В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Тема: «Моря, омывающие берега России».

Ольга  Федотова Ольга Федотова
Тип материала: Урок
просмотров: 4984
Краткое описание
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и выделить экономические проблемы морей.

Описание
Тема. Моря, омывающие берега России.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и выделить экономические проблемы морей.

Задачи урока:

изучить по физическим картам моря, проливы, заливы у берегов России;

научить давать по плану характеристику морей;

развивать умение выделять главное в характеристике географических объектов;

сравнивать географические объекты

развивать коммуникативную культуру учащихся

продолжить формирование экологической культуры .

Материально-техническое обеспечение урока: Физическая карта России, мира. Атласы и контурные карты. Демонстрационные картины “Обитатели морей”, фотографии пейзажей морей и репродукции о море. Фрагменты из видеофильма “Богатства морей и океанов”. Презентация в программе PowerPoint.

Методы: частично — поисковый, исследовательский, проблемный, наглядные, диалог.

Обучение навыкам учебного труда: сравнивать, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая. Опережающее задание: северный морской путь.

Тип урока: урок развития предметных компетенций.

Средство обучения: 

Раковская Э.М. География: природа России: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений – 2 изд. – М.: Просвещение, 2008 г.Атлас 8-9 класс География России. 

Хрестоматия по физической географии. Пособие для учителей / под ред. Н.А.Гвоздецкого.- М: Просвещение, 1971.

Энциклопедия для детей. Т.3. География. – 3-е изд., испр./Глав. Ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1999. – 704 с.: ил.

http:/blacksea-education.ru

Атлас 8-9 класс География России. 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоционально психологический настрой на активную поисковую работу.

– О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)

– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение слушать, наблюдать, развивать свою речь.) 

– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)

– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель обращается к слайдам презентации с фотографиями пейзажами морей, заранее подготовленными учащимися с отдыха. Сравните море на фотографиях, какое впечатление вызывают у вас эти фотографии. 

Учащиеся должны назвать как можно больше эпитетов, характеризующих море.

Примерный вариант ответов — холодное.теплое, спокойное, штормовое, бушующее, зеленое, синее, голубое, прозрачное, чистое, угрожающее, сказочно — волшебное. золотистое и т.д.

Все эти фотографии, выполненные самими учащимися, имеют воспитательное значение: они должны вызвать у учащихся впечатления эстетического и морального порядка. Учащиеся заранее получили задание составить презентацию с фотографиями морей.

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока и задач, которые будут решаться на уроке.

Учащиеся заполняют таблицу.

Сейчас мы вспомним, что уже Вам известно о море.

-Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы. Затем заполняют вторую колонку.
Я знаю или предполагаю Хочу знать Узнал (а) новое
(Ученики записывают, а затем называют известные им сведения, фронтальная беседа с классом).

3.Изучение новой темы.

Учитель. Вспомните, что мы называем мировым океаном? Моря, каких океанов омывают берега России.

Класс разбивается на группы. Учащиеся разбиваются на группы по 5 — 6 человек.

Группа №1.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, пользуясь учебником и атласом «Физическая карта России и мира».

Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Северного Ледовитого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды.

Алгоритм работы на уроке.

План.

  1. Назвать и показать на физической карте России моря Северного Ледовитого океана.
  2. Внутренние или окраинные моря?
  3. Материковая отмель (шельф)?
  4. Соленость морей?
  5. Климат морей?
  6. Природа морей Северного Ледовитого океан.


Сделайте вывод: все моря ______, кроме _______моря. Моря расположены на _______отмели. Соленость морей _______океанической. Климат _______, не замерзает только ____море, благодаря поступлению ______вод ________течения. Через моря Северного Ледовитого океана проходит _________. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда _______.

Учащиеся получают листы с вопросами игры «Верю не верю».

Докажите и аргументируйте ответ:

  1. В Баренцевом море обитает дельфин белуха.
  2. Баренцево море расположено за полярным кругом, но не замерзает?
  3. Карское море самое холодное в России.
  4. Самое глубокое море России — море Лаптевых.
  5. В Енисей из Карского моря заходят океанические суда?


Группа №2.

Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Атлантического океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природу.

Алгоритм работы на уроке.

План.

  1. Охарактеризуйте моря Атлантического океана и покажите их на карте.
  2. Внутренние или окраинные моря?
  3. Материковая отмель (шельф)?
  4. Соленость морей?
  5. Климат морей?
  6. Природа морей Атлантического океана.


Сделайте вывод:

Все моря _______, т.е. соединяются узкими проливами.Например, Черное море с Атлантическим океаном через пролив __________, Мраморное – через пролив ___. Самым глубоким является _________, а самым мелководным ________. Черное море расположено _________впадине.

Учащиеся получают листы с вопросами игры «Верю не верю».

Докажите и аргументируйте ответ:

  1. Азовское море славяне называли Сурожским морем, а греки — Меотийским болотом.
  2. Соленость в западной части Балтийского моря 11, в центральной — 6-8. Северо — восточная часть его замерзает.
  3. На глубине свыше 150 м вода Черного моря заражена сероводородом (на больших глубинах нет живых организмов).


Группа №3.

Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Тихого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природные явления.

Алгоритм работы на уроке.

План.

  1. Охарактеризуйте моря Тихого океана и покажите их на карте.
  2. Внутренние или окраинные моря?
  3. Материковая отмель (шельф)?
  4. Почему часты природные явления (цунами)?
  5. Соленость морей?
  6. Климат морей?
  7. Природа (флора и фауна) морей Тихого океана.


Сделайте вывод: Все моря Тихого океана ________и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово __________-, Охотское_______, Японское________. У них почти отсутствует _______зона. Все моря имеют _________глубину. Природа Морей _____. Моря _______. Не замерзает только _________море. Все моря расположены в зоне _____________кольца, поэтому здесь часты _________, а по берегам ________.

Учащиеся получают листы с вопросами игры «Верю не верю».

Докажите и аргументируйте ответ:

  1. Самое большое море — Берингово.
  2. Наибольшая глубина — 9717 м в Курило — Камчатском глубоководном желобе.
  3. Самый высокий прилив в Охотском море.
  4. Самое глубокое — Берингово.


Группа №4.

Цель: пользуясь параграфом 3 охарактеризовать природные ресурсы (биологические, минерально — сырьевые, транспортные, рекреационные, энергию морских приливов и отливов).

Просмотреть фрагмент видеофильма «Богатства морей и океанов».

Алгоритм работы на уроке.

План.

  1. Какие моря богаты биологическими ресурсами и почему?
  2. В каких морях добывают минеральные ресурсы?
  3. какое море имеет самые богатые рекреационные ресурсы? Назовите курортные города России?


Опережающее задание. Северный морской путь –важнейшая транспортная магистраль России.

Вывод: промысловое значение океанов, какие полезные ископаемые добывают в морях, омывающих берега России. 

Группа №5.

Цель: найдите пути улучшения экологической ситуации морей.

Алгоритм работы на уроке.

Докажите фразу: в 20 веке обострилась экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться. Назовите причины?

Какие моря наиболее загрязнены? Почему.

Предложите свои пути улучшения экологической ситуации:

  1. использование безотходного производства на побережьях и берегах рек
  2. Строительство очистных сооружений
  3. Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей
  4. Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).


Вывод: учащиеся самостоятельно предлагают пути по улучшению экологической ситуации.

Группа№6.

Цель: изучить внутреннее море — озеро Каспийское.

Алгоритм работы на уроке.

  1. Рассмотреть Каспийское море на физической карте атласа и отметить в контурной карте;
  2. Почему данное море называется озером;
  3. Чем отличается море от озера?
  4. Какие природные богатства известны в Каспийском море;
  5. Какие проблемы возникают при добыче этих богатств;
  6. Известно, что на Каспийское море приходится 80% мировых запасов осетровых рыб, какие виды осетровых вам известны.


Включается музыка (тихо) « морской прибой».

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный

2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

4.​ Подведение итогов работы в группах.

Заслушивает отчеты учащихся по мини- проектам от каждой группы, исправляет неточности, неверные представления.

5.Контроль и самопроверка знаний.

Россия – это морская страна. Ее омывают тринадцать морей трех океанов. Сегодня на уроке мы познакомились с природой этих морей и определили, чем отличаются моря, омывающие берега России.

Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. Живописцы, мастера пейзажей вдохновлялись прекрасными морскими видами и переносили свои эмоции от увиденного на холсты.

Несомненно, Иван Константинович Айвазовский был и является одним из величайших художников-маринистов всех времён. Его картины просто зачаровывают.Зритель готов просто раствориться в морских пучинах. Многочисленные пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны. Небесная чистота и сияние солнечных отблесков на безмолвной поверхности воды на картине «Утро на Море» или яркое пятно заката на фоне грозных, бушующих волн на картине «Девятый Вал». На многих полотнах Айвазовский показал море как грозную стихию, с её огромными пенящимися волнами и бунтарским характером

6.​ Рефлексия.

Каждый ученик заполняет 3 колонку таблицы. (Анализ результатов своей деятельности на уроке).

7.Домашнее задание.

1.Параграф 3 прочитать ответить на вопросы к параграфу. Нанести на контурную карту моря омывающие берега России – минимальный уровень.

2.Дополнительное задание (по желанию учащихся): разгадать чайнворд (приложение 3) – средний уровень.

3.Выполнить практическую работу: сравнить по плану два моря по картам атласа и таблице (Карское море – региональный компонент, второе море ученики выбирают самостоятельно или подготовить характеристику одного из морей омывающих берега России – высокий уровень

План.

К бассейну какого океана относятся?

Окраинные или внутренние?

Береговая линия (изрезана или нет, заливы, полуострова).

Глубина, рельеф дна.

Соленость.

Температура воды.

Ресурсы.

Экологические проблемы.
Приложение 1.

«Моря, омывающие берега России»

1.Нанести на контурную карту:

моря – Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, 

Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, 

Азовское, Каспийское;

заливы – Финский, Анадырский, Шелихова, Пенжинская губа, Обская губа;

проливы – Карские Ворота, Лонга, Вилькицкого, Татарский;

острова – Новая Земля, Земля Франца- Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, Анжу, Сахалин, Врангеля, Курильские.
Береговая линия России.
1 Б

2 Е

3 Р

4 Е

5 Г

6 О

7 В

8 А

9 Я

10 Л

11 И

12 Н

13 И

14 Я —

15 Р

16 О

17 С

18 С —

19 И

20 И
  1. Острова, омываемые двумя морями, названными: в честь первооткрывателей и по географическому положению.
  2. Море, названное по роду хозяйственной деятельности человека.
  3. Море, названное в честь одного из первооткрывателей.
  4. Название моря дано по цветному признаку.
  5. Остров, отделяемый проливом Лонга.
  6. Полуостров на северо-востоке России.
  7. Море, омывающее север европейской части России.
  8. Крупный полуостров на севере Сибири.
  9. Архипелаг, названный по географическому положению.
  10. Остров, пересекаемый на востоке меридианом 50° в.д.
  11. Полуостров, имеющий почти одноименное название с мысом.
  12. Крупный остров, лежащий к северу от острова Хоккайдо.
  13. Пролив, имеющий одноименное название с морем.
  14. Архипелаг, в названии которого употребляется слово, дважды повторяющееся в названиях других архипелагов морей Северного Ледовитого океана.
  15. Море, которое «открывает» Карские Ворота.
  16. Море, омывающее юго-восток России.
  17. Крупный полуостров на северо-западе европейской части России.
  18. Море, название которому дано по географическому положению.
  19. Цепочка островов вулканического происхождения.
  20. Мыс, названный в честь знаменитого полярника.

Пожаловаться 04 февраля 2014
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru