В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дополнительная общеразвивающая программа "Домоводство"

Дополнительная общеразвивающая программа "Домоводство"

Елена Райц
Тип материала: Программа
просмотров: 2217 комментариев: 1
Краткое описание
Цели: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, преодоление иждивенчества, формирование позитивного стереотипа семьи.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Домоводс.docx Скачать

Муниципальное казённое учреждение «Центр помощи детям, оставшиеся без попечения родителей Чистоозерного района Новосибирской области»













Дополнительная общеразвивающая программа

«Домоводство»





















Составитель: Райц Елена Владимировна, воспитатель.











Пояснительная записка

В условиях социально-экономической нестабильности, осложнённой нравственной деградацией семьи, продолжается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Основная масса таких детей попадает в детские дома и вырастает в учреждении на полном государственном обеспечении. Беззаботная жизнь в детском доме на всём готовом, отсутствие познавательного образца отношений «родитель - родитель» и «родитель - ребёнок» культивируют в детях таких качества, как коммуникативная беспомощность, потребленчество, завышенная самооценка, неумение обслужить себя, а также способствует смещению ценностных ориентаций.

Цели и задачи программы

Цели: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, преодоление иждивенчества, формирование позитивного стереотипа семьи.

  1. Образовательные и развивающие задачи:

  • Научить детей вести домашнее хозяйства, готовить, стирать, планировать бюджет, экономить.

  • Учить самостоятельно, использовать на практике полученные знания.

  1. Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение осуществлять коллективную деятельность;

  • воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к личности, заботливость в первую очередь о родных и близких.

В программу включены разделы, формирующие у воспитанников основные жизненно и социально значимые качества, умение, навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе:

  • Кулинария

  • Домашний уклад

Программа рассчитана на все возрастные группы воспитанников и включает, практически, все виды деятельности.

Направления работы:

Предусмотрены индивидуально-групповые инструктивные занятия и комплексные практические занятия по приготовлению пищи, уборке жилых помещений, ремонту одежды, сервировке стола и т.д. Комплексные практические занятия в разделе « Кулинария» осуществляет инструктор по труду. Закрепление знаний и отработка трудовых навыков осуществляется в группе – квартире под руководством воспитателя в течение всего времени проживания воспитанников.

Методы и приёмы

  • Коммуникативные (беседы, игры)

  • Комбинированные (инструктивные и практические занятия, экскурсии)

  • Наглядные (демонстрация готовых блюд, образцов интерьера и т.д.)

Формы работы

  • Индивидуальные

  • Групповые

Принципы, лежащие в основе работы по программе

  1. Принцип личностно-ориентированного подхода ( личность каждого воспитанника является непреложной ценностью)

  2. Принцип адекватности возрасту (учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности ребёнка).

  3. Принцип интерактивности обучения (дети занимают активную позицию в процессе получения знаний)

  4. Принцип обратной связи (педагоги должны интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия)

Основные условия для реализации программы

  1. Методические (методические разработки, фотографии, слайды по интерьеру, технологические карты приготовления блюд)

  2. Профессионализм педагога, который включает в себя как словесные, так и практические методы обучения. Основное место на занятиях отводится практической работе.

  3. Материально- техническая база.

Необходимо помещение с кухонным оборудованием, наличие на квартирах бытовой техники.

На занятиях при работе с бытовой техникой дети должны соблюдать правила безопасности труда. В процессе работы педагог проводит инструктаж по соблюдению этих правил.



КУЛИНАРИЯ

Цель: ознакомить с технологией приготовления различных блюд, развивать практические навыки воспитанников в приготовлении пищи, в умении пользоваться кухонными принадлежностями, воспитывать аккуратность, терпение.

Задачи:

  • Научить воспитанников готовить определённые блюда (первое, второе, десерт, выпечка, салат);

  • Расширить знания о кухонном оборудовании, совершенствовать навыки в его использовании;

Тематический план

п/п

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

1

Оборудование кухни

Организация рабочего места

1

1


2

Консервирование огурцов и томатов

4.5

0.5

4

3

Борщовые заправки

2.5

0.5

2

4

Квашение и консервирование капусты

4.5

0.5

4

5

Основные правила приготовления пищи

1

1


6

Холодные блюда

а) Бутерброды

б) Салаты и винегреты

9

1

8

7

Первые блюда

Украинский борщ, щи, рассольник, уха, суп

16

1

15

8

Вторые блюда

Блюда из мяса

Блюда из рыбы

Блюда из овощей

19

2

17

9

Мучные блюда

Вареники

Оладьи

Блины

6

1

5

10

Молочные блюда

Каши. Сырники. Запеканка

5

0.5

4.5

11

Сладкие блюда

Компот

Кисель

2.5

0.5

2

12

Пироги. Торты. Печенье.

5

1

4

Всего:76часов





Программа

1.Вводное занятие (1час)

Знакомство с кухонным оборудованием, его предназначением, особенностями эксплуатации. Отличие домашней кухни от промышленной. Техника безопасности.

2.Консервирование огурцов и томатов (4,5 часов)

Теоретическое занятия(0,5ч)

Ознакомление с правилами консервирования, изучение рецепта.

Практическое занятия: консервирование огурцов и томатов из собранного урожая

3.Борщевые заправки (2,5 часов)

Теоретические занятия (0,5 часов) – использование заправок, их разнообразия хранения.

Практическое занятие (2 часа) – изготовление и закатывание борщевых заправок.

4.Квашение и консервирование капусты (4,5)

Теоретическое занятия (0,5ч)способы консервирование, отличие квашение от консервирования, использование квашеной и консервированной капусты.

Практическое занятия (4ч) – подготовка инструментов для квашения и консервирования (рубка капусты, моркови, приготовление рассола для консервирования), переработка урожая капусты.

5. Основные правила приготовления пищи (1час)

Теоретическое занятия (1час) – соблюдение правил технологии приготовления пищи, посуда, способы тепловой обработки.

6.Холодные блюда. Бутерброды. Салаты и винегреты (9часов)

Теоретическое занятие(1 час) виды бутербродов, массы и масляные смеси к бутербродам; разнообразие салатов и заправок к ним.

Практические занятия (8 часов) – изготовление бутербродов с ветчиной, яйцом, овощами; приготовление салатов овощных (из белокочанной капусты, из моркови и яблок, из огурцов и помидор и др.) и салатов с использованием отварных и консервированных мясных и рыбных продуктов.

7. Первые блюда (16 ч)

Теоретическое занятия (1час) – изучение разновидностей первых блюд, особенности приготовления бульонов, заправки к первым блюдам.

Практические занятия (15 часов) – приготовление украинского борща, щей из свежей капусты, рассольника, ухи, супов (горохового, из фасоли, картофельного и др.), лапши на мясном бульоне, супа молочного.

8. Вторые блюда (19часов)

Теоретические занятия (2ч) – знакомство с технологией приготовления мясных, рыбных, овощных блюд.

Практические занятия (17ч) – приготовление гуляша, жаркого, мяса с овощами, котлет, тефтелей; рыбы запечённой и жареной, котлет из рыбы; картошки жареной, картофельных оладий, голубцов, капусты тушеной, котлет капустных и морковных.

9.Мучные блюда (6ч)

Теоретические занятия (1ч) – технология приготовления вареников, блинов, оладий.

Практические занятия (5ч) – приготовление вареников, блинов, оладий.

10. Молочные блюда (3ч)

Теоретические занятия (0,5ч) – технология приготовления молочных блюд.

Практические занятия (2,5ч) – приготовление сырников, запеканки с изюмом, каш (рисовой, манной, пшенной)

11. сладкие блюда (2,5)

Теоретические занятия (0,5ч) – разновидности сладких блюд, технология приготовления компотов, киселей.

Практические занятия (2,ч) – приготовление компота, киселя из черники.

12. Пироги, торты, печенье (5ч)

Теоретические занятия (1ч) – тесто дрожжевое и бездрожжевое, технология приготовления пирогов и начинки для них; печенья.

Практические занятия (4ч) – приготовление пирожков печёных с начинками из свежей капусты, картофеля, творога, яблок; печенья домашнего, печенья песочного. Торты под руководством воспитателя пекутся по разнообразным рецептам ко дню рождения каждого воспитанника.

Воспитанники к моменту выпуска из детского дома должны:

Знать: технологию приготовления самых распространённых блюд

Уметь: приготовить блюдо из имеющегося набора продуктов.

Домашний уклад

Реализация данной парциальной программы осуществляется воспитателями.

Задача:

  • Ознакомить воспитанников с понятиями «Гигиена жилища», «интерьер», «бюджет семьи», «экология и планирование»

  • Формирование умения и навыки по уходу за жилищем, усадьбой с использованием различных орудий труда, бытовой техники.

Программа разработана для детей среднего и старшего возраста.

Тематический план



Возраст 9-11лет

Формы работы

ЗУН

Цикл бесед по теме «Гигиена жилища»

1.Домашний уют

2.Каким дожжен быть твой собственный уголок?

3. Моющее средства и их применение.

4. Генеральная уборка в квартире.

5. Глажение вещей и белья

6. Сервировка стола







Инструктивные индивидуально-групповые занятия

1.Повседневная (влажная и сухая) уборка квартиры

2.Пользование пылесосом и уход за ним.

3.Уход за полом в зависимости от покрытия (линолеум, окрашенный, ламинированный)

4.Средство по уходу за полом.

5.Мойка посуды.

6.Средства для мытья посуды.

7.Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с бытовыми электроприборами и моющими средствами

8.Правила чистки ковров, батарей, полок.

9.Глажение вещей и белья.

10.Сервировка стола (завтрак, обед, ужин)

Комплексные практические занятия

  1. Повседневная уборка квартиры (сухая и мокрая)

  2. Мытью посуды и полов

  3. Генеральная уборка в квартире

  4. Чистка ковров, книжных полок, батарей.


-знать назначение бытовых приборов, моющих средств, правил ТБ при работе с ними;

- уметь использовать в работе бытовые приборы, моющие средства;



- в совершенстве владеть навыками мытья посуды, полов, глажения белья, сервировки стола, чистки ковров.

12-14лет

Цикл бесед

1.Правила ухода за мебелью.

2.Подготовка жилища к смене сезона

3.Распределение карманных денег.

4.Экономия средств (денежных, моющих)

5.О бережливости (бережное отношение к вещам, мебели, канцелярским товаром, Учебникам и книгам).































Инструктивные индивидуально групповое занятия

1.уход за мебелью в зависимости от её покрытия.

2. Регулярная и сезонная уборка квартиры ( мытьё окон, утепление)

3.Подготовка квартиры к зиме, лету.

4.Частичная санитарная обработка помещения.

5. Встречаем гостей (сервировка праздничного стола).

6. Изготовления квартиры (вышивки, плетение и др.)

Комплексные практические работы

1.Утепление и мытьё окон.

2. Генеральная уборка квартиры.

3. Участие в повседневной уборке помещения.


- знать правила ухода за мебелью, иметь понятие об «экономии», распределении денежных средств, о бережливости;

- уметь ухаживать за мебелью, экономно расходовать моющие средства, бережно относиться к материальным ценностям;

-в совершенстве владеть навыками генеральной уборки квартиры, мытья умения окон.

15-17л

Цикл бесед:

1.Интерьер квартиры.

2. Каким я хочу видеть свой дом?

3.Маленькие хитрости (как сделать дом уютным?)

4.Кухня и уход за ней.

5.Что должна знать хозяйка о ведении домашнего хозяйства.

6. Доход семьи.

7.Планирование и запись расходов.

8. О красоте вещей.

9. Проблемы сохранности жилого помещения.

Инструктивные индивидуально –групповые занятия.

  1. Правила, последовательность и периодичность уборки квартиры.

  2. Правила и периодичность уборки санузлов

  3. Правила ухода за ванной, раковиной, унитазом.

  4. Санитарно- гигиенические требования и правила безопасности при уборке кухни и санузла.

  5. Интерьер и рациональная расстановка мебели в квартире.

  6. Планирование и запись расходов.

  7. Сервировка стола к приёму гостей.

  8. Создание уюта собственными руками (изготовление картин, поделок из бисера, вышивки)

Комплексные практические работы

1.Участие в повседневной уборке квартиры.

2. Участие в генеральной уборке квартиры.

3.Переодическая уборка кухни, санузла, мытьё раковин, унитазов и т.д.

4. Создание оптимального интерьера квартиры. Подбор и расстановка мебели, светильников, аквариума, картин и пр.

5.Участие в текущем ремонте квартиры (побелка, покраска, ремонт мебели, оклеивание стен обоями, шпаклёвка).

6.Ремонт электробытовой техники (мальчики).

7. Сервировка праздничного стола ( к Новому году, дню рождения, 8 Марта и др.)

- знать правила ухода за квартирой;

- уметь наводить порядок в жилом помещении, ремонтировать его, создавать уют в доме.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральная целевая программа «Становление», Курган, 1995г.

  2. Программа «Трудовое обучение в 5-7 классах городских и сельских школ» М. 1998г.

  3. Программа «Трудовое обучение в 9-11 классах сельских школ» М 1998г.

  4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа М 1979г.

  5. Шведова И.Ф. Азбука для детей и взрпослых. М 1992г.

  6. Прутченков, Райзберг Б.А. Экономика и жизнь. Методические разработки М. 1993г.

  7. Цимболенко Н.А. Азбука быта и поведения Челябинск, 1988г.

  8. Арова Э.В. Учись быть красивым. Минск, 1976г.

  9. Дубцова К.Г. Этикет за столом. М 1990г.

  10. Домострой. М. 1991г.















Обсуждение материала
Сергей Колодин
31.05.2019 09:37
Елена Владимировна,
не нужно размещать на титульном листе "шапку" с указанием ОУ, в котором Вы работаете. В верхнем колонтитуле разработки должен быть логотип Портала. Доп. инф. о правилах публикации см. в разделе Помощь.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос