слон- белый медведь", "морж-обезьяна" |
У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» |
|||||
5 |
|
Наземный, подземный, водный, воздушный транспорт. |
Расширение и закрепление представлений о транспорте. Классификация транспорта. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Уточнить представление о труде людей на транспорте. Закрепить знания о поведении в общественном транспорте Закрепить правила безопасного поведения на улице. Развитие монологической речи. Учить составлять рассказ-описание «Грузовик». Употребление в речи предлогов. Учить связно рассказывать сказку, соблюдая ее композицию, выразительно передавать диалоги персонажей (Сказка В.Сутеева «Кораблик»). Подводить к усвоению способов словообразования. Учить понимать смысл поговорок. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику в процессе проведения подвижных упражнений «Машины» (Н.В.Нищева, стр.343).Координация речи с движениями. Развитие ф. слуха и слоговой структуры. |
Иллюстрации разных видов транспорта |
О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» .И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
||
6 |
|
План-схема рассказа об автомобиле. |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
|||||
7 |
|
Посуда, столовые приборы, кухонная утварь. Этикет за столом. |
Расширение и закрепление представлений о посуде и столовых приборах, их назначении, деталях и частях, материалах, из которых они сделаны. Закрепление понятий чайная, столовая, кухонная. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развивать навыки словообразовния: образование прилагательных от существительных. Употребление в речи предлогов. |
Мир в картинках «Посуда» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уважение к истории и традициям русского народа |
||
8 |
|
Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Развитие монологической речи в процессе составления рассказа-описания какой-либо посуды или столового прибора. Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах). Развитие диалогической речи в процессе составления рассказа-сравнения («Супница – заварочный чайник»). Развитие общей и мелкой моторики рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «Машина каша»(Н.В.Нищева, 198). Координация речи с движениями. |
Мир в картинках «Посуда» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
||||
ДЕКАБРЬ |
|
|||||||
1 |
|
Зима |
Признаки зимы. Упражнения на формирование ф.слуха и слоговой структуры слов. Составление рассказа по картинам "Зимний лес" Расширение словаря признаков и действий. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Активизация вдоха и плавного направленного выдоха « Снежинки кружатся.» |
Иллюстрация «Зимний лес» Составление рассказа по плану-схеме. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
||
2 |
|
Зимующие птицы. |
Уточнять, пополнять и закреплять представление о зимующих птицах, их названиях, внешнем виде, образе жизни. Уточнение, пополнение и активизация словаря по теме Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование и употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме). Составление загадки-описания. Развитие ф.слуха. Употребление в речи предлогов. |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Иллюстрации зимующих птиц |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
формирование целостности картины мира воспитывать бережное отношение к живой прирое. уметь говорить и слушать окружающих. |
||
3 |
|
Как мы устроены. |
Уточнить предметный словарь по теме: «Части тела" . Органы осязания. Словообразование ед.ч. Общеречевые навыки -сила голоса. Пальчиковая гимнастика. Развитие ф.слуха и слоговой структуры. Использование упражнений крупной моторики. |
Иллюстрация с изображением человека. Картинка "Гном-Человек-Великан." |
О.Александрова «Окружающий мир для малышей. У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» Н.Н.Созонова "Фонетические рассказы и сказки" |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика, общая |
||
4 |
|
Наши эмоции. Развитие положительных эмоций в ходе занятия. Вызывание негативных и осуждающих слов в отношении совершаемых плохих поступков. Развитие ф.слуха и слоговой структуры. |
Рисунки на каждого ребенка с изображение недорисованного лица. |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
чтение художественной литературы пальчиковая гимнастика, общая |
|||
5 |
|
Русские обычаи - взаимопомощь и сострадание. |
Обобщение и закрепление знаний детей о традициях русского народа. Пополнение, закрепление и активизация словаря по теме. Совершенствование навыков словообразования, подбор, образование и использование родственных слов. Формирование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с предлогами потому что, оттого что. Развитие моторики мелких мышц рук и общей моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Пословицы. Поговорки. Заклички. |
Иллюстрации по теме. |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
||
6 |
|
Гостеприимство. |
Иллюстрации по теме. |
О.Александрова «Окружающий мир для малышей. |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. Учавствовать в совместных играх. |
|||
7 |
|
Новый год шагает по планете. |
Уточнение знаний из личного опыта детей. Составление рассказов по сюжетной картине «Наряжаем елку», Иллюстрация "Маскарад на Новый год" Пальчиковая гимнастика. Развитие ф. восприятия и слоговой структуры слова. Упражнения "Дополни предложение", "Что не так","Доскажи словечко", "Подбери слово-действие". Чтение новогодних стихотворений и обсуждение. |
Картинный материал "Наряжаем елку" |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. чтение художественной литературы |
||
8 |
|
Иллюстрация "Маскарад на Новый год" |
||||||
ЯНВАРЬ |
|
|||||||
1 |
|
Наш город. Москва- столица России. |
Расширять представления детей о достопримечат. Москвы при составлении предложений. Учить обра зовывать сложные прилагат.-одноэтажный, двухэтажный.Закре пить употребление предлогов в,на,под, из-за,из-под. Закрепить умение описывать предметы и объекты по схемам. |
Иллюстрации с достопримечательностями Москвы |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» |
формирование целостности картины мира. Расширение кругозора. воспитывать любовь к городу и бережное к нему отношение. |
||
2 |
|
Совершенствование навыков словообразования: образование однокоренных слов. Составление рассказа из личного опыта «Что я видел в Москве». Учить составлять последовательный рассказ, описывая свои впечатления, чувства. Формировать чувство гордости за столицу своей Родины. Учить составлять последовательный рассказ-описание по сюжетной картинке, открытке. |
У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира. Расширение кругозора. уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
||||
3 |
|
Телевидение. |
Уточнение знаний о телевидении. Рассказ по картинкам об изобретении телевидения. Игра « Телевизор сломался»-договори звук. Развитие силы голоса-«Тихо-громко» Роль телевизора дома. Рассказывание по проблемной сюжетной картинке " У телевизора" Пальчиковые упражнения. |
Картинный материал. |
Конспект "Телевидение" |
формирование целостности картины мира. Расширение кругозора. уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
||
4 |
|
Люди труда. Профессии. |
Уточнить названия основных профессий и предметов, необходимых для них при составлении предложений. Использование игры-схемы "Профессии" с употреблением падежных окончаний слов. |
Игра-схема "Профессии" |
Н.Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира Воспитывать уважение к труду взрослых. уметь говорить и слушать окружающих. |
||
5 |
|
Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Воспитание уважительного отношения к людям труда. Упражнять в составле-нии предл-ий с предло гами: в,под; добавлять пропущенный предлог. Ф.В.-придумай слово на заданный звук. Словарь: учить, чинить, водить, ухаживать, причесывать. |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
||||
6 |
|
Инструменты |
Виды инструментов и связанная с ними деятельность человека. Упражнения "Что не так", "Дополни предложение", "Что лишнее", "Объясни словечко" Развитие ф. слуха и слоговой структуры слов. Рассказывание по сюжетным картинам. Пальчиковая гимнастика "Мне нужны такие вещи..." |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
||
ФЕВРАЛЬ |
|
|||||||
1 |
|
Народные праздники на Руси. |
Уточнение словаря по теме. Продолж. Учить дифференцировать тв. и мягк . звуки в словах. Расширять словарь антонимов. Составление предло жений с заданными словами. Развитие слухового внимания- «Найди заданное слово» при чтении потешек и закличек о масленице. Развитие речевого дыхания и силы голоса- игр а « Тихо- громко». |
Иллюстрации по теме. |
Конспект "Народные праздники на Руси" |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
||
2 |
|
Масленица. |
Уточнение знаний о традиции русского народа праздновать «Масленицу». Совершенствование умений составления рассказа по сюжетной картине «Масленица». Развитие моторики мелких мышц рук и общей моторики в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Развитие фонематического восприятия. |
Иллюстрация «Масленица» |
Н.Ш. Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
||
3 |
|
Что нам стоит дом построить. |
Уточнение знаний о строительстве дома, его частей. Уточнение знаний о частях квартиры. Расширение и углубление представлений о бытовых приборах, их назначении. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Использование словообразований от сущ. (песок- песчаный, черепица- черепичная…) Развитие ф. слуха. Составление описательных рассказов по картинкам. |
Мир в картинках. Дом. Плакат «Дом» |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» словарь в картинках» Е.Косинова «Учимся правильно говорить» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
||
4 |
|
Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Пальчиковая гимнастика. |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
|||
5 |
|
Уютный дом (квартира, мебель). |
Уточнение знаний о предметах мебели. Различия. Название частей мебели. Игра "Что купить Незнайке" (многозначность слов). Словообразование. Упражнения на словесно-логическое мышление "Подбери признак, действие", "Что не так", "Исправь ошибку Незнайки", Игра-рассуждение "что общего и чем отличается". Развитие ф.слуха и слоговой структуры слов. Образование мн. числа существительных, образование падежных окончаний. |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уметь говорить и слушать окружающих. |
||
6 |
|
Картинка "Наложенные изображения" |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» Е.Косинова «Учимся правильно говорить» |
|||||
7 |
|
Наша армия. Праздник пап. |
Углублять знания детей о Российской армии, о профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину, мужестве солдат во время ВОВ, родах войск. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие диалогической речи в процессе беседы. Совершенствование связной речи в процессе пересказа рассказа о ВОВ. Побуждать давать оценку поступкам героев произведения. Воспитывать чувство благодарности к солдатам, отстоявшим свободу нашей Родины, патриотические чувства. Развитие тонкой и общей моторики, координация речи с движением в процессе выполнения пальчик. Гимнастики «Капитан» (Н.В.Нищева, стр.464, ст.гр.) . Упражнения "Доскажи словечко", "придумай предложение с заданным словом". Пересказ короткого рассказа. |
Иллюстрации разных войск РФ, парада. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика, общая |
||
8 |
|
воспитывать гордость за свою страну и чувство патриотизма. |
||||||
МАРТ |
|
|||||||
1 |
|
О любимых мамах и бабушках. |
Активизация и актуализация словаря по теме. Закреплять представление о труде мамы на работе и дома. Развитие фонем. восприятия «Подарим маме слова на звук А, а бабушке- на О». Закреплять умение образовывать притяжат. при лаг.(мамина, сестричкина) |
Картинный материал "Труд женщин" |
С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика воспитывать чувства нежности и любви к маме и бабушке. |
||
2 |
|
составлять связный, последовательный рассказ по картине «Подарок маме», придумывать начало и конец к изображенному содержанию. Воспитывать любовь и уважение к матери, бабушке, сестре при составлении рассказа «Как я маме помогаю» Активизация вдоха и плавного направленного выдоха- «Нюхаем цветы» |
Иллюстрация «8 марта» |
|||||
3 |
|
Вода. |
Обобщение знаний о значении воды в жизни человека, растений и животных, о водоемах и их обитателях. Закреплять представление о правилах безопасного поведения на воде. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме. |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Схема "Вода в жизни человека" |
.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
формирование целостности картины мира воспитывать бережное отношение к воде уметь говорить и слушать окружающих. |
||
4 |
|
Закрепление знаний о пользе воды в жизни человека. Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Водообмен в природе. |
Схема "Круговорот воды в природе" |
О.Александрова «Окружающий мир для малышей" |
||||
5 |
|
К нам весна шагает быстрыми шагами. |
Уточнение признаков наступившей весны. Составление рассказа по плану схеме "Весна". Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Упражнения на словесно-логическое мышление "Что не так", "Доскажи словечко", "Исправь ошибку", Чем отличается зима-весна, весна-лето. Использование грамматических конструкций падежных форм, множественного числа, словообразования. Употребление в речи предлогов. Развитие ф. слуха и слоговой структуры |
Картины «Весна в лесу», «Весна в городе» План- схема "Весна" |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». Начало формы Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
||
6 |
|
Перелетные птицы. |
Уточнить понятия: перелетные водоплавающие. Сравнить: Утка и грач "Что общего и чем отличается?" Мн.ч. – крыло- крылья, перо- перья. Развитие мыслит. операций: Почему птицы возвращаются весной? Составлять описание птицы по схеме. Пальчиковая гимнастика. |
Картинный материал "Перелетные птицы" |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
||
7 |
|
Цветущая весна. Первоцветы. |
Расширять глагольный словарь: оживает, журчит, набухают, расцветают. Составлять предложения с этими словами. Рассказывание по плану схеме "Растения луга". Упражнения "Доскажи словечко", "придумай предложение с заданным словом". Пальчиковая гимнастика |
Картина "Весна в лесу" "Весенние изменения" |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
||
8 |
|
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» О.Александрова «Окружающий мир для малышей" |
|||||
АПРЕЛЬ |
||||||||
1 |
|
Правила дорожного движения. |
Уточнить знания о городе, дорогах, транспорте и переходах на дороге. Уточнить знания о светофоре. Развивать навыки звукового анализа и синтеза: « Где спрятался звук С? (светофор, автобус) Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными;). Упражнения «Закончи предложение», "; составление предложений по картинкам; закреплять умения составлять рассказ по сюжетной картинке). Город. Переходы для пешеходов. |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Картинки с изображением сигналов светофора, пешеходных переходов. |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» Правила дорожного движения для детей в картинках. |
формирование целостности картины мира быть внимательным на дороге и на улицах города |
||
2 |
|
Картинный материал "Правила дорожного движения" Город. Переходы для пешеходов. |
У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. быть внимательным на дороге. |
||||
3 |
|
Покорение космоса. |
Уточнение знаний о космосе и планетах. Упражнения "Составь предложение с заданным словом", " Развитие навыков речевого общения, связной речи (Рассматривание картины, н-р, «Космическая станция» и беседа по ней. Развитие ф. слуха и слоговой структуры слов. |
И.В.Дурова. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках» |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». |
формирование целостности картины мира воспитывать уважение к труду взрослых уметь говорить и слушать окружающих. |
||
4 |
|
Подвиг космонавта Юрия Гагарина. Закрепление представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. |
Картинный материал по теме. |
С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
||||
5 |
|
Дымковская игрушка |
Развитие фонемат. восприятия Выделение звука (Ш) в словах: барышня, лошадка, Иванушка. «Договори слово»- работа с потешками. Упражнения направленные на развитие грамматического строя речи (составление предложений с использованием падежных окончаний слов, употребление прошедшего времени глаголов) Чтение потешек и поговорок. |
Картинный материал по теме Рисунок-обводилка "Дымковская игрушка" на каждого ребенка |
Конспект занятия "Дымковская игрушка" |
формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа уметь говорить и слушать окружающих. |
||
6 |
|
|||||||
7 |
|
Веселый городец |
Согласова-ние относит. прилаг. с сущ.-Деревян-ные,глиня-ные.: «Най-ди ошибку. Сравнение дымковс-кой и городецкой поделки. Грамматич. строй речи (словообразование множественного числа сущ.; употребление прошедшего времени глаголов) Чтение присказок и закличек. |
Картинный материал по теме Лист с графическим заданием по лексической теме на каждого ребенка |
Конспект занятия "Городецкая роспись" |
формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа уметь говорить и слушать окружающих. |
||
8 |
|
|||||||
МАЙ |
||||||||
1 |
|
Навстречу Дню победы. |
Углублять знания детей о Российской армии, о профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину, мужестве солдат во время ВОВ, родах войск. Воспитывать чувство благодарности к солдатам, отстоявшим свободу нашей Родины, патриотические чувства. Рассказ о советском танкисте Андрее Ращупкине. Развитие звукового анализа и синтеза- определение места заданных звуков , их дифферен-циация. Активиз. – командир, герой, атака. |
Картины с изображением героя Советского Союза танкиста Андрея Ивановича Ращупкина. |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира воспитывать чувство патриотизма и гордости за родину. |
||
2 |
|
|||||||
3 |
|
Золотая Хохлома. |
Уточнение знаний по теме. Расширение понятийного словаря и словаря глаголов. Согласование числит. один, два с сущ. один ковш, два ковша; одна доска, две доски. Деление слов на слоги. Словарь: волнистая, золотистая |
Картинный материал по теме Лист с графическим заданием по лексической теме на каждого ребенка |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа |
||
4 |
|
Сине- голубая Гжель. |
Уточнение знаний по теме. Расширение понятийного словаря и словаря глаголов. Развитие фонемат. восприятия Выделение места звука (Л) в словах. Дифференциация (Л-Ль). Сравнение Хохломского изделия и Гжельского |
Картинный материал по теме Лист с графическим заданием по лексической теме на каждого ребенка |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа |
||
5 |
|
Закрепление знаний о народном творчестве: Гжель, хохлома, городец, дымковская игрушка. |
Закрепление знаний о народном художественном искусстве. Упражнения "Что не так", "Доскажи словечко", "Составь предложение с заданным словом" Развитие ф. слуха и слоговой структуры слова. |
Картинный материал по теме Лист с графическим заданием по лексической теме на каждого ребенка |
Конспект занятия по лексической теме. |
формирование целостности картины мира воспитывать уважение к художественной культуре русского народа |
||
6 |
|
Лето. |
Уточнение знаний о лете из жизненного опыта. Повторение месяцев года. Развитие ф. слуха и слоговой структуры слов. Упражнения "Закончи предложение", "Что не так", "Исправь ошибку", "Скажи наоборот" Отгадывание загадок. Составление рассказа по картине "Лето на даче" Пальчиковая гимнастика |
Картина "Лето на даче" |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
||
7 |
|
Насекомые, пауки. |
Уточнение знаний о насекомых и пауках. Различия между видами. Называние частей насекомого " Пчела". Польза и вред насекомых для человека. Веселые рифмы. Игра « Кто с кем?» Паук с паучатами. «Скажи наоборот»-ручеек уз-кий, а река. Глаг.словарь что мы делаем летом Развитие ф. слуха и слоговой структуры. Развитие физиологического дыхания : Ба-бочки летают В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».-чтение и ответы на вопросы. |
Картинный материал "Насекомые" |
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом». С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
||
8 |
|
Растения (цветы, кусты, деревья, травы). |
Уточнения знаний о растениях, их строении и отличиях. Роль растений в жизни животных и человека. Рассказывание по картине "Этажи леса" Упражнения на развитие ф. слуха и слоговой структуры слов. Сравнение цветка и дерева. Работа над согласованием существительных и числительных. |
Картина "Этажи леса" Картинный материал с изображением строения цветка и дерева. |
Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» У.М.Сидорова «Учим слова и предложения» |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
||
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Дизайн группы детского сада своими руками по теме «Времена года. Зима»: правила и варианты оформления, творческие находки, возможности использования в образовательной деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»