В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок русского языка во 2 классе по теме «Чередование согласных в корнях слов, которые мы не видим на письме"

Урок русского языка во 2 классе по теме «Чередование согласных в корнях слов, которые мы не видим на письме"

Галина Николаева
Тип материала: Урок
просмотров: 58
Краткое описание
Цель  данного урока формировать у обучающихся  представления  о парных согласных, способах проверки парных согласных, умения подбирать проверочные слова.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок по русскому языку 2класс.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_60.gif









Урок русского языка во 2 классе

Тема «Чередование согласных в корнях слов,

которые мы не видим на письме"

»



Образовательная программа

«Перспективная начальная школа»



















Николаева Галина Геннадьевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №13

г. Балаково

Тема: Чередование согласных в корнях слов, которые мы не видим на письме.

Цели урока: создать условие для формирования умения правильно писать парные согласные в корнях слов

Задачи:

  • формирование представлений о парных согласных.способах проверки парных согласных, умений подбирать проверочные слова.

  • формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать собственное мнение.

  • воспитание интереса к родному языку, как средству общения.

Тип урока – урок открытия новых знаний.


Ход урока.


I.Самоопределение к деятельности

Слайд1( Картинка звоночек)

-Ребята, мы начинаем урок русского языка. Настройтесь на работу. Сегодня мы продолжим узнавать тайны нашего языка и открывать новые секреты правописания. Проверьте свое рабочее место. Все ли готово к уроку. Тогда мы начинаем.

-Прочитайте пословицу , записанную на доске.("Хочешь грамотным быть - учись думать и мыслить")Как вы понимаете её? Пусть эти слова будут нашим девизом сегодня на уроке.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений

-Откройте тетради ,запишите число , классная работа. (Дети пишут в тетради)

Ребята, посмотрите на доску,(на доске, вф, гк, жш, зс,бп, дт, последние две пары закрыты) какие буквы записаны? Назовите их. Какие звуки они обозначают?(парные согласные звонкие и глухие). Ребята, а какие пары букв парных согласных звуков спрятались?(бп,дт) . Мы вспомнили с вами парные звонкие и глухие согласные звуки. Эти знания вам сегодня еще пригодятся на уроке. Напишите эти пары букв.

- Ребята, на доске записаны словарные слова, вспомните как они пишутся и запишите их в тетрадь. А Аня пойдет к доске и запишет пропущенные буквы в этих словах.(б...реза, вет...р ,м..роз, к...ньки). Давайте проверим, посмотрите, Аня правильно записала буквы? Правильно. У кого нет ошибок, поднимите руку. У кого 1-2 ошибки? Вам нужно эти слова выучить.

III. Постановка учебной задачи

- Ребята, обратите внимание на словарные слова, скажите, а в каком слове при написании можно допустить еще одну ошибку, помимо безударной гласной. (мороз) Почему? Что же там за опасное место? (парный согласный на конце слова) .( Ставлю под буквой красный магнитик) Ребята , нам же нужно знать как правильно писать слова ,если на конце парный согласный ? (Да) Кто догадался , над какой темой мы будем сегодня работать? ( Парные согласные на конце слова). Правильно, ребята. Эту тему можно сформулировать и по другому " Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме". Как вы думаете, значит, какая цель нашего урока? Научиться правильно писать слова с парными согласными на конце корня слова, уметь проверять написания этих слов)

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

Слайд 2

(На экране словосочетания: молочный зу[?]

молочный су[?])

Ребята, прочитайте словосочетания на экране.

Нашим героям Мише и Маше нужно записать эти словосочетания в тетрадь. Но они задумались: «Какую букву написать на конце корня слов суп и зуб?"

- Давайте поможем решить им эту проблему.

- Прочитайте словосочетания вполголоса и прислушайтесь к себе.

( Ученики читают молочный зуб, молочный суп )

-Какой звук вы произносите на конце слов-названий предметов в словосочетаниях? (п)

_Вы произносите одинаковые или разные звуки на конце слов? (Одинаковые). Это звонкие или глухие звуки? ( глухие) .

Давайте прочитаем предложения на экране:

Слайд3

1.Миша лишился молочного зу[?]а.

2.Миша съел тарелку молочного су[?]а.

-А сейчас какие звуки вы произносите на месте пропусков одинаковые или разные? ( разные) Эти звуки находятся на конце слов или перед гласными ?

( перед гласными) .

- Какую букву надо писать в слове зуба?(б), а в слове супа?(п)( на экране в словах появляются буквы)

- Когда вам это стало понятно?

(когда после согласного встала гласная буква). А что мы сделали со словами, чтобы появилась гласная? ( изменили форму). Значит какую букву мы напишем в слове зуб? (Б), а в слове суп?(п)( появляются буквы в словах словосочетаний)

- Давайте сделаем вывод.

Вывод: чтобы не ошибиться в написании парного согласного на конце слова, надо……(ученики продолжают мое предложение: нужно изменить форму слова так, чтобы после согласного звука шёл гласный звук)

-Ребята, на конце корня слова мы можем слышать глухой согласный звук, а на письме обозначить его буквой глухого согласного или звонкого согласного звука. Такие слова обязательно нужно проверять.

Слайд4(Чистый)

-Ребята, вы узнали, как можно проверить написание парного согласного на конце слова. Это 1-ый способ, когда мы меняем форму слова. Но есть и еще один способ проверки.

- Может кто – то догадается, что еще можно сделать, чтобы согласный стал звучать ясно?

(Ученики: Нужно подобрать родственное слово.)

Попробуйте это сделать. Подберите к слову зуб родственное слово (зуб – зубик) к слову суп( суп – суповой)

-Откройте учебник на стр. 132, прочитайте правило про себя. ( Пока дети читают вешаю плакат с заданием). Посмотрите на плакат, скажите, как будем проверять букву парного согласного, если он находится на конце корня слова?

- Ребята, на плакате записаны слова, запишите в тетрадь слова с парным согласным на конце корня слова, подобрав к ним проверочные слова. Сначала подбираете и пишите проверочное слово. Выделите букву парного согласного, подчеркнув её.

( на плакате : эта[ш], шар[ф], ша[к], арбу[с], горо[т], ду[п])

( Ученики записывают в тетради и на доске, по очереди выходят к доске и пишут по одному слова вслух объясняя написание, записывая сначала проверочное слово: этажи-этаж, шарфы - шарф, шаги -шаг, арбузы-арбуз, городок-город, дубок -дуб).

- Ребята, каким правилом мы пользовались, чтобы правильно записать слова?

ФИЗМИНУТКА

V. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

- Ребята, а сейчас мы поработаем в паре.

На столах у вас лежат синие карточки с текстом. Прочитайте текст, обсудите с соседом какие буквы пропущены, запишите прямо в карточке пропущенные буквы, пользуясь правилом. В скобках напишите проверочное слово.

( на выполнение задания 3 минуты, по сигналу – завершаем.)

Жил в лесу() ё… . Раз он нёс на спине( )гри… .

Навстречу ему( )медве…ь.

- Зачем ты, ( )ё… , ( ) гри… несёшь?

- Я сварю из него( ) су… на ( ) обе… .

Если сделали, покажите домик.

Проверим. Называем слово, в котором вы написали пропущенную букву, говорим какую букву написали и почему.( слово еж пишем букву ж проверочное слово ежи)

Так что же вы делали, чтобы правильно написать букву парного согласного?

( Подбирали проверочные слова, так чтобы после согласного была гласная)

VI. Самостоятельная работа с проверкой

- Ребята, у вас на парте лежат снежинки, на них записано задание. Познакомьтесь с заданием, прочитайте про себя. Выполните это задание самостоятельно, записывая в тетрадь.

Задание. В словах пропущена буква. Запиши эти слова, выбрав нужную букву. Устно подобрав проверочное слово

дроз(д,т) ,гла (з,с), мос(т,д), гру(з,с), пару(з,с).

Кто выполнил, покажите снежинку.

Слайд 4

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Проверьте, так ли вы записали слова, как написано на доске. Каким правилом вы пользовались?

Слайд5 чистый

VII. Включение в систему знаний и повторения

-Ребята, а как вы думаете, нам пригодятся в жизни знания , о правильном написании парных согласных в корне слова?

- Ребята, возьмите карточку . На ней с двух сторон задания.

Выберите одно себе по силам и выполните его.


1 вариант. Прочитай .Спиши предложения без допущенных ошибок.

Выпал мягкий снек. Красив зимний нарят.


2 вариант. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

Улетели птицы на ю.. . Са.. осенью опустел.

Слайд 6.

А теперь проверим . Какие слова вам встретились с парными согласными на конце корня слова? Какую букву написали? Что сделать, чтобы не ошибиться в выборе буквы?

(Подбирали проверочные слова)

Слайд 7.чистый

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Итак, если при написании слова с парным согласным возникает проблема выбора ,теперь мы знаем как решить эту проблему? ( Знаем) Какие два способа проверки парного согласного мы знаем?( изменить форму слова или подобрать однокоренное слово).Но какие именно слова подойдут? ( у которых после согласного идет гласный).

Достигли поставленной цели?

-Вы хорошо поработали . Молодцы! Оценки за урок.

-Ребята, на парте у вас лежит листочек с нарисованной лесенкой .Это лесенка успеха. Если вы хорошо потрудились, научились подбирать проверочные слова, то нарисуйте человечка на самой вершине лесенки. Если были затруднения, нарисуйте на середине лесенки. Если вы вообще ничего не поняли, то внизу лесенки. Покажите вашу лесенку успеха.

Слайд8(Домашнее задание)

уч.с.133 упр.98

Урок окончен.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru