Дополнительная общеразвивающая программа "Домоводство"
Муниципальное казённое учреждение «Центр помощи детям, оставшиеся без попечения родителей Чистоозерного района Новосибирской области»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Домоводство»
Составитель: Райц Елена Владимировна, воспитатель.
Пояснительная записка
В условиях социально-экономической нестабильности, осложнённой нравственной деградацией семьи, продолжается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Основная масса таких детей попадает в детские дома и вырастает в учреждении на полном государственном обеспечении. Беззаботная жизнь в детском доме на всём готовом, отсутствие познавательного образца отношений «родитель - родитель» и «родитель - ребёнок» культивируют в детях таких качества, как коммуникативная беспомощность, потребленчество, завышенная самооценка, неумение обслужить себя, а также способствует смещению ценностных ориентаций.
Цели и задачи программы
Цели: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, преодоление иждивенчества, формирование позитивного стереотипа семьи.
-
Образовательные и развивающие задачи:
-
Научить детей вести домашнее хозяйства, готовить, стирать, планировать бюджет, экономить.
-
Учить самостоятельно, использовать на практике полученные знания.
-
Воспитательные задачи:
-
воспитывать умение осуществлять коллективную деятельность;
-
воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к личности, заботливость в первую очередь о родных и близких.
В программу включены разделы, формирующие у воспитанников основные жизненно и социально значимые качества, умение, навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе:
-
Кулинария
-
Домашний уклад
Программа рассчитана на все возрастные группы воспитанников и включает, практически, все виды деятельности.
Направления работы:
Предусмотрены индивидуально-групповые инструктивные занятия и комплексные практические занятия по приготовлению пищи, уборке жилых помещений, ремонту одежды, сервировке стола и т.д. Комплексные практические занятия в разделе « Кулинария» осуществляет инструктор по труду. Закрепление знаний и отработка трудовых навыков осуществляется в группе – квартире под руководством воспитателя в течение всего времени проживания воспитанников.
Методы и приёмы
-
Коммуникативные (беседы, игры)
-
Комбинированные (инструктивные и практические занятия, экскурсии)
-
Наглядные (демонстрация готовых блюд, образцов интерьера и т.д.)
Формы работы
-
Индивидуальные
-
Групповые
Принципы, лежащие в основе работы по программе
-
Принцип личностно-ориентированного подхода ( личность каждого воспитанника является непреложной ценностью)
-
Принцип адекватности возрасту (учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности ребёнка).
-
Принцип интерактивности обучения (дети занимают активную позицию в процессе получения знаний)
-
Принцип обратной связи (педагоги должны интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия)
Основные условия для реализации программы
-
Методические (методические разработки, фотографии, слайды по интерьеру, технологические карты приготовления блюд)
-
Профессионализм педагога, который включает в себя как словесные, так и практические методы обучения. Основное место на занятиях отводится практической работе.
-
Материально- техническая база.
Необходимо помещение с кухонным оборудованием, наличие на квартирах бытовой техники.
На занятиях при работе с бытовой техникой дети должны соблюдать правила безопасности труда. В процессе работы педагог проводит инструктаж по соблюдению этих правил.
КУЛИНАРИЯ
Цель: ознакомить с технологией приготовления различных блюд, развивать практические навыки воспитанников в приготовлении пищи, в умении пользоваться кухонными принадлежностями, воспитывать аккуратность, терпение.
Задачи:
-
Научить воспитанников готовить определённые блюда (первое, второе, десерт, выпечка, салат);
-
Расширить знания о кухонном оборудовании, совершенствовать навыки в его использовании;
Тематический план
-
№ п/п
Тема
Часы
Всего
Теория
Практика
1
Оборудование кухни
Организация рабочего места
1
1
2
Консервирование огурцов и томатов
4.5
0.5
4
3
Борщовые заправки
2.5
0.5
2
4
Квашение и консервирование капусты
4.5
0.5
4
5
Основные правила приготовления пищи
1
1
6
Холодные блюда
а) Бутерброды
б) Салаты и винегреты
9
1
8
7
Первые блюда
Украинский борщ, щи, рассольник, уха, суп
16
1
15
8
Вторые блюда
Блюда из мяса
Блюда из рыбы
Блюда из овощей
19
2
17
9
Мучные блюда
Вареники
Оладьи
Блины
6
1
5
10
Молочные блюда
Каши. Сырники. Запеканка
5
0.5
4.5
11
Сладкие блюда
Компот
Кисель
2.5
0.5
2
12
Пироги. Торты. Печенье.
5
1
4
Всего:76часов
Программа
1.Вводное занятие (1час)
Знакомство с кухонным оборудованием, его предназначением, особенностями эксплуатации. Отличие домашней кухни от промышленной. Техника безопасности.
2.Консервирование огурцов и томатов (4,5 часов)
Теоретическое занятия(0,5ч)
Ознакомление с правилами консервирования, изучение рецепта.
Практическое занятия: консервирование огурцов и томатов из собранного урожая
3.Борщевые заправки (2,5 часов)
Теоретические занятия (0,5 часов) – использование заправок, их разнообразия хранения.
Практическое занятие (2 часа) – изготовление и закатывание борщевых заправок.
4.Квашение и консервирование капусты (4,5)
Теоретическое занятия (0,5ч) – способы консервирование, отличие квашение от консервирования, использование квашеной и консервированной капусты.
Практическое занятия (4ч) – подготовка инструментов для квашения и консервирования (рубка капусты, моркови, приготовление рассола для консервирования), переработка урожая капусты.
5. Основные правила приготовления пищи (1час)
Теоретическое занятия (1час) – соблюдение правил технологии приготовления пищи, посуда, способы тепловой обработки.
6.Холодные блюда. Бутерброды. Салаты и винегреты (9часов)
Теоретическое занятие(1 час) виды бутербродов, массы и масляные смеси к бутербродам; разнообразие салатов и заправок к ним.
Практические занятия (8 часов) – изготовление бутербродов с ветчиной, яйцом, овощами; приготовление салатов овощных (из белокочанной капусты, из моркови и яблок, из огурцов и помидор и др.) и салатов с использованием отварных и консервированных мясных и рыбных продуктов.
7. Первые блюда (16 ч)
Теоретическое занятия (1час) – изучение разновидностей первых блюд, особенности приготовления бульонов, заправки к первым блюдам.
Практические занятия (15 часов) – приготовление украинского борща, щей из свежей капусты, рассольника, ухи, супов (горохового, из фасоли, картофельного и др.), лапши на мясном бульоне, супа молочного.
8. Вторые блюда (19часов)
Теоретические занятия (2ч) – знакомство с технологией приготовления мясных, рыбных, овощных блюд.
Практические занятия (17ч) – приготовление гуляша, жаркого, мяса с овощами, котлет, тефтелей; рыбы запечённой и жареной, котлет из рыбы; картошки жареной, картофельных оладий, голубцов, капусты тушеной, котлет капустных и морковных.
9.Мучные блюда (6ч)
Теоретические занятия (1ч) – технология приготовления вареников, блинов, оладий.
Практические занятия (5ч) – приготовление вареников, блинов, оладий.
10. Молочные блюда (3ч)
Теоретические занятия (0,5ч) – технология приготовления молочных блюд.
Практические занятия (2,5ч) – приготовление сырников, запеканки с изюмом, каш (рисовой, манной, пшенной)
11. сладкие блюда (2,5)
Теоретические занятия (0,5ч) – разновидности сладких блюд, технология приготовления компотов, киселей.
Практические занятия (2,ч) – приготовление компота, киселя из черники.
12. Пироги, торты, печенье (5ч)
Теоретические занятия (1ч) – тесто дрожжевое и бездрожжевое, технология приготовления пирогов и начинки для них; печенья.
Практические занятия (4ч) – приготовление пирожков печёных с начинками из свежей капусты, картофеля, творога, яблок; печенья домашнего, печенья песочного. Торты под руководством воспитателя пекутся по разнообразным рецептам ко дню рождения каждого воспитанника.
Воспитанники к моменту выпуска из детского дома должны:
Знать: технологию приготовления самых распространённых блюд
Уметь: приготовить блюдо из имеющегося набора продуктов.
Домашний уклад
Реализация данной парциальной программы осуществляется воспитателями.
Задача:
-
Ознакомить воспитанников с понятиями «Гигиена жилища», «интерьер», «бюджет семьи», «экология и планирование»
-
Формирование умения и навыки по уходу за жилищем, усадьбой с использованием различных орудий труда, бытовой техники.
Программа разработана для детей среднего и старшего возраста.
Тематический план
Возраст 9-11лет |
Формы работы |
ЗУН |
Цикл бесед по теме «Гигиена жилища» 1.Домашний уют 2.Каким дожжен быть твой собственный уголок? 3. Моющее средства и их применение. 4. Генеральная уборка в квартире. 5. Глажение вещей и белья 6. Сервировка стола
Инструктивные индивидуально-групповые занятия 1.Повседневная (влажная и сухая) уборка квартиры 2.Пользование пылесосом и уход за ним. 3.Уход за полом в зависимости от покрытия (линолеум, окрашенный, ламинированный) 4.Средство по уходу за полом. 5.Мойка посуды. 6.Средства для мытья посуды. 7.Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с бытовыми электроприборами и моющими средствами 8.Правила чистки ковров, батарей, полок. 9.Глажение вещей и белья. 10.Сервировка стола (завтрак, обед, ужин) Комплексные практические занятия
|
-знать назначение бытовых приборов, моющих средств, правил ТБ при работе с ними; - уметь использовать в работе бытовые приборы, моющие средства; - в совершенстве владеть навыками мытья посуды, полов, глажения белья, сервировки стола, чистки ковров. |
|
12-14лет |
Цикл бесед 1.Правила ухода за мебелью. 2.Подготовка жилища к смене сезона 3.Распределение карманных денег. 4.Экономия средств (денежных, моющих) 5.О бережливости (бережное отношение к вещам, мебели, канцелярским товаром, Учебникам и книгам). Инструктивные индивидуально групповое занятия 1.уход за мебелью в зависимости от её покрытия. 2. Регулярная и сезонная уборка квартиры ( мытьё окон, утепление) 3.Подготовка квартиры к зиме, лету. 4.Частичная санитарная обработка помещения. 5. Встречаем гостей (сервировка праздничного стола). 6. Изготовления квартиры (вышивки, плетение и др.) Комплексные практические работы 1.Утепление и мытьё окон. 2. Генеральная уборка квартиры. 3. Участие в повседневной уборке помещения. |
- знать правила ухода за мебелью, иметь понятие об «экономии», распределении денежных средств, о бережливости; - уметь ухаживать за мебелью, экономно расходовать моющие средства, бережно относиться к материальным ценностям; -в совершенстве владеть навыками генеральной уборки квартиры, мытья умения окон. |
15-17л |
Цикл бесед: 1.Интерьер квартиры. 2. Каким я хочу видеть свой дом? 3.Маленькие хитрости (как сделать дом уютным?) 4.Кухня и уход за ней. 5.Что должна знать хозяйка о ведении домашнего хозяйства. 6. Доход семьи. 7.Планирование и запись расходов. 8. О красоте вещей. 9. Проблемы сохранности жилого помещения. Инструктивные индивидуально –групповые занятия.
Комплексные практические работы 1.Участие в повседневной уборке квартиры. 2. Участие в генеральной уборке квартиры. 3.Переодическая уборка кухни, санузла, мытьё раковин, унитазов и т.д. 4. Создание оптимального интерьера квартиры. Подбор и расстановка мебели, светильников, аквариума, картин и пр. 5.Участие в текущем ремонте квартиры (побелка, покраска, ремонт мебели, оклеивание стен обоями, шпаклёвка). 6.Ремонт электробытовой техники (мальчики). 7. Сервировка праздничного стола ( к Новому году, дню рождения, 8 Марта и др.) |
- знать правила ухода за квартирой; - уметь наводить порядок в жилом помещении, ремонтировать его, создавать уют в доме. |
ЛИТЕРАТУРА
-
Федеральная целевая программа «Становление», Курган, 1995г.
-
Программа «Трудовое обучение в 5-7 классах городских и сельских школ» М. 1998г.
-
Программа «Трудовое обучение в 9-11 классах сельских школ» М 1998г.
-
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа М 1979г.
-
Шведова И.Ф. Азбука для детей и взрпослых. М 1992г.
-
Прутченков, Райзберг Б.А. Экономика и жизнь. Методические разработки М. 1993г.
-
Цимболенко Н.А. Азбука быта и поведения Челябинск, 1988г.
-
Арова Э.В. Учись быть красивым. Минск, 1976г.
-
Дубцова К.Г. Этикет за столом. М 1990г.
-
Домострой. М. 1991г.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Методика работы с неговорящими детьми с ОВЗ по чтению и развитию речи ФГОС НОО
- Международный вебинар «Новые технологии для нового поколения. Интерактивная инфографика в детском саду как современный тренд в мнемотехнике»
не нужно размещать на титульном листе "шапку" с указанием ОУ, в котором Вы работаете. В верхнем колонтитуле разработки должен быть логотип Портала. Доп. инф. о правилах публикации см. в разделе Помощь.
С уважением, С.А. Колодин.