В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Использование специальных педагогических приемов инновационной направленности в обучении детей с ОВЗ

Использование специальных педагогических приемов инновационной направленности в обучении детей с ОВЗ

Краткое описание
В работе отражены приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Шабалина.Н.В.docx Скачать

МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик».









Международный конкурс-фестиваль педагогического мастерства

«Проекты в образовании: традиции, опыт и инновации»




Номинация

Конкурс методических разработок « Мои педагогические находки»



Тема работы

«Использование специальных педагогических приемов

инновационной направленности в обучении детей с ОВЗ»






Автор: Шабалина Наталья Валериановна

Должность: учитель-дефектолог

Преподаваемый предмет: коррекционный занятия

Адрес электронной почты:

shabali-natalya@yandex.ru













П.Сернур

2019г.

На сегодняшний день в области специального образования одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие ВПФ у детей с ОВЗ, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приемов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Своеобразие познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью по мнению многих педагогов (Марии Семёновны Певзнер, Маргариты Николаевны Перовой, Елены Дмитриевны Худенко и др.) определило коррекционную направленность их обучения.

В деятельность педагога входит:

1) диагностика уровня развития ребенка

2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка

3) отслеживание динамики развития ребенка

4) взаимодействие со специалистами и родителями

5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка

6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.

Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Основные направления коррекционной работы

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.)

6. Развитие речи, овладение техникой речи

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Основные направления коррекционной работы:

1.Совершенствование движений и сенсо - моторного развития

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

3. Развитие основных мыслительных операций

4 Развитие различных видов мышления

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

6. Развитие речи, овладение техникой речи

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Пример постановки коррекционно - развивающей цели:

1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении;

2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.

Для поддержания внимания необходимо: На этапе организационного момента проводить дидактические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию внимания у детей. На каждом занятии выделять наиболее сложные ситуации, в которых учащимся требуется помощь; не лишая работу посильной трудности, постараться предотвращать возможные неудачи у детей. При этом подчеркивать малейшие достижения детей, что повышает их уверенность в своих силах и несомненно способствует усилению внимания к предмету. При решении различных практических задач ставить детей в такие условия, где они должны что-то вспомнить, привлечь свой опыт, выполнить различные измерения, сделать для себя небезразличным результат своего поиска, открыть нечто новое для себя. Внимание очень заметно повышается при сопоставлении ожидаемых и проверяемых результатов. Такой способ работы важен в том отношении, что он позволяет детям выяснять и опровергать неправильные представления, возникшие в результате самостоятельных наблюдений или в самостоятельной деятельности, все это способствует тому, что знания становятся более осознанными. 

Использование коррекционно - развивающих упражнений в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.

Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношения взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосфера предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе - слагаемые психогигиенического воздействия на ученика

Реализация возможностей современных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения.

Грамотное сочетание традиционных средств с применением интерактивного обучения решает многие проблемы в обучении детей с ОВЗ. 


Литература:

1.Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –

М. : Дрофа, 2007. – 213 с.

2.Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления // начальная школа. – 1985. - № 5. – с. 37.

3.Зак А.З. Занимательные задачи для развития умственных действий // Начальная школа. – 1986. – № 6. – с. 29.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос